Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Барашкова Ольга Михайловна

Консультация для воспитателей «Роль народной поэзии в развитии речи детей младшего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль народной поэзии

в развитии речи детей младшего возраста»

Из опыта работы воспитателя

Барашковой О.М.

У В.А.Сухомлинского есть замечательные слова: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина…»

Сохраняются образы… Какие?

Мне кажется, что первыми образами, с которыми знакомятся дети, становятся герои народной поэзии: потешек, песенок. Эти маленькие стихотворные произведения имеют большое значение для общего развития ребёнка. Они помогают ему познать окружающий мир, способствуют развитию эмоциональной сферы, формируют эстетические чувства, активизируют деятельность, учат тонкости родного языка, развивают речь.

Особенностью произведений народной поэзии являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. В них рассказывается о детях («Наша доченька в саду…», «Наша Маша маленька…»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Кисонька-Мурысонька», «Петушок-петушок…»), о забавах и играх («Ладушки-ладушки», «Этот пальчик…» и др.)

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласковых слов (пальчик, котик, гуленьки, личико и т.д.) это помогает детям на занятиях практическому усвоению словообразования при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения. Так получаются непродолжительные (около 5 минут) словесные игры и упражнения с использованием потешек. Например:

- дидактическое упражнение «Ласковые имена». Дети водят хоровод и говорят:

       - Хоровод водили, ласковыми были,

         В кружок вызывали, имя называли.

         Выйди, Леночка, в кружок,

         Возьми, Леночка, флажок.

Потом поочерёдно передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.

Чтение потешек проводится в форме тёплой беседы, весёлой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребёнком движения или действия, выполняемого взрослым. Это мы использовали для пальчиковой гимнастики. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Дети говорят потешку, сопровождая движениями пальцев рук. Используем такие потешки: «Пальчик-мальчик», «Сидит белка на тележке…», «Этот пальчик…», «Ну-ка, братцы, за работу…» и т. д.

Так же используем потешки в речевых играх для обучения шёпотной речи, которая является методическим приёмом для формирования у дошкольников слухового внимания. Например: «Сорока-белобока», «Покажи, как это…», «Заинька».

Воспитатель проговаривает текст шёпотом, а дети выполняют все названные движения. Затем дети повторяют за воспитателем текст шёпотом.

Следующая цель рассказывания и чтения потешек – не только развлечь ребёнка, развеселить, позабавить, а вместе с тем и познакомить с определёнными понятиями, обогатить его словарь. Мы стараемся воспитать в детях любовь к поэтичности текстов, к красоте русского слова.

Художественные интересы, творческая фантазия, способности, практические навыки… Их истоки следует искать в раннем детстве. Ведь впечатления раннего детства сильны настолько, что остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому перед нами стояла задача – правильно организовать занятия и развлечения, т.е. в соответствии с возрастом. Нужно было создать такие условия, чтобы увлечь детей творчеством. Для этого разграничили зоны – учебную и для самостоятельной деятельности, т.к. обстановка и предметы, окружающие детей, несут определённую воспитательную функцию.

В группе имеется музыкальный центр, видеоцентр, так что дети имеют возможность прослушать песенки, сказки, потешки. На одних полках расставляем необходимый игровой материал, на других книги, иллюстрации. Здесь у нас всегда под рукой и книжки-ширмы, и книжки-игрушки, и книжки-картинки. Открытая раскладка, несомненно, облегчает доступ к материалам, что даёт детям возможность делиться впечатлениями, содействует переходу к играм, развлечениям.

Чтобы всколыхнуть художественное воображение ребят, всегда стараемся привлечь игру. Потешки, песенки мы не просто рассказываем, а «играем». Каждая потешка – маленькая сценка, и участвовать в ней может каждый. Ребёнок уже понимает сказочность текстов, их забавность. Он просто «включается» в игру со взрослыми, легко откликаясь на любое предложение развернуть любое действие в ролях. Он может и себя представить, например, козликом, собачкой, петушком, кисонькой-мурысонькой и т.д.

Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка: развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности. Формируется чувство коллективизма, развивает память, речь. Для того, чтобы дети в старших группах могли играть сами, в младших группах нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, потешки, используя и игрушки, и все виды театров.

Потешки занимают у нас особое место. Многие из них ребята знают наизусть. Мы не раз были свидетелями удивительным всплескам творческой фантазии. Вот Маша и Яна, наша «творческая инициативная группа», затеяли игру по потешке «Кошкин дом», к ним быстро присоединяются другие дети. И вот их фантазия летит далеко за пределы этого маленького произведения. Уже тесны рамки кукольного домика, уже готов дом из стульчиков, уже присоединяются герои других произведений.

Речь детей стала более богатой, образной. Чаще стали слышать, как дети ласково обращаются друг к другу, к своим игрушкам.

Так что, знакомя малышей с потешками, мы решаем не только образовательные задачи, но и воспитательные. Формируем первый практический опыт общественного поведения в кругу своих сверстников, побуждаем к проявлению внимания и сочувствия, желанию уступить, поделиться, помочь. Произведения народной поэзии помогают ребёнку усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не следует быть жадным, злым, грубым, ленивым. Помните: «Кисонька-мурысонька, не ешь одна…», «а этому не дала: ты воду не носил, дров не рубил…», «две вороны сидят, обе врозь глядят: из-за дохлого жука перессорились».

Так, радуя и развлекая, воспитываем в детях любовь к традициям русского народа, развиваем речь. Фольклорный материал несёт огромную воспитательную функцию – закладываются основы глубокого понимания русского национального искусства, происходит первое соприкосновение детей с красотой народной поэзии.

Обучая на образцах прекрасного, мы, несомненно, вмешиваемся в сложный процесс становления личности ребёнка. Воспитание на образах народной поэзии вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, диктует определённые нормы поведения и взаимоотношений. В результате этой работы происходит нравственно-эстетическое становление ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль пальчиковых игр в развитии речидетей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни р...

Консультация для воспитателей «Роль мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей«Роль мелкой моторики в развитии речи детейдошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Роль театрализованных игр в развитии речи детей"

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление взрослых научить детей как можно раньше читать, писать, считать, а не развить способно...