Интерактивная педагогика
консультация на тему

Хисамова Юлия Алексеевна

консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inter.pedagogika.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

"Главным ресурсом развивающего общества являются люди, не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно." Г.П. Щедровицкий.

«Интерактивные технологии в дошкольном образовании»

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты.

Сегодня, когда говорят о создании интерактивной среды и организации педагогического взаимодействия, все чаще упоминают термин "Технология".

Несмотря на кажущуюся новизну данного термина впервые мысль о технологизации педпроцесса высказал Я.А.Коменский, призывая сделать обучение "техническим", т.е. таким образом, чтобы все, чему учат, имело успех". Такой процесс обучения он называл "дидактической машиной".

Слайд 2

Что же такое интерактивная технология обучения?

Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной

деятельности.

Суть  интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются  вовлеченными в процесс познания.

Слайд 3

Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:

  • активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
  • развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
  • формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка

Одной из таких дидактических систем стала разработанная в первой четверти XXв. педагогика М.Монтессори. Чем объяснить неподдельный интерес к этой педагогике, я думаю не надо???В результате многолетней работы была создана целостная образовательно-воспитательная система по сенсорному воспитанию детей. Как уже говорилось, большое значение в методике М.Монтессори уделяется развитию мелкой моторики. Именно поэтому многие игры-пособия способствуют мелкой работе рук, массажу пальчиков. Дети обводят пальчиком шершавые буквы и пишут их на крупе. Учатся составлять слова с помощью подвижного алфавита.

Ниже, представлены игры по методике М.Монтессори (далее они будут описаны более подробно). Разумеется, нужно учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Возраст: с 3 лет

Вам потребуется: шершавые буквы из песчаной или бархатной бумаги, наклеенные на таблички из толстого картона или на дощечки. Монтессори предлагает ис пользовать письменный шрифт. Фон табличек для со гласных звуков голубой, для гласных — розовый.

Как играть.

1. Дайте ребенку возможность рассмотреть игру. За тем покажите ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) обвести букву, будто написать ее. Ребенок повторяет это движение. Если он уже знает буквы, то в конце обведения называет ее. Если не знает, назовите букву сами. Малыш может повторить движе ние руки в воздухе, чтобы  лучше запечатлеть очертание конкретной буквы.

2. Ребенок кладет перед собой несколько табличек с шершавыми буквами и закрывает глаза (или завязывает их платком). Он ощупывает шер шавые буквы и пытается угадать, как они называются.

Это упражнение подготавливает руку ребенка к ме ханическому письму. Тактильное чувство помогает ребенку освоить символьное изображение звуков — буквы. Перед упражнениями с шершавыми буквами не обходимо обострить чувствительность кончиков пальцев. Для этого можно сполоснуть руки теплой водой и выте реть насухо или потереть кончики пальцев друг о друга. Можно воспользоваться маленькой жесткой щеточкой.

Стоит отметить, что второе упражнение дети выпол няют с большим удовольствием. Через чувства малыш делает еще один шаг к работе разума, создавая образ, символ, знак кончиками пальцев.

Упражнение-игра помогает стимулировать тактильные ощуще ния, изучить алфавит через тактильные ощущения, подготовить руку к письму, научиться соотносить звук и его символ — букву.

Упражнение-игра помогает: развить мелкую моторику, под готовить руку к письму.

ПИСЬМО НА КРУПЕ

Возраст: 2-5 лет

Вам потребуется: набор табли чек с шершавыми буквами; пло ский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или дере вянная спица.

Как играть.

1.        Вначале малыш обводит двумя пальцами шершавую букву на дощечке. Затем он делает этими пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.

  1. То же самое упражнение можно проделать с помощью па лочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом вы водит очертание буквы по манке.
  2. Ребенок рисует на крупе то, что ему хочется.

Упражнение обычно нравится детям, они и без спе циального материала с удовольствием пишут буквы пальцем в песочнице, прутиком на земле, тренируя координацию движений и развивая мелкую моторику. Будьте гибки: если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

ШЕРШАВЫЕ СЛОВА

Возраст: 4-6 лет

Вам потребуется: картонные таблички, на которых буквами из шершавой бумаги написаны слова; платок или шарф, чтобы завязать глаза.

Как играть. Ребенок кладет перед собой табличку с шершавым словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово, про читывает его.

С помощью подобных игр обостряется и утончается чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует развитию мышления. Вмес те с этим совершенствуется и умение мысленно соеди нять буквы в слова. Дети очень любят угадывать слова, написанные шершавыми буквами. Это упражнение го товит их к плавному, незаметному переходу к осознан ному письму и чтению.

Упражнение-игра помогает: усовершенствовать тактильное восприятие письменного языка, подготовить руку к письму, развить образное восприятие букв и слов, научить концентри ровать внимание.

ПРИДУМАЙ СЛОВО

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карточки с изображением букв. Можно использовать голубой фон для букв, обозначаю щих согласные звуки, и розовый, обо значающие гласные звуки.

Как играть. Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и на зывает слова, начинающиеся с буквы, которая на ней написана. Чем больше слов назовет ребенок на одну букву, тем лучше.

Вы можете играть на слух, то есть не используя карточки. Назовите ребенку пару звуков, к которой он должен придумать слова.

Упражнение-игра развивает: умение пользоваться своим словарным запасом, фонематический слух.

ДОМИНО ИЗ БУКВ

 Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карточки с написанными на них словами. Выделите красным цветом первую и послед нюю буквы в каждом слове. На обратной стороне кар точки приклейте соответствующую картинку.

Как играть. Ребенок высыпает перед собой карточ ки и переворачивает их словами вверх. Покажите ма лышу, как складывать цепочку слов, подбирая их так, чтобы первые и последние буквы совпадали. Например-МАМА-АРБУЗ-ЗАЯЦ.

Если ребенок еще не готов к различению букв, он может играть с картинками, воспринимая их названия на слух. Для этого вам понадобятся к словам еще и со ответствующие картинки. Положите перед малышом карточки вверх изображением, произнося вслух назва ние картинки. При этом малыш старается подобрать таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и по следний звуки слов.

Упражнение-игра обучает малыша интуитивному чтению слов. Выполняя механическую работу по подбору одинако вых букв, ребенок интуитивно запоминает написанные на та бличках слова. В этом случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если же малыш играет только с картинками, то он утончает слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. И то, и другое очень важно для развития языка.

С помощью этой игры ребенок учится распознавать буквы как символы звуков в написанных словах, готовится к обучению чтению.

СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ

Возраст: 2,5-4 года

Вам потребуется: три одинаковые коробочки (величи ной с мыльницу) разных цветов: красного, желтого, зеле ного или др; маленькие фигурки животных; искусствен ные растения; любые предметы, которые относятся к быту человека. Все предметы можно вырезать из цветного кар тона. Можно использовать покупные лото и картинки.

Как играть. Положите в красную коробочку малень кие фигурки животных, в зеленую — искусственные растения, а в желтую — любые предметы, относящиеся к быту человека.

Ребенок приносит вам коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Вы просите малыша назвать известные ему предметы. Если какой-то пред мет малышу незнаком, назовите его. Поставьте перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. Назовите вместе с малышом то, что ему известно, и попросите дать или показать вам это.

Спросите его про неизвестный предмет: «Что (кто) это? На
что это похоже? Как ты думаешь, что им делают?» Возможно, у ребенка будет свое представление     об этой вещи. Выслушайте его, обязательно похвалите за инте ресное решение, а затем расскажите об этом предмете. Если ваш малыш знает названия предметов, лежащих в коробочках, высыпьте их на стол, перемешайте и попро сите ребенка «найти свой домик каждому предмету». Ре бенок берет фигурки по одной, называет их и расклады вает по коробкам: животных — в красную, растения — в зеленую все, что относится к человеку, — в желтую.

Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным обра зом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реаль-нойжизни.Ноеслиучесть,чтоввозрасте2-4лет ребенок переживает сенситивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М. Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их на звания, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребе нок выбирает сам и как только интерес пропадает, игру можно прекратить.

Упражнение-игра помогает: расширить запас слов, учит классифицировать предметы и слова, сопоставлять предмет с его названием, расширить кругозор.

КАРТИНКА-СЛОВО

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: карты с любыми картинками, таблички
со словами к ним; контрольные карты, на которых слово и картинки объединены. Картинки и слова можно подобрать по темам: цветы, одежда, животные др. Важно, чтобы слова на табличках были легкими для прочтения. Можно использовать покупные лото с картинками.        

Как играть. Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со слова ми. Контрольные карты помогут малышу самостоятель но проверить выполненную работу.

Упражнение-игра помогает: развить интуитивное чтение, упорядочить слова языка, сравнить написанное слово и изображение предмета.

ЧТО НАПИСАНО?

Возраст: с 4 лет

Вам потребуется: небольшие полоски бумаги с на печатанным текстом в виде заданий. Это может быть указание, где искать сюрприз, сообщение о походе в го сти и т. п. Для текста заданий подберите самые простые слова. 

Как играть. Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим. В записках можно предлагать самые разнообразные задания.

В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих в ряд слов, связанных между собой по смыслу — предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал Монтессори, упражнения с которым описаны во многих ее книгах, а также в работах ее последователей.

Упражнение-игра помогает обучить связному чтению, осмыс и проживанию прочитанного.

ЗАВТРА МЫ ИДЁМ В ГОСТИ

ПОД ПОДУШКОЙ ЛЕЖИТ ПОДАРОК

МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ МУЛЬТФИЛЬМЫ

Слайд 4

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках),  

          аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику каждой технологии.

Слайд 5

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая  в паре, дети совершенствуют  умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное  обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации            камерного общения.

Слайд 6

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного                возраста.

Слайд 7

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Слайд 8

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

стимулирует общение между детьми.

Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Слайд 9

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы  используется  интерактивная технология «Интервью».

Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь,  которая побуждает их к  взаимодействию «взрослый-

ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Слайд10

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения    становится ведущим.

Слайд 11

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом  общественности». Интерактивная технология  «Аквариум» заключается в том, что несколько детей  разыгрывают ситуацию в круге, а остальные  наблюдают и анализируют.

Что дает этот прием дошкольникам?

Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как  аргументируют сою мысль.

Слайд  12

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому

ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Слайд 13

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной  деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки –

картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.

Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они  выполнили задание, дети                 слушают, анализируют  и дают оценку.

Слайд 14

Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся:

  • метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы);
  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Слайд 15

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн).

Слайд 16

В процессе освоения кейс-технологий дети :

  • учатся получать необходимую информацию в общении;
  • умение соотносить свои устремления с интересами других;
  • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
  • учатся отстаивать свою точку зрения;
  • умение принимать помощь.

Слайд 17

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

  • происходит формирование у детей навыков работы в команде;
  • умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
  • развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
  • обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
  • учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в   реальной жизни без затруднений.

В заключении можно сказать, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация», а именно:

  • развивают свободное общение со взрослыми и детьми;
  • развивают все компоненты устной речи детей;
  • способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Социально ориентированные игровые технологии или "взрослые игры для детей"(О.В. Буданова - студентка, старший воспитатель д/с Л.В.Самсонова). В этих играх происходит освоение детьми социальных ролей, самореализация, приобретение социального опыта. Она увлекает и включает ребенка в новые для него отношения. Это делает игру универсальным средством социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Принципы:

1. П.индивидуального подбора социально ориентированной игры с учетом возрастных особенностей ребенка.(ориентация не на массу детей, а на конкретного ребенка)

2. П.адекватности игры системе социальных отношений в обществе.(дети играют в больницу, магазин и т.д., предавая взаимоотношения между людьми, их отношение к работе)

3. П. рефлексивного последействия.

4. П.ориентации на гуманистический характер взаимоотношений детей.

5. П.соотношения в игре управления и самоуправления.

Примеры:

"Вот она какая мама!" (вторая мл.группа)

"Интересное кино" (вт.мл.гр.)

"Скажем"спасибо" нашим ветеранам!" (старш.гр.)

"Если все вокруг подружатся - будет больше доброты"(ст.гр.)

"Магазин вежливых слов" (ст.гр.)

"Роль мужчины и женщины в семье" (подг.гр.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы интерактивной педагогики в дошкольном учреждении в условиях ФГОС ДО»

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую о...

Опыт использования интерактивного скалодрома в коррекционной педагогике

Интерактивный скалодром представляет собой специально оборудованную стену с выступами для лазания и меняющую свой дизайн и вариант игры в зависимости от выбора режима. Игровая система объединяет в себ...

Дополнение к консультации « Интерактивная педагогика в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"

Сегодня очень эффективен и широко используется новый подход в обучении дошкольников – интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной...

Интерактивные игры по музейной педагогике Музей "Деревянных игрушек"

Интерактивные игры по музейной педагогике музей "Деревянных игрушек"...

Интерактивные и традиционные методы в педагогике дошкольного образования

Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных....

Интерактивная педагогика в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Роль вопитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшегодошкольного возрата и познавательной деятельности детей....

Методы интерактивной педагогики в дошкольной организации в условиях ФГОС

Понятие «интерактивный» к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, ...