Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста «Кому снег друг, а кому — недруг» (о значении снега для животных)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Королева Марина Алексеевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста

 

«Кому снег друг, а кому — недруг»

(о значении снега для животных)

 

 

 

 

Использованы технологии:   личностно-ориентированная,

                                          здоровьесберегающая,

              игровая,

                                                        художественно-продуктивная.

 

Воспитатель: Королева М. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 image

 

 

 

 

 

 

 

2016 год

 

 

Задачи:

•     выяснить знания о значении снега в жизни зверей;

•     развивать познавательные интересы через знакомство с природой;

•     развивать способность отражать замысел в рисунке;

•     создать веселую эмоциональную обстановку на занятии, вызвать интерес к нему;

•     развивать сообразительность и сноровку;

•     формировать чувство юмора;

•     развивать грамматический строй речи;

•     воспитывать любовь к животным;

•     развивать умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции.

 

Предварительная работа:

изготовление для подвижной игры масок-шапочек зверей;

заучивание загадок о зверях (зайце, лисе, волке, белке, медведе).

 

 

     Оборудование и материалы:

·        маски-шапочки зверей;

·        листы чистой бумаги;

·        заготовленные бланки «Меню для зверей»;

·        цветные карандаши;

·        шишки хвойных деревьев;

·        предметные картинки зверей (заяц, волк, медведь, лиса, белка)

 

Ход занятия:

Воспитатель: Кому снег — друг, а кому — недруг? (Ответы детей.)

Какая зима вам по душе, когда много снега или мало? (От­веты детей.)

imageКакие у вас разные взгляды. Но большинство людей думают все-таки о том, что сухая снежная и пусть даже холодная зима — лучше. Так и в природе. Одним зверям хорошо, когда зима малоснежная, другим — хорошо, когда зима многоснежная. Тем, у кого шуба теплая, можно в снегу от врагов спрятаться. Другим обитателям леса снежное изобилие как раз на беду. Трудно корм добыть, находящийся глубоко под снегом, нелегко от врагов спастись. Глубокий снег зимой сильно затрудняет передвижение жи­тных. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спаасает пушистая теплая шерсть. Не страшен им и голод, все звери находят выход из трудного положения. О каких лесных зверях мы будем говорить, узнаем, отгадав загадки.

 

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.               (Медведь)

Медвежьего корма в лесу зимой нет. Но медведь неплохо устро­ился. Где зимует медведь? (Ответы детей.)

Спит в берлоге, зане­сенной толстым слоем снега.

Тепло ли медведю в берлоге? (Отве­ты детей.)

Снег как шуба. Он не греет, но мешает уходить теплу. Поэтому медведю тепло в берлоге.

Чем питается медведь летом? (Ответы детей.)

Питается медведь растительной и животной пи­щей. К растительной пище относятся ягоды, грибы; любит лако­миться медом. К животной пище относятся ящерицы, мелкие зверь­ки, рыба. Может задрать и домашний скот. Есть ли эта пища зимой? (Ответы детей.)

Ребята, давайте попробуем изобразить, как двигается медведь. (Дети изображают)

Воспитатель (загадывает загадку)

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.       (Заяц)

Воспитатель: Как заяц подготовлен к зиме? (Ответы детей.)

Да, и еще у него отрастает плотная длинная шерсть на лапах.

Где прячут­ся зайцы от мороза? (Ответы детей.)

 Прячутся в снегу, открытых ямах, в пустотах от поваленных деревьев.

Чем питается заяц зимой и летом? (Ответы детей.)

Питаются веточками деревьев, гложут кору с их стеблей. Любимое лакомство зайцев — яблоневая кора.

Ребята, а сейчас давайте попробуем изобразить, как двигается зайчик. (Дети изображают)

imageВоспитатель (загадывает загадку)

 

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?     (Волк)

Воспитатель:  Легко ли волку живется зимой? (Ответы детей.)

 Почему зимой волки особенно опасны? (Ответы детей.)

Волку трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает десять-двенадцать волков. Волчьи стаи бро­дят по полям и дорогам, ищут добычу. Волки нападают на более слабых зверей: зайца, лису, птиц. Зимой волки почти всегда голод­ны, поэтому они забегают в деревни, нападают на дворовых собак, домашнюю птицу, овец.

Дети, предлагаю поиграть.

Проводится подвижная игра «Волк во рву». Посередине площадки двумя параллельными линиями обозначается «ров» шириной 80—100 см. По краям площадки отмечаются «пастбище» и «дом для коз». Вы­бирается водящий — волк, остальные игроки — козы. «Волк» на­ходится во «рву», он не может его покидать (выходить за черту). Все «козы» занимают место в «доме». По сигналу педагога «Волк во рву!» «козы» бегут на «пастбище», перепрыгивая через «ров». В это время «волк» пытается их поймать. Если ему это удается, то пойманная «коза» на один кон выбывает из игры. Перебежки про­должаются. После повтора ведущим становится другой игрок.

Воспитатель (загадывает загадку)

 

Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?    (Белка)

Воспитатель: Как подготовилась к зиме белка? (Ответы детей.)

На зиму белка запасла орехи, грибы, ягоды. С удовольствием ест зимой семена ели и сосны. Хорошо защищает белку от зимней сту­жи и непогоды гнездо. Оно строится из веток, мха.

 

Проводится игра «Сбей шишки». На подставку (стол, стул и др.) горкой выкладываются шишки. Детям предлагается сбить шишки с опо­ры при помощи маленького мяча или шишки. Выигрывает тот, кому удастся это сделать за меньшее количество бросков.

Воспитатель (загадывает загадку)

Рыжая-прерыжая,

Обманщица бесстыжая.

imageЕй попался на зубок

Круглый глупый Колобок.

От нее бежал косой.

А зовут ее...         (лисой).

Воспитатель: Как проводит зиму лиса? (Ответы детей.)

 

Густая пушистая шубка предохраняет ее от самых сильных морозов. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью. Кажется, что лисица обула валенки, ноги ее не зябнут. Но добывать пищу зи­мой ей трудно.

Чем она питается зимой? (Ответы детей.)

У лисы острый нюх, хорошее зрение и отличный слух. Она слышит ма­лейший писк мыши глубоко под снегом. Мыши — основной корм лисы зимой. Иногда она охотится на зайцев, но поймать их удается редко, так как зайцы бегают быстрее лисицы. Во время непогоды лиса прячется в укрытия — простые углубления в снегу. В своем убежище она сворачивается клубком и прикрывается сверху пуши­стым хвостом.

Чем питается лиса летом?  (Ответы детей.)

Воспитатель просит детей изобразить, как двигается лиса.

Проводится игра «Меню для животного». Каждый ребенок получает об­разец меню для конкретного животного, на которого указывает картинка с изображением медведя, зайца, волка, лисы или белки. Предлагается составить меню для зверя в виде рисунков.

Игра «Так бывает или нет?»  Воспитатель описывает различные смешные ситуации, связанные с образом жизни лесных зверей, и намеренно допускает ошибки. Дети указывают пальцем вниз, услышав неверные высказывания. В рассказе можно использовать имена присутствующих детей. Затем детям предлагается приду­мать смешные истории про себя и встречающихся в лесу зверей.

Пример: «Аня и Ваня встретили зимой медведя, он подарил голодным детям муравьев», «Лисица сделала себе гнездо из пру­тьев, помогали ей в этом Вика и Илья. Стали они вместе прятать­ся в нем от морозов».

Игра «Лесное убежище». На полу обозначены убежища для лисы, волка, белки, зайца и медведя. На голове у каждого ребен­ка маски-шапочки одного из вышеперечисленных зверей. Воспитатель исполняет роль охотника с фотоаппаратом. По сигналу «Охотник идет!» все «звери» бегут прятаться в свои «убежища». «Охотник» произносит фразу: «Иду зверей фотографировать», подходит к одному из «убежищ», просит сказать, кто в нем живет. Ребенок- «зверь» отвечает загадкой, описывая животного. «Охотник», уга­давший, кто в жилище живет, фотографирует на память.

В конце занятия воспитатель угощает детей за сообразительность и сноровку.

 

 
 image

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста

«Кому снег друг, а кому — недруг»

(о значении снега для животных)

Использованы технологии:   личностно-ориентированная,

                                          здоровьесберегающая,

              игровая,

                                                        художественно-продуктивная.

Воспитатель: Королева М. А.

2016 год

Задачи:

  • выяснить знания о значении снега в жизни зверей;
  • развивать познавательные интересы через знакомство с природой;
  • развивать способность отражать замысел в рисунке;
  • создать веселую эмоциональную обстановку на занятии, вызвать интерес к нему;
  • развивать сообразительность и сноровку;
  • формировать чувство юмора;
  • развивать грамматический строй речи;
  • воспитывать любовь к животным;
  • развивать умения работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции.

Предварительная работа:

изготовление для подвижной игры масок-шапочек зверей;

заучивание загадок о зверях (зайце, лисе, волке, белке, медведе).

     Оборудование и материалы:

  • маски-шапочки зверей;
  • листы чистой бумаги;
  • заготовленные бланки «Меню для зверей»;
  • цветные карандаши;
  • шишки хвойных деревьев;
  • предметные картинки зверей (заяц, волк, медведь, лиса, белка)

Ход занятия:

Воспитатель: Кому снег — друг, а кому — недруг? (Ответы детей.)

Какая зима вам по душе, когда много снега или мало? (Ответы детей.)

Какие у вас разные взгляды. Но большинство людей думают все-таки о том, что сухая снежная и пусть даже холодная зима — лучше. Так и в природе. Одним зверям хорошо, когда зима малоснежная, другим — хорошо, когда зима многоснежная. Тем, у кого шуба теплая, можно в снегу от врагов спрятаться. Другим обитателям леса снежное изобилие как раз на беду. Трудно корм добыть, находящийся глубоко под снегом, нелегко от врагов спастись. Глубокий снег зимой сильно затрудняет передвижение житных. И все же не боятся звери зимы. От лютой зимней стужи их спаасает пушистая теплая шерсть. Не страшен им и голод, все звери находят выход из трудного положения. О каких лесных зверях мы будем говорить, узнаем, отгадав загадки.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придет весна,

Просыпается от сна.               (Медведь)

Медвежьего корма в лесу зимой нет. Но медведь неплохо устроился. Где зимует медведь? (Ответы детей.) 

Спит в берлоге, занесенной толстым слоем снега.

Тепло ли медведю в берлоге? (Ответы детей.) 

Снег как шуба. Он не греет, но мешает уходить теплу. Поэтому медведю тепло в берлоге.

Чем питается медведь летом? (Ответы детей.) 

Питается медведь растительной и животной пищей. К растительной пище относятся ягоды, грибы; любит лакомиться медом. К животной пище относятся ящерицы, мелкие зверьки, рыба. Может задрать и домашний скот. Есть ли эта пища зимой? (Ответы детей.)

Ребята, давайте попробуем изобразить, как двигается медведь. (Дети изображают)

Воспитатель (загадывает загадку)

Длинное ухо,

Комочек пуха.

Прыгает ловко,

Любит морковку.       (Заяц)

Воспитатель: Как заяц подготовлен к зиме? (Ответы детей.) 

Да, и еще у него отрастает плотная длинная шерсть на лапах.

Где прячутся зайцы от мороза? (Ответы детей.)

 Прячутся в снегу, открытых ямах, в пустотах от поваленных деревьев.

Чем питается заяц зимой и летом? (Ответы детей.) 

Питаются веточками деревьев, гложут кору с их стеблей. Любимое лакомство зайцев — яблоневая кора.

Ребята, а сейчас давайте попробуем изобразить, как двигается зайчик. (Дети изображают)

Воспитатель (загадывает загадку)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?     (Волк)

Воспитатель:  Легко ли волку живется зимой? (Ответы детей.)

 Почему зимой волки особенно опасны? (Ответы детей.)

Волку трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает десять-двенадцать волков. Волчьи стаи бродят по полям и дорогам, ищут добычу. Волки нападают на более слабых зверей: зайца, лису, птиц. Зимой волки почти всегда голодны, поэтому они забегают в деревни, нападают на дворовых собак, домашнюю птицу, овец.

Дети, предлагаю поиграть.

Проводится подвижная игра «Волк во рву». Посередине площадки двумя параллельными линиями обозначается «ров» шириной 80—100 см. По краям площадки отмечаются «пастбище» и «дом для коз». Выбирается водящий — волк, остальные игроки — козы. «Волк» находится во «рву», он не может его покидать (выходить за черту). Все «козы» занимают место в «доме». По сигналу педагога «Волк во рву!» «козы» бегут на «пастбище», перепрыгивая через «ров». В это время «волк» пытается их поймать. Если ему это удается, то пойманная «коза» на один кон выбывает из игры. Перебежки продолжаются. После повтора ведущим становится другой игрок.

Воспитатель (загадывает загадку)

Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?    (Белка)

Воспитатель: Как подготовилась к зиме белка? (Ответы детей.)

На зиму белка запасла орехи, грибы, ягоды. С удовольствием ест зимой семена ели и сосны. Хорошо защищает белку от зимней стужи и непогоды гнездо. Оно строится из веток, мха.

Проводится игра «Сбей шишки». На подставку (стол, стул и др.) горкой выкладываются шишки. Детям предлагается сбить шишки с опоры при помощи маленького мяча или шишки. Выигрывает тот, кому удастся это сделать за меньшее количество бросков.

Воспитатель (загадывает загадку)

Рыжая-прерыжая,

Обманщица бесстыжая.

Ей попался на зубок

Круглый глупый Колобок.

От нее бежал косой.

А зовут ее...         (лисой).

Воспитатель: Как проводит зиму лиса? (Ответы детей.) 

Густая пушистая шубка предохраняет ее от самых сильных морозов. Ноги лисицы к зиме сплошь обрастают густой шерстью. Кажется, что лисица обула валенки, ноги ее не зябнут. Но добывать пищу зимой ей трудно.

Чем она питается зимой? (Ответы детей.)

У лисы острый нюх, хорошее зрение и отличный слух. Она слышит малейший писк мыши глубоко под снегом. Мыши — основной корм лисы зимой. Иногда она охотится на зайцев, но поймать их удается редко, так как зайцы бегают быстрее лисицы. Во время непогоды лиса прячется в укрытия — простые углубления в снегу. В своем убежище она сворачивается клубком и прикрывается сверху пушистым хвостом.

Чем питается лиса летом?  (Ответы детей.)

Воспитатель просит детей изобразить, как двигается лиса.

Проводится игра «Меню для животного». Каждый ребенок получает образец меню для конкретного животного, на которого указывает картинка с изображением медведя, зайца, волка, лисы или белки. Предлагается составить меню для зверя в виде рисунков.

Игра «Так бывает или нет?»  Воспитатель описывает различные смешные ситуации, связанные с образом жизни лесных зверей, и намеренно допускает ошибки. Дети указывают пальцем вниз, услышав неверные высказывания. В рассказе можно использовать имена присутствующих детей. Затем детям предлагается придумать смешные истории про себя и встречающихся в лесу зверей.

Пример: «Аня и Ваня встретили зимой медведя, он подарил голодным детям муравьев», «Лисица сделала себе гнездо из прутьев, помогали ей в этом Вика и Илья. Стали они вместе прятаться в нем от морозов».

Игра «Лесное убежище». На полу обозначены убежища для лисы, волка, белки, зайца и медведя. На голове у каждого ребенка маски-шапочки одного из вышеперечисленных зверей. Воспитатель исполняет роль охотника с фотоаппаратом. По сигналу «Охотник идет!» все «звери» бегут прятаться в свои «убежища». «Охотник» произносит фразу: «Иду зверей фотографировать», подходит к одному из «убежищ», просит сказать, кто в нем живет. Ребенок- «зверь» отвечает загадкой, описывая животного. «Охотник», угадавший, кто в жилище живет, фотографирует на память.

В конце занятия воспитатель угощает детей за сообразительность и сноровку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 2-3 лет "Снег идет"

.Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми 2-3 лет по теме  «Снег идет»Цель: формирование элементарных представлений о признаках времени года «Зима».Задачи:обогащать представ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Собака - друг человека"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема:«Собака – друг человека»    ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Белый снег пушистый..."»

Конспект познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к окружающему миру и развитию любознательности у старших дошкольников....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Пришла зима-снег и радость принесла»

Конспект будет полезен для воспитателей старших групп при плантровании непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные".

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области "Речевое развитие" на тему: "Домашние животные" с использованием информационно-к...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Если друг не смеётся…»

Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Акань - коми кукла"

Данный материал предназначен для приобщения старших дошкольников к культуре коми народа через знакомство и игры с народной куклой Акань ....