Выступление на педагогическом совете: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»
методическая разработка на тему

Бабичева Татьяна Викторовна

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значе­ние. И очень остро встала задача экологического образования населения.

Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги должны понимать, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры. Только опираясь на семью, можно решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить всё живое, бережно к нему относиться и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему природа. Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги должны понимать, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры. Только опираясь на семью, можно решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить всё живое, бережно к нему относиться и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему природа. 
  

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №134»

Выступление

на педагогическом совете:

«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Подготовила:

Бабичева Т.В.,

воспитатель

Курск, 2017

« Аэродромы, пирсы и перроны,

леса без птиц и земли без воды...

Все меньше - окружающей природы

Все больше - окружающей среды.»

В этих  поэтических строках заложена самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли, точный  образ сегодняшней действительности.

Каким  будет наш мир? - во многом зависит от того какие основы мы заложим в сознание детей. Образ жизни человека, его деятельность, поступки  зависят от его внутреннего мира, его мыслей, чувств, восприятия мира, видения смысла жизни и своего человеческого предназначения. Для того, чтобы сохранить себя, человек, несомненно, должен сохранить природу.

В современном мире экологические проблемы приобрели первостепенное значение. И очень остро встала задача экологического образования населения. Эти проблемы стали актуальными из-за безграмотной деятельности человека в природе,  неправильной с экологической точки зрения, ведущей к нарушению экологического равновесия. Эта пагубная для природы деятельность человека негативно влияет и на нас самих. Ведь всё то, что необходимо человеку для жизни, даёт ему окружающая среда. Человек, как разновидность живых существ, имеет возможность жить и развиваться благодаря имеющимся условиям, которые обеспечивает природа. Отсюда вывод - значение природы в жизни человека первостепенно и фундаментально. 

А заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее в старшем возрасте чрезвычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. 

Решая вопросы экологического воспитания дошкольников, педагоги должны понимать, что только в сотрудничестве, взаимопонимании, контакте, содружестве с родителями возможно полноценное, положительное формирование у ребенка начал экологической культуры. Только опираясь на семью, можно решить главную нашу задачу – воспитать человека экологически грамотного, умеющего просто любить всё живое, бережно к нему относиться и желающего сберечь и сохранить то, что подарила ему природа.  Дети, которые чувствуют  природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, не смогут уничтожить эту красоту. Они с восторгом встречают радугу, яркое солнце, наблюдают за бегущими облаками, шумящей листвой. Их интересуют не только названия предметов, но и их особенности, свойства, качества, действия с ними, явления природы, поведение животных. Малыши тянутся к каждой веточке, травинке, бабочке. Задача взрослых помочь детям познакомиться с миром природы, прикоснуться к естественной природной среде, ведь каждое время года прекрасно. Яркие, сочные краски лета, насыщенные оттенки осени, нежная зелень пробуждающейся природы весной или даже строгое белое одеяние зимы вызывают у детей интерес, затрагивают эмоциональную сферу. Мы должны поддержать их интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы. На прогулке учить ребёнка слушать, рассматривать, наблюдать, сравнивать. Есть прекрасная возможность развить его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать, понимать окружающий мир природы.

Задача педагогов– показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, побудить их к содействию и на личном примере, а не на словах, демонстрировать ребенку верное поведение в природе.

Можно выделить следующие задачи в работе с родителями:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды микрорайона, города и края.

5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями:

1.Экологическая информация:

  • данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада;
  • информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
  • правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
  • выращивание экологически безопасного урожая;
  • комнатные, лекарственные, пищевые растения;
  • развитие ребенка как личности в процессе экологического образования.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения территории детского сада.

2.Совместная деятельность с детьми:

  • Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
  • участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
  • совместный уход за растениями: активное привлечение детей к уходу за огородом;
  • сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы;
  • выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий;
  • помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;
  • природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

Формы работы с родителями:

  • Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
  • Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон),
  • Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. («Экологический паспорт», «Экологическая ситуация», «Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда», «Помогите синицам», «Птицы и люди», «Они остались зимовать, мы им будем помогать»)
  • Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники («День птиц»), КВНы, викторины и т. д.
  • Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д. («Корм для разных птиц», «Лесная столовая», «Чей корм вкуснее», «Мой домашний любимец»)
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
  • Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок, передвижек.
  • Составление в течение года альбома «Я и природа» для каждого ребенка. Здесь помещаются рисунки детей, их фотографии сделанные во время экскурсий, походов, посещения дачных участков, поездок в деревню и т.д. Родители записывают высказывания детей, забавные случаи и истории, связанные с природой.  Дети в группе могут рассказать о том, что нового они узнали, увидели, где побывали, прокомментировать фотографию или рисунок.
  • Разработка серии запрещающих и разрешающих знаков. На первых из них (красного цвета) отражаются действия человека, которые могут нанести вред природе и, которые человек не должен совершать. На вторых – разрешающих (зеленого цвета) – изображается все, что благоприятно влияет на природу, способствует её хорошему состоянию. На прогулке дети могут развесить знаки по участку и рассказать о них ребятам из других групп.
  • Ремонт старых книг и сбор макулатуры.  Дети уже знают, что бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить людям бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Можно устроить выставку отремонтированных вместе с родителями книг. Сдать макулатуру, а на полученные средства купить новые книги, лопатки, грабли и т.д.

При выборе той или иной формы работы следует обращать внимание на контингент родителей, их интересы, деятельность, творческие способности и возможности. То есть, как и в работе по воспитанию дошкольников придерживаться индивидуального подхода. Традиционные формы работы рассчитаны на широкий круг лиц, не всегда являются эффективными и результативными. Что касается нетрадиционных форм работы – здесь при помощи дифференцированного подхода к работе с родителями, результативность и эффективность работы возрастает, при том условии, что педагог будет находить и применять верные способы взаимодействия и работы.

Еще немаловажно при общении с родителями верно выстраивать диалог. Назидания, четкие инструкции, условность, рамки, конкретика – все то, что наши родители получают ежедневно на работе, ведет к тому, что ответной положительной реакции можно ждать лишь от малой доли родителей. А нам нужен эмоциональный отклик, желание помогать и совместно работать в заданном направлении. Привлечь же родителей к совместной деятельности, решению важных задач и нахождению общих верных решений, поможет положительный настрой, дифференцированный подход и разнообразие форм работы.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека. Дети наше будущее, и если они вырастут неравнодушными к птицам, насекомым, деревьям, цветам, яркому солнцу и нарядной радуге, готовыми встать на защиту слабого птенца или брошенного котёнка, то наши с вами усилия и заботы были не напрасны. И тогда может быть в нашей стране воздух станет чуть чище, бродячих животных будет чуть меньше, реки станут более глубокими и прозрачными, а люди добрыми.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Данный проект разработан с целью показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры....

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилия...

Семинар – практикум. «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Семинар – практикум.«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из сост...

Программа естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Рабочая программа дополнительного образованияПрограмма естественнонаучного направления «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями» направлена на развитие интереса...

Консультация для воспитателей "Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями"

Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями...

«Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить...

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание старших дошкольников в работе с родителями»

Проект направлен на формирование начал экологической культуры старших дошкольников во взаимодействии с семьёй....