Дополнительная программа "Умелые ручки".
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Шумарина Елена Александровна

Развитие творческих и художественных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дополнительная программа.38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Турочакского района

МО «Турочакский район».

Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад            «Родничок» с. Турочак

РАССМОТРЕНА:                                                                                        УТВЕРЖДЕНА:

На заседании педагогического совета                                         Руководитель  МДОУ д/с «Родничок»              Протокол №4                                                                                       _______________   О.А.Синкина   от       «17» мая 2019 года                                                                     Приказ   №      от                    2020 года.

Дополнительная общеобразовательная      общеразвивающая программа                            по художественно-эстетическому развитию «Умелые ручки».

Программа рассчитана на детей в возрасте: от 6 до 7 лет

                     Срок реализации программы -1 у/год.

                                                                 Составила воспитатель:

                                                                 Шумарина Елена Александровна

                                                         

                                                  с. Турочак 2019 у/г.

                                 Содержание

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

 1.1.   Пояснительная записка……………………………………………  3-4

 1.2.   Цель и задачи программы…………………………………………..4-5

1.3. Принципы и подходы к реализации программы…………………....5

 1.4.   Планируемые результаты…………………………………………..5-6

 1.5.   Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет………6-7

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

 2.1.   Календарный учебный график…………………………………........7

 2.2.   Условия реализации программы……………………………...……..7-8

 2.3.   Формы отчетности…..………………………………………………..8

 2.4.  Методические материалы………………………………………..........8

 Список литературы………………………………………………………….9

Приложение ..………………………………………………………………..10-17

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

                                                                                                (В.А. Сухомлинский)

Художественный труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 7 лет, проявляющих интерес к природным объектам, желающих мастерить поделки своими руками с использованием природных материалов.

Природный материал – это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу можно разделить на: конструирование и аппликацию из природного материала.

Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий путем соединения деталей друг с другом.

Аппликация – это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.

Обучать детей работать с природными материалами желательно с дошкольного возраста. Дошкольники любознательны, у многих из них есть желание сделать какую-то вещь своими руками, подарить её маме, бабушке, другу. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

В процессе ручного труда повышается работоспособность, улучшается кровообращение, развивается координация движений руки и глаза. Изготавливая поделки, дети активно действуют инструментами, по назначению их используют, учатся узнавать свойства материалов, сравнивать их по форме, величине в зависимости от цели, размера поделки.

Детей, увлекающихся художественным ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

Актуальность:

Выполнение работ требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо-влево, вверх-вниз.

Обучение показывает эффективность этого труда, приносит пользу к концу учебного года, кисти, пальцев становятся более ловкими, точными.

Работа в кружке положительно сказывается на взаимоотношении между детьми - помогают друг другу, дарят близким подарки, сделанные своими руками.

1.2. Цели и задачи программы:

Цель:

Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе создания поделок, используя различные материалы и техники.

Задачи:

 Обучать детей различным приемам работы с природным материалом.

 Учить предварительно, планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки).

Формировать умения учитывать конкретные свойства материалов при выполнении поделок из них.

 Развивать творческое воображение, фантазию, сообразительность, умение устанавливать причинно-следственные связи, познавательные интересы и творчество, конструктивные умения, эстетический вкус.

 Развивать мелкую моторику руки, общую умелость руки, координацию движений руки и глаза.

 Развивать сенсорные эталоны формы, величины, цвета.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Активизировать и обогащать словарь детей, игровой опыт и создавать   условия для самовыражения и расширения социального опыта.

Создать условия для положительных эмоций.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы

В основе программы лежат следующие принципы:

 Принцип дифференциации индивидуализации – предусматривает учет возрастных особенностей детей.

 Принцип деятельного подхода – речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе деятельности.

 Принцип развития – Этот принцип предусматривает одновременно во всех направлениях развития.

 Принцип сотрудничества – предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

 Принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности в системе образования средствами художественного и ручного труда, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем;

 Общепедагогические принципы: -принцип культуросообразности: построение и или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций.

 Принцип цикличности: построение или корректировка содержания программы, с постепенным усложнением и расширением от возраста к возрасту.

Так же для успешной реализации Программы используется информационное обеспечение (фото-интернет источники).

 

1.4. Планируемые результаты освоения программы

В результате обучения в кружке дети должны уметь:

правильно пользоваться необходимыми инструментами для обработки     материалов;

изготавливать и оформлять поделки под руководством воспитателя;

правильно обращаться с изученными видами природного материала;

пользоваться дополнительными инструментами (ножницы), соблюдая технику безопасности;

планировать свою деятельность, соблюдая последовательность операций;

показать в работе качество изготовления;

самостоятельно работать по замыслу.

1.5.  Возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7 лет

К 6-7 годам художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат художественной деятельности.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это могут быть не только изображения отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Они могут создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе, дальше. Дети проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им всё ещё нужна.

  • Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно.
  • Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения (по тематике близкой опыту детей).
  • Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности (на уровне конкретных примеров). Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года.
  • В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности (цвет, форму), соотносить воспринимаемое с собственным опытом.
  • В процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты.
  • Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в аппликации, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

способностей видеть красоту искусства и создавать ее.

Раздел №2. Комплекс организационно- тематических условий.

2.1. Календарный учебный график.

Периодичность занятий – один раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность занятий: подготовительная группа 30 минут.

Занятия кружка начинаются с 4 сентября и заканчиваются 25 мая

Количество учебных часов в учебном году 35

Возраст детей 6-7 лет.

Количество детей 10 человек (постоянный состав детей).

2.2. Условия реализации программы.

Программа предполагает широкое использование работ детей для создания тематических выставок, украшения предметно – развивающей среды.

Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активно развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позицией и ощущением старшими дошкольниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия для расслабления мышц, снятия напряжения- физкультминутки, гимнастику для глаз.

Задача каждого занятия – освоение нового технологического приема или совершенствование ранее изученных приемов. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.

 

Материально-техническое обеспечение.

Перечень оборудования и материала.

Природный материал:

Шишки, хвоя, кора, листья деревьев, лепестки цветов, косточки фруктов и ягод, скорлупа орехов, крупы, семена цветов и овощей, желуди, береста, початки кукурузы.

 Бумага, картон, ткань, проволока, вата, пуговицы, бисер, кисти, клей, ножницы, зубочистки.

2.3. Формы отчетности.

Оформление выставочных стендов в ДОУ;

Участие в выставках и конкурсах;

Сотрудничество с родителями и приглашение их на совместную деятельность;

Итог: Создание альбома «Умелые ручки».

2.4. Методические материалы.

Для решения поставленных задач используются разнообразные методы работы с детьми:

 Методы проведения занятия:                                                                                            

Словесные (вербальные).  (беседа, художественное слово, загадки, объяснение последовательности работы, совет).

Наглядный. (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала)

Игровой. (педагог или ребенок ставит проблему или задачу и вместе находят пути её решения в игровой форме)

Практический. (выполнение работы детьми с помощью воспитателя и самостоятельно)

Форма организации детей на занятии: – групповая;

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая).

                                     

Список литературы


  1. М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1987 г.
  2. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала», Москва «Просвещение», 1991 г.
  3. Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», Издательский Дом «Федоров», 2001 г.
  4. А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2002 г.
  5. И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду» Ярославль Академия развития 2006 г.
  6. В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий. Составление композиций и орнамента», АСТ «Астрель», Москва, 2001 г.
  7. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ Харвест, 2006 г.
  8. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» (популярное пособие для родителей и педагогов),Ярославль, Академия развития, 1997 г.
  9. Г.И.Перевертень «Самоделки из природных материалов»,Москва, «Просвещение», 1986 г.
  10. Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.
  11. Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2006 г.
  12. Л.В.Бакланова «Поделки из природных материалов», Тула «Родничок, Москва АСТ «Астрель», 2008 г.
  13. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ «Астрель», «Сова» Санкт-Петербург, 2010 г.

Приложение№1

Список детей подготовительной группы кружка «Умелые ручки».

      1. Афонина Соня (01.07.2013)

                2. Брусановская Лера (05.10.2013)

                3. Макаренко Арина (23.03.2013)

                4. Крюкова Вероника (01.10.2013)

                5. Пронина Вика (18.03.2013)

                6. Трушкокова Ива (28.07.2013)

                7. Чанкселиани Рада (06.06.2013)

                8. Попов Леша (06.10.2013)

                9. Казанцев Ваня (08.09.2013)

                10. Чечулин Артем (15.07.2013)

Приложение №2

Календарно - тематическое планирование кружка: «Умелые ручки» на 2019-2020 у/ч. год. в подготовительной группе.

Месяц

дата

        Тема

                 Цель

Материал

Сентябрь

04.09.19.

Природные чудеса.

Поделка по замыслу.

Ознакомление с природным материалом. Определить уровень знаний, умений, навыков по работе с природным материалом. Познакомить с его разнообразием.

Образцы природного материала. Листья растений, семена, кора, клей, кисти, салфетки.

11.09.19

Гусеница на листе

Учить конструировать поделку из желудей по образцу, скрепляя их зубочисткой. Развивать моторику и безопасное поведение с острыми предметами.

Желуди, листья дуба, черемухи, зубочистки, бисер, хвоя.

18.09.19

Овечка на лугу

Помочь детям создать объемную аппликацию из пуха растений, учить наклеивать аккуратно, по образцу.

Пух растений, клей, картон, семена арбуза, листья.

25.09.19

Осеннее дерево

Обогащать знания детей о возможностях комбинирования материалов. Развивать интерес к творчеству. Получать радость от результатов своего труда.

Лист картона с контуром дерева, крупа, семена тыквы.

Октябрь

02.10.19.

Человечки из желудей

Учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения зубочистки, воспитывать аккуратность в работе с острыми предметами.

Желуди, бисер, зубочистки, листья, спички.

09.10.19.

Ваза с осенним букетом

Закреплять навыки работы с различными природными материалами, учить составлять композицию из осенних листьев и цветов.

Лист картона, семена, листья и лепестки расте-ний, клей, кисть, салфетки.

16.10.19.

Золотые подсолнухи

Познакомить де-тей с новым при-родным матери-алом- семена клена(крылатка),

Развивать умения создавать образ подсолнуха из разных матери-ов

Лист картона, клей, кисть, сал-фетки, семена клена- крылатки, семена арбуза.

23.10.19.

Кошки- мышки

Учить детей составлять изображение животных с помощью листьев разной формы и размера.

Листья растений разнообразной формы, размера, цвета, клей, салфетки, кисть, лист картона, ножницы.

Ноябрь  

06.11.19

 Жук на грибочке

Продолжать обучать детей составлять композицию из разных материа-лов, творчески дополнять композицию деталями.

Крупа (пшено, гречка, рис) листья растений, скорлупа ореха, хвоя, клей, салфетки, лист картона, вата, пластелин, ножницы.

13.11.19.

Лебедь на озере

Совершенствовать навыки работы с природным материалом, закрепить знания о строении тела лебедя, развивать творческое мышление.

Шишки сосны, перья, бисер, семена дыни, пластелин, листья растений.

20.11.19.

Жирафик

Продолжать учить детей использовать крупы для изготовления поделки. Воспитывать аккуратность в работе.

Лист картона, контур живот- ного, крупа, листья растений.

27.11.19.

Божья коровка на цветке

Учить делать поделку из разного материала, развивать фантазию, творчество.

Листья деревьев, камень, клей, акварель, кисти.

Декабрь

04.12.19

Жар - птица

Учить составлять птицу из осенних листьев, развивать воображение, творчество.

Осенние листья разной формы, цвета, колоски, клей, картон, ножницы.

11.12.19.

Зимние деревья.

Осуществлять замысел, используя знакомые детям материалы. Развивать чувство цвета, творческие способности.

Лист картона, контур ствола, соль, клей, крупа, салфетки, акварель, кисть.

18.12.19.

Старик-лесовик

Учить детей из природных материалов конструировать сказочного персонажа. Развивать воображение, фантазию.

Шишки, мох, веточки, листья, ягоды рябины.

25.12.19.

Новогодний венок

Совершенствовать навыки работы с разными листьми, создавать компо- зицию, дополняя её орехами, желу-дями, цветами.

Листья дуба, груши, черемухи, рябины, желуди, скорлупа орехов, клей, картон.

Январь

15.01.20

Зайчонок в лесу

Закрепить навыки полученные ра-нее, учить разви-вать фантазию, выполнять работу красиво.

Картон, листья растений, клей, ягоды, салфетки, ножницы.

22.01.20

Веселые птички

Закрепить умение располагать работу на листе.

Картон, листья растений, семена, клей, салфетки.

29.01.20.

Рамка для фотографии

Способствовать развитию умения планировать свою работу.

Рамки из картона, желуди, семена, домики улиток, клей.

Февраль

05.02.20.

Ёжик

Формировать прак-тические навыки работы с мелкими семенами. Развивать мелкую моторику.

Картон, изображение ежа, пластелин, семечки подсолнуха.

12.02.20.

Кораблик

Развивать у детей память, глазомер, четкость движения рук. Учить работать аккуратно с клем и ножницами.

Лист картона, листья растений, клей, салфетки, ножницы.

19.02.20.

Вертолётик

Учить делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей – пластелин.

Скорлупа грецкого ореха, семена клена, веточки, пластелин.

26.02.20.

Корзина с цветами

Закрепить навыки мыслительного анализа, последовательности изготовления поделки.

Семена растений, лепестки цветов, листья растений, клей, салфетки.

Март

04.03.20.

Мимоза

Развивать навык создания компози-ции. Воспитывать аккуратность при работе с мелкими деталями.

Картон, цветы, листья растений, клей, салфетки.

11.03.20.

Рыбка

Развивать у детей четкость движения рук. Совершенствовать навыки работы с мелким материалом.

Картон, семена конского щавеля или пастернака, листья растений, клей, салфетки.

18.03.20.

Курочка

Совершенствовать навык работы с природным материалом. Развивать творческое мышление.

Лист картона, семечки кабачка, клей, пластелин.

25.03.20

Панно «Колоски»

Развивать моторные навыки. Дать возможность проявить фантазию и воображение при создании композиции.

Картон, колоски трав, листья, клей.

Апрель

01.04.20.

Олень

Развивать восприятие вели-чены, формы, цвета и мелкую моторику.

Листья разной формы, размера и цвета, веточки, клей, салфетки, кисть.

08.04.20.

Птичка на дереве

Учить детей выполнять подел-ку, подбирая необходимый материал, видоизменяя форму листьев при необходимости.

Веточки березы, листья разной формы и размера, клей, салфетка.

15.04.20.

Панно «Лето»

Развивать творческое воображение, совершенствовать навыки и умения в работе с природным материалом.

Черный картон круглой формы, семена тыквы, травинки, колоски, листики, клей, салфетки.

22.04.20.

Уточки на пруду

Картон синего цвета, вербочки, клей, травинки, листья.

29.04.20.

Насекомые

Познакомить со схематичным изображением предметов, учить соотносить размер и форму с листьев с деталями изображения.

Палочки, листья, семена клена, скорлупа ореха, хвоя, пластелин.

Май

06.05.20.

Рыбки плавают в водице.

Развивать умение самостоятельно располагать изображение на листе бумаги. Развивать творчество.

Листья деревьев, папоротника, лист картона синего цвета, бисер, клей, ножницы.

13.05.20.

Аист

Способствовать развитию умения планировать предстоящую работу, развивать мелкую мотори-ку, желание доводить начатое до конца.

Веточки, травинки, семена тыквы, подсолнечника, крупа гречи, мох, клей.

20.05.20.

Панно «Цветы».

Продолжать учить детей

использовать природный материал для изготовления поделки, формировать устойчивый интерес к работе.

Картон желтого цвета, соломинки, фасоль, семена тыквы, дыни, подсолнечника,

листья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительные занятия кружка "Умелые ручки". Творческие проекты детей как мотивация к познанию.

Совместно с воспитателем воспитанники старшей-подготовительной группы детского сада изучают элементы деятельности по конструированию, моделированию, ручному труду. В рамках учебного раздела программы ...

Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».

Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ КРУЖОК «Очумелые ручки

развитие творческих способностей, фантазии, воображения через кружковую работу "Изонить." Порограмма расчитана на 2 года, детей старшего дошкольного возраста....

Программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Умелые ручки»

Прогамма-план "Умелые ручки"(для детей 6-7 лет)- развивающая программа по ручному труду (развитие  умелости рук). В программу входят средства  по  трудовому воспитанию детей, по  р...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕСТОПЛАСТИКЕ «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

В нашем детском саду МАОУ СОШ 5 "Детский сад № 12" дети младшей группы занимаются в кружке по тестопластике "Умелые ручки". Цель этой программы - развитие творческих  способностей ребенка по...

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...