Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании
статья (средняя группа) по теме

Мухаматьянова Анисия Байзавиевна

В статье раскрывается понятие "сказкотерапия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Понятие «здоровьесберегающая технология» является качественной характеристикой любой образовательной технологии, оценивая степень её положительного влияния на сохранение здоровья.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как совокупность принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, вносят содержание по здоровьесбережению.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности образовательного учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, профилактике ухудшения здоровья.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения); психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

Сказкотерапия относится к психологическим здоровьесберегающим технологиям.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказки отражают содержание культуры, к которой принадлежат  и формируют культурный смысл поведения.

Сказки рассказывают о разнообразии мира, о поступках людей, где реальность дополняется волшебными возможностями и чудесами.

Сказки показывают последствия действий, поступков, учат детей ответственности в принятии решений, объясняют детям события и явления мира.

Через сказку дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.

Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции.

Человек учится находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, моделировать ситуации их изменения.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может узнать себя.

Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Тексты сказок расширяют словарный запас, помогаю верно строить диалоги, а следовательно влияют на развитие связной монологической речи.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.

Сказки способствую развитию наблюдательности, способности сочувствовать  и сопереживать.

          Сказкотерапия включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание, память и восприимчивость.

Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

При анализе сказки происходит осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев.

Рассказывание сказок помогает проработать такие моменты,  как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

Переписывание и дописывание авторских  и народных сказок – это важный диагностический материал. Ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

Постановка сказок с помощью кукол позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

События сказки вызывают у человека эмоции, герои и их отношения между собой проецируются на обыденную жизнь, ситуация кажется похожей  и узнаваемой.

Сказка напоминает о важных социальных и моральных нормах жизни в отношениях между людьми, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции выявить внутренние конфликты и затруднения.

Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения.

Сказка является одной из форм, посредством которой происходит социализация в различные возрастные периоды.

Сказка для детей – «особая деятельность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания детей «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных  этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...

Доклад на тему: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...