Дополнительная программа "Умелые ручки"
учебно-методический материал (средняя группа)

Щербицкая Светлана Анатольевна
Содержание дополнительного образования в МАДОУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психико-физического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг – развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации дополнительной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_programma_umelye_ruchki_s_isp_montessori-2020.docx285.23 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Павел\Desktop\документация моя на этот год\IMG_0002.jpg

Дополнительная программа

 «Умелые ручки» с использованием технологий

М. Монтессори,

 направленная на развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Воспитатели:

Щербицкая С.А.

Бондаренко Н.В.

г. Нижневартовск, 2020г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

3

Раздел 1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1

Пояснительная записка.  

4

1.2

Цели и задачи Программы

5

1.3

Планируемые результаты

6

Раздел 2.  

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

8

2.1

Содержание деятельности дошкольников  в рамках реализации программа ДПОУ - Проведение занятий

8

Раздел 3.  

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

13

3.1

Организационно - педагогические условия реализации программы ДПОУ Проведение занятий

13

3.2

Расписание занятий ДПОУ

13

3.3

Материально-техническое обеспечение ДПОУ

14

3.4

Педагогическая диагностика

15

Используемая литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

16

1

2

Перспективный план занятий

Перечень оборудования и средств обучения:

18

23

3

Учебный план

24

4

Презентации

25

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование

Программы

Программа ДПОУ проведение занятий с использованием технологий М. Монтессори, направленная на развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста

Заказчик

программы

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное

учреждение  города  Нижневартовска  детский  сад  №29

«Елочка»

Нормативно-правовые основы разработки программы

Конвенция ООН о правах ребенка;

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 05.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013)

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155«Об   утверждении федерального   государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Радуга»;

Образовательная программа МАДОУ ДС №29 «Елочка»;

Устав МАДОУ ДС №29 «Елочка»

Раздел 1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки», имеет социально-педагогическую направленность. Уровень – ознакомительный. Программа разработана с учетом ФГОС ДО с целью развития мелкой моторики детей 4-5 лет посредством технологии М. Монтессори. 

В основу положены работы Марии Монтессори, а также методические рекомендации современных авторов: Е.А. Хилтунен. Школа Монтессори., 1992., М.В. Богуславский. Педагогика детства, 2002., М.Г. Сорокова Математика по методу Монтессори, 2000.;  Буйлова Л.Н., Кривошеева Л.Б. Методические рекомендации по разработке и оценке качества дополнительных общеобразовательных программ и др. Согласно концепции модернизации российского образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности.

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы заключается в том, что она способствует постижению детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей и направлена на раннее развитие детей дошкольного возраста по методу М. Монтессори и ее последователей, так и другие нетрадиционные упражнения на развитие воображения и творческого мышления, развитие мелкой моторики и речи.

 Эти положения Монтессори-педагогики созвучны современной направленности педагогического поиска в области дошкольного образования и соответствуют концепции общеобразовательной программы дошкольного образования «Радуга» и ряд парциальных программ по разным образовательным областям.

Содержание Монтессори – образовательной среды помогает ребенку упорядочить и систематизировать представления об окружающем мире в соответствии с задачами и возможностями каждого возрастного этапа. Наполненность среды позволяет ребенку удовлетворить потребности познания, связанные с его сенситивными периодами.

Роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую возрастным задачам развития и актуальным возможностям и потребностям ребенка образовательную среду; организовать разновозрастную группу детей, поддерживать в ней отношения  взаимоуважения и сотрудничества, обеспечивать выполнение правил групповой работы; побуждать ребенка к познанию, к деятельности за счет создания  атмосферы безопасности и принятия, проводить презентации материалов и другие виды индивидуальных и групповых уроков; проводить диагностику уровня и динамики развития и образования  ребенка, а также его психоэмоционального состояния, при  необходимости проводить коррекцию; сотрудничать с родителями ребенка. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов. Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.

 Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития ребёнка в дидактически подготовленной среде. Подготовительная среда побуждает ребёнка проявить себя с разных сторон. Программа рассчитана для детей среднего  дошкольного возраста. 

  1. 2. Цель и задачи

Цель Программы – создание условий для организации деятельности ребёнка в – группе дошкольного образовательного учреждения, направленной на развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики.

 Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».

Задачи:

Образовательные задачи (профессиональные)

-обеспечить обучение навыкам практической жизни и развивать самостоятельность;

- формировать познавательный интерес ребёнка в разных видах деятельности;

Развивающие (личностные)

- развивать ключевые компетенции дошкольника, самостоятельность, навыки самообслуживания;

- развивать познавательные процессы, математические способности, кругозор, речь, мелкую моторику;

-расширение и обогащение сенсорного опыта;

- развитие обще-трудовых навыков и умений.

Воспитательные (общекультурные)

- воспитывать уважительное отношение друг к другу;

- формировать у ребёнка интерес к работе с различным материалом;

- усвоение социальных норм поведения;

- развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу;

-уметь договариваться.

Категория учащихся

Программа предназначена для детей 4-5 лет. К освоению программы допускаются дошкольники указанного возраста без предъявления требований к уровню образования.

Срок реализации программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

 Срок реализации Программы – 1 год

 Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Занятия проходят 1 раз в неделю.

Форма занятий – подгрупповая.

        Режим занятий

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Время занятий включает 30 минут учебного времени и 10 минут обязательный перерыв.

Название подгруппы

Пн.

Вт.

Ср.

Чт.

Пт.

  1. подгруппа

-

-

15.35 – 16.05

-

-

  1. подгруппа

-

-

16.15- 16.45

-

-

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения годовой программы обучения дети будут знать и уметь.

Результаты обучения

Зона упражнений практической жизни

- самостоятельно заботиться о себе (одеваться и раздеваться, мыть руки, умываться, причесываться, чистить обувь и т.д.)

- заботиться об окружающей среде, о помещении, в котором он находится (подметать, вытирать пыль, мыть стол, составлять букет из срезанных живых цветов и т.д.)

- соблюдать правила хорошего тона, вежливого поведения в обществе, а также выполнять комплекс специальных упражнений на совершенствование общей координации движений

- пересыпание, переливание сыпучих предметов и жидкостей;

- расстёгивание и застёгивание разных видов застёжек;

- умение ходить, соблюдать тишину и неподвижность

Зона сенсорного развития

- собирать предметы по принципу увеличения - уменьшения;

- называть основные цвета и некоторые оттенки;

- различать шершавые и гладкие поверхности;

-называть круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, шар, куб, многоугольник

-называть куб, шар, конус, цилиндр, трех-, четырёхгранная пирамида, трех-четырехгранная призма, овоид, эллипсоид;

- различать вес (тяжелый – легкий, тяжелее – легче)

- различать шумы: (громкий – тихий, громче – тише)

-различать и систематизировать геометрические формы, сравнивать форму с контуром, находить пары

Зона математического развития

- уметь выстраивать числовой ряд от 1 до 10;

- узнавать и называть цифры от 1 до 10

Зона языкового развития

- обогащение словарного запаса

Зона «космического» развития

- живая и неживая природа;

- вода и её свойства

Психологические качества:

- самостоятельность;

- умение общатьс

Результаты воспитывающей деятельности

У воспитанников сформируются основные жизненные компетенции, умение работать в команде. Разовьются интеллектуальные и творческие способности. Самостоятельно делать открытия с приобретением точного подхода, необходимого в математике и научиться абстрагироваться  в различных математических ситуациях; уметь правильно говорить, читать, писать, слушать и выражать свои мысли; научиться способам добывания определенной информации, её переживанию, упорядочиванию жизненных впечатлений, осознание себя и своего места в мире; в зависимости от возраста ребёнок должен уметь устанавливать личный контакт с воспитателями, обладать  культурно - гигиеническим навыкам, правилам поведения в группе, устанавливать взаимоотношения со сверстниками, поддерживать дружелюбные отношения друг с другом и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, быть искренним и доброжелательным;  получить практические навыки в трудовом обучении и воспитании

       Результаты развивающей деятельности

У воспитанников сформируются устойчивые естественнонаучные знания и представления, исследовательские умения, самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности, умение применять знания на практике;

 сформируется любознательность: дети будут стремиться к познанию, наукам, творчеству, овладеют экспериментированием и приемами творческой деятельности; появится стремление к творческой деятельности. Умение доводить начатое дело до конца, заниматься не только интересным, но и нужным делом, развить вкус к труду и веру в собственные силы и использовать полученные навыки в практической деятельности, в повседневной жизни.

Раздел 2. Содержание Программы

2.1. Учебный (тематический) план

№ п/п

Наименование раздела, темы

Формы аттестации (контроля)

1

Обучение навыкам

практической

жизни

16

Входная диагностика

2

Сенсорное воспитание

7

3

Математика

3

Мониторинг (текущий)

4

Развитие речи

5

5

Космическое воспитание

5

Мониторинг (итоговый)

Итого

36

2.2 Содержание Учебного (тематического) плана

1. Обучение навыкам практической жизни

Программа предусматривает возможность для ребенка реализовать потребность в различных движениях. При этом он учится контролю и координации собственных движений. Ребёнок впервые имеет право выбирать материал, место работы с ним и длительность работы; занятия с материалом способствует развитию независимости ребёнка от взрослого, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самооценки. Все упражнения по обучению навыкам практической жизни можно разделить на несколько групп:

   

Вводные упражнения:

  1. Как ходить по группе ориентация в пространстве; осторожная ходьба, чтобы не натыкаться на предметы; тихая ходьба, чтобы не мешать другим).
  2. Ношение предметов (стула, стола, маленьких предметов).
  3. Открывание, закрывание (тюбиков, баночек; открывание и закрывание двери).
  4. Раскатывание и скатывание коврика.
  5. Складывание и сворачивание складывание салфеток; заворачивание предмета в бумагу).
  6. Пересыпание, переливание (пересыпание зёрен ложкой; пересыпание зерен из кувшина; переливание воды из кувшина)

Упражнения по уходу за собственной персоной:

  1. Расстёгивание и застёгивание различных видов застёжек (рамки с пуговицами, молнией, кнопками, бантами, шнурками с петлями, булавками, липучками, крючками, ремнями и пряжками).
  2.  Мытью рук.
  3.  Стирка.
  4.  Чистка обуви

Упражнения, обучающие заботе об окружающей среде:

  1. Протирание пыли.
  2. Подметание (со стола, с пола).
  3. Мытьё (стола; посуды).
  4. Уход за цветами (горшечными; срезанными)
  5. Работа на огороде (от подготовки земли до уборки урожая).

Особые формы движения:

  1. Умение ходить красиво, грациозно, вырабатывать чувство равновесия (ходьба по линии, ношение предметов).
  2. Умение сохранять тишину и неподвижность (упражнения в тишине)

2. Сенсорное воспитание

 Упражнения с сенсорным материалом построены таким образом, чтобы развивать по отдельности различные сферы чувств, таких как осязание, вкус, обоняние и др. На этих материалах ребёнок учится также слушать тишину и звуки, различать вес, цвет и форму предметов, а также они помогают создать уже имеющиеся сведения об окружающей среде.  Приобрести новые знания, навыки и вместе с материалом дают ребёнку «ключ к миру».

В результате работы с сенсорным материалом ребёнок научится различать размеры в трех направлениях, сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; узнают соответствующие понятия - в том числе и сравнительной, и превосходной степени.

Материалы и упражнения для определения размеров

Визуальное различение величины в одном или двух измерениях при    неизменённой форме: тренировка пальцев для письма; введение понятий

толстый – тонкий, большой – маленький, плоский – выпуклый, высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий – мелкий в сравнительной и превосходной степени.

Визуальное различие величины в двух измерениях; упорядочивание построения серии; введение понятий большой – маленький в сравнительной

и превосходной степени.

Визуальное различение величины в двух измерениях. Упорядочивание построение серии; введение понятий толстый – тонкий в сравнительной

и превосходной степени.

Визуальное различение длины в двух измерениях. Упорядочивание построение серии, введение понятий толстый – тонкий, короткий – длинный в сравнительной и превосходной степени.

Упражнения для определения цвета

В результате работы с материалом этой серии ребёнок знакомится с основными и смешанными цветами, с их оттенками по светлоте; учится сравнивать и узнавать цвета, выстраивать серию оттенков цвета; узнает соответствующие понятия.

Знакомство с основными цветами, введение понятий красный, синий, жёлтый.

Знакомство с дополнительными и смешанными цветами, введение понятий

 оранжевый, зелёный, фиолетовый, розовый, серый, коричневый, белый, черный.

Знакомство с оттенками цветов по светлости, различие чувства цвета, художественных способностей, введение понятий светлый – тёмный в сравнительной и превосходной степени.

      Упражнения для развития тактильных ощущений

В результате работы с материалом этой серии у ребёнка развиваются способности к тактильным ощущениям, умение различать на ощупь различные поверхности, сравнивать их, выстраивать серию поверхностей различной шершавости, узнавать на ощупь различные ткани и их свойства.

Развитие тактильных ощущений, узнавание различных поверхностей,

развитие мелкой моторики, подготовка пальцев и кисти к письму, подготовка к работе с наждачными буквами и цифрами, введение понятий шершавый –гладкий в сравнительной и превосходной степени.

Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики, косвенная подготовка к письму.

Упражнения для развития слуха

В результате работы с материалом этой серии ребёнок тренирует свою способность к слуховым ощущениям, учится развивать слуховые стимулы различной громкости, сравнивать их, выстраивать серию; узнавать соответствующие понятия.

Развитие слуховых ощущений, подготовка к восприятию музыки, введение понятий громко – тихо в сравнительной и превосходной степени.

Упражнения для развития тепловых ощущений

В результате работы с материалом ребёнок тренирует способность к различению различных температур, узнает понятия горячий, теплый, прохладный, холодный, а также их сравнительную и превосходную степень:

Развитие тепловых ощущений, знакомство с различными температурами связь с погодой, временами года, одеждой, введение понятий холодный – тёплый в сравнительной и превосходной степени.

Упражнения для развития обоняния

В результате работы с этим материалом ребенок тренирует свою способность к развитию запахов, узнает названия пахучих веществ.

Развитие обоняния, знакомство с различными запахами, знакомство с названиями ароматических веществ, трав, пряностей.

Упражнения для развития стереогностических ощущений

В результате работы с материалами этой серии ребёнок узнает и называет основные объёмные формы куб, шар, цилиндр, пирамида и пр. в окружающих предметах и их частях.

       Геометрические тела: развитие стереогностических ощущений, развитие тонкой моторики.

3. Математическое воспитание

Работа с математическими материалами способствует интеллектуальному развитию ребенка. В построении системы материалов и методике работы с ними соблюдаются два внешних принципа:

- от конкретного к абстрактному;

-от знакомства с количествами через знакомство с символами соотнесению количеств и символов.

- введение в мир чисел от 1 до 10;

Счет в пределах десяти

Цифры от 0 до 9, число 10. Соотнесение количеств, в пределах десяти и соответствующих чисел, обратный счет; сравнение чисел, работа с красно- синими штангами, веретёнами, чипсами.

Понятие о геометрических фигурах (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм, многоугольник.)

    4. Развитие речи

 

Звукопроизношение

Учить и отрабатывать правильное произношение звуков, развивать фонематический слух, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.

Расширение словарного запаса

Обогащать словарь детей словами, обозначающими предметы окружающего мира, животных, птиц, растений, явлений природы, профессий людей и т.п.;

учить детей различать и называть части предметов, качества предметов месторасположение предметов обобщающие слова, характеризовать состояние и настроение людей; упражнять детей в подборе и использовании в речи слов со сходным и противоположным смыслом (синонимы и антонимы)

                 

Письмо

1. Подготовка руки к письму

   а). косвенная подготовка руки к письму;

  • работа с материалами практической и сенсорной зон;
  • рисование, лепка, шитьё и вышивание, вырезание наклеивание, конструирование из бумаги и картона, работа с природными материалами и т. п.

  б)целенаправленная подготовка руки к письму:

  • пальчиковая гимнастика;
  • работа с индивидуальными листами: штриховка, обводка и т. п.

Знакомство детей с написанием букв и цифр на песке, мокрым пальцем или мелом на доске, карандашами на бумаге, в тетрадях.

5. «Космическое» воспитание

Формирование представлений о природе

Различие между миром природы и миром, созданным человеком. Живая и неживая природа; четыре стихии: Вода, Огонь, Земля, Воздух. Вода и её свойства. Агрегатные состояния воды связей между молекулами.          Вода в природе: дождь, снег, иней, град, облака, туман.

Разнообразие водоёмов: озеро, море, река, родник, болото. Значение воды в жизни человека, животных и растений.

Формы контроля и оценочные материалы

Входной контроль осуществляется с помощью входного тестирования, бесед, экспресс-диагностики. Промежуточный контроль – конкурсы, викторины. Итоговый контроль – выставка проектов, презентаций, открытые мероприятия.

Виды контроля

- предварительный контроль (проверка знаний детей на начальном этапе освоения Программы) проводится в начале реализации Программы в виде входного тестирования, беседы, инструктажа.

- итоговый контроль мониторинг

Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации Программы

3.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

Методическое обеспечение представлено комплексом игр и упражнений в соответствии с календарно-тематическим планированием: комплекс игр упражнений для «круга приветствия»; «круга прощания»; комплекс игр и упражнений по обучению навыкам практической жизни; комплекс игр и упражнений по сенсорному воспитанию; комплекс игр и упражнений по развитию речи; комплекс игр и упражнений двигательной активности.

3.2. Материально-технические условия реализации Программы

Для реализации программы необходимы научно-методическая и материально-техническая база: оборудование М. Монтессори; разделенный по зонам: «Обучение навыкам практической жизни», «Сенсорное воспитание», «Развитие речи», «Математическая зона». Группы наглядных учебных пособий - натуральные (коллекции насекомых, природный, бросовый материал и т.д.) и объемно-образные (муляжи). Знаковые пособия: картины, рисунки, фотографии по лексическим темам и др.

3.3. Кадровое обеспечение Программы

Программу реализуют педагоги дополнительного образования Щербицкая С.А., Бондаренко Н.В.

3.4 Педагогическая диагностика

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г., теста К.Йирасика, графических диктантов Д.Б.Эльконина, монометрического теста «Вырезание круга»

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве

Развитие графических навыков

Вырезывание ножницами

Срисовывание образца

Штриховка

Графический

диктант

Тест Керна Йерасика

1.

2.

Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик» -пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)

-Завязывание шнурков разной величины

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

-Д\И «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна Йирасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»

-Срисовывание группы точек

-Рисование фигуры человека

При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Используемая литература

  1. Афанасьева Т., Гребенщиков Л. Я люблю Монтессори. М.: Карапуз,    2004.
  2. Воскресенская И. Развивающие игрушки своими руками. М., 2008.
  3. Дошкольное воспитание. 1999. № 10; 2000. № 10; 2000. № 12.
  4. Дошкольное воспитание. 2000, № 11.
  5. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори.
  6. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242).
  7. Любина Г. О формах и организациях работы по развитию речи.
  8. Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство.
  9. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ. / приложение к Письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15. № 09-3242)
  10.  Пермякова Л.В, Смирнова Н. Н. Основные упражнения практической жизни. 2004.
  11.  Побережникова А. Космическое воспитание.
  12. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  13.  Ребёнок в детском саду. 2003. №6.
  14. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 г. №41
  15.  Смирнова Н.Н. Программа группы для детей от 8 месяцев до 3 лет, работающей с использованием Монтессори-материала. Издательский центр, 2006.
  16.  Сорокова М.Г. Введение в Монтессори – педагогику (философия, психология, педагогика). 2005.
  17.  Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори // Ребёнок в      

детском саду. 2000. № 5; 2000. № 6.

  1.  Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори для дошкольников и школьников. – М.: Издательство Неолит, 2018.
  2.  Сорокова М.Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. Учебное пособие под редакцией психолога Д.Г. Сорокова.1998.
  3.  Сорокова М.Г. Монтессори – педагогика. Вопросы теории и практики. –

 М: Издательский центр Академия, 2013.

  1.  Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. Об образовании в Российской Федерации.
  2.  ФГОС дошкольного образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 17.10. 2013 г. №1155.  
  3.   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п.1,2,3,14; ст.75).                                    
  4.  Хилтунен Е.А. Школа Монтессори. Ч. 1 (Школа для малышей) –

М.: «Мастер», 1992.

Интернет-ресурсы

1. Буйлова, Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. / Л.Н. Буйлова, Л.Б. Кривошеева. [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/metodicheskie-rekomendatsii/kak-napisat-dopoln-obsherazv-programmu.html (дата обращения: 09.06.2019).

2. ГОСТ Р 7.0.5. – 2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. С.  11-12. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-7-0-5-2008 (дата обращения: 09.06.2019).

Приложение к Программе                            

Перспективный план работы на год.

Октябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

3. «Помоги зайчику найти дорожку домой» (пальчиком провести дорожку к домику зайчика ).

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Игра «Помоги ёжику собрать все грибы на полянке» (учить закручивать и откручивать пробки «грибочки»).

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

3.Штриховка «Овощи».

4. Работа с Монтессори – материалом (сенсорная зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Штриховка «Фрукты».

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).

Ноябрь

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2..Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3.Разбери пуговицы по цвету.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2..Пальчиковая гимнастика «Рыбка».

3.«Собери бусы».

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков карандашами  (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

3.Обведи по контуру (овощи и фрукты).

4. Работа с Монтессори – материалом (математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

3.Разберем счетные палочки по цвету.

4. Работа с Монтессори – материалом (космос).

Декабрь.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики».

3.Шнуровка «Пришей пуговицу».

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Быстро тесто замесили».

3.Рисуем пальчиком по манке.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Замок».

3.Поможем Золушке разобрать крупу (фасоль и горох).

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона+ развитие речи).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика « Котик».

3.Игра с прищепками «Ёжик», «Солнышко», «Цыпленок» .

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Январь.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Снежок».

3.Игра «Застегни и растегни» (пано «Веселый ёжик»).

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Лужок»,«За грибами».

3.Шнуровка «Яблоня».

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона + развитие речи+ сенсорная зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» ( поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки ».

3.«Собери бусы».

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона, космос).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Катаем карандашики ».

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Игра «Найди ,что спряталось в фасоли».

4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона).

Февраль.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3.Мягкие пазлы «Бабочка, улитка, слоник».

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1.Массаж пальчиков карандашами (катаем карандаш между ладошками по всей длине пальчиков).

2..Пальчиковая гимнастика «Капуста».

3.Игры с пробками (движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах).

4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики» (нажимаем пальчиками на резиновый мячик с силой).

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Шарик».

3.Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики» (поглаживание пальчиков в разных направлениях).

2..Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики ».

3.«Выложи по контуру» (выкладывать по контуру рисунка фасолью, горохом, рисом).

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Март.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик хочет спать».

3.Шнуровки «Укрась платье », «Укрась рукавичку».

4. Работа с Монтессори – материалом (космос +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков «Сухой бассейн» (перебираем пальчиками фасоль).

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу ».

3.Штриховка «Цветы для мамы».

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков мячиком — ёжиком.

2.Пальчиковая гимнастика «Шарик».

3.Развесь белье на веревку (закрепляем платочки на веревке прищепками).

4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков - надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Наши нежные цветы распускают лепестки».

3. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Апрель.

Занятие № 1.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

3. Составление  контуров  предметов (например дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков - катание деревянных палочек по столу.

2.Пальчиковая гимнастика «Сапожник».

3. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

2.Пальчиковая гимнастика «Семья».

3.Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + космос).

Занятие № 4.

1..Массаж пальчиков - надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит».

3. Пано «Теремок» Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

4. Работа с Монтессори – материалом (развитие речи +сенсорная зона + математическая зона).

Май.

Занятие № 1.

1.Массаж пальчиков грецким орехом.

2.Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

3.«Бусы для мамы» нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – леску.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона, космос).

Занятие №2.

1..Массаж пальчиков- надевание и снимания колечка.

2.Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу».

3.«Самый ловкий» - капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + космос).

Занятие № 3.

1..Массаж пальчиков - сжимание и разжимание эспандера.

2.Пальчиковая гимнастика «Липкие пальчики»

3.Стирание ластиком нарисованных предметов.

4. Работа с Монтессори – материалом (практическая зона +сенсорная зона + математическая зона).

Занятие № 4.

Мониторинг

Приложение 2

Перечень оборудования и средств обучения:

Практическая зона:

- рамки с застёжками (пуговицы, с молнией, с бантами, шнурками, липучками, кнопками, ремнями, крючками, с булавками);

- переливание (из одного кувшина в другой);

- пересыпание;

- пересыпание ложкой;

- мытьё посуды;

- подметание;

- комплект для работы с водой;

- доска для плетения косы

  Сенсорная зона:

- блоки цилиндров

- коричневая лестница;

- геометрические тела;

- цветные цилиндры;

- цветные таблички

- шумовые баночки

Математическая зона:

- числовые штанги;

 - шершавые цифры;

- веретёна;

Зона развития речи:

- слова в коробочках;

- набор картинок для классификации;

- набор для звуковых игр;

- ящик с манкой для написания букв

Космическая зона:

- энциклопедическая литература

Приложение 3 

Учебный (тематический) план по месяцам

Наименование раздела

тема

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Итого

часов

Мониторинг

УПЖ

-

     3

2

2

2

2

2

2

1

16

Сенсорное воспитание

-

     1

1

1

1

1

-

1

1

7

Математика

-

-

      -

-

1

-

1

-

1

3

Развитие речи

-

     1

      -

1

-

1

1

-

1

5

Космическое воспитание

(Ознакомление с окружающим)

-

-

1

-

1

-

1

1

1

5

Итого в год:

5

4

4

5

4

5

4

5

36

Приложение 4

Презентации

ГРУППА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

Презентации практической зоны.

Переноска предметов.

Цель:

Научить детей переносить различные предметы.

Косвенная цель:

Концентрация внимания, координация движений.

Материал:

керамический  поднос.

Презентация.

  1. Обращаем внимание ребенка на поднос.
  2. «Сейчас мы перенесем поднос на стол. Сначала покажу я, а потом попробуешь ты»
  3. Три пальца: указательный, средний и безымянный левой руки подводим под левую ручку подноса, зажимая большим сверху.
  4. Три пальца: указательный, средний и безымянный правой руки подводим подправую ручку подноса, зажимая большим пальцем сверху.
  5. Поднимаем поднос двумя руками одновременно.
  6. Несем поднос горизонтально.
  7. Ставим на стол.
  8. Говорим ребенку: - «Тихо».
  9. Предлагаем ребенку перенести поднос обратно на полку

Дальнейшие упражнения.

  1. Переноска кувшина.
  2. Переноска кувшина с водой.
  3. Переноска коробки без крышки.
  4. Переноска коробки с крышкой
  5. Переноска подноса с пустым кувшином.
  6. Переноска различных предметов.

Переноска стула.

Цель:

Научиться тихо и аккуратно переносить стул.

Косвенная цель:

Концентрация внимания. Координация движений.

Материал:

стул

Презентация.

  1. «Сегодня я покажу,  как мы носим стул».
  2. Подходим к стулу таким образом, чтобы спинка стула находилась справа
  3. Правой рукой берем спинку стула, четыре пальца за спинкой, а большой палец с другой стороны.
  4. Левой рукой берем за сидение: четыре пальца под сидением, а большой сверху
  1. Наклоняем на себя стул и отрываем от пола две дальние от нас ножки стула.
  2. Затем наклоняем стул вправо, на одну заднюю ножку.
  1. Поднимаем стул и несем его ножками вниз на выбранное ранее место.
  2. Ставим стул в обратном порядке: сначала на заднюю ножку, затем на две,ближние к вам, а потом на две дальние.
  3. Предлагаем повторить ребенку.

Складывание салфеток.

Цель:

Научиться сворачивать и разворачивать салфетки

Косвенная цель:

Подготовка к сворачиванию и разворачиванию бумаги, одежды. Развитие мелкой моторики, внимания.

Материал:

Пять салфеток, сшитых из ситца или льна. Салфетки размером 30x30 см или 25x25 см.

Линии,  по которым мы будем  сгибать,  отмечены контрастной вышивкой или арандашом.

Развернутые салфетки лежат на подносе в определенном порядке друг на друге.

Презентация.

  1. Обращаем внимание ребенка на поднос с салфетками.
  2. Просим ребенка перенести поднос на стол.
  3. Поднос ставим перед взрослым на верхний правый угол стола, чтобы освободить место перед ребенком.
  4. Берем верхнюю салфетку и кладем перед ребенком.
  5. Указательным пальцем левой руки показываем на нижний левый угол салфетки, где начинается диагональная линия сгиба.
  6. Указательным пальцем правой руки проводим вдоль линии снизу вверх.
  7. Правой рукой берем нижний правый угол.
  8. Левую руку кладем ладошкой вниз на салфетку, на верхний треугольник - придерживаем.
  9. Нижний правый угол совмещаем с верхним левым углом салфетки. Левая рука остается внутри салфетки, а указательным пальцем правой руки придерживаем оба уголка.
  10. Вынимаем левую руку, поворачиваем салфетку линией сгиба к ребенку и проглаживаем ее обеими руками от середины в стороны.
  11. Указательным пальцем правой руки проводим вдоль линии сгиба слева направо, еще раз обращая на нее внимание ребенка.
  12. Отодвигаем салфетку в верхний левый угол.
  13. Берем следующую салфетку.
  14. Проводим указательным пальцем правой руки вдоль линии сгиба слева направо.
  15. Берем левой рукой нижний левый уголок салфетки, а правой рукой нижний правый уголок салфетки и совмещаем с верхними уголками, сначала с правым, а затем с левым.
  16. Разглаживаем линию сгиба обеими руками от середины в стороны.
  17. Еще раз обращаем внимание ребенка на линию сгиба, проводя вдоль нее указательным пальцем.
  18. Отодвигаем салфетку и кладем ее рядом с первой с правой стороны от нее.
  19. Берем следующую салфетку.
  20. Повторяем работу как с первой салфеткой   (с 5 пункта по 11 пункт).
  21. Сейчас линия, по которой мы свернули салфетку, находится внизу, а вторая линия сгиба проходит вертикально. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке таким образом, чтобы вторая линия сгиба проходила с левой нижней стороны в правый верхний угол.
  22. Проводим вдоль линии сгиба указательным пальцем правой руки, берем нижний угол правой рукой, а левую ладошку кладем на верхний треугольник салфетки.
  23. Совмещаем правый нижний угол салфетки с левым верхним утлом, поворачиваем линией сгиба к ребенку и проглаживаем обеими руками в разные стороны.
  24. Кладем свернутую салфетку под первую, чтобы было видно, что она составляет половину ее.
  25. Берем четвертую салфетку и кладем ее перед ребенком.
  26. Повторяем работу, как со второй салфеткой (с п. 14 по п. 17).
  27. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке так. чтобы линия, по которой мы свернули салфетку, была с левой стороны, а вторая линия сгиба располагалась
    горизонтально.
  28. Проводим вдоль второй линии сгиба слева направо, обращая на нее внимание ребенка.
  29. Левой рукой берем левый угол салфетки, а правой рукой берем  правый угол салфетки (двойной).
  30. Совмещаем нижние углы с верхними и разглаживаем линию сгиба обеими руками в разные стороны.
  31. Кладем салфетку под вторую, так чтобы было видно, что она составляет ее половину.
  32. Берем последнюю   салфетку и кладем ее перед ребенком.
  33. Показываем на точку в середине салфетки. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке на 45° углом к ребенку.
  34. Правой рукой берем нижний угол салфетки и заворачиваем его к метке в середине салфетки. Линию сгиба проглаживаем двумя руками в разные стороны.
  35. Поворачиваем салфетку по часовой стрелке так, чтобы следующий угол салфетки был направлен на ребенка. Загибаем его таким же образом, как и первый, и так все четыре угла салфетки.
  36. Свернутую конвертом салфетку кладем в самом низу, под всеми.
  37. Разворачиваем салфетки произвольно, в обратном порядке, начиная с пятой.
  38. Кладем салфетки на поднос в обратном порядке.

Пересыпание ложкой.

Материал:

две пиалы, поднос того же цвета, что и пиалы; ложка; зерно в левой пиале.

Примечание:

1. Зерно должно быть крупное, например горох, фасоль или чечевица, чтобы ребенок мог легко подобрать его пальчиками с подноса. Цвет зерна должен контрастировать с цветом подноса и пиал.

2 Ложка лежит на подносе между пиалами ручкой к нам, чтобы и правше, и левше было удобно ее брать.

Цель:

Научиться аккуратно, пересыпать зерно ложкой.

Косвенная цель:

координация движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму.

Презентация.

  1. Ребенок приносит поднос на стол.
  2. Взрослый показывает, как нужно держать ложку: на указательный и средний пальцы правой руки кладем ручку ложки, сверху зажимаем большим пальцем.
  3. Левой рукой придерживаем левую пиалу, зачерпываем зерно ложкой, задерживая её над пиалой, ожидаем, чтобы упали лишние зерна.
  4. Переносим и высыпаем зерно во вторую пиалу.
  5. Повторяем до тех пор, пока левая пиала не опустеет. В процессе пересыпания можно слегка наклонять пиалу, чтобы было удобнее зачерпывать.
  6. Говорим ребенку: «Пересыпали». Кладем ложку перед подносом или с правой стороны от подноса. Наклоняем левую пиалу, чтобы ребенок увидел. что она пуста.
  7. Составляем пиалы на стол за поднос, обхватывая их двумя руками с обеих сторон: сначала левую, затем правую.
  8. Проверяем, не просыпались ли зерна на поднос. Если зерна просыпались, то подбираем их пальчиками и кладём обратно  в пиалу.
  9. Ставим пиалы обратно на поднос, причем пиалу с зерном ставим слева, а пустую справа.
  10. Кладем ложку на поднос между пиалами.
  11. Предлагаем повторить ребенку.

Пересыпание из кувшина в кувшин.

Материал.

Поднос, два кувшина, в одном из кувшинов насыпано крупное зерно.

Примечание.

  1. Это должна быть чечевица, горох, фасоль или бобы.
  2. Кувшины могут быть стеклянными, прозрачными, керамическими, фарфоровыми. но не пластмассовыми. Кувшины не должны быть «пузатыми», их форма должна быть приближена к цилиндрической, может быть, с небольшим изгибом. Ручка должна быть достаточно большой, чтобы хотя бы два пальца педагога могли свободно пройти в нее. Кувшины стоят на подносе носиками друг к другу и ручками в разные стороны. Кувшин с зерном стоит с правой стороны.

Презентация.

  1. Предлагаем ребенку принести поднос на стол.
  2. «Сейчас будем пересыпать», - говорим ребенку.
  3. Правой рукой берем за ручку кувшина: средний и указательный пальцы правой руки просовываем в ручку, прижимая большим пальцем сверху. Указательным, средним, безымянным пальцами левой руки придерживаем за «живот» кувшина под носиком.
  1. Приподнимаем кувшин, наклоняем его над пустым кувшином и высыпаем зерно.
  2. Заглядываем в кувшин и убеждаемся,  что он пуст. Предлагаем заглянуть ребенку.
  3. «Пересыпали», - говорим ребенку. Ставим кувшин на прежнее место. «Теперь проверим поднос».
  4. Составляем кувшины по очереди за поднос, беря их двумя руками и поворачивая ручкой к ребенку. Левый кувшин берем - левой рукой на ручке, правой рукой под «живот», а правый кувшин - наоборот.
  5. Проверяем поднос, если есть просыпанные зерна, то подбираем их пальчиками. Зерна кладем обратно в кувшин.
  6. Возвращаем кувшины обратно на поднос: правой рукой берем ручку левого кувшина, а левой рукой подхватываем его за «живот» и ставим с правой стороны подноса ручкой вправо. Этот кувшин с зерном. Ручку правого (пустого) кувшина берем левой рукой, подхватывая под носиком правой рукой, и ставим с левой стороны подноса, ручкой поворачивая влево, т.е. в первоначальное положение.
  7. Предлагаем повторить ребенку.

Переливание из кувшина в кувшин.

Материал:

Поднос; два кувшина, повернутые ручками друг от друга; в правом кувшине вода. Если кувшины прозрачные, то вода может быть подкрашенной. Маленькая губка или тряпочка, которая нужна для промакивания последней капли или вытирания подноса.

Цель:

Научиться переливать воду;

Косвенная цель:

координация движений, развитие мелкой моторики; развитие самостоятельности.

Презентации:

  1. Предлагаем ребёнку принести поднос.
  2. «Сейчас будем переливать», - говорим ребёнку.
  3. Вынимаем губку с подноса и кладём слева от него. Губку вынимаем для того, чтобы она не промокла раньше времени.
  4. Берем правой рукой ручку правого кувшина, точно так же. как при пересыпании, а левой рукой поддерживаем под «живот» кувшина, поднимаем и переливаем воду в пустой кувшин.
  5. Держим кувшин, пока вся вода не выльется, последнюю каплю промокаем губкой.
  6. «Перелили», - говорим ребенку. Можно заглянуть в кувшин, чтобы убедиться, что он пуст.
  7. «А теперь проверим,  сухой ли у нас поднос?»
  8. Составляем кувшины за поднос, сначала левый, затем правый ручками к ребенку, так же. как при пересыпании.
  9. Осматриваем поднос, затем проводим по нему рукой, чтобы убедиться, что он сухой. Если поднос мокрый, его следует протереть губкой или тряпочкой.
  10. Ставим кувшины обратно на поднос. Ручку левого кувшина (с водой) берем правой рукой, а левой поддерживаем его под носиком. Кувшин ставим с правой стороны подноса ручкой вправо. Ручку правого кувшина (пустого) берем левой . рукой, а правой поддерживаем  пол носиком. Ставим его с левой стороны ручкой влево.
  11. Губку кладем  между кувшинами.
  12. Предлагаем ребенку повторить работу.

ГРУППА МАТЕРИАЛОВ: ЗАБОТА О САМОМ СЕБЕ.

Рамка с пуговицами.

Материал:

деревянная рамка 30x30 см, на рамку натянута ткань, состоящая из двух половинок. На одной половинке прорезаны пять вертикальных петель, а на другой пришиты пять пуговиц диаметром два сантиметра.

Нужно, чтобы пуговицы хорошо были видны на ткани, по краю пуговицы должен быть бортик, чтобы пальчики ребенка не скользили при работе.

Цель:

Научиться расстегивать и застегивать пуговицы.

Косвенная цель:

Развитие мелкой моторики, концентрации внимания; развитие самостоятельности.

Презентация.

  1. Показываем ребенку, где находятся рамки - застёжки и предлагаем взять рамку с пуговицами.
  2. Кладем - рамку таким образом, чтобы половинка с петлями была справа.
  3. Расстегивать начинаем сверху. Двумя пальцами правой руки (указательным и средним) приподнимаем правый край верхней пуговицы, а большим пальцем придерживаем пуговицу сверху.
  4. Двумя пальцами левой руки (указательным и средним) приподнимаем край ткани у петли, а большим пальцем прижимаем её сверху.
  5. Одновременным движением обеих рук раздвигаем пуговицу и ткань в разные стороны. Петелька как бы открывается.
  6. Наклоняем пуговицу в петлю и просовываем её туда.
  7. Убираем руки. Теперь правой рукой (теми же пальцами) берем ткань, отгибаем ее, указательным пальцем левой руки показываем на краешек
    пуговицы, виднеющийся из петли.
  8. Тремя пальцами (указательным, средним и большим) левой руки берем краешек пуговицы, виднеющийся из петли (правая рука в это время держит ткань), и вытаскиваем пуговицу из петли.
  9. Отгибаем ткань с петлёй, показывая, что пуговица расстегнута.
  10. Таким образом расстегиваем еще две пуговицы, затем предлагаем повторить ребенку.
  11. Когда расстегнуты все пуговицы, говорим ребёнку: «Расстегнули». Отгибаем обе половинки ткани. При отгибании правой половинки ткани левая рука держит ее верхний угол, а правая - нижний. При отгибании левой половинки - наоборот.
  12. «А теперь будем застёгивать». Закрываем обе половинки ткани. Застегивать начинаем сверху.
  13. Тремя пальцами правой руки берем ткань у верхней петли.  Указательный и средний пальцы кладем снаружи на ткань, а большой палец с внутренней стороны ткани. Отгибаем ткань.
  14. Тремя пальцами левой руки берем пуговицу. Указательный и средний пальцы подсовываем под пуговицу, а большим зажимаем сверху. Просовываем пуговицу наполовину в петлю. Отпускаем и ткань и пуговицу.
  15. Меняем руки. Правая рука берет пуговицу, высунувшуюся из петли, а левая рука берет ткань у петли. Работают те же пальцы. Одновременным движением обеих рук раздвигаем ткань и пуговицу в разные стороны, протаскивая пуговицу в петлю
  16. «Застегнули», - говорим ребенку.
  17. Застегиваем таким образом еще одну или две пуговицы, а затем предлагаем ребенку
  18. Когда все пуговицы застегнуты, делаем проверку. Обе ладошки кладем на половинки ткани  и растягиваем их в стороны. Если какая-нибудь пуговица не застегнута, то это будет видно. Если застегнута плохо, то пуговица расстегнется.

Рамка с кнопками.

Материал:

рамка с пятью металлическими кнопками.

Рамка состоит из двух половинок, сшитых из ткани или кожи.

Цель:

научить ребенка расстегивать и застегивать кнопки.

Косвенная цель:

концентрация внимания, координация движений; развитие мелкой моторики; развитие самостоятельности.

Презентация.

  1. Предлагаем ребенку отнести рамку на стол.
  2. Кладем ее таким образом, чтобы верхняя половинка была справа.
  3. «Это кнопки, и сейчас мы их будем расстегивать»
  4. Тремя пальцами левой руки: указательным, средним и безымянным придерживаем ткань на левой половине рамки у верхней кнопки,
  5. Указательный и средний пальцы правой руки кладем на ткань у верхней кнопки, а большим пальцем отгибаем ткань и тянем до расстегивания.
  6. Повторяем то же с другой кнопкой, затем предлагаем повторить ребенку.
  7. Когда все кнопки расстегнуты, раскрываем обе половинки ткани. Правую половинку ткани раскрываем так: левая рука держит верхний уголок, а правая рука - нижней угол. На левой половине ткани руки меняются.
  8. «Расстегнули».
  9. «А теперь будем застегивать).
  10. Тремя пальцами правой руки (указательным, средним и большим) отгибаем верхнюю кнопку.
  11. Указательным пальцем левой руки показываем ребенку углубление на одной части кнопки и штырек на другой.
  12. Тремя пальцами правой руки держим верхнюю кнопку, причем указательный палец лежит на кнопке, а большой придерживает ткань снизу.
  13. Накладываем кнопку углублением на штырек и указательным пальцем надавливаем до тех пор, пока не послышится щелчок.
  14. Так же застегиваем еще одну кнопку, затем предлагаем ребенку застегнуть остальные:
  15. Когда все кнопки застегнуты, делаем проверку - растягиваем в разные стороны обе половинки ткани ладошками.

Рамка с ремнями.

Цель:

научить ребенка застегивать и расстегивать ремни.

Косвенная цель:

развитие самостоятельности, концентрация внимания, координация движений, мелкая моторика

Материал:

деревянная рамка, на которую натянуты две половинки кожи. Обе половинки соединены четырьмя ремнями.

Презентация.

  1. «Это рамка с ремнями. Мы ее будем расстегивать и застегивать».
  2. Предлагаем ребенку отнести рамку на стол.
  3. Рамка кладется на стол таким образом, чтобы концы ремней смотрели на ребенка.
  4. Двумя пальцами правой руки (указательным и большим) беремся по краям петли застежки.
  5. Двумя пальцами левой руки (указательным и большим) берем конец верхнего ремня и проталкиваем его в петлю застежки вправо, так чтобы получились «воротца» в виде арки.
  6. То же самое проделываем со вторым ремнем, затем предлагаем ребенку повторить операцию с другими ремнями.
  7. Затем большим и указательным пальцами левой руки беремся за петлю застежки, а большим и указательным пальцами правой руки беремся за «воротца» и вытягиваем конец ремня из петли.
  8. То же проделываем со вторым ремнем, затем предлагаем ребенку продолжить с другими ремнями.
  9. Берем конец верхнего ремня двумя пальцами правой руки-(большим и указательным),  и тянем ег© вправо до тех пор, пока не выскочит из дырочки язычок застежки. Тогда ремень отпускаем. Левая рука в это время придерживает левую половину ткани у этого ремня.
  10. Так же расстегиваем второй ремень, а третий и четвертый предлагаем ребенку.
  11. Указательным и большим пальцами левой руки беремся за язычок застежки, а указательным и большим пальцами правой руки беремся за ремень (не за конец!) и вытягиваем конец ремня из петли. Кладем конец ремня поверх петли.
  12. То же проделываем со второй петлей, а затем предлагаем ребенку.
  13. «Расстегнули все ремни».
  14. Раскрываем обе половинки рамки, затем закрываем обе половинки рамки.
  15. «А теперь будем застегивать».
  16. Поправляем петли, вытаскиваем их из-под правой половинки рамки.
  17. Берем указательным и большим пальцами правой руки за конец ремня, а большим и указательным пальцами левой руки за края петли и просовываем ремень в петлю.
  18. То же проделываем со вторым ремнем, а затем предлагаем ребенку.
  19. Берем указательным и большим пальцами правой руки конец ремня и отгибаем его направо, тянем. Указательным пальцем левой руки вставляем язычок в дырочку и придерживаем его.
  20. Отгибаем конец ремешка налево и смотрим, показался ли язычок в отверстии. Отпускаем руки и указываем ребенку на показавшийся кончик язычка.
  21. То же со вторым ремешком, затем предлагаем ребенку.
  22. Берем большим и указательным пальцами правой руки конец  ремешка, а указательным и большим пальцами левой руки петлю застежки и просовываем конец в петлю до получения небольших «воротец».
  23. То же со вторым ремешком, а затем предлагаем ребенку.
  24. Указательным пальцем правой руки надавливаем на «воротца», а большим и указательным пальцами левой руки поддергиваем конец ремешка.
  25. То же со вторым, а затем предлагаем ребенку.
  26. «Застегнули».
  27. Проверяем,  растягивая обе половинки рамки в разные стороны ладошками.

Сенсорная зона

ЦВЕТНЫЕ ТАБЛИЧКИ

Материал

Деревянная коробочка с крышкой, в которой лежат три пары цветных табличек: синие, желтые, красные.

Цель

Прямая.

Научиться различать основные цвета, развивать зрительное восприятие цвета.

Косвенная.

Развивать эстетическое чувство, подготовка к изодеятельности.

Задача.

Подобрать пары табличек по цвету.

Презентация

  1. Учитель показывает ребенку, как переносят коробочку: закрытой, двумя
    руками, придерживая за дно.
  2. Ребенок переносит коробочку на рабочее место.

•Работать можно и на столе, и на ковре.

3.        Учитель ставит коробочку примерно посередине стола, ближе к ребенку. Открывает крышку и ставит коробочку на край крышки так, чтобы коробочка стояла наклонно вперед.

При этом таблички меньше падают в коробке, их удобнее доставать.

4.        Учитель показывает ребенку, как достают таблички из коробочки: тремя пальцами правой руки за уголок белого канта.

Табличку всегда берут только за белый кант, не прикасаясь руками к цветному полю.

5.        Предлагает ребенку достать все остальные таблички, раскладывают их на столе в беспорядке.

Если нужно, учитель их перемешивает: аккуратно перекладывает, держа их за белый кант.

6.        Учитель берет одну табличку, кладет ее вертикально в левый верхний угол стола.

Обычно это красная табличка.

  1. Говорит ребенку, указывая на остальные таблички: «Сейчас мы найдем здесь табличку такого же цвета». Поочередно берет другие таблички, подносит их к первой и сравнивает по цвету.
  2. Найденную парную табличку кладет справа от первой.

Таблички лежат так, что их цветные поля находятся рядом, а от следующей пары они отделены белым кантом.

  1. Аналогично подбирает остальные пары.
  2. Перемешивает таблички и предлагает ребенку подобрать пары самостоятельно.

Математическая зона

Веретена

Цель: (п) сопоставить количество чисел и символов, тренировка в прямом и обратном счете, знакомство с 0.

(к) подготовка к работе с золотым материалом.

Материал: 2-е коробок разделенная каждая на 5 ячеек, в торце каждой написаны числа от 0 до 10 (55 веретен).

Возраст:

Презентация

Основной интерес: ощущение нарастания количества от 1 до 9; 0. «это веретена»

1. Подготовка (коробок приносят воспитатель с ребенком). Воспитатель берет заранее 0 с шершавой цифрой.

Воспитатель показывает: «Я тебе покажу как мы будем их брать и считать» (берем правой рукой в левую и раскладываем на раскрытую ладонь, обхватывая веретено).

3. «А теперь ты попробуй» (ребенок пробует).

4. «А теперь будем считать веретена» (воспитатель показывает цифру 1 – что это? «1» - говорит ребенок.)

Воспитатель берет веретено 1 – закрывает ладонь, подносит зажатое веретено к ячейке и правой рукой перекладывает в ячейку, говорим «один», точно также «2, 3, 4…»

5. Предлагает ребенку самому разложить дальше (ребенок разлаживает)

6. «Посмотри, здесь веретен нет?» (контроль).

7. Проверяет воспитатель вместе с ребенком (пересчитываем).

8. «Ты все заполнил ячейки?»

- нет, а где?

- ничего нет – это ноль.

9. - Против часовой стрелки

    - Шершавая табличка

«Я тебе покажу, как пишется ноль» (предлагает написать ноль на манке, на бумаге) (если ребенок ошибся, повторяется презентация.)

Чипсы: тестовый материал

Материал: коробочка, в которой находится 65 чипсов и картонка с числами от 1 до 10.

Прав-е (объемные пластмассовые цифры), салфеточка, пространство

Цель: (п) проверить как заполнил счет, как запомнил символы и сопоставление символов.

(к) он помогает другим закрепить предстоящее и дает представление о четных и нечетных числах.

Возраст: с 3,5 – 4 год.

Основной интерес: четные – нечетные.

Презентация

1. Воспитатель показывает материал «это чипсы»

2. Приносим материал на стол (ребенок – корзину, воспитатель – салфетки).

3. Воспитатель раскладывает салфетки, достает числа (просит ребенка разложить числа по порядку 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

4. А теперь я покажу тебе, как мы будем считать и раскладывать, показываем.

5. 1 ряд называет числа ребенок

    2 ряд называет числа ребенок

- палочкой    показываем сначала    а потом выдвигаем (заострить внимание ребенка на разнице между четным и нечетным числом).

6. Ребенок самостоятельно

7. Убираем на место (д-м продвинутым: это четные, это - нечетные).

Введение символов от 1 до 10.

Материалы: шершавые цифры (картонные от 0 до 9, они зеленого цвета).

Цель: (п) введение символов, подготовка к знакомству с числами, к сопоставлению количеств и символов.

Возраст: от 3-х лет и старше.

Особый интерес: шершавая поверхность символов.

Презентация

1. Подготовка «Это шершавые цифры» (работают на столе, приносим).

2. Воспитатель достает 3 карточки 1, 2, 3 – перед ребенком, обследует:

I ст. – воспитатель берет 1 карточку с цифрой 1 (ставит, чтобы было удобно и ребенку и взрослому) – фиксирует положение рук ребенка при обследовании (правой обследуем, левой держим)

- показываем откуда начинаем – сверху, 2 – 3 с поддержкой.

- пододвигаем цифру к ребенку «а теперь обведи ты…» (когда ребенок обводит, воспитатель произносит «Один – это один»)

- точно также презентация цифры 2, 3 и др.

II ст. – «Обведи цифру 1, 2, 3» многократно проигрываем эти понятия: дай, принеси, положи, спрячь… если ребенок путается, возвращаемся к 1 (7-8 мин., больше не надо).

III ст. – пододвигать к ребенку карточки (просим обвести: что это? 1, 2, 3). 0 – не даем, только от 1 до 9.

На следующий день: что это?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество»)

Программа дополнительного образования «Умелые ручки» (образовательная область «Художественное творчество») Старший дошкольный возраст С.Благодатное, Петровский район Ставропольского краяПояснительная ...

Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 5-7 лет

Программа кружка ручного труда "Умелые ручки" для детей 5-7 лет....

Программа дополнительного образования "Умелые ручки"

Методологической основой предполагаемой программы является концепция общего художественно образования, разработанная под редакцией  народного художника России Б.М.Неменского  - Н.А.Горяева «...

Дополнительная программа "Умелые ручки".

Развитие творческих и художественных способностей детей....

Дополнительная программа "Умелые ручки"

Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативно-управленческий документ, определяющий содержание дополнительного образования, разработанный по одной из направленностей дополнительн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» / вторая группа раннего возраста (2-3 года) / Направленность программы: художественная

Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № // г. Йошкар-Олы «\\...

Дополнительная программа «Умелые ручки»

Программа проведения занятий по развитию творческих способностей у детей «Умелые ручки»...