"Права ребенка"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Зайцева Вера Юрьевна

В статье раскрывается система работы по формированию правовых знаний у детей 4-5 лет. Деятельность строится по всем образовательным направлениям, где происходит взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями. К материалу прилагается презентация. Опыт работы педагога будет полезен для воспитателей и родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu_prava_rebenka.docx16.17 КБ
Файл prezentatsiya_prava_rebenka.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Сегодняшние дети – будущее нашей страны. Понимая, что дети – самое

дорогое, что есть в любом обществе, взрослые стоят перед решением

важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, спасти поколение

которое должно нас сменить?

В Декларации прав ребенка (статья 8) написано: «Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто... первым получает защиту и помощь»

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.

Поэтому я поставила перед собой цель: сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая их к основам правовой культуры.

Для реализации этой цели определила следующие задачи: 

- познакомить детей с основными документами по защите прав человека.

- воспитывать толерантность

- способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознанию своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.

- воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

- разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Выделила этапы правового воспитания детей.

В среднем дошкольном возрасте это продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:

 - Какие права могут и должны быть реализованы в средней группе;

- Как понятнее и доступнее донести до детей  смысл каждого права;

- Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

Мною был разработан проект по теме «Мы все имеем права»

В проекте запланированы мероприятия, позволяющие в полной мере осуществлять нравственно-правовое воспитание.

Правовое образование реализую по следующим направлениям: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей.

Все виды работы с детьми взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику и воспитательно – образовательную цель.

Для повышения эффективности усвоения материала оформили с детьми газету «Я – ребенок, я имею право», пополнили развивающую предметно-пространственную среду.

Знакомя детей с правом на имя изготовили буклеты «Что в имени тебе моем», рассматривали их с детьми, играли в игры «Кто тебя позвал?», «Назови свое полное имя», « Ходит Ваня по лужку».

Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, изготовили генеалогические древа своей семьи, рассказали кто на них изображен, организовали пальчиковые, сюжетно-ролевые игры, изготовили подарки к Дню Матери.

Право на жилище и его неприкосновенность закрепляли в конструктивных, театрализованных играх, при чтении и рассматривании иллюстраций к сказкам, в продуктивных видах деятельности.

Чтобы подвести детей к знакомству с правом на образование оформили выставку рисунков «Мой любимый детский сад», провели занятие «Цветок моего имени», организовали экскурсию по детскому саду; беседовали о том, что они делают в детском саду, хотят ли в школу, что такое школа.

Для закрепления представлений о праве на медицинскую помощь познакомились с работой медицинской сестры детского сада, играли в различные игры, беседовали о профессии врача, медсестры, специальном транспорте.

В ходе проектной деятельности дети приобрели устойчивые представления о праве на жизнь, полноценное питание и чистую питьевую воду, отдых.

Рассматривая иллюстрации с изображением народов России и ближнего зарубежья, играя в игры воспитанники узнали, что все люди имеют одинаковые права и равную ценность.

Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в ДОУ, какой бы высокой не была квалификация педагога невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного

участия родителей в правовом воспитательном процессе.

Основные задачи, которые были поставлены в работе с семьей по правовому воспитанию:

- формирование правовой культуры;

- формирование гуманного отношения к ребенку;

- обеспечение родителями защиты прав ребенка.

В работе по правовому просвещению родителей использую

информационные стенды, стенгазеты, выставки, консультации, памятки.

Родители совместно с детьми составили генеалогические древа своей семьи, изготовили книжки-малышки «Мои права», буклеты «Что в имени тебе моем».

В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах, научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, переживают случаи нарушения прав героев сказок. Чувство достоинства и уважения друг к другу стало доминирующим в общении детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мы все имеем права» Из опыта работы воспитателя МБДОУ города Мценска «Детский сад № 4» Зайцевой В.Ю.

Слайд 2

«Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто… первым получает защиту и помощь» («Декларация прав ребенка», ст.8)

Слайд 3

Цель : сформировать у детей способность к нравственным поступкам , приобщая их к основам правовой культуры

Слайд 4

Задачи: - Познакомить детей с основными документами по защите прав человека. - Воспитывать толерантность. - Способствовать формированию чувства собственного достоинства ; осознанию своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. - Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. - Разъяснять общественные нормы и правила поведения

Слайд 5

Фотоотчет в рамках проекта «Мы все имеем права»

Слайд 6

Работа с родителями Задачи: формирование правовой культуры; - формирование гуманного отношения к ребенку; - обеспечение родителями защиты прав ребенка

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

Родительское собрание поможет вам сформироватьу родителей представления о правах ребенка....

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Конспект НОД Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе

Конспект НОД  Право ребенка жить в семье (по правам ребенка) в старшей группе...

Материалы к семинару Тема: «Охрана прав и достоинств ребенка» (по материалам «Декларации прав ребенка»)

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, воспитатель, родитель, обязан знать свои собственные права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уваж...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ПРАВА РЕБЕНКА В СЕМЬЕ" «ПРАВА РЕБЕНКА – СОБЛЮДЕНИЕ ИХ В СЕМЬЕ»

Законодательные акты признают за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения ...

Конспект занятия по правам ребенка в подготовительной группе "Каждый ребенок имеет право..."

составила воспитатель Переверзова Елена АлександровнаЦель. Способствовать социальной адаптации ребенка через  формирование основ правовых знаний.Задачи:Образовательные: закрепить з...