«Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе организации сюжетно-ролевой игры».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Семечкова Наталья Николаевна

Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 присмотра и оздоровления г. Мончегорска Мурманской области.

                            184511, Мурманская область, г. Мончегорск, ул. Комсомольская, д.6а, т. 8-815-36- 3-02-00

«Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, в процессе организации сюжетно-ролевой игры».

                                                                                               

                                                                                            Семечкова Н.Н.

Слайд №1

Ребенок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Недеспотичные распоряжения, недоверчивый контроль, а тактическая договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь”.

Важность и своевременность вопроса развития познавательных интересов в дошкольном возрасте не подлежит сомнению. Прежде всего это происходит в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, познавательной и исследовательской деятельности, .

 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

 Слайд № 2 Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность — это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.

фото

 Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Любознательность у детей - это норма, даже один из признаков одаренности, поэтому очень хорошо, когда ребенок задает вопросы, и тревожно, когда не задает. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Слайд № 3

  Я  часто сталкиваюсь с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань».

 Также обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитии памяти, внимания. В связи с чем, познавательно- исследовательская деятельность на сегодняшний день очень актуальная тема.  Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников (экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов)

Исходя  из этого я поставила перед собой следующие задачи:

        Систематизировать и структурировать знания по проблеме  воспитания познавательных интересов детей дошкольного возраста;

        Апробировать и охарактеризовать методы, используемые для выявления и воспитания познавательных интересов детей разных областях знаний;

        Раскрыть особенности познавательных интересов.

 Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса. В связи с этим, одна из основных задач - создать необходимые условия, чтобы поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям и открытиям.

 Для этого я создала уголок экспериментирования « Лаборатория Почемучек», в  соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта:

-вариативность ( наличие материала и оборудования для свободного выбора детей )

- эстетическое оформление

- яркость экспонатов

-доступность и многогранное наполнение

Безопасность материалов

Фото

Лаборатория постоянно пополняется новыми материалами. В уголке я разместила:

-Различные приборы: лупы, весы, магниты.

-Разнообразные сосуды из стекла, пластмассы.

-Медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы без игл, резиновые груши, мерные ложки.

-Бросовый материал: кусочки ткани, кожи, меха и т.д.

-Природный материал: камешки, ракушки, песок.

-Прочие материалы: воздушные шары, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Слайд №4 -  Целенаправленная работа по развитию познавательного интереса меняет характер вопросов у многих детей, от простого "Что это? ", к вопросу "Как это происходит? "  Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность.  Для поддержания интереса к экспериментированию даю задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям.

фото

Например: Сказка «Колобок» используется, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды используется сказка «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» поможет понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра поможет сказка «Три поросёнка».

Слайд №6 Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к исследовательской деятельности  создала   "Детскую научную мини-лабораторию"., где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение,  наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для  игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике) .

Фото

А сейчас я хочу вам предложить поиграть в сюжетно – ролевую игру «Геологическая экспедиция».

Игровые роли: руководитель геологической экспедиции, геологи, химик лаборатории .

Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, компас,  контейнеры  для хранение образцов полезных ископаемых.

Цель: Расширить знание о профессии геолог.  Формировать представление о камнях, как части неживой природы. Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, делать элементарные выводы.  Воспитывать любовь к природе и тому что нас окружает. Развивать любознательность, наблюдательность, расширять кругозор.

Ход игры

Воспитатель:

Ребята, а кто из вас знает  как называется профессия людей которые находят минералы и драгоценные камни?(геологи)

Наверное это очень интересно искать эти все камни?

Давайте на некоторое время станем геологами. Соберем свою экспедицию и отправимся в путь.

Кто же участвует в экспедиции?

• Распределение ролей.( начальник экспедиции, геологи, химики)

Воспитатель: Роли распределили, а теперь отправляемся в путь.

Начальник экспедиции :Ну вот мы и подошли к горе. Внимание мы идем по узкой горной тропе, идем друг за другом по одному. Смотрите внимательно справа обрыв и слева обрыв.

•После прохождения горной тропы останавливаются, берут образцы горных пород, рассматривают, складывают в контейнер.

•Проводят опыт «Это очень твердо?»

Начальник экспедиции: На этом месте образцы взяты, отправляемся дальше. Подходят к завалу.

Начальник экспедиции: Посмотрите какой огромный обвал произошел, а нам нужно попасть в эту пещеру. Придется нам расчистить путь.

Расчищают завал.

 Начальник экспедиции: Завал расчищен, давайте немного отдохнем прежде чем идти в пещеру.

А пока отдыхаем, давайте поиграем в игру «Польза-вред».

 Начальник экспедиции: Ну вот отдохнули, теперь можно идти.

В пещере берут образцы и складывают их в контейнер. Камни отдают химикам.

Химики проводят опыты:

1.Опыт «Есть ли в камне воздух?»

2.Опыт. «Может ли камень плавать?»

Начальник экспедиции: Ребята посмотрите какие богатства мы нашли. Давайте их расположим в нашем музее , сами полюбуемся и людям покажем.(Дети располагают камни в мини- музее)

Приложение:

Игра: «Польза-вред»

Какую пользу человеку приносят камни? (используют для строительства дорог, зданий, делают украшения ,предметы быта и т. д.)

Какой вред приносят камни? (перегораживают дорогу, ранят человека)

 Опыт: «Это очень твердо?»

Материалы:

Минералы, монетка, гвоздь.

Действие:

Попробовать поскрести ногтем поверхность камня.

Попробовать поскрести поверхность монеткой.

Попробовать поскрести поверхность гвоздем.

Проверить на каком камне остается глубокий след.

 Опыт: «Может ли камень плавать?»

Материалы:

Минералы, камушек пемзы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия:

В 1 емкость наполненную водой бросить кусочек пемзы, а во2 емкость бросить минерал.

Понаблюдать какой камень пойдет на дно, какой остается на поверхности? (пемза из камня который можно найти только в вулканах)

 Опыт: «Есть ли в камне воздух?»

Материалы:

Минералы, 2 прозрачные емкости наполненные водой.

Действия: Опустить по одному минералу в емкость и понаблюдать, если есть пузырьки значит в камне есть воздух.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования....

Мастер-класс для педагогов "Развитие интереса к познавательно - исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования"

Что я слышу-я забываю. Что я вижу-я помню. Что я делаю-я помню. Конфуций. В законе "Об образовании" говорится о том, что перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чр...

Доклад на тему «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки»

Доклад о необходимости исследовательской деятельности в дошкольном возрасте, о стадиях развития исследовательсой деятельности, о прогулке как эффективном срестве развития исследовательской деятельност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Тема: «Использование современных технологий для развития познавательного интереса и познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошк...