Познавательно – исследовательская деятельность с воспитанниками старшего дошкольного возраста: кружок «Любопытные совята»
опыты и эксперименты (старшая группа) по теме

Колесник Юлия Юрьевна

Я старалась, чтобы дети самостоятельно провели опыты и  получили знания. В ходе всей деятельности придерживалась партнерской позиции.

Выполнению поставленных мной задач помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе. Вопросы были просты и понятны детям. Старалась вызвать интерес у детей к виду деятельности, разнообразить материал, создать доброжелательную атмосферу в процессе занятия, четко формулировать вопросы, соответствующие уровню развития детей.

На протяжении всего мероприятия сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами экспериментальной деятельности. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.

В процессе поисково-исследовательской деятельности я развивалаличностные качества у детей: целеустремленность, настойчивость, решительность, умение размышлять, добиваться результата, отстаивать своё мнение.

Мероприятие прошло на положительном эмоциональном фоне, каждый ребенок являлся активным участником игры, проявлял заинтересованность, высказывал свое мнение.

Проанализировав совместную деятельность, считаю, что цели и задачи достигнуты.

 

Конспект

«Волшебная радуга»

Цели и задачи исследовательской работы рассматривались в двух направлениях:

 

Цель для взрослого: экологическое развитие старших дошкольников через формирование навыков поисково–исследовательской  деятельности.

 

Цель для ребенка: расширение и уточнение представлений детей о природном явлении — радуга. Выявление материалов, при помощи свойств и возможностей которых можно получить радугу в помещении.

 

Задачи:

1) образовательные
- дать представление детям о природном явлении «радуга»;

- формировать основы опытнической деятельности


2) развивающие
- развивать умение обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные зависимости в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать воображение и логическое мышление.

 

3) воспитательные
- воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы


Предварительная работа:
- беседа о радуге, как о природном явлении;
- проведение опытов по исследованию свойств воды;
- игра-превращение;


Методы и приемы: игровой, наглядный, экспериментирование и описание, рассказ воспитателя, вопросы к детям.


Материал и оборудование: 

Для игры: цветные эластичные ленты, шапочки.

для опытов: ёмкость с водой, СД - диск, фонарь, листы  картона, цветные фломастеры, салфетки, стаканы прозрачные пластиковые, блюдца белые пластиковые, конфеты «Скитлс».

 

Ход организованной деятельности:

Дети входят в зал, приветствуют гостей.

Утреннее приветствие:

Здравствуй, солнышко родное,

Здравствуй, небо голубое!

Мы навстречу вам откроем

И ладоши и сердца.


Воспитатель:  Здравствуйте, мои милые, ребята.

А вы верите в чудо?

Ответ детей: (Да!)

А какие чудеса вы могли наблюдать в природе?

Ответы детей: солнце светит, дождь идет, бабочки летают, радуга  и т.д.

 

Воспитатель: Мне так нравится смотреть на радугу! Она такая красивая! Ребята, а когда мы можем наблюдать радугу?

Воспитатель: да, на улице после дождя, когда выглянет солнышко. Воспитатель: Ребята, а скажите мне, пожалуйста, можем мы прямо здесь и сейчас сделать радугу?

Ответы детей: нарисовать, выложить из палочек и т.д.

Воспитатель: А, может, есть кто – то, у кого получилось бы показать настоящую радугу здесь и сейчас?

Ответы детей: чародеи, фокусник, волшебник

Воспитатель: А вы хотели б стать волшебниками? Давайте произнесем волшебные слова:

Вправо, влево повернись,

И в волшебника превратись!

 

Звучит музыка. Воспитатель и дети одевают шапочки волшебников.

 

Воспитатель: Дорогие волшебники, я вам открою секрет: даже у волшебников есть таблицы – подсказки, чтобы волшебство удалось! Давайте пройдем к первому столу и взглянем на первую  таблицу. Что нам необходимо для первого опыта?

Ответ детей:

(воспитатель ненавязчиво корректирует действия детей, если возникает необходимость)

 

Опыт №1: « Волшебное зеркало»

 

Ход опыта:

1.       Наполнили ёмкость  водой

2.       Поставили диск с наклоном.

3.       Направили свет фонарика на погружённую в воду часть диска. Видим отражение света в виде радуги на листе белого картона.

 

Воспитатель: Что же у нас получилось?

Ответ детей: Радуга!

Воспитатель: давайте прикрепим стикер в виде радуги в последней ячейке таблицы. У нас получилось! Давайте пройдем ко второму столу.

 


Опыт №2: «Заколдованная радуга»

Воспитатель:  Ой, здесь еще есть подсказка, посмотрите ребята! Что нужно сделать!

Ответ детей: надо нарисовать точки на салфетки, и опустить ее в воду.

Воспитатель: Правильно, ребята. Чтобы правильно нарисовать точки нужно вспомнить в каком порядке у радуги идут цвета?

Ответ детей:

Воспитатель: Да, правильно ребята. Приступайте.

(воспитатель ненавязчиво корректирует действия детей, если возникает необходимость)

 

Ход опыта:

1.     Наполнили стаканчики до половины  водой.

2.     На белой салфетке нарисовали  точки фломастерами.

3.     Опустили  в ёмкость с водой бумагу  и наблюдаем.

Воспитатель: ребята посмотрите, что происходит?  Что у нас с вами получилась?

Ответ детей:

Воспитатель: прикрепим к нашей подсказке еще одну радугу.

 

Опыт №3: «Цветик-Семицветик»

Воспитатель: Ой, конфетки! Я очень люблю конфеты, а вы? Неужели с помощью конфет можно сделать радугу?

Ответ детей:

Воспитатель:  не забываем про волшебную подсказку.

(воспитатель ненавязчиво корректирует действия детей, если возникает необходимость)

 

 

Ход опыта:

1.      Выложить конфетки по кругу, в соответствии с цветами радуги.

2.      Осторожно налить воду в тарелку.

3.      Наблюдаем за происходящим.

 

Воспитатель: Ой, что это происходит?

Ответ детей.

Воспитатель: прикрепим к нашей подсказке еще одну радугу.

 

Воспитатель: А давайте мы с вами поиграем в радугу.

 

Игра:

 

Реквизит:  7 цветных лент по цветам радуги. Все участники должны взять по одной ленте, потанцевать и, когда музыка закончится, выстроиться в той последовательности, в которой расположены цвета радуги.

Игру можно повторить множество раз, поменявшись предварительно лентами, пока радуга не получиться.  Ребенок с фиолетовой лентой проверяет правильно ли выстроились игроки.

 

Звучит музыка. Дети и воспитатель танцуют

 

Воспитатель: Ребята вам понравилось быть волшебниками? А что вам понравилось больше всего и почему?

Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! А давай мы с вами расскажем и поделимся волшебством с нашими  друзьями в группе.

Дети прощаются с гостями.

 

 

 

Список использованной литературы:

- Белкин И.К. Что такое радуга? – «Квант» 1984г.

- Майер В.В., Майер Р.В. «Искусственная радуга» - Квант 1988г.

- Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия. Издательство: Аст, 2007г.

- Детская энциклопедия « Я ПОЗНАЮ МИР». АСТ – ЛТД 1998 г.

-  Как это сделать? самоучитель для мальчиков / К.С. Аниашвили, Л.Д. Вайткене, Р.Г. Зуенок, Е.О. Карнилович, А.Г. Мерников, А.В. Струк. – Москва : Издательство АСТ, 2016. – 192с. : ил. – (Я спрошу, а ты ответь).

 -  Дыбина О. В., Рахманова Н. П. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», изд.  Сфера – 2002г;

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Традиции чаепития»

Цель: расширять представления детей о многообразии традиций чаепития в разных странах.Программные задачи:  Образовательные:познакомить с историей чая,  чайными  церемониями  разных...