Работа на конкурс"Воспитатель года -2016 " «Развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Развитие познавательного интереса в образовательных областях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области.

«Развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет».

                                                       

                                               Подготовила:

                                                               Рословцева Н.Г.

                                                                      Воспитатель первой

                                                                      квалификационной

                                                       категории.

2016год.

"Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

                        когда он живет в мире игры, сказки,

              музыки, фантазии, творчества.

                   Без этого он - засушенный цветок"

   Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательный интерес – ведущий мотив  к игровой и учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Работая по программе « От рождения до школы» образовательная область « Познавательное развитие» по ФГОС включает в себя следующие пункты:

- Формирование элементарных математических представлений. 

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности 

-Ознакомление с предметным окружением. 

- Ознакомление с социальным миром 

- Ознакомление с миром природы. 

Они предполагают развитие детей и формирование  интереса. Только

интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

-интерес развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в обучении, благоприятствует формированию способностей;

- интерес создает более благоприятный эмоциональный фон.

 Имея,  большой опыт в работе с детьми я заметила, что особое место в заинтересованности играет сам воспитатель, его взаимоотношения  с детьми, родителями. В общении с детьми  учитываю  индивидуальные особенности  каждого ребёнка.  Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включается в непосредственно образовательную деятельность, игру. Я  подбираю для него  особую  тактику поведения: чаще даю  ему поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд, больше  общаюсь с ним.  Веду  диалог, который  — объединит общие усилия, вызываю у дошкольника  встречное желание и интерес учиться, добиваюсь новых успехов, побуждаю детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолеть трудности.

Плох, тот педагог, когда он не имеет эмоций, где вся работа идет по одной и той же схеме. Тогда активность  и интерес детей носит в основном репродуктивный характер: объяснил - повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижается не только к НОД, но и самому педагогу.  После чего  дошкольники не пытаются использовать полученные знания и умения в практической деятельности.     Воспитатель должен  любить свою работу, особенно детей, ведь от него зависит климат в  группе и интерес детей к окружающему. Зная, возрастные особенности детей  6-7 лет хочу отметить, что для них  жизнь  – это игра.

Роль игры в жизни дошкольника

  Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Игровая деятельность заинтересовывает дошкольника на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке его к школе.  Поэтому я не заставляю детей «писать, учить, специально готовиться к школьной программе», они это делают непроизвольно в игровой форме.  Пусть даже я на это потрачу весь рабочий день, но выполню цели и задачи, поставленные перед собой  и ребенком.  Этого  стараюсь добиваться и от родителей.  Активизировать познавательный интерес моих воспитанников через новые формы взаимодействия  –это и стало основной моей профессиональной задачей в подготовке к школе.  Для того, чтобы обучение детей  было эффективным и дало хорошие результаты  соблюдаю  основные принципы: 

- Принцип обучения в игровой деятельности.

 Через игру  формирую элементарные математические представления, первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

 Развиваю познавательные интересы детей, по расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;

Стараюсь ознакомить с предметным миром (названием, функциями, назначением, свойствами и качествами предмета); воспринимать предмет как творение человеческой мысли - результат труда.

Особое внимание заостряю на  формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотические чувства. Ведь эти задачи так важны для воспитания подрастающего поколения.

 Игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности. Одной из эффективных форм познавательного игрового общения, я использую в работе с детьми - игровые  проблемно-практические ситуации.

- Побеседовав с детьми о том для чего человеку пуговицы?

 Создаю игровые условия «препятствия» ? Что было бы, если бы пуговиц не было?

побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, тут же через игру «самый сообразительный»»  изобретаем нестандартные разно – вариантные подходы сбора бус, ожерелья для куклы, согласуя  своё мнение с партнёрами по игре, выслушивая их аргументы, возражения - всё это рождает поисковый способ логических действий в сборе, исследовательском изучении. В этот момент ребенок познает предметное окружение, знакомится с историей появления этого необходимого предмета. В изготовлении игрушек мы учимся  пришить  пуговицы вместе с родителями. Широкое использование этого метода помогает мне: - выявлять индивидуальные способности ребёнка,

- определять уровень его знаний,

-  намечать эффективные пути воздействия на личность ребёнка.

 Формирую и развиваю у него познавательный интерес, произвольное мышление, волю и умение отстаивать свой путь решения логическими доводами. Моя роль в общении сводится к тому, чтобы поддержать того ребёнка, чей путь, предположительно оказался «тупиковым», рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине. Партнёрами стараюсь сделать родителей, этот стиль общения помогает мне убедить родителей, что они самые чуткие и добрые помощники во всем своим детям, тем самым идет работа, направленная на преодоление необходимых знаний воспитанником. Игровая мотивация поддерживает интерес детей на протяжении всего времени  решения   проблемной  ситуации.

-  Принцип заинтересованности.  

 Непосредственно образовательная деятельность дошкольника - основная форма организации обучения в дошкольном образовательном учреждении. Организовываться и проводиться НОД педагогами должны интересно, в активной форме и  в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. Если НОД интересные, ребенок активно принимает в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее. Всю работу с детьми я построила на основе самостоятельной познавательно игровой деятельности детей.

 Включая следующие задачи:

 -развитие интереса к решению познавательных, творческих задач;

 -умение воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

 -поддерживать интерес к творческому процессу познания;

 -умение самостоятельно находить решения;

 -развивать образное и логическое мышление;

 Реализуя эти задачи, в работе с детьми используя  разнообразные игры, задания, задачи – шутки, ребусы. На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем   усложняла варианты.  Эти занятия способствовали развитию воображения, пространственного мышления, смекалки. Разнообразя и усложняя игровые задания, предлагаю детям головоломки, например: составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек; преобразовать какой - либо предмет - из цветка сделать звезду.  Предлагаю игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора». Это оживляет НОД по ФЭМП,  делает  его  интересным и эмоциональным. Дети свободно рассуждают, доказывают правильность решения.

- Принцип наглядности.

  В работе с детьми этот принцип  является одним из ведущих. У дошкольника еще преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал. Наглядное общение ребенка  с взрослым, это школа, в которой ребенок  учится радоваться и стойко переносить свои неудачи. Необходимо стремиться к  тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость

учения. Использование дидактических игр обеспечивает  развитие у ребёнка логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, любознательности к ознакомлению с миром природы. Это  способствует более качественному уровню подготовки детей к школе. Например: для начала проводится игра: «С какого дерева листочки?»

Цель: учить различать  деревья, подбирать листочки к определенному дереву.

 Взрослый задает вопросы: «Какое сейчас время года?  После,  какого времени года наступает зима?  Назови осенние месяцы? Что происходит в природе?». Ребенок отвечает полным ответом. Затем показываю картину об осени. Рассматриваем  ее. «Назовем, какие деревья изображены на картинке? (Береза, рябина, клен). Формирую первичные представления о малой родине и Отечестве,т.е.знакмлю детей с социальным миром. Закрепление првожу в игре «Как ты узнал эти деревья?» (У березы белый ствол с черными полосками, у рябины на ветках сохранились красные ягоды, у клена тонкие веточки, ветвистые). «Какие плоды у дуба?» (Желуди). «У каких деревьев бывают ягоды?» (У рябины, черемухи).  Так  в   игре: «С кочки на кочку»  

Цели:  продолжаю обучение детей звуковому анализу слов, учу называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги на наборном полотне из букв разрезной азбуки; составлять из 3-х букв слова.

 Взрослый показывает буквы и спрашивает: «Как называются звуки, которые мы произносим с помощью губ, языка, зубов?». Ребенок отвечает: «Эти звуки называются согласными».

«Каким цветом обозначаются гласные звуки?» (Красным). Выставляет  цветные карточки.

«А согласные?» (Синим).  

Затем взрослый предлагает отправиться в лес собирать клюкву. Клюква растет на болоте.

 На болоте нет дорог.

 Мы по кочкам – скок да скок!  

На кочках нарисованы буквы. Ребенок собирает буквы и составляет из букв слова: лес, мама, ухо, сом, сухо.

 Вывод: Так непроизвольно игра переходит в НОД  по познавательному развитию  с  использованием разных областей.

-  Принцип последовательности.

Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к  сложному, а не наоборот. Обучение в дошкольном возрасте - это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития,  где выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит:

- содержания учебного материала;

-возрастных особенностей детей, где роль принадлежит наглядным и игровым методам;  практическим, а в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов.

 Ребёнок  6-7 лет уже совсем взрослый  и многие заботливые и любящие родители начинают думать о том, что неплохо бы научить ребёнка читать к началу учебного года. Хорошая мысль: малышу будет легче в начале обучения в школе, которое само по себе является большим «стрессом»  для ребёнка.  Второй «плюс» этого решения – начав обучение, можно ещё до школы выявить возможные проблемы при обучении письму и чтению и вовремя начать принимать меры. И тут родители, при обучении  ребёнка допускают  ошибки при ознакомлении с буквами, которые могут в дальнейшем помешать обучению в школе.

- Для того чтобы определить последовательность букв, при ознакомлении с грамотой – необходимо приобрести букварь для дошкольников.  Следовать указанной там последовательности при изучении звуков, чтобы знакомить ребёнка со звуком, буквой и сразу закреплять навык чтения изученной буквы.

Пусть малыш повторит за вами. Нельзя кричать на ребенка, делать все доступно в игровой форме, переходить от простого  к  сложному и последовательно.

- Принцип доступности и индивидуальности.

 Это означает, что знания и умения следует давать ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Соблюдения этих принципов поможет дошкольнику развиваться гармонично и эффективно.

Всем известно, что дети в дошкольном возрасте живут в игре, в сказке, все игрушки для них - живые. Также известно, что ребенок гораздо охотнее  занимается, если преподнести нужные знания в игровой ситуации. Дети через игру учатся, прививают себе необходимые навыки. Особенно в этом мне помогают сюжетно – ролевые игры.

 Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника. Эти игры имеют большие возможности в развитии фантазии, воображения; включают детей в творческую деятельность, поэтому их часто называют творческими. .

Игра-драматизация, эта игра подразумевает заучивание ребенком слов роли, точная передача чувств и эмоций героя. Она развивает нравственные черты малыша, учит его различать эмоции и уметь их передавать. Основой для сюжета такой игры может стать любое литературное произведение, конечно, не представляющее большой сложности . Использую  в работе с детьми фольклор: потешки, прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, пословицы, сказки. Это  сокровищница русской народной речи и мудрости,  большое подспорье в развитии речи дошкольника. В кружковой работе с детьми продолжаю развивать интерес к русскому народному творчеству; рисуем, лепим, превращаем ,исследуем природный материал на ощупь.

 Настольно-печатные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Каждая игра предполагает какой-то результат, обучает чему-то, развивает чего-то.  

 Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним). Чтобы заинтересовать, привлечь  внимание для этого отлично подойдет яркий сказочный герой  или громкий шум, который привлечет внимание детей. Далее можно начать рассказ от лица героя  и рассказать о том, что привело, например, Незнайку в детский сад к ребятам.

 Затем провожу различные задания с детьми,  которые также могут быть в игровой форме и сопровождаться яркими картинками или звуками, презентациями.  Стараюсь не уделять долго времени  одному и тому же заданию, иначе есть вероятность потерять интерес ребенка к нему. Все задания  быстро сменяю другими.

Провожу физкультминутку, чтобы дать отдохнуть детям. Ее выбираю соответственно тематике НОД. В последней части  детям  даю задание на продуктивную деятельность детей. Это может рисование или дизайн, лепка или аппликация, которое будет связано с темой НОД и будет хорошим итогом и  самооценкой к нему.

- Влияние проектной деятельности в развитии интереса.

В целях повышения интереса к той или  иной теме, а также сплоченности родителей и детей использую проектную деятельность на занятиях с дошкольниками. Из опыта работы могу сказать, что проектная деятельность  широко входит в образовательный процесс

 Почему он меня заинтересовал? Известно, что дети - исследователи по своей природе. Уже в дошкольном возрасте ребенок проявляет широкую любознательность, стремление к познанию, но почему-то они редко проявляются в ситуации традиционного обучения.

Еще Ж. Пиаже, говоря о традиционном подходе к обучению, подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, взрослые лишают их шанса сделать собственное открытие. Гасится здоровое детское любопытство и творческий потенциал дошкольника. Ребенок идет в первый класс как в новый мир, в котором ему откроется множество интересных вещей.

 Задача  воспитателя дошкольного образования - оправдать эти надежды, не погасить потребность в познании.

 Использование в моей работе проектного метода обучения помогает решить  непростую задачу,  превратить почемучку-дошкольника в маленького исследователя. Например  изучение свойств воды, соли, сахара.

 В результате пришла к выводу, что метод проекта - это возможность для ребенка делать что-то самостоятельно, в группе или с родителями, используя свои возможности и знания, это деятельность, в которой ребенок может проявить себя, попробовать свои силы и показать публично достигнутый результат. Важно то, что результат деятельности - найденный способом решения проблемы, ситуации - носит практический характер, имеет прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для самого ребенка. Результат всегда требует поощрения .

 Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Поэтому я помогаю ребенку развить и реализовать свои возможности, не жалея затраченного времени:

1.Не допускаю, чтобы ребенок скучал во время НОД. Интерес - лучший из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2.Повторять упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, делаю перерыв, повторяю позднее  или предлагаю ребенку более легкий вариант.

3.Не проявляю излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения  вперед.

4. Не даю ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5.В занятиях с ребенком нужна мера. Поэтому не заставляю ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен;

Стараюсь определять пределы выносливости ребенка и увеличиваю длительность занятий каждый раз на очень маленькое время. Предоставляю ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6.  При проведении НОД  выбираю игровую форму.

7.Развиваю в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; учу ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

8.Избегаю неодобрительной оценки, нахожу слова поддержки, чаще хвалю ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркиваю его слабость в сравнении с другими детьми. Формирую у него уверенность в своих силах.

  В этом мне помогает наблюдение за детьми. Наблюдаю, во что дети играют с удовольствием и интересом. Очень важно, чтобы задание, которое  даем ребенку, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: "Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли?" Поэтому вводя какое-то новое задание, двигаемся от простого к сложному, придерживаясь принципа постепенного усложнения.

Разрешаю ребенку лепить, рисовать, читать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному нами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий  интерес к занятию. Я демонстрирую детям, как намазывать детали аппликации клеем, как проталкивать фигурки в отверстия и тому подобное, но потом  даю  ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.

  Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа ребенка, чтобы они всегда были у него перед глазами и, чтобы он мог, при желании, достать их и позаниматься. Особенно это актуально, если у ребенка плохая память, и он не может вспомнить последовательности. Непременным условием развития детского познавательного интереса является обогащенная предметно-пространственная среда. В моей группе предметно- развивающая среда доступна  для каждого ребенка. Организовала зоны:

« Дидактические развивающие игры»

«Уголок спорта»

«Научная лаборатория»

«Сюжетно-ролевые игры и театрализованные»

«Конструкторское дело»

  Они формируют представления  и закрепляют уже имеющиеся знания. Каждая игра направлена на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребенка  с  взрослым и другими детьми. Любознательность, активность, самостоятельность – вот качества, необходимые ребёнку для успешной учебной деятельности. Я в свою очередь стараюсь быть внимательной  к интересам и предпочтениям ребенка,  гибкой,  тогда обязательно удастся пробудить его интерес к развивающим занятиям и сделать их эффективными. А самое главное, не надо воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, надо радоваться и получать удовольствие от процесса общения, никогда не теряю чувство юмора.  Со всеми детьми в дружеских отношениях.  

Делая вывод, хочу напомнить:

«Опыт и умелое  использование методов и приемов в нашей работе – залог успешного учебно - воспитательного процесса в школе. Ребенок к концу года готов—  к усвоению учебных знаний, умений и навыков,  психически настроен влиться в  эмоционально-волевую сферу способностей и умений. Здесь подойдут   слова А.С.Макаренко «Развитие познавательного интереса - воспитывает сознательное отношение к учению».

 

Литература.

1. Павлова Л.А., Шибанова Н.М., Салютнова В.И., Склярова М. «Подготовка детей к школе» учебно-методическое пособие «Прогресс», 2002. – 188 с.

2.Волошкина М. И. Дидактическая игра в подготовке ребенка к обучению в школе — М.: Начальная школа, 2002. – 160 с.

3.Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе. Практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. — М.: ООО Издательство «АСТРЕЛЬ», 2008. – 208 с.

4. Колесникова Б. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. — М.: Издательство «Вента», 2003. – 227 с.

5.Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет, сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская; Сост. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы на конкурсе "Воспитатель года"

Я представляла опыт работы по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста на конкурсе "Воспитатель года"...

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...

Презентация опыта работы к конкурсу "Воспитатель года 2014"

Презентация опыта работы к конкурсу "Воспитатель года 2014"...

Презентация опыта работы для конкурса " Воспитатель года - 2016"

Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность....

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»...

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»

Представление педагогического опыта работы на конкурс «Воспитатель года - 2019»....