ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
материал

Сасина Светлана Геннадьевна

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_sasina.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД С. УСТЬ-ИВАНОВКА

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ

Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Сасиной Светланы Геннадьевны

С. Усть-Ивановка 2021

ФИО: Сасина Светлана Геннадьевна

Специальность: воспитатель

Место работы: МДОАУ детский сад с.Усть-Ивановка

Стаж: 2 года

Дата начала работы над темой: 01.09.2021 учебный год.

Предполагаемая дата окончания работы: 30.05.2023 учебный год.

Тема по самообразованию  «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

Срок реализации: 2021-2023 учебный год.

Цель: изучение и систематизация современных подходов в реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста, внедрение их в практику.

Задачи самообразования:

Задачи:

-Исследовать актуальность темы в рамках  ДОУ;

-Повысить собственный уровень знаний путем изучения научной и  методической литературы, передового опыта педагогов ДОУ работающих по данной теме (в том числе и на интернет сайтах);

-Создание картотек, папок, методических материалов  по формированию познавательной сферы детей для УМК;

-создание условий для познавательного развития детей;

- создание «Экспериментально-игрового мини-центра» в группе;

-приобщить родителей к совместной работе по развитию познавательного интереса детей.

Актуальность:

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать стимулированию познавательной активности детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.

Среди множества проблем современности особенно актуальной остается проблема развития у детей познавательного интереса в дошкольном возрасте, который является важным периодом в жизни человека. Так как в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребенка.

Познавательный интерес, как отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования – это избирательная ориентация на понимание явлений, предметов, событий окружающего мира, которая активизируют психические процессы, познавательные возможности и деятельность человека.

Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Учитывая особенности

дошкольного возраста, как сензитивного периода в усвоении знаний, необходимым является создание психолого-педагогических условий для развития познавательного интереса детей, что является важным для подготовки к дальнейшему обучению в школе.

Для того чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке познавательную потребность, являющейся источником его познавательной активности и лежащей в основе развития познавательного интереса человека. До сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как вызвать у ребенка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу. Если определить эту проблему более конкретно, ее можно сформулировать следующим образом: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения старшими дошкольниками материала, обеспечивать развитие их познавательных возможностей, их активности, не допуская при этом особой перегрузки.

Именно эта задача наиболее остро стоит перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений, особенно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, следующей ступенью развития которых станет начальное школьное обучение. Именно поэтому так важно найти оптимальные пути решения данной проблемы, осуществить поиск форм и методов обучения, которые бы способствовали более эффективному развитию устойчивого познавательного интереса.

ФГОС диктует педагогам создавать условия для саморазвития каждого ребёнка. Для того, чтобы обеспечить оптимальные условия для познавательного развития современных дошкольников, следует изучать и систематизировать новые методы, формы, средства, технологии, которые ориентированы на личность ребёнка, на развитие его способностей.

Попытка развития интеллектуальных способностей на регламентированных занятиях в детском саду и уроках в начальной школе малоэффективна, поскольку более высокие уровни компетенций требуют самостоятельности, ответственности в решении нестандартных задач, что слабо достижимо в рамках традиционной модели обучения. Ответить на этот вызов может лишь принципиально новая конструкция образовательной среды, составной частью которой является развивающая предметно-пространственная среда.

     Формы работы по самообразованию на 2021-2022 учебный  год.

План работы

1 этап – информационно-аналитический

Мероприятия

Уровень

Сроки

Пред-й результат

1

Изучения научной и  методической литературы, современных

образовательных

технологий.

ДОУ

В течение года

Повышение  теоретического, научно-методического уровня. 

Приобретение

методической

литературы.

Анализ изученной

литературы  (в

плане по

самообразованию

2

Ознакомление с передовым опытом педагогов ДОУ работающих по данной теме.

Консультация с педагогами ДОУ, изучить материал по педагогическими наработкам в интернет источнике

ДОУ

В течение года

Повышение компетентности, перенять опыт педагогов работавших по данной теме.

3

Прохождение курсов повышения квалификации;
- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

В течении года

Повышение профессионального мастерства и компетентности.

4

Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей, «Экспериментально-игрового мини-центра» оформление развивающих зон в группе и зон познавательно-исследовательской направленности: «Центр волшебных дел», «Центр экологии»,  оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к опытам и различным играм исследовательского характера
создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме:
подбор специальных книг, энциклопедий, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме.

ДОУ

В течении года

Исследовательская

деятельность детей в

течение года.

Интерес детей к

исследовательской

деятельности.

5

Разработать проектов «Нескучные науки», «Домашнее экспериментирование»

Составление плана по реализации проекта.

ДОУ

Ноябрь

2021

Повышение профессионального мастерства и компетентности.

6

Разработка программы дополнительного образования « Lego-мастерская» «STEAM»

ДОУ

Сентябрь 2021

Реализация

перспективного плана

работы с детьми и

родителями с учетом

интеграции

образовательных

областей.

2 этап- практический

1

Работа с родителями:

Анкетирование

родителей на тему:

«Организация поисково-

исследовательской

деятельности

дошкольников дома»

ДОУ

ноябрь

2021

Формирование у

родителей

представлений о

познавательном

развитии детей

посредством опытно-

экспериментальной и

исследовательской

деятельности.

2

Фотовыставка: «Мы

экспериментируем».

ДОУ

январь

2022

Использование мнемотаблиц в работе с детьми.

3

Папка-передвижка «Познавательный интерес. Что это такое?»

ДОУ

Ноябрь

2021

Повышение компетентности родителей.

4

Подготовка к открытому показу образовательной деятельности.

ДОУ

Март 2021

Формирование у

родителей

представлений о

познавательном

развитии детей

посредством опытно-

экспериментальной и

исследовательской

деятельности.

Обмен опытом.

5

Мастер-класс для родителей по теме «STEAM-образование:  игры для развития инженерного мышления у ребенка».

ДОУ

Апрель 2022

Формирование у

родителей

представлений о

познавательном

развитии детей

посредством опытно-

экспериментальной и

исследовательской

деятельности.

6

Совместная работа детского сада и семьи, направленная на создание тематических лэпбуков, макетов.

ДОУ

В течении года

Оснащение.

7

Организация экспериментально-игрового мини-центра в группе, совместное оснащение.

ДОУ

Весь год

Оснащение.

8

Консультации

«Значение

экспериментальной

деятельности для

детей»,

«Применение STEАM
-технологии в воспитании
ребенка в ДОУ и семье
»

ДОУ

Декабрь 2021

Обмен опытом.

9

Реализация проекта.

Работа по плану проекта Нескучные науки», «Домашнее экспериментирование»

ДОУ

Ноябрь-декабрь

2021

Март 2022

Реализация

перспективного плана

работы с детьми и

родителями с учетом

интеграции

образовательных

областей.

10

На диагностическом уровне выявить уровень развития познавательных способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций

ДОУ

Сентябрь 2021

Май 2022

Выявить уровень развития детей.

3 этап – обобщающий (представление опыта работы)

1

Письменный отчёт о

проделанной работе с

методическими

материалами в

портфолио.

ДОУ

май 2022

Использование программы в работе с детьми.

2

Консультация для педагогов ДОУ «»

Выступление на педагогическом совете

ДОУ

Апрель

2022

Поделится теоретическими знаниями по данной теме с педагогами  ДОУ.

3

Доклад и презентация по теме «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка через STEAM – образование в
формате ФГОС».»

Выступление на семинаре-практикуме

Март

2022

Поделится опытом работы с педагогами ДОУ района по данной теме.

4

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала по темам.

 

Пополнение УМК

ДОУ

февральАпрель 2022

Повышение компетентности родителей и привлечения их к участию в данной программе.

5

Публикации материалов по теме

Самообразования.

Участие в конкурсах разного уровня, соответствующих теме самообразования

Интернет источники

В течении года

Обмен опытом.

Материал для аттестации.

6

Анализ плана по саморазвитию

Круглый стол

ДОУ

Май 2022

Оценка по саморазвитию.

7

Составить картотеки проблемных ситуаций, ТРИЗ,  

Пополнение предметно-развивающей среды

ДОУ

Май

2022

Использование картотек в дальнейшей работе с детьми. Пополнение УМК.

8

Обобщение

педагогического опыта

(создание личной

страницы на сайте ДОУ)

ДОУ

Май

2022

Материал для

аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Сценарный план непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Материал направлен на развитие умений детей старшего дошкольного возраста решать элементарные арифметические и логические задачи, с применением блоков Дьенеша....