Опыт работы "Знакомство дошкольников с культурой и бытом Руси"
статья на тему

Гапонова Татьяна Михайловна

     Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педаго­гической работе народного искусства. Народное искусство, как часть матери­альной культуры, обладает непреходя­щей нравственной, эстетической, по­знавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих по­колений, оно имеет колоссальное зна­чение для развития личности. Мы проявляем большую заинтересованность в сохранении и пере­даче детям культурного наследия пред­ков, считая задачу знакомства ре­бенка с родной культурой очень важной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_doshkolnikov_s_kulturoy_i_bytom_rusi.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

   

Опыт работы на тему:

«Знакомство дошкольников с культурой и бытом Руси»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ №149 «Сказочный» г. Брянска

Гапонова Татьяна Михайловна

 

Введение

      Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

      Все, что находится вокруг человека, называется окружающим миром (живая и неживая природа, люди, предметы, которыми они пользуются). Все это передается из поколения в поколение в виде наследия - природного (растения, животные) и культурного (создано руками человека). Природное наследие человек бережет: если он будет относиться к нему расточительно, то потомкам ничего не останется. Культурное наследие человек не только бережет, но и приумножает, создавая различные предметы (посуда, картины, песни, сказки), по которым потомки смогут судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценным.

       Культурное наследие создают и присваивают люди. Чем больше человек знает, умеет, чем бережнее относится к окружающему миру, к себе, тем он культурнее. Каждый человек принадлежит к определенной культуре. Мы – к русской. Мы говорим на русском языке, знаем русские народные песни, танцы, умеем играть на русских музыкальных инструментах, любим свою Родину - Россию. О русской культуре можно судить по литературе, живописи, архитектуре, событиям в истории русского народа, людям, которые прославили Россию.

      Россия - великая страна. Во всем мире известны имена людей, которые создавали русскую культуру (М.В. Ломоносов, П.М. Третьяков, П.И. Чайковский, М.И. Глинка, А.С. Пушкин, С.А. Есенин, В.М. Васнецов).  

         Культура народа является частью его истории.  Культура народа – это все, что создано его умом, талантом, руками, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

     Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

     Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства. Мастер писал на иконе святого Георгия, повергающего копьем дракона,— выходил победитель сказочного Змея Горыныча, а спасенная дева напоминала царевну. Ювелир плавил золото с серебром, вытягивал тонкую нить, свивал ее, крепил сверкающий самоцветный камешек — и возникала явь многоцветного сказочного дива. Строитель возводил храм — получалась просторная палата, под куполом которой из узких проемов в стене лился и играл солнечный луч. В наличниках и коньке, тонком деревянном полотенце, украшавших избу, плотник творил фантастических зверей и птиц, цветы и травы. Ковш для питья напоминал утицу. Прямо с расписной прялки скакали былинные кони, а праздничные сапоги, сшитые сапожником, напоминали те, про которые в былинах пели, что под пяту воробей пролетит, а около носка хоть яйцо прокати...  Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания — мудрость воспитания; Ознакомившись с нею, убеждаешься: народ — величайший педагог-мыслитель, педагог-практик. Теоретическая глубина и поэтическая прелесть, образность и афористичность — все слилось в поэтическом голосе народа.      

       Каждый народ имеет национальную культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной (авторской) культуры.

     Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на одной и той же территории и имеющих кровное родство. Таким образом, национальная культура находится в гармонии с национальным характером (вспомним различие темпераментов северянина и южанина). Она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме.

      Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело,— на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «присвоенной» культуры.

Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни. Например, существует большой пласт народных традиций, связанных с пестованием маленьких детей.

      Педагог детского сада имеет   больше возможностей для воспитания детей в духе родной культуры, нежели школьный учитель, потому что он именно живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и одухотворив ее. Мы мало задумываемся о том, насколько культурна и эстетична та среда, в которой растут дети сегодня. Они слушают русские народные сказки — и тут же смотрят мультфильмы про Тома и Джерри. Нередко взрослые предлагают малышам классическую музыку, а сами признаются, что предпочитают песни Ю. Николаева.

    Перед каждым воспитателем, начинающим работать с детьми, должен,  прежде всего,  встать вопрос: а что такое для него самого русская культура? Ощущает ли он себя ее носителем? Многим людям импонирует культурный космополитизм. Однако  если вместо целостной культуры ребенок получит в качестве питательной среды хаотический набор элементов разных традиций, это таит в себе угрозу развития равнодушия.

      Жизнь в русле родной культуры не может быть навязана педагогу. Она может быть только результатом свободного выбора свободного человека, который видит именно в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. В каждом районе, а раньше и в каждой деревне, существуют свои особые традиции в песенном, декоративно-прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности именно того места, где мы живем.

     Фольклористы выделяют северную, южную и среднерусскую традиции пения. Но даже жители двух соседних деревень, принадлежащие, несомненно, к одной традиции, могли по-разному петь одну и ту же песню, причем это передавалось из поколения в поколение так же, как узоры вышивки или украшения наличников окон.

      К сожалению, в наше время мало кто может гордиться хорошим знанием славянской мифологии и истории. Вместе с тем по-настоящему понять русскую национальную культуру невозможно, не проникнувшись своеобразным духом, присущим культуре народной.

      Величайшие художники, музыканты, поэты неоднократно писали и говорили о том, сколь много значило для них общение с культурой народа. Достаточно вспомнить до тоски доходящую пожизненную тягу Л. Н. Толстого к «простым людям».

        П. И. Чайковский писал: «Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки... Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Я русский в полном     смысле слова...»

       Таким образом, между русской народной и русской авторской культурой есть глубинная связь и единство, ибо и то, и другое выражают Дух народа. Поэтому там, где это возможно, необходимо предлагать детям произведения русских писателей, поэтов, композиторов, живописцев, которые позволят им более глубоко и содержательно прожить тот или иной момент, сделать более полным, объемным его восприятие.

       Только глубоко вникнув в какую-то одну культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие. Ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что-то должно стать в жизни особенным, как говорил Маленький Принц, «какая-то роза должна быть одной в целом свете, иначе человек никогда не поймет, в чем суть розы». И это естественно, если для наших детей этой розой, единственной во всем свете, станет родная русская культура. А когда они вырастут, то смогут услышав многоголосье культур, звучащих в едином хоре Человечества,  различить совершенно неповторимую теплую, нежную и радостную интонацию звучания культуры своего народа.

 

История исследования проблемы

     Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педагогической работе народного искусства. Народное искусство, как часть материальной культуры, обладает непреходящей нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями (К.Д. Ушинский).

       Что вспоминаем мы при имени Владимира Ивановича Даля? Конечно, его знаменитый «Толковый словарь...». Поразмыслив, назовем его объемный сборник «Пословиц» — кладезь мудрости русского народа. Но, пожалуй, только специалисты и немногие энтузиасты-читатели в наше суровое время обращаются к художественным произведениям писателя, воспринимая их в органической связи с высокой художественной культурой и гуманистической литературой XIX в. в России. А книжки для детей? Совсем маленькие слушатели-читатели   с радостью войдут в сказочный поэтический мир доброго и мудрого писателя. »).

     Часть творческой жизни Даля — его произведения для детей. Создавая книги для ребят разных возрастов, он придавал этой работе смысл весьма серьезный, ибо и хорошему родному языку учил маленького читателя, и к народному творчеству его приобщал, и формировал его нравственные чувства, и через все это вел к познанию прекрасного и доброго в окружающем мире и в людях.

      Даль ратовал за воспитание, в основе которого лежат национальные традиции. Он считал, что ребенка с самого раннего возраста необходимо приобщать к отечественной культуре, к народному слову. Наблюдая за тем, как воспитываются дети в дворянских семьях с иностранными гувернерами и гувернантками, великий писатель сожалел, что предается забвению национальное, отечественное. «Свое, родное, доброе и худое,— отмечал он,— обходит вас с самого младенчества, словно тень, словно что-то чужое; родители и воспитатели, не ведая, что творят, направляют всю духовную и нравственную жизнь нашу на чужбину, а человек, не приуроченный с пелен к своей почве, едва ли к ней приживется. А как ему к ней приурочиться, коли он соком ее не питался и едва ее знает?» О первой своей книжке для малышей Даль писал: «Книжечка эта русская, по духу, по отношениям к быту, к жизни народа». В «Первинки» писатель включил ряд талантливо обработанных им народных сказок о животных, а также на бытовые темы («Старик-годовик», «Лиса и тетерев», «Журавль и цапля», «Медведь-половинщик», «Война грибов с ягодами», «Девочка-Снегурочка»).

      Сказки Даля учили маленького человека выбору между плохим и хорошим поступком; в них прославлялись доброта и смелость, осуждались жадность, вероломство, трусость и другие человеческие пороки. Сохраняя сюжет и фольклорную стилистику, писатель литературно обрабатывал сказки для малышей. Учитывая возраст и психологию ребенка, опускал грубые сцены. Диалектную, малоупотребительную лексику заменил общепонятной. В текст сказок он ввел меткие народные слова и выражения, пословицы и поговорки, прибаутки, песенки, загадки, игры. Стремясь разбудить в ребенке воображение, чувство гармонии и красоты, использовал яркие художественные образы, детали, несущие эмоциональную окраску. Вот, например, как несколькими фразами он создавал лирически проникновенную поэтическую картину природы:

«Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые — подснежные: голубые и белые, сине-алые и желто-серые.

Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по болотам, по лесам, по ручьям» («Журавль и цапля »).  

    В  свои книжечки В. И. Даль включил немалое число пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок. И не случайно. Пословицы учат детей нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре: «Правда светлее солнца»; «Будь в малом правдив — и в большом станут верить»; «Ссора до добра не доведет».

    Загадки, емкие по содержанию, дают простор воображению, несут образ вещи, предмета, помогая постичь их внутренний метафорический смысл: «У двух матерей по пяти сыновей, все в одно имя» (пальцы рук); «Стоит сад, в саду двенадцать гряд, на грядах по четыре бороздки, на каждой бороздке по семи коченей» (год, 12 месяцев, 4 недели, 7 дней); «Сестра к брату в гости идет, а он от сестры прячется» (ночь и день). Скороговорки или чистоговорки, включенные в один из разделов «Первинок», выполняют задачу не только позабавить малыша. «Их заучивают,— замечал Даль,— чтобы натореть в чистом и скором говоре» («Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша»).

      Естественны и живы в стихах Даля элементы устной народной поэзии — восклицания, повторы, ритмика, интонация.

      Книги В. И. Даля, адресованные детям, решают задачу огромной важности — учат светлому и жизнерадостному восприятию мира, дают уроки нравственности и доброты, приобщают к богатствам и красоте родного языка, народным традициям, величайшей культуре прошлого. Именно поэтому «они сегодня так актуальны и могут с успехом быть использованы воспитателями в работе с детьми.

     За  использование в воспитании идеи народности  ратовал и К.Д.Ушинский.

      Должно ли воспитание, изучив вверенный ему характер, принять его природные особенности в основание своих действий, или оно может, не обращая внимания на природные задатки, создавать по своему собственному образцу вторую природу для человека?

          Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения - в привычки, а привычки - в наклонности. Когда убеждение так вкоренилось в  человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы. Но кто из нас не испытывал на себе, как медленно и с каким трудом совершается этот процесс? По большей части убеждения, принятые нами в жизни и противоречащие нашим прирожденным наклонностям, живут в нас до самой смерти как нечто чуждое и принудительное.

        Воспитание должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясно дорога добра. Но этого мало. Каждый из нас видит прямую дорогу, но многие ли могут похвалиться, что никогда не уклонялись от нее?              

      К чести природы человеческой должно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно добрых побуждений, но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.

       Взгляните на людей, поселившихся на  чужбине, и вы убедитесь, как живуча народность в теле человека. Поколения сменяют друг друга, и десятое из них не может еще войти в живой организм народа, но остается в нем мертвой вставкой. Можно позабыть имя своей родины и носить в себе ее характер, пока беспрестанные приливы новой крови, наконец, не изгладят его. Так глубоко и сильно вкоренил Творец элемент народности в человеке.

      Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.

       Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее. Даже в злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее культура, предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека.

        Удивительно ли после этого, что воспитание созданное самим народом и основанное на природных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.        

          До сих пор народность является единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности своей идеи, вносимой в историю, народ является  в ней исторической личностью. Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и исчезнуть.

            Что такое история народа, если не процесс сознания той идеи, которая скрывается в его народности, и выражения ее в исторических деяниях? Чем сильнее в человеке народность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования, и что относится к великим историческим деятелям и великим народным писателям, которые подвигают периодами народное самосознание, то может быть приложено и к каждому члену общества. Для того уже, чтобы понять великого человека или сочувствовать народному писателю, необходимо носить в самом себе зародыш народности.

             Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его литературы, культуры, законов, словом, на всю его историю.

          Народная идея воспитания сознается тем скорее и полнее, чем более семейным делом народа является общественное воспитание, чем более занимаются им литература и общественное мнение. А само  воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ,— с ним родилось, с ним выросло, отразило в себе всю его историю и  культуру».  

           Конечно же, кроме народных достоинств есть еще и народные недостатки, и иногда народность нуждается в исправлении, но судить о достоинствах и недостатках народа по нашим личным понятиям. Втискивая идею народности в узкие рамки нашего идеала, никто не имеет права. Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности,- это идеал представляемый нам христианством. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, именно за ним должно стремиться  развитие народности.

       Большое влияние  на процесс воспитания наших детей в духе народности   оказывает русское народное творчество.  В первую очередь это пословицы и поговорки русского народа.

          Еще   Виссарион Григорьевич Белинский сравнивал пословицы и поговорки с «ходячей, житейской, практической философией народа». И не только с «философией», но и с «поэзией души народа». Константин Дмитриевич Ушинский отмечал: - пословицы и поговорки по форме своей — это животрепещущее проявление родного слова, «вылетевшее прямо из его живого, глубокого источника — вечно юной, вечно развивающейся души народа». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию,— писал он,— наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

       Итак, какие же философские и педагогические проблемы волновали столетиями русский народ?  Эту проблему исследует доктор педагогических наук, профессор А. Плеханов.

     Прежде всего, обратим внимание на высказывания   народа о сущности счастья. Ведь именно в связи с этой философской проблемой ставились и решались конкретные вопросы воспитания детей. На извечный вопрос: «Для чего надо воспитывать детей?» — народ отвечал: «Для счастья. Чтобы дети, став взрослыми, были счастливыми людьми». Заметим, этот же подход просматривается и в педагогическом наследии Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Разумеется, в высказываниях философов и педагогов мы найдем самые различные суждения о счастье, но бесспорны наиболее реалистические. Это утверждения: «если полна изба детей, так и счастье в ней»; «изба детьми весела»; «дети не в тягость, а в радость».

       Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывался в слово «полна»? Ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын — не сын, два сына — полсына, три сына — целый сын». Счастье родителей и счастье детей — нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так подмечает: «Добрые дети — делу венец, а плохие дети — дому конец». Точнее, ярче и образнее не скажешь.

       Извечный и основной вопрос педагогики: каким и кем будет сын или дочь. Прежде всего, каким, а потом — кем. От того, какова цель, намечается план воспитания, система условий, средств и методов.  Однако подобных силлогизмов нет в народной педагогике. Это обычный прием анализа и обобщения явлений педагогической практики.  Целесообразнее всего,   начать осмысление основных идей народной педагогики с вопроса о значении первоначального воспитания в последующем формировании человеческой личности («Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрешься»). Одна из педагогических аксиом гласит: воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учетом их возрастных особенностей. « Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так не научишь», «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается», «Не учила, когда поперек лавочки лежал, а во всю вытянулся — не научишь», «Ум придет, да пора пройдет».

     Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках; от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине, от гостеприимства и культуры речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания. Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца», «Где правда, там и счастье», «Правда, дороже золота», «Все минется, одна правда останется». В народном мировоззрении «Жизнь без правды не житье, а вытье». Потому и напутствие каждому, вступающему в жизнь:

«Дело знай, а правду помни», «да дело стой смело», «Ко всякому правому делу надобно быть смелу», «Кто за правду горой, тот истый герой». Правдивость народ не отделяет от чувства чести и достоинства. И как тут не согласиться: «В ком честь, в том и правда», « В ком правды нет, в том и добра мало»! И, наконец (это ведь тоже правда!), «Всяк про правду трубит, да не всяк правду любит», «Правду всяк хвалит, а не всяк ее хранит».

      Естественно, возникают вопросы: какие методы воспитания рекомендуются народной педагогикой? Какие условия необходимы и какие средства целесообразны в формировании личности? Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей.   В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму-разуму учат да «сердцем награждают»: «Не та мать, что родит, а та, что сердцем наградит», « Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму-разуму научил», «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел».

        Пример родителей — лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина.

      Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которую накопил народ за его многовековую историю. Одна из прекрасных традиций — обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой — долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот во век не погибает», «Оскорбивший отца или мать презирает народ».   Как Святыню следует чтить родную мать,  ибо все мы ее вечные должники. Ничем  не вознаградить ее самопожертвования, до седых волос человек в долгу перед ней за ее материнский подвиг. И вовсе не преувеличение, когда мы слышим: «Если для матери сделаешь яичницу даже на ладони, и тогда у нее будешь в долгу».

Можно отметить  еще один аспект русской народной педагогики. Речь идет о самовоспитании. Народ об этом никогда не забывал: «Кто как себя поведет, такая слава и пойдет», «Не дав слово —  крепись, а дав слово — держись», «Учись доброму, так худое на ум не пойдет».

      Особую роль народного   искусства в эстетическом воспитании дошкольников отмечали и другие отечественные ученые (АЛ. Усова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова, В.Я. Езикеева, Н.С. Карпинская, Е.Г. Ковальская, В.М. Федяевская, Н.Б. Халезова, В.Н. Чуракова, З.А. Богатеева, Т.Н. Доронова. А.А. Грибовская и др.).

Е.А. Флерина одна из первых выступала за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе приобщения к нему дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания оригинальных произведений, в том числе декоративных узоров.

     Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала и Н.П. Сакулина, считавшая, что детям дошкольного возраста близки и понятны изделия мастеров разных видов декоративного искусства (роспись, резьба, вышивка, игрушки).

     Ныне народное искусство, и это отрадно, широко используется в  воспитании детей. Подлинные изделия различных промыслов и современные произведения декоративного искусства используются и на занятиях, и в оформлении детских садов.

Эта система построена на основе концепции эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой. Ее положения заключаются в следующем.

• Тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор художественного материала по различным видам народного искусства (музыкальное, художественно-речевое, декоративно-прикладное) при условии их тесной взаимосвязи и между собой, и с классическим искусством.

•  Интеграция работы на основе народного искусства с другими направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, игры и т.д.).

• Активное включение детей в разнообразные художественно-творческие деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.

 •  Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет предпочтений, склонностей и интересов,  индивидуальная работа с каждым ребенком в процессе коллективных занятий с детьми.

• Широкое включение детских работ в жизнь дошкольного учреждения: создание эстетической среды, оформление и проведение праздников и досугов,  

•  Бережное и уважительное отношение к детскому творчеству.

•  Использование разнообразных методов и приемов в работе с детьми, в том числе игровых.

        Задачи этой системы таковы: расширять представления о многообразии видов народного  искусства.  Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народным  искусством. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за мастерство русского народа. Знакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, ассоциативное

мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.   Показать взаимосвязь искусств: народного декоративно-прикладного, устного и музыкального.  

     Программа основана на интеграции различных видов детской деятельности (художественно-речевая, музыкальная, игровая, изобразительная, театрализованная), в основе которых лежит ознакомление с искусством, как классическим, так и народным, при этом народному искусству уделяется особое внимание.

     Предлагается использовать народное искусство в педагогическом процессе детского сада в трех направлениях:

1) для оформления интерьеров, праздников, досугов;

2)  для ознакомления детей с народным искусством (слушание сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассматривание изделий народных мастеров);

3)  для развития детского творчества (народное искусство в качестве образцов-эталонов - сначала для воспроизведения, а затем для творческого осмысления и собственного творчества (по мысли Т.Я. Шпикаловой, «повтор, вариации, импровизации»).

     Необходимо сначала научить детей правильно рассматривать (обследовать) предметы народного декоративно-прикладного искусства. Последовательность этого процесса была разработана Н.П. Сакулиной - это целостное восприятие предмета, его анализ и вновь целостное восприятие, но уже на другом уровне. При организации занятий необходимо практиковать игровые формы обучения, посещать имеете с детьми музеи и выставки организовывать театрализованные представления, досуги и т.д.

       Для детей 5 лет   предполагается  изучение  семи тем:  «Народный быт», «Народные праздники», «Русские народные потешки», «Филимоновские свистульки», «Рисуем отгадки к народным загадкам», «Городецкие цветы» и «Русские народные сказки».

   Для детей 6-7 лет   включаются следующие темы: «Русская народная песня», «Русская вышивка», «Русский народный костюм», «Голубая Гжель», «Русские народные игры», «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа», «Золотая Хохлома», «Русская матрешка»,   «Народные промыслы родного края»  «Сказки».

     В результате этого  шести – семи годам ребенок:

•  Имеет представление об отдельных постройках подворья, основных видах традиционного труда; предметах труда, быта, посуды, костюма; домашних животных; о национальной кухне; народных праздниках.

•   Проявляет сопереживание, сочувствие, положительное отношение к героям народных сказок, ориентируется на них в оценке своего поведения.

•  Устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду.

•   Проявляет интерес к предметам быта, традиционной утвари, произведениям народного творчества и бережно к ним относится.

•   С удовольствием исполняет народные песни, танцы, водит хороводы, слушает игру на народных инструментах.

•   Стремится к участию в традиционных праздниках, проявляет интерес к ряжению в русские костюмы.

•  Использует полученную информацию в специально организованной и самостоятельной деятельности: изобразительной (лепка, рисование, аппликация), трудовой (приготовление   морсов,   салатов),   конструктивной (строительство избы, колодца), музыкальной (исполнение народных песен, танцев, хороводов, слушание народной музыки), игровой (участие в хороводных, подвижных, дидактических играх; использование сюжетов на темы русских народных сказок).

    В заключение можно отметить, что в настоящее время  многие педагоги проявляют большую заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков, считая очень важной задачу знакомства ребенка с родной культурой.

      Исследовав опыт работы педагогов прошлого и настоящего времени, мы пришли к пониманию того, что знакомить дошкольников с культурой и бытом Руси в нашем детском саду просто необходимо. Мы проявляем большую заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков и считаем задачу знакомства ребенка с родной культурой очень важной.

        В своей работе мы наметили следующие задачи:

Для младших дошкольников:

*   Развивать знания ребенка о семье, ее родословной,   быте, семейных традициях и пр.

* Формировать интерес к народному искусству:  народным  играм,  песням, танцам,  хороводам,  праздникам,  игре на народных инструментах.

* Знакомить детей с традициями русских народных праздников, формировать желание  участвовать в них, проявлять интерес к ряжению в русские костюмы.

* Познакомить детей с русскими народными сказками.

Для старших дошкольников:

* Познакомить детей с атрибутами русской традиционной культуры: устройством избы, предметами  быта, домашней утварью, посудой, одеждой, домашними животными,  дать  представление об отдельных постройках подворья, основных видах традиционного труда; предметах труда.

 * Формировать чувство патриотизма у ребенка, любовь к месту, где  он родился  и живет, уважение к традициям и обычаям народа, его истории,   приобщать к культуре родного народа.  

  * Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного  творчества (сказками,  пословицами, поговорками, потешками, закличками и т.д.),  с помощью фольклора влияя на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

* Приобщая детей к истокам русской народной  культуры,   развивать личность каждого ребенка, который,   станет носителем черт русского характера, русской ментальности.

 

Содержание практической работы

    Для решения вышеизложенных задач была проведена следующая работа:

1. Составлен перспективный план  работы с детьми и план работы с родителями.

2. Проведена диагностика на знание детьми  атрибутов русской культуры  (предметов быта, одежды, домашней утвари), произведений устного народного творчества, русских народных песен, игр, праздников.

3. Собрана информация о культуре и быте Руси и  выстроена система практической работы на основе  собранного  материала.

Знакомство детей с культурой и бытом Руси

     Первоначально мы подводили детей к пониманию того, что мы русские, наша страна называется Россия, а в старину  она звалась  Русью, а наши предки - русичами. Мы рассказали детям, что в старые времена жизнь людей намного отличалась от жизни современной. Сейчас мы живем в больших домах, которые строятся из кирпича, с помощью различных машин и подъемных кранов. Совсем другие дома были в старину. Они   назывались избами и их строили из дерева. Тогда люди   все, что было необходимо для жизни, делали своими руками…  

       Для знакомства детей с бытом Руси мы изготовили макет русской избы с домашней утварью.  При этом мы обращали внимание детей  на предметы домашнего обихода, показывали их,  рассказывали, для чего они нужны и как ими пользоваться.

Беседы наши проходили обычно по вечерам.  В результате   дети получили представление об отдельных постройках подворья, основных видах традиционного труда; предметах труда, быта, посуды, костюма;  о национальной кухне; народных праздниках. Они начали устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, труду. Стали  проявлять интерес к предметам быта, традиционной утвари.

Кроме того, мы знакомили наших детей с русским народным творчеством. В младшей и средней группах слушали колыбельные песни и потешки. А начиная со старшей группы – русские народные песни. Сначала мы только слушали их, отмечая напевность, мелодичность и красоту, а потом пробовали исполнять сами.

Много времени уделяли слушанию игры на русских народных инструментах.  В частности на музыкальных занятиях дети познакомились с этими инструментами и услышали их звучание.

Мы также рассказывали детям о некоторых центральных сезонных праздниках (например, о дне осеннего равноденствия).

    21 сентября. Осенины. День осеннего равноденствия, Рождество Пресвятой Богородицы. Издавна праздновался как центральный сезонный праздник осени, праздник урожая. В праздник урожая мы  поговорили о том, кто из детей помогал взрослым в работе на земле, что они делали, какими орудиями пользовались. Затем показали детям на картинке  орудия сельскохозяйственного труда, обсудили назначение каждого из них. Подвели к мысли, что орудие труда — это продолжение человеческой руки, которое помогает в работе, поэтому человек бережно, заботливо относился к своим помощникам — плугу, мотыге, бороне.

 К этому празднику мы  сделали вместе с  детьми  праздничные снопики зерновых культур,  перевязав их красивыми ленточками. А на столе  в этот   у нас были различные овощи и фрукты.  

    Еще    мы     знакомили детей с важнейшими датами народного календаря, дополняя их по возможности различными сведениями из русской истории.  

   Сентябрь — вересень, хмурень, ревун

Приметы. Много желудей на дубе — к лютой и снежной зиме. Много рябины уродилось — осень будет дождливая.

Эти приметы   мы  проверяли  со старшими детьми.

    5 сентября. Луппа — Брусничник. Мы принесли в детский сад бруснику, и показали  несколько  кустиков с листочками.  

    7 сентября. Тит и Варфоломей. «Святой Тит последний гриб растит».

 Познакомили детей с пословицами. Кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. Не  всякий   гриб   в  лукошко   кладут.

      В этот день мы  рассматривали грибы на картинках. Лепили их из пластилина, обращая внимание на специфику того или иного вида.   Рассказали детям, что грибы  сушат, солят, маринуют, замораживают. Загадывали загадки про грибы.

Полученную информацию дети стали использовать в специально организованной и самостоятельной деятельности: изобразительной (лепка, рисование, аппликация), конструктивной (строительство избы, колодца), музыкальной (исполнение народных песен, танцев, хороводов, слушание народной музыки), игровой (участие в хороводных, подвижных, дидактических играх; использование сюжетов на темы русских народных сказок).

      На основе знакомства с  народным календарем мы спланировали систему занятий по ознакомлению ребенка с окружающим миром, которые были представлены  не просто как занятия, а как занятия -  праздники,  при этом дети не только получали интересную информацию, но и проникались духом любви к родной земле-кормилице, радостью и благодарностью к ее щедрости, уважением к труду человека.

     Почему именно  праздники? Праздник - это день, наполненный радостью, весельем, день, когда все объединяются. Само слово «праздник» заимствовано из старославянского языка и буквально означает «не занятый делами, свободный от работы». Особое значение праздник имеет для ребенка.  

        Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста обязательно следует приобщать к праздничной культуре.

Нами были выделены следующие виды праздников:

• народные и фольклорные (праздники народного календаря) - Святки, Масленица, Красная горка, Праздник русской березки, Осенины;

•    государственно-гражданские   -Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;

•  международные - День защиты детей, Международный женский день 8 Марта;

•  православные — Рождество, Пасха, Вербное воскресенье, Покров;

      Особенно важно, что народные праздники, обряды и обрядовая поэзия являются значимыми явлениями духовной культуры русского народа,   поэтому  они имеют огромное значение для формирования основ культуры ребенка.  Так мы  приобщаем детей к истокам русской народной праздничной культуры,  и развиваем личность каждого ребенка.

  Роль фольклора в работе с детьми    

       Практиками давно было замечено: знакомство с произведениями устного народного творчества является очень эффективным методом воспитания, фольклор легко воспринимается детьми с самого раннего возраста. В нем заложена информация о соблюдении правил поведения, норм морали, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Произведения устного народного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффективно влиять на формирование ценностных представлений (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

    Первоначально мы развивали интерес детей к потешкам, прибауткам, пальчиковым играм, песенкам, считалкам, закличкам, приговоркам, загадкам; формировали интуитивное понимание и целостное художественное восприятие фольклорных текстов на основе их использования в различных видах деятельности. В частности на занятиях по развитию речи мы не раз обращались к пословицам, составляя по ним небольшие рассказы.

        Кроме того, следует отметить, что использование малых фольклорных форм в   работе с детьми   способствует освоению ими родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль.  К тому же, работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов и способствует активизации когнитивно-речевой деятельности.

     Особым пластом русской народной культуры являются сказки. В любом возрасте дети с удовольствием слушают их. В работе со старшими дошкольниками мы перечитывали уже знакомые им сказки, проводили аналогию между ними и другими фольклорными формами. Через сказки знакомились с меткими выражениями: пословицами, поговорками, приговорками. Мы учили наших ребят находить в сказках поучение, потому что часто смысл содержания сказки скрывается в пословицах и поговорках, заключенных  в   ней.

       Кроме обычных сказок существуют также удивительные создания детской поэзии: сказки – шутки, сказки – потешки. Такие сказки стоят на границе между смешной жизнерадостной вседозволенностью детства и суровыми законами бытия, которые ребенок должен усвоить еще с младенчества.

        В такой сказке почти отсутствуют элементы фантастики в изображении. Звери птицы и люди представлены в натуральную величину, поэтому заяц, мышь, еж, кот, петух всегда слабее волка, медведя, лисы. Но они побеждают врагов с помощью необычных вопросов, поступков.

          Сказки осуждают такие свойства человеческого характера как лень, жадность,  упрямство, трусость зависть, и, напротив одобряют трудолюбие, верность, смелость.

       С помощью сказок – потешек мы превращаем маленький, замкнутый мир ребенка   в разомкнутый, бесконечно разнообразный окружающий мир.

        Для   нашей работы, большое значение имеет специальная организация предметно - развивающей среды: подбор книг с фольклорными произведениями, костюмов, атрибутов для театрализации, наборов открыток, иллюстраций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам, образных игрушек-персонажей, кукол, предметов русского быта, деталей народной одежды.

    Особую роль играет создание языковой среды, активизация восприятия произведений малых фольклорных жанров: использование в повседневной жизни малых фольклорных форм, музыки, а также обращение к личному опыту детей, предваряющий рассказ, появление ярких героев, совместное обсуждение понравившихся фольклорных образов.

    Использование малых фольклорных форм не требует выделения отдельного времени и поиска особых форм работы, а органично сочетается с программой воспитания и обучения дошкольников 4-7 лет.

 Работа с родителями с целью развития знаний ребенка о семье, ее родословной, обычаях и традициях.  

 Работа воспитателя в детском саду по ознакомлению детей с бытом и культурой  нашего народа, несомненно, очень важна, однако без участия в этом вопросе семьи ребенка  работа воспитателя практически сводится к нулю.  Знакомство с историей семьи – первая ступень знакомства с историей России.

     Родной дом - это сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребенок родился и растет; атмосферу домашнего очага, определяемую прежде всего семейными традициями; дом, где он живет; близких друзей, родственников и др.

Мы  создаем  условия для формирования у старших дошкольников положительно насыщенного образа родного дома, для выработки ценностного отношения к дому и своей семье и  формируем знания о семье, ее родословной, об истории появления дома, быте, семейных традициях и пр.

Мы проводили следующую работу  со   старшими   дошкольниками:

Тема: Семья, родословная

Цели и задачи. Закреплять знание своей фамилии, имени и отчества родителей.   Углублять представления о семье, ее составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей. Составить родословную. Формировать интерес к истории семьи и дома.

Пути достижения цели. Рассматривание и обсуждение семейных фотографий на занятиях по развитию речи. Беседа на тему: « Как появилась моя фамилия?» Рисование на темы «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы». Беседы на темы «Мои близкие», «Самые дорогие люди»   «Моя родословная»   «История моего дома», «Как росли мои родители, бабушка, дедушка».    

Тема: Семейные праздники и традиции

Цепи и задачи. Познакомить с культурными традициями разных семей. Воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции, принимать посильное участие в подготовке семейных праздников. Разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями, памятных наград.

Пути достижения цели. Беседы на темы:  «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи».

Успех реализации этого, своего рода, проекта,   имеет прямую зависимость   от заинтересованности родителей. Нами был составлен план работы с родителями (прилагается) и намечены задачи:

1.  Заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в реализации нашего проекта  

2. Привлекать их к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

3. Выработать у родителей представление, что только на собственном примере можно сформировать у ребенка желание заботится о членах семьи.

    Мы провели для родителей ряд консультаций:

«Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?»,

« Семейные праздники и традиции», «Родословная  семьи», «Русская народная мудрость о воспитании».

   Родителям мы:

* Предлагали вместе с ребенком составить родословную семьи

* Рассмотреть  с детьми семейные фотографии

                                          семейные реликвии

        различные награды

* Поведать детям  о предках, их жизни

* Рассказать об интересных и значительных случаях настоящих и бывших

    членов семьи

* Бережно хранить почетные грамоты и подарки, обращая на это внимание

   детей

Заключение

Как уже упоминалось ранее,  мы проявляем большую заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков, считая задачу знакомства ребенка с родной культурой очень важной. Эта тема достаточно сложная, ее невозможно освоить в течение нескольких занятий, тем более, что  целью работы является не только ознакомление дошкольников с культурой и бытом Руси, а формирование у ребенка чувства патриотизма, любви к своей Родине, уважения к обычаям и истории народа.

     В настоящее время мы уже познакомили,  и будем продолжать знакомить

детей с атрибутами русской традиционной культуры, с народным искусством

(играми, песнями), с обычаями и традициями народа.

      Мы рассказываем детям о традициях русских народных праздников, формируем желание участвовать в них.

       Продолжаем развивать знания ребенка о семье, ее родословной, семейных обычаях и традициях.

       Знакомим детей с произведениями устного народного творчества (сказками,  пословицами, поговорками, потешками, закличками и т.д.),  с помощью фольклора влияем на формирование ценностных представлений.  

     Приобщая детей к истокам русской народной  культуры,   развиваем личность каждого ребенка, который,  в будущем  станет носителем черт русского характера.

     В своей работе с детьми мы,  по возможности,  реализуем поставленные нами ранее задачи.

Библиография

1. Атемаскина Ю.    «Формирование положительного образа родного дома»  // Дошкольное воспитание №10 2006г.

2. Гаврилова Е.   «Крепость на Боровицком  холме» // Дошкольное воспитание №9 2007г.

3. Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России: 3 – е изд. М.: АРКТИ, 2005г.

 

4. Кокуева А.В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурно – нравственных традициях своего народа: М.: 2005г.

5. Круглова Н. «Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры»  //  Дошкольное воспитание №10 2006г.

6. Кулагина Н.В. Воспитание дошкольников средствами музыкального, песенного и игрового фольклора: Брянск 2007г.

7. Логунов А. «Пирог из русской печки»: М.: Дет. лит. 1983г.

8. Пескишева Т. «Малые фольклорные формы в работе с детьми»  // Дошкольное воспитание №8 2007г.

9.Русские народные песни: М.: Дет. лит. 1978г.

10. Светлова Г. «Что за прелесть эти сказки!»  // Дошкольное воспитание № 6 2007г.  

11.Стрельцова Л. Е. Литература и фантазия: М., П. 1992г.

12. Ушинский К. Д.  «Воспитание и характер. Какую роль играет народность в воспитании?» //  Дошкольное воспитание 1993 г.  

13. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду: М., 1947г.

Воспитание и характер. Какую роль играет  

        народность в воспитании?

    Должно ли воспитание, изучив вверенный ему характер, принять его природные особенности в основание своих действий, или оно может, не обращая внимания на природные задатки, создавать по своему собственному образцу вторую природу для человека?

Выполнение первой задачи весьма трудно, а для общественного

воспитания, о котором говорится здесь, и вовсе невозможно. Оно требует

очень глубокого изучения характера каждого воспитанника и умения

пользоваться их природными наклонностями.

Гораздо легче держаться одного принятого идеала воспитания и, не

обращая особенного внимания на мелкие различия характера, стараться

внести в них этот идеал.

     Но если выполнение второй задачи не требует такой огромной

наблюдательности, какая нужна для выполнения первой, зато она представляет непреодолимые препятствия с другой стороны. Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения -      в привычки, а привычки - в наклонности. Когда убеждение так вкоренилось в  человеке, что он повинуется ему прежде, чем думает, что должен повиноваться, тогда только оно делается элементом его природы. Но кто из нас не испытывал на себе, как медленно и с каким трудом совершается этот процесс? Многие ли из нас могут похвалиться такой силой убеждений? По большей части убеждения, принятые нами в жизни и противоречащие нашим прирожденным наклонностям, живут в нас до самой смерти как нечто чуждое и принудительное.

      Характеры, пересозданные к лучшему воспитанием и жизнью, имеют за

собой великое достоинство открытия нового источника добра, но долго воды

этого  источника будут отзываться горечью своей неволи, и только может

быть детям и внукам придется черпать из него бессознательно живительную

влагу.

        Сила характера – это сокровище, ничем не заменимое. Она почерпается  

единственно из природных источников души, и воспитание должно более

всего беречь эту силу как основание всякого человеческого достоинства.

          Воспитание должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясно дорога добра. Но этого мало. Каждый из нас видит прямую дорогу, но многие ли могут похвалиться, что никогда не уклонялись от нее? К чести природы человеческой должно сказать, что нет такого сердца, в котором бы не было бескорыстно добрых побуждений, но эти побуждения так разнообразны и иногда так глубоко скрыты, что не всегда легко отыскать их. Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основание того убеждения, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.

       Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее. Даже в злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее культура, предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Есть примеры ненависти к родине, но, сколько любви бывает иногда в этой ненависти!    

        Взгляните на людей, поселившихся на  чужбине, и вы убедитесь, как живуча народность в теле человека. Поколения сменяют друг друга, и десятое из них не может еще войти в живой организм народа, но остается в нем мертвой вставкой. Можно позабыть имя своей родины и носить в себе ее характер, пока беспрестанные приливы новой крови наконец не изгладят его. Так глубоко и сильно вкоренил Творец элемент народности в человеке.

        Удивительно ли после этого, что воспитание созданное самим народом и основанное на природных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

         До сих пор народность является единственным источником жизни народа в истории. В силу особенности своей идеи, вносимой в историю, народ является  в ней исторической личностью. Народ без народности – тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и исчезнуть.

         Но если народность является единственным источником исторической жизни государства, то, само собой разумеется, что и отдельные члены его могут почерпать силы для своей общественной деятельности только в этом источнике. Каким же образом общественное воспитание, один из важнейших процессов общественной жизни, посредством которого новые поколения связываются общей духовной жизнью с поколениями отживающими, может отказаться от народности?

           Что такое история народа, если не процесс сознания той идеи, которая скрывается в его народности, и выражения ее в исторических деяниях? Чем сильнее в человеке народность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования, и что относится к великим историческим деятелям и великим народным писателям, которые подвигают периодами народное самосознание, то может быть приложено и к каждому члену общества. Для того уже, чтобы понять великого человека или сочувствовать народному писателю, необходимо носить в самом себе зародыш народности.

             Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще; оно вносит свет сознания в тайники народного характера и оказывает сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его литературы, культуры, законов, словом, на всю его историю.

            Конечно же, кроме народных достоинств есть еще и народные недостатки, и иногда народность нуждается в исправлении, но судить о достоинствах и недостатках народа по нашим личным понятиям. Втискивая идею народности в узкие рамки нашего идеала, никто не имеет права. Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности,- это идеал представляемый нам христианством. Оно дает жизнь и указывает высшую цель всякому воспитанию, именно за ним должно стремиться  развитие народности.

           Народная идея воспитания сознается тем скорее и полнее, чем более семейным делом народа является общественное воспитание, чем более занимаются им литература и общественное мнение.

                                           

Пришла коляда-отворяй ворота

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПО МОТИВАМ

ФОЛЬКЛОРА

      Сразу после  Рождества можно с детьми поколядовать- нарядиться

разукрасить лица сажей и отправиться по группам и кабинетам.

Встречать все будут с радостью, ведь ряженые приносят добрые пожелания.

А затем устроить чаепитие.

   Ряженые входят, ведут за собой «козу». Один ребенок несет корзину с пшеном.

Ряженые.

Коляда, коляда, отворяй-ка ворота.

Пришла коляда, веселая коляда,

С пышками, с лепешками,

Со свиными ножками.

Коляда, коляда, подай пирога!

Подавай, не ломай, а по целому давай.

Взрослый.

Зароди, Боже,

Жито в пшеницу,

Всякую яровицу,

А в поле ядро,

А в доме добро.

Все (вместе). Здравствуйте, хозяева добрые! С Новым годом! С новым счастьем! С новым здоровьем! (Кланяются)

Исполняется щедровка «Сеем, сеем, посеваем, с Новым годом поздравляем!».

Ребенок кладет горсть пшена в «Красный угол» - на почетное место.

Далее исполняется обряд на здоровье и достаток в доме. 

«Коза» - в меховой безрукавке наизнанку, на голове рожки из папье-маше, лицо в золе. Мазки из золы, — у всех детей на лице.

Ребенок-пастух водит детей по группе.

Все (хором припевают).

Мы не сами идем -

Мы козу ведем.

Где коза ходит -

Там жито родит.

Где коза хвостом (коза виляет хвостом) -

Там жито кустом (дети показывают куст),

Где коза ногою («коза» топает) -

Там жито копною (дети показывают жестом копну).

Где коза рогом («коза» бодается одним рогом) -

Там жито стогом (дети показывают огромный стог}.

Ряженые. Дозвольте, хозяева, Овсень прокликать?

После согласия хозяев все поют.

Овсень, коляда, Суконная борода! Кто не даст ножку - Расколю окошко. Кто не даст пирога - Уведу корову за рога,

Кто не даст ветчины - Расколю чугуны

Хозяева одаривают ряженых.

Ряженые (прощаясь).

До свидания, хозяева!

С Новым годом поздравляем,

Много счастья желаем!

Спасибо этому дому -

Идем к другому.

Ряженые идут в другую группу или кабинет. Все повторяется сначала.

Масленица

                                         РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Участок группы украшен флажками, гирляндами. Дети в костюмах ряженых. У одного на шесте - солнце. Воспитатель подзывает детей к себе и предлагает позвать в гости Масленицу.

Дети.

Масленица, приходи!

Широкая, приходи!

Появляется Масленица - взрослый в сарафане, шубе,  платке, на лбу - кружева или шитье.

Масленица.

 А вот и я! Здравствуйте! Ждали меня? Хороша ли я? Похвалите меня! Глядишь, масленым блинком угощу...

1-й ребенок.

Душенька ты, наша Масленица,

Сладкая твоя речь!

Заходи к нам в гости,

На широкий двор,

На санях покататься,

В блинах поваляться,

Сердцем потешиться!

2-й ребенок.

Уж ты наша Масленица,

Красная краса, русая коса!

Заходи к нам в тесовый дом

Душой потешиться,

Умом повеселиться,

Речью насладиться!

Воспитатель. 

Дорогая наша гостья Масленица!  

 Белая, да  румяная!

Коса длинная, трехаршинная,

Лента алая, двухсполтинная,

Шаль нарядная, разноузорчатая,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, заплатки красные,

Лапти частые, головастые,

Носки белые, набеленные!

3-й ребенок.

Масленица-длинношейка,

Встретим тебя хорошенько:

С блинами,

С караваями,

С вареничками,

С сыром, маслом, калачом

И с печеным яйцом.

Масленица. 

Ах, как вы меня величаете! Любо-дорого послушать! Захотелось мне с вами потешиться, в игры-заигрыши поиграть! Становитесь-ка в круг, отворяйте «Золотые ворота».

Проводится русская народная игра «Золотые ворота». Масленица и педагог с двумя детьми становятся лицом друг к другу, образуя ворота. Остальные идут по кругу, взявшись за руки, проходят через эти ворота и приговаривают.

Тра-та-та, тра-та-та!

Отворяем ворота,

Золотые ворота,

Приходите все сюда!

Пропускаем вас,

Пропускаем раз,

Пропускаем два,

А на третий раз

Не пропустим вас.

«Ворота» захлопываются. Пойманные становятся еще одними воротами. Игра проводится два-три раза.

Масленица. 

Я вижу, у вас тут и мишка-медведь на празднике. Самое время поиграть с ним. Михайло Потапыч, потешь меня.

Проводится русская народная игра «Медведь, что ешь?». «Медведь» уходит в «берлогу» (заранее отведенное место), остальные дети («пчелы») располагаются в улье (очерчивается часть участка). По сигналу «пчелы» подходят к «медведю» и начинают диалог:

- Медведь, что ешь?

- Морковку...

- Медведь, что ешь?

- Малину...

- Медведь, что ешь?

- Рыбу...

Как только он произносит слово «мед» - пчелы летят в улей, а медведь старается их поймать. Кто попался, тот сидит с медведем. Игра проводится еще раз с другим «медведем».

Педагог.

Масленица к нам пришла,

А мы зиму провожаем,

Весну встречаем!

Долго ли еще зима будет злиться?

Сколько ей еще длиться?

Масленица.

 А сейчас узнаем. Вставайте в две команды. Капитаны достанут

из моей варежки по бумажке, на которых написано «Зима» да «Весна». Кто какую достанет, значит, его команда так называться будет.

Все участвуют в перетягивании каната. Есть народная примета: перетянула команда «Весна» - значит, скоро весна начнется, а если «Зима» - быть еще вьюгам да метелям.

Педагог.

Зиме в утешение

Стихи расскажем,

Спасибо ей скажем:

За снег и салазки,

За зимние сказки,

За зимние развлечения

Проводим ее с почтением.

1-й ребенок.

— Зима, ты где была?

- В мешке стужу несла,

На землю холод трясла.

У реки гостила,

Во всю реку мост мостила,

У избы побывала,

Окна все разрисовала,

По полям, лесам ходила.

Белой шубой всех накрыла,

Дороги снегом замела

И сугробы нагребла.

2-й ребенок.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой...

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки-самокаточки,

Да с горы-то - ух!

В снег пушистый - бух!

Масленица. 

Теперь время на санках покататься, с зимой попрощаться.

Проводится катание на санках: взрослые катают детей, дети - друг друга, скатываются друг за другом с горки на ледянках.

Масленица.

 Вот так потешили меня! Аи да молодцы! Что же, пора нам прощаться.

3-й ребенок.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты пришла в воскресенье,

Всю недельку веселье.

Ты пришла с добром,

С блинами, пирогами

Да с оладьями.

Блины масленые,

Шаньги масленые.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари.

Ну, а в это воскресенье

Наше кончится веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

Все (вместе).

Масленица, прощай.

А на тот год опять приезжай!

Воспитатель.

Масленицу провожаем - весну встречаем. Гостья загостилась,

с зимушкой простилась. С крыши капели - гречи прилетели, Воробьи чирикают, они весну кликают.

Масленица.

Я гуляла с вами, теперь села в сани, Пела и плясала, больно я устала. Кончилось весельице -

беритесь за дельице.

 А со мной проститесь,

блинами угоститесь.

Приглашаю всех к самовару, отведать чаю душистого да блинов с медом, с вареньем.

 

 Русские народные игры-забавы

        Пальчиковые игры        

 «Банька». Взрослый складывает руки ладонями друг к другу, слегка согнув пальцы. Ребенок проводит пальцами I между ладоней взрослого, приговаривая: «Пусти в баньку». На что взрослый отвечает-. «Водички нет, мыльца нет, не топлено, жару нет». Затем взрослый сжимает ладонями палец ребенка и удерживает его, приговаривая- «Жарко, ; жарко, жарко!».

Занимаясь со всей группой, можно использовать пальчиковую игру

 «Аи, туки-туки-туки...»

Аи, туки-туки-туки,

Застучали молотки.

Тук-ток, тук-ток,

Мы скуем себе замок.

Детям нравятся пальчиковые игры-цапки (играть в них можно одновременно со всеми детьми, которые разбиваются на пары).

На горе стояли зайцы

И кричали: «Прячьте пальцы!»

Под моею крышей

Жили-были мыши.

Мама стала их считать-

Раз, два, три, четыре, пять! Цап!

 

Народные игры малой подвижности

«Кукомоя» 

Как у нас на лавке

Все сидят ребятки.

Чисто умылись,

Славно нарядились.

Одна кукомоя -

Ваня неумоя.

Ванечка, умойся!

Ведущий «поливает» из ведерка или лейки, ребенок «умывается» (имитирует движения).

«Башмачки» 

Дети снимают обувь и ставят ее вперемешку, чтобы не очень легко было отыскать пару.

Вот сидят малыши -

До чего хороши!

До чего хороши -

Ну а ножки-то босы!

Раз, два, три,

К башмачкам беги!

Игра считается законченной, когда все дети найдут и аккуратно наденут свою обувь.

Подвижные игры

Зачин.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем,

За уши поднимем.

Уши будут красные,

До того прекрасные.

Считалка.

Шел коток по лавочке,

Всем дарил булавочки.

Кому две, кому три,

А водить будешь ты!

«Монах»

Я, монах,

В синих штанах.

Пришел к вам за краской.

Продавец. За какой?

Монах называет любой цвет, например голубой. Если такой краски нет, продавец говорит:

Иди по голубой дорожке,

Найдешь голубые сапожки,

Поноси, да назад принеси!

Монах начинает игру сначала. Если названная краска есть, то игрок, загадавший этот цвет, пытается убежать от монаха, а тот его догоняет. Если догнал - монах и краска меняются ролями, если нет - игра продолжается.

 «Золотые ворота».

Четыре человека становятся лицом друг к другу, образуя ворота. Остальные идут по кругу, взявшись за руки, проходят через эти ворота и приговаривают.

Тра-та-та, тра-та-та!

Отворяем ворота,

Золотые ворота,

Приходите все сюда!

Пропускаем вас,

Пропускаем раз,

Пропускаем два,

А на третий раз

Не пропустим вас.

«Ворота» захлопываются. Пойманные становятся еще одними воротами. Игра проводится несколько раз.

Второй вариант этой же игры

Проходите, детвора!

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз - прощается,

Второй раз - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Русские народные игры-забавы. Для чего они нужны?

     Не каждому ребенку посещение детского сада приносит радость. Таких детей необходимо прежде всего отвлечь их от того, что омрачает их пребывание в детском саду, Сделать это можно  с помощью подвижных игр.

    Используемые в играх-забавах движения знакомы детям из повседневного опыта (бег, ходьба, прыжки и пр.). Одним из главных условий их проведения является добровольность участия. Можно начать играть с группой только желающих; тогда для тех, кто пока не решается включиться в действо, наблюдение за играющими сверстниками станет интересным и полезным занятием.

«Ум ребенка находится в кончиках пальцев» - этот известный афоризм вспоминают всякий раз, когда речь заходит о тренировке кисти и пальцев ребенка в процессе ручного труда - занятий лепкой, вырезанием из бумаги, конструированием из различных материалов, т.е. тем, что требует развитой координации движений.

В любой пальчиковой игре помимо тренировки кистей рук происходит социализация ребенка: он общается и с взрослыми, и с детьми. Развиваются речевые центры, ибо игра обязательно сопровождается проговариванием или пропеванием рифмованного текста. Включаются эстетические переживания, активизируются анализаторы коры головного мозга: слуховые, зрительные и тактильные. Таким образом, пальчиковые игры, образно говоря, приводят центральную нервную систему в активное творческое состояние, что и обеспечивает ребенку оптимальные условия развития.

   Народные игры малой подвижности или словесные можно использовать в процессе освоения режимных моментов, а также как подготовку к занятиям, непосредственно на занятии или в качестве закрепления полученных знаний

 В подвижных народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на выбор водящего, на безоговорочное и точное выполнение правил. Этому же способствуют ритмичность, напевность или скандирование считалок, предшествующих игре.

     Наши прадеды знали, что мастерство приходит не сразу, и потому большое внимание уделяли обучению через игру. Подтверждение этому находим в песнях и обрядах, в которых используются движения, имитирующие трудовые операции («Уж я сеяла, я сеяла ленок», «Мак ма-ковистый»): дети не только выполняют

танцевальные движения (хоровод), но и показывают движениями рук и туловища, как совершаются трудовые действия.

Известно, что в народе не говорят «поем песни», а говорят «играем», так как каждая песня, прежде всего хороводная, не только пропевается, но и обыгрывается. Хороводные песни-игры пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Это пробуждает воображение детей, развивает их музыкальные способности и художественный вкус.

      Игра является одной из основ формирования личности ребенка. И так было всегда. Наши предки через игру передавали из поколения в поколение складывавшиеся веками трудовые, нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и взаимоотношениях людей. В игре формировалось детское художественно-образное мышление. Игры способствовали развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры и сегодня являются школой жизненного опыта, школой усвоения обычаев и традиций национальной культуры. Они не должны быть забыты. Но они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение — доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.

Содержание

     Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

 I   История исследования проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4

II   Задачи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

III Содержание практической работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

3.1 Начальная диагностика  ( см. приложение )

3.2 Знакомство детей с культурой и бытом Руси . . . . . . . . . . . . . . .13

3.3 Использование фольклора в работе с детьми . . . . . . . . . . . . . . .15

3.4 Работа с родителями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 

3.5 Контрольная диагностика  ( см. приложение )

3.6 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

IV Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

V   Приложение

 -   Диагностика знания детьми атрибутов русской культуры;

 -   Консультации для родителей;

 -   Консультация для воспитателей;

 -  « Это интересно »…;

 -   Развлечения для старших дошкольников по мотивам фольклора;

 -   Русские народные игры – забавы;

 -   Конспекты занятий;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

Методическая разработка на тему: «Ознакомление старших дошкольников с культурой и бытом Коренных малочисленных народов Севера через проектную деятельность»

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Приамурья, где на протяжении 19-20 веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией п...

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"

Опыт работы " Формирование экологической культуры дошкольников при ознакомлении с природой"...

Использование наглядных средств при ознакомлении дошкольников с культурой и бытом кубанских казаков.

Какая притягательная сила  заключена в том,  что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте ...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры и быта.

Данная работа ориентирована на педагогов дошкольных образовательных учреждений, занимающихся нравственно-патриотическим воспитанием. В ней представлены материалы из опыта работы по приобщению детей к ...