Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте.
консультация по теме

Лигоцкая Екатерина Владимировна

В социологически ориентированных исследованиях межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения одних детей перед другими, а сверстник соответственно выступает как предмет эмоциональной или деловой оценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

(консультация для педагогов)

В социологически ориентированных исследованиях межличностные отношения рассматриваются как избирательные предпочтения одних детей перед другими, а сверстник соответственно выступает как предмет эмоциональной или деловой оценки.

Отношения людей основаны на двух противоречивых началах. В первом из них другой является внешне противопоставленным, эмпирическим существом, определяемым через совокупность своих качеств. Эти качества могут стать предметом познания, оценки или использования, поэтому данный тип отношения можно назвать предметным (или частичным). Второе начало предполагает несводимость человека к каким-либо конечным, определенным характеристикам; он может быть только субъектом общения и обращения, где выступает как целостная личность. Поэтому данный тип отношения может быть назван личностным (или целостным).

Онтогенетическое развитие самосознания ребенка и отношение к Другому можно представить как  сложное переплетение и взаимосменяемость этих двух начал. Сознание ребенка изначально диалогично, и в нем всегда присутствует Другой. Функции и конкретная персонификация этого Другого с возрастом меняются. Первоначально этим внутренним Другим является для ребенка взрослый. На определенном этапе возрастного развития им становится сверстник. Изучение становления и развития отношений со сверстником в дошкольном возрасте с позиций представленного выше подхода составляет основную цель настоящего исследования. Этот процесс можно представить как «вхождение» сверстника во внутренний мир ребенка, в состав его самосознания. Изменение соотношения предметного и личностного начала будут задавать возрастные и индивидуальные варианты отношения к сверстнику.

Были разработаны методические приемы, направленные на выявление разных аспектов отношения к сверстнику: эмоционально – практического (просоциальность действий и их эмоциональный фон); познавательного (характер представлений о сверстнике) и коммуникативного (особенности детских контактов).

Эмоционально – практический аспект выявлялся в четырех проблемных ситуациях. В двух из них («Открытки» и «Палочки») ребенку предоставлялась возможность подарить привлекательные предметы сверстнику, взять их себе или поделиться. В двух других («Строитель» и «Лото») ребенок мог уступить или не уступить сверстнику интересную игру и вместе со взрослым оценить успешность действий сверстника. Во всех ситуациях фиксировался не только результат выбора ребенка, но и характер решения проблемы (наличие сомнений, колебаний, обращения ко взрослому), эмоциональная вовлеченность в действия и переживания товарища и реакция ребенка на оценку сверстника взрослым.

Познавательный аспект – представления ребенка о сверстнике выявлялись в беседе и в рисуночной методике «Я и мой друг». В беседе ребенку задавались две группы вопросов: 1) о его собственных состояниях в тех или иных ситуациях (например: «Когда тебя наказывают, у тебя какое настроение»), 2) о состояниях другого ребенка в тех же обстоятельствах.  Мы полагали, что ответы на эти вопросы помогут выявить представления ребенка о состояниях сверстника и степень его децентрации. При анализе рисунков учитывались сравнительные характеристики изображения себя и своего друга (размер, детализация, цвет и пр.) и конкретная персонификация друга.

Коммуникативный аспект отношений выявлялся через наблюдение за свободным взаимодействием детей, в котором фиксировались интенсивность, направленность, эмоциональный фон и содержание детских  контактов.

Выделено несколько типов отношений к сверстнику.

Первый из них – пассивно-положительное отношение. Дети с этим типом отношения, как правило, решали проблемные ситуации в пользу сверстника. Однако эти решения осуществлялись на нейтральном, индифферентном эмоциональном фоне при отсутствии какой-либо вовлеченности в действия и переживания сверстника. Дети не реагировали на поощрения и замечания в адрес другого ребенка и не оценивали результатов его действий.

Для второго типа – эгоистического отношения – также было характерно отсутствие интереса к сверстнику и каких-либо эмоциональных проявлений, связанных с ним. Но в отличие от предыдущего случая все проблемные ситуации решались в свою пользу.

При конкурентном отношении дети в большинстве случаев решали проблемные ситуации в свою пользу. Но их решения сопровождались ярко выраженными эмоциями и сомнениями. Они были активно вовлечены в действия сверстника, оценивали и осуждали их, демонстрировали свое преимущество. Эти дети охотно соглашались с замечаниями взрослого в адрес сверстника, но напряженно встречали поощрения.

Дети с личностным типом отношения демонстрировали интерес к сверстнику, эмоциональную и практическую вовлеченность в его действия и последовательно просоциальное поведение в большинстве экспериментальных ситуаций. Выбор в пользу сверстника эти дети, как правило, осуществляли без колебаний и огорчений, глядя ему в глаза и обращаясь по имени. Иногда они сравнивали и объективно оценивали результаты деятельности, но никогда при этом не затрагивали личностные качества сверстника.

Последний, неустойчивый тип отношения отличался тем, что здесь не наблюдалось какой-либо определенной стратегии поведения в экспериментальных ситуациях. В одних случаях дети проявляли личностное отношение к сверстнику, в других – конкурентное; иногда они спокойно и радостно уступали игру, иногда после долгих колебаний принимали решение в свою пользу. Но во всех случаях они с повышенным интересом наблюдали за действиями товарища и обнаруживали эмоциональную включенность в его активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"

Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"...

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СВЕРСТНИКАМ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Толерантность, толерантное отношение к сверстникам как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, художе...

Реферат на тему "Психолого-педагогическое сопровождение развития межличностных отношений со сверстниками в дошкольном возрасте"

Этот реферат - выпускная работа на курсах повышения квалификации педагогов-психологов ДОУ. Кому интетересна тема, найдет массу полезного....

Воспитание гуманного отношения к сверстнику в дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевых игр

Одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики является нравственное воспитание детей в детском саду. Стержнем и показателям нравственной воспитанности человека является характ...

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кри...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Игра занимает важное место в жизни дошкольника. Являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности, она представляет собой важнейшую и эффективную форму социализации, обеспечивающую освоение...

Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте

Развитие общения со сверстниками в дошкольномвозрастеНа протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и ...