проект осень золотая
проект (младшая группа) на тему

Киселёва Олеся Владимировна

ознакомление детей  младшей группы с сезонными изменениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Невьянского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 «Радуга»

Педагогический проект

 в первой младшей группе

«Золотая осень»

Автор проекта:

Воспитатель Киселёва О.В.

Невьянск 2016 г.

Введение.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям («Концепция дошкольного воспитания»).

В наше  время экологическое воспитание является одной из актуальных проблем современности. Экологическое образование – это развитие у детей таких качеств, как нравственность, гуманность.  Все мы хотим воспитать в детях уважение к родным, к себе, к другим людям. Все это касается и к природе. И мы – взрослые должны быть примером для ребенка. Если дети наблюдают, что после отдыха в лесу остаются бутылки, пакеты, поврежденные деревья, как ребенку потом рассказать, что следует любить и охранять природу.

Экологическое воспитание младших дошкольников включает в себя:

- формировать у детей первое представление о природе, ее изменениях и бережного отношения к ней;

- воспитывать у детей интерес к природе, умение общаться с ней.

Проект «Осень золотая» раскрывает малышам некоторые взаимосвязи живой и неживой природы, растений и животных, помогая понять, что человек – это часть природы. Он основывается на различных видах деятельности: наблюдение в природе, сенсорное обследование объектов природы; различные виды игр, игровые ситуации; изобразительная деятельность, ручной труд. Проектная деятельность проходит под девизом: «Я делаю и понимаю, я творю и развиваюсь!»

В ходе разработки проекта возникли противоречия: 

- между важностью формировать у детей первое представление о природе и ограниченностью основной образовательной программы. 

- между важностью использования современных педагогических технологий формирования представления детей и недостаточностью предметно-развивающей среды; 

На основании выявленных противоречий сформулировала проблему:

как организовать воспитательно-образовательный процесс, который способствовал бы:

- формирование познавательного интереса у младших дошкольников;

- формированию представления дошкольников о природе;

Гипотеза:

Реализация данного проекта будет способствовать формированию познавательного интереса и представления младших дошкольников о природе.

Сформулированные противоречия и обозначенная проблема позволили определить цель проекта: 

Сформировать первоначальное представление об осени и её признаках.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с временем года-осень, её признаках и явлениях; расширить представление о многообразии и пользе овощей и фруктов;
  •  Формировать умение вести диалог с педагогом;

Вид проекта:

познавательно-творческий.

Возраст:

1 младшая группа (дети с 2 до 3 лет).

 

Продолжительность:

2 недели

Этапы реализации проекта

 Первый этап – подготовительный

 - постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, родителями

-  Создание развивающей среды

- Подбор методической литературы 

-  Поиск ответов на поставленные вопросы

Второй этап - основной – реализация проекта.

Третий этап - заключительный - обобщение результатов работы.

Предполагаемые результаты

Дети

-  У детей будут сформированы элементарные представления об осени; будет сформировано представление о труде взрослых в это время года; возрастет интерес к наблюдениям за явлениями природы.

Родители

-  У родителей повысится уровень экологической культуры; родители будут с детьми проводить больше времени на прогулке и привлекать детей к совместному труду в природе.

   

Реферативная часть.

Экологическое  сознание ребенка повышается, если стимулировать его интерес к природе. Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, практическую или изобразительно - продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности. Именно поэтому в представленном педагогическом проекте речь идёт   об игре -  как о методе экологического воспитания детей дошкольного возраста.

В Концепции дошкольного воспитания говорится: «…Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно - практическая деятельность…».

 Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.Н.Водовозова. большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А.Флериной, З.М.Богуславской и другими.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру, возможно, использовать «…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребенка» (Л.И.Божович).

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое появилось на рубеже 80 –х и 90-х годов и отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Не остался в стороне от вопросов экологии и педагог В. А. Сухомлинский. Он пишет «… Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе... "

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. " Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. 

Передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми. Яркой формой выражения отношения является деятельность ребенка.

Эффективность экологического воспитания дошкольников зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий, то есть системы экологического воспитания, содержащей в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, планируемых на весь учебный год для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада.

Проектная часть.

Этапы реализации проекта.

Этап

Задачи этапа

Мероприятия

Планируемый результат

Подготовительный этап

Подготовить условия для реализации проекта

1.Изучение литературы по проблеме.

2.Знакомство участников с идеей проекта.

3.Разработка проекта.

4.Подбор диагностического инструментария.

Список литературы.

Мотивация участников на реализацию проекта.

Проект.

Диагностический инструментарий.

Основной этап.

Реализовать проект.

  1. Наблюдение на участке за сезонными изменениями осенью.
  2. Беседы по картинам.
  3. Познавательное развитие «Ходит осень, бродит осень».
  4. Познавательное развитие «Урожай с грядки».
  5. Познавательное развитие  « И вкусно и полезно»
  6. Рисование пальчиками «Осеннее дерево»
  7. Лепка «Банка витаминов»
  8. Рисование «Цветные листочки»
  9. Аппликация «Платье для осени»
  10. Дидактические и пальчиковые  игры «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья», «Компот», «Капуста», «Листья», «Осени»
  11. Праздник Осени

Дети называют признаки осени

Дети ведут диалог с педагогом.

Интерес детей к занятиям по теме осень.

- формирование познавательного интереса у младших дошкольников;

- формированию представления дошкольников о природе;

- интерес детей к новым играм, выполнение правил.

Заключительный этап

Подвести итоги и оценить эффективность проекта.

  1. Мониторинг
  2. Итоговая диагностика
  3. Представление результата педагогам

Оценка эффективности

проекта

Мониторинг.

Критерии:

  • Сформированность представления младших дошкольников о природе;

Высокий: Называет осенние природные явления, показывает их на иллюстрациях с изображением осени.

Средний: Показывает природные явления не называя их

Низкий: Затрудняется в высказываниях

  • Сформированностье познавательного интереса у младших дошкольников;

Высокий: Проявляет интерес к наблюдениям и познанию нового.

Средний: Интерес проявляется частично и выборочно.

Низкий: Интерес не проявляется.

Высокий-              средний-          низкий

Ф. И. ребёнка

 представления младших дошкольников о природе.

познавательный интереса у младших дошкольников;

Начало проекта

Конец проекта

Начало проекта

Конец проекта

Бальчук Максим

Окулов Илья

Ермак Арсений

Деева Варвара

Белова Анастасия

Радецкий Тимофей

Коновалов Глеб

Меркель Саша

Поняев Егор

Пьянков Артем

Серов Ефрем

Терентьева Евангелина

Удалых Данил

Шаповал Тимофей

Шакиров Кирилл

Богданов Артемий

Плотников Матвей

Гурин Богдан

Киселёв Ярослав

Начало проекта- высокий, средний уровень- 0%, низкий-100%.

Конец проекта- высокий- 0%, средний -47%, низкий- 53%.

                 

Содержание работы по проекту.

 Социально – коммуникативное развитие.

Игровая деятельность.

1. Сюжетно-ролевые игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Кукла Катя на прогулке», «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

 Задачи: поощрять желание детей самостоятельно одевать и раздевать куклу. Формировать начальные культурно – гигиенические навыки.

2. Дидактические игры: «Собери листочки – красного цвета», «Кто в гости пришёл?», «Дует, дует ветер», «Что нам осень подарила?», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?»

Задачи: Развитие умения собирать листочки только по – одному признаку (по цвету) Развитие внимания, памяти, слуховой дифференциации и тактильных ощущений.

3. Наблюдения:

Задачи: Привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.

 «Безопасность»

 ОБЖ 1. Беседы с детьми с показом развивающих мультфильмов: «Когда на улице дождь, то… ».

Задачи: Продолжать знакомить детей с правилами безопасности в осенний период и при обращении с предметами. Формировать основы здорового образа жизни.

2. Дидактические упражнения: «Можно – нельзя», «Покажи как правильно». Цель: Формировать умения соблюдать правила безопасного обращения с предметами.

3. Режимные моменты: Задачи: Продолжать учить детей самостоятельно одеваться в правильной последовательности, вытирать руки и лицо своим полотенцем. Формирование привычки ежедневно делать зарядку.

«Труд» 

1. Поручения: «Собери букет из листьев»

Цель: Развивать умение совместно со взрослым и под присмотром взрослых на прогулке собирать листочки.

Наблюдения: Задачи: Привлекать внимание детей к тому, что и как делает взрослый, зачем он выполняет то или иное действие. Поощрять желание помогать взрослым.

«Познавательное развитие»

Познавательно – исследовательская деятельность.

«Собери листочек», «Птичка».

Задачи: Учить детей выкладывать из частей целый рисунок. Продолжать учить различать большая, маленькая.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности, в режимных моментах). 1 «Овощной магазин», «Что нам осень подарила». Цель: Учить детей отвечать на вопросы. Конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где, что растет. Учить рассматривать предметы.

2. Рассматривание картины «Осень» Цель: Уточнить и обогатить представления детей о осени.

3. Рассматривание дерева: Цель :Учить рассматривать части дерева и отвечать на вопросы.

ФЭМП: - большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало.

Игры – эксперементы: «Теплый – холодный», «Вертушка»

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».

«Художественно-эстетическое творчество»

Продуктивная 1. Рисование на темы: «Золотой листочек», «Дождик – кап. Кап, кап… », « Осеннее дерево», «Грибочки», "Ветка рябины"..

Задачи: Развивать умение рисовать кистью, пальчиками и гуашью, знание основных цветов красного, зеленого, желтого. Учить аккуратно пользоваться гуашью, правильно держать кисть и карандаш. Воспитывать аккуратность.

2. Лепка темы: «Банка витаминов», «Морковка». Цель: Закреплять умение раскатывать пластичную массу круговыми движениями.

 «Речевое развитие»

Совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности и режимных моментах. 1. Рассматривание картины «Катя на прогулке»

Задачи: Уточнить и обогатить представления детей. Активизировать словарь по теме «осенние признаки». Учить детей внимательно слушать и наблюдать. Формировать способность детей к диалогической речи.

2. Театрализованный показ сказки «Репка».

Задачи: Помочь детям запомнить сказку. Вовлекать детей в инсценировку сказки, активизировать речь.

Чтение художественной литературы.

Совместная деятельность взрослого и детей 1. Чтение стихотворения А. Барто из серии «Игрушки»; «Наши уточки с утра», «Пошел котик на торжок»,…

Физическое развитие.

Физическая культура. Обеспечивать оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Подвижные игры: «Листопад», «Поедем в лес», «У медведя во бору», «Птички и дождик», «Прокати куклу».

Задачи: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желание играть вместе с воспитателем.

Работа с родителями:

  1. Читать дома детям стихи и рассказы, посвященные осени.
  2. Узнать у ребенка дома, что он знает об осени, овощах,фруктах.

3.Консультация для родителей «Одежда для прогулки».

Использование методов и приемов.

Реализация комплексного проекта «Осень золотая» с участниками проекта. В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: экологические сказки, наблюдения, познавательное чтение, игровые упражнения, продуктивная деятельность, рассматривание картин.

Рассматривание даров осени: овощи, фрукты и ягоды. Дети учились различать их по внешнему виду, вкусу, определяли форму и цвет, правильно называли.

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: обратить внимание на погоду. Закреплять умение определять состояние погоды по определённым признакам, обозначать словом(тепло, холодно, идёт дождь). Наблюдать за дождём. Подвести к пониманию: осенью пасмурно, дождлив, похолодало.

 При помощи цветных флажков, бумажных ленточек определять, когда дует ветер, послушать шуршание ленточек. Закреплять умение различать день- ночь. Наблюдения за явлениями неживой природы связаны с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных.

 Уточняли представления детей о наземной части растений: ствол, ветки, листья и подземной части- корне. Наблюдая с детьми разноцветность листьев, а затем- листопад, обращали внимание на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, а потом замерзает; дуют холодные ветра.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных. Сообщала детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле и пище.  Отметить, что стало холоднее, и люди менили одежду на более тёплую.

 Были организованы различные дидактические игры и игровые упражнения с природным материалом: «Угадай на вкус», «Соберём урожай овощей в корзину», «Покажи и назови», «Цветной салют», «Сколько листочков на дереве?», «Чей лист?», «Найди такой же».

Заключение.

Таким образом, реализация данного проекта позволила сформировать первоначальные знания младших дошкольников об осени, как о времени года.

        

 Список  литературы:

1..Л.В. Кокуева Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие – М.: АРКТИ,2005 (развитие и воспитание)

2.Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. - 2е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика - Синтез, 2008

3.Д.Н.Колдина Лепка и рисование с детьми  2-3 года. Конспекты занятий. Издательство «Мозаика – Синтез»2007

4.И.А.Лыкова. изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации.- М.: «Карапуз-дидактика», 2007

5.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. -М. : Мозаика-Синтез, 2007

6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2008

7. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, пособие для воспитателей детского сада под ред. Новоселовой. Москва: "Просвещение", 1984

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Пр. и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2005

9.Соломенникова О. А. Занятия по формированию экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007

10.Теплюк С.Н. занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 2-4 лет.-М.:Мозаика- Синтез, 2006

Приложение 1.

Беседа об осени: знакомство с приметами осени.

-Как называется первый осенний месяц?- А второй?- А третий?

-На улице тепло или холодно?

-Солнце часто светит?

-Греет сильно?

-Почему повсюду лужи?

-Дожди часто идут?

-Дожди тёплые или холодные?

-Что происходит с листьями на деревьях?

-Что такое листопад?

-Как ведут себя осенью цветы и трава?

-Откуда дует ветер?

-Как сильно он дует?

-Какую одежду носят люди в это время года?

Чтение стихотворения:

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в школу надо.

Воспитатель: задаёт вопросы, перечисленные ранее.

Ранней осенью немного холодает, но ещё тепло. Солнце ярко светит и ещё греет. Дожди бывают разные: то редкие, то частые, то сильные, то тихие. Соответственно и количество воды в лужах зависит от количества осадков, выпавших ранее. С деревьев начинают опадать листья, они меняют свою окраску. Начинается листопад. В садах и парках ещё цветут цветы, но трава уже пожухла и потемнела. На полях и в садах уже собирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелётные птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые края.

Чтение стихотворения:

А.К.Толстого «Осень».

Осень. Обсыпается

Весь ваш бедный сад,

Листья пожелтелые

По ветру летят.

Дети рассматривают картинку с изображением осеннего пейзажа и отвечают на вопросы.

 - Какое время года изображено на картинке?

-Какой осенний месяц?

-А почему вам так кажется?

- Погода сегодня тёплая или холодная?

-Почему вы так думаете?

-Как одеты люди?

-Что они делают?

-Какого цвета листья в октябре?

-Почему много листьев на земле?

-Как называется это явление природы?

-В октябре часто идут дожди?

-Какое небо?

-Как светит солнце?

- Много ли фруктов и овощей в октябре?

- Как животные и птицы реагируют на приход осени?

«Золотой осенью», то есть в октябре, небо становится хмурым, всё чаще идут дожди. Становится холоднее и люди одевают вещи более тёплые. Деревья сбрасывают большую часть листьев и стоят полуобнаженные. В октябре листья становятся разноцветными: жёлтыми, красными, бордовыми, коричневыми, но ещё встречаются и зелёные листья. В это время очень хочется побегать по опавшей траве и послушать шуршание листьев под ногами. Солнце во второй осенний месяц уже почти не греет и светит мало, больше прячется за тучи, из которых льёт дождь. Дождь в октябре очень часто идёт, поэтому погода кажется хмурой и безрадостной.

Г.Лагздынь «Мокрая считалочка».

Дождь считает:

-Кап-кап-кап!

Капает считалка.

Кап да кап! Кап да кап!

Капает на галку!

-Кап да кап! Кап да кап!

Возмутилась галка.-

Очень мокрая для лап,

 Дождь, твоя считалка!

Но вот настаёт третий месяц осени- ноябрь.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

 Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Ответьте на вопросы:

-С какого дерева листья опадают последним?

-Прилетит ли скворец к скворечнику, прежде чем полетит на юг?

-Когда начнутся первые заморозки, лужи замерзают?

- Какие птицы появляются возле селений?

-Когда выпадает первый снег?

Воспитатель: поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья и стоят почти голые. Трава засохла, потемнела, цветы давно завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме(Кто-то готовит запасы, чтобы не голодать зимой. Кто-то ложится в спячку на всю зиму. А кто-то меняет свою шубу, чтобы быть незаметным зимой. Люди тоже одеваются теплее, потому что становится довольно холодно.

Дети заучивают стихотворения:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца.

Игра «Солнышко и дождик».

Дети под весёлую музыку ходят, гуляют, веселятся. Только играет грустная музыка дождика, дети сразу сбегаются под зонтик.(Игра повторяется 2-3 раза).

Приложение №2.

1.Дети, соберите букет из осенних листьев. Чем они отличаются?(цветом, формой и названием деревьев, на которых они росли). Побегаем по листьям ,послушаем их шуршание.

2.Ребята, возьмём на прогулку ленточки и бумажные салфетки, с помощью них определим: есть ли ветер и его направление.

3.Глядя в окно, можно увидеть, идёт ли дождь, и с какой силой.

4.Предложить родителям, гуляя по парку, лесу, возле дома, обращать внимание малыша на красоту осенних деревьев, любоваться грацией и красками листьев. Которые кружатся падая с деревьев. Ребёнок с удовольствием будет собирать эти листья. Не мешайте ему, а дома предложите засушить листочки. Когда листья будут сухими, пусть ребёнок поиграет с ними, назовёт деревья, на которых они росли, а затем сделайте вместе с малышом аппликацию. Из листьев различных деревьев можно сделать интересные картинки: зайчика, рыбку, затейливые узоры, пейзажи и многое другое(на что у вас хватит фантазии).

5.Можно заняться с ребёнком конструированием из природного материала- очень увлекательное занятие(совместное). Дошкольники очень любят игрушки, сделанные вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей во время изготовления игрушек удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, воплощение замыслов, фантазий.

6.Предложить родителям совместно с детьми заняться собиранием природного материала. Это можно делать во время прогулок в лес, парк, на речке, поездок на море. Самым распространённым материалом являются шишки, жёлуди, семена растений, веточки, мох, кора деревьев и другое.

Во всех начинаниях родители большие помощники и учителя-это большой вклад в образовательный процесс ребёнка.

Приложение №3.

Цикл наблюдений.

 «Наблюдаем за солнцем».

Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы, происходящими с солнцем.

                                                Ход прогулки:

Наблюдения.

 Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнце совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. Спросить у малышей: «Где солнышко? Какое оно(по форме и цвету)? Для чего нам нужно солнышко?» подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками.

Чтение художественного произведения:

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку.

                                         А.Барто.

Загадать загадки детям:

Светит, сверкает,

Всех согревает.

                               (Солнце).

Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А в улыбке лучи

Очень горячи.

                         (Солнце).

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

«Выложи сам»- из камней выложи солнышко.

Игровые упражнение «Погреем руки на солнышке».

И.П.: ноги слегка расставлены, руки за спину(на пояс). Руки вперёд, поворачивать ладони вверх- вниз, сказать: «Горячо», спрятать за спину. Сохранять устойчивое положение. Повторить 6 раз.

Трудовые поручения детям.

Подмести участок, освещённый солнцем. Прогулка продолжается.

«Что такое- листопад?»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие- «листопад».

                                                             Ход прогулки:

В тёплый ясный день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, это осень наступила. Всю землю покрыли листья. Жёлтые деревья, жёлтые листья- всё жёлтое. Поэтому осень называется жёлтой, золотой. Пойдёмте, тихо побродим по листьям(листья тихо шуршат под ногами). Слышите, как они шуршат? Видите, то один листок летит к земле, то другой кружится- кружится и ложится на землю. Подул ветер, и листья тихо полетели на землю. Это листопад.

Листопад, листопад,

Листья жёлтые летят…

Листья лёгкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе.»

Педагог кладёт любой листок на столик, предлагает любому ребёнку: «Подуй!» лист летит со стола, все согласны: лёгкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают и дуют на лист.

Воспитатель просит каждого ребёнка отобрать самый красивый, понравившийся листик. С каждым ребёнком уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая добрая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» потом начинает собирать листья: «Один листок, ещё листок и ещё… получилось много листьев- целый букет! Посмотрите, какой у нас букет- пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?» воспитатель уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскрасила всё в жёлтый цвет. золотая осень!» обращается к детям: «Кому мы подарим этот пышный букет?» все вместе решают, что подарить его нужно младшему воспитателю Ирине Руслановне- она не пошла на прогулку.

 Воспитатель предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень? «Ответ детей- жёлтая.) «Золотая осень!- конкретизирует педагог. Можно попробовать пропеть с детьми припев песни:

Листья жёлтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся,

 И от осени не спрятаться, не скрыться,

Листья жёлтые, скажите, что вам снится?

«Как вы думаете, что будет сниться осенним  красивым листьям?»- обращается к детям воспитатель, предлагая каждому задуматься, высказаться; приходит на помощь: «наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю. Как легко кружились. А солнышко улыбалось, и детишки радовались им».

Воспитатель показывает оставшиеся листья и предлагает сделать из них маленькой Танечке красивый пояс(быстро скрепляя листья веточкой, педагог тут же наряжает девочку). Воспитатель предлагает: «Наберите красивые листья, подойдите ко мне, а я буду делать вам пояса. Отбирайте самые красивые и крупные листья- тогда и пояса будут красивые. Только не спешите, а то я за вами не успею». Воспитатель делает всем ребятам шапочки, веночки, сумочки. Дети, получившие свою поделку, могут идти играть. Но некоторые ребята остаются, наблюдая за действиями взрослого.

Затем предлагает детям сгрести в охапку листья, подбросить и громко прокричать:

Листопад. Листопад,

Листья жёлтые летят…

Проводится подвижная игра «Листопад». Прогулка продолжается.

 «Наблюдаем за небом и облаками».

Цель: продолжать закреплять знания о неживой природе. Уточнить понятие «туча».

                                                      Ход прогулки:

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно(чистое, голубое, тёплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжёлыми облаками. Попросить детей найти на небе самые тёмные облака. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи?(Закрыли солнце).

Чтение художественного произведения:

Туча небо кроет.

Солнце не блести,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит… (А.Плещеев)

Осень всё-таки теперь!

Солнце бледнее, небо холоднее.

                                          (Е.Благинина)

Прочтение загадок:

Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже-

Тем дождик ближе.

                            (Туча)

Голубая простыня

Весь свет покрывает.

                           (Небо)

Д/И «Какое небо?»- дети рассматривают небо и описывают его.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

«Нарисуй палочкой»- нарисовать палочкой на песке облака и тучи.

П/И «День- ночь»

Цель- развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации.

Ход игры: дети делятся на две команды- «день» и «ночь». По сигналу «День!»-дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» наоборот.

Прогулка продолжается.

 «Наблюдение за ветром».

Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.

                                                         Ход прогулки:

Наблюдения: слушать с детьми, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения(слабый- слегка качает листья и мелкие ветки, относит опавшие листья чуть в сторону; сильный качает крупные ветки, срывает листья с деревьев, мечет по земле опавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?

Художественное слово:

Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес,

Ель надломленная стонет,

Глухо шепчет голый лес.    (Н.Некрасов)

Ветрено, ветрено,

Вся земля

Проветрена!

Ветер листья с веток

Разгонял по свету…       (И.Токмакова).

Ветер, ветерок, ветрище,

Ты чего по свету рыщешь?

 Лучше улицы мети

Или мельницы крути!         (Я.Аким).

Д/И: «Какой ветер?»- дети пытаются рассказать, что могут о ветре с помощью педагога, описывают его.

Цель: научить детей составлять полные предложения. Пополнить их словарный запас. Закрепить умение пользоваться термином «ветрено» при описании погоды.

Загадки:

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поёт, да свищет.                (Ветер).

Фырчит, рычит,

Ветки ломает,

Пыль поднимает,

Людей с ног сбивает,

Слышишь его,

Да не видишь его.              (Ветер).

Пальчиковая гимнастика:

Ветер по лесу летал,                                                 Плавные волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:                                             Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                                      Укладывают ладони на колени.

  (Н.Нищева).

П/И: «Самолёты».

Цель: научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение.

Ход игры: дети, изображая самолёты, двигаются по площадке.

Прогулка продолжается.

«Что нам осень подарила»

Цель: конкретизировать, закреплять знания детей о растительном мире; о том, где что растёт.

                                                        Ход прогулки:

В тёплую ясную погоду педагог напоминает детям, что наступила ярко- жёлтая золотая осень. Декламирует:                                                                                                                            

Здравствуй, осень!                                                                                                                                                

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Педагог предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдём, полюбуемся, посмотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, ласково солнышко улыбается- это всё нам осень подарила. А теперь посмотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». Дети отвечают. Взрослый подытоживает: «И ласковое солнышко, и синее- синее небо, и белые лёгкие облачка- всё нам подарила осень».

Затем педагог обращает внимание на опавшие листья. Дети ходят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Потом обходят цветочную клумбу. Все дружно приходят к выводу, что пёстрые листья, красивые цветы- всё нам подарила осень.

Взрослый ведёт детей к огромной грядке, затем к фруктовым деревьям и к кустам малины. Малыши сами вспоминают, где и какой урожай они помогали собирать, уточняют, где и что растёт.

Дети подводят итоги: «И овощи. И фрукты, и ягоды- всё это нам осень подарила». Взрослый добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень».

Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведёрках, в корзинах. Всё это сгружается в укромное местечко, где-нибудь под ёлкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть. Педагог сажает возле «берлоги» большого игрушечного медведя. проводится подвижная игра «У медведя во бору».

После всей проделанной работы, дети готовы к проведению и разучиванию праздника осени: «Волшебный зонтик осени», разработанный педагогом вместе с музыкальным работником.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Осень золотая"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3955700","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 240px; height: 320px; float: left;"}}]]    Образовательный ...

Конспект НОД по проекту "Осень золотая" в старшей группе "В гости к осени"

Данный материал будет полезен при проведении итогового НОД по лекической теме "Осень". Образовательная область социализация, интеграция- познание, коммуникация, чтение художественной литературы, худож...

Творческий проект «Осень золотая». Краткосрочный Продолжительность проекта: 3 недели; Вид проекта: художественно-творческий

Актуальность: Осень – одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. При изучении природных явлений дошкольники обращают внимания на многие признаки этого замечательн...

Познавательно-творческий проект Педагогический проект «Осень золотая!» во 2 младшей группе

Познавательно-творческий проект Педагогический проект «Осень золотая!» во 2 младшей группе...

Осенний проект " Осень золотая " (старшая группа)

выяснить представления детей о сезонных изменениях в природе;заинтересовать проблемой;провести наблюдения за изменениями в неживой природе, в жизни животных, птиц, растений осенью;сформировать исследо...

Отчет о проделанной работе в группе " Золотая рыбка" в рамках проекта " Осень золотая."

Участие группы " Золотая рыбка" в проекте " Осень золотая."...

недельный проект Дата: 28.09.2020-02.10.2020 Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группа Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.

Дата: 28.09.2020-02.10.2020Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группаЦель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.Основные виды де...