Конспект открытого занятия в подготовительной группе №3 «Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Терехова Наталья Анатольевна

Задачи:

- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);

-  приобщать детей к декоративно-прикладному искусству- филимоновской игрушке;

- развитие эмоциональной сферы и образного мышления;

- развивать моторику рук;

- развитие детского творчества;

- развивать интерес к различным видам игр («социализация»);

- совершенствовать умение слушать стихотворение («чтение худ.литературы»);

- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы («коммуникация»);

- формировать умение наносить на силуэте полоски- проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии -концом ворса кисти («художественное творчество»);

- закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета («худ.творчество»);

- формировать знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора («познание»);

- закрепить знание детей о филимоновской игрушке,  замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. («познание»);

- закрепить умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы («худ.творчество»);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Буратино» г.Тарко-Сале

Конспект

открытого занятия в подготовительной группе №3

«Совместная деятельность по развитию речи детей средствами устного народного творчества»

Воспитатель: Терехова Н.А.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Социализация», «Чтение художественной литературы"

 Задачи:

- воспитывать положительное отношение к труду взрослых-мастерам-умельцам («труд», «социализация»);

- воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству («Социализация»);

-  приобщать детей к декоративно-прикладному искусству- филимоновской игрушке;

- развитие эмоциональной сферы и образного мышления;

- развивать моторику рук;

- развитие детского творчества;

- развивать интерес к различным видам игр («социализация»);

- совершенствовать умение слушать стихотворение («чтение худ.литературы»);

- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, отвечать на вопросы («коммуникация»);

- формировать умение наносить на силуэте полоски- проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии -концом ворса кисти («художественное творчество»);

- закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать ее перед использованием гуаши другого цвета («худ.творчество»);

- формировать знания об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора («познание»);

- закрепить знание детей о филимоновской игрушке,  замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. («познание»);

- закрепить умение выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма, нарядные полосы («худ.творчество»);

        Проводимые мероприятия.

  1.  Рассматривание филимоновских игрушек. Беседа о происхождении этих игрушек.
  2. Чтение стихотворений «Веселая белая глина», «Ой, свистулечка какая».
  3. Д/и «Подбери картинку к игрушке».
  4. Загадки о народных игрушках.
  5. Пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий».
  6. Рисование- украсим силуэт лошадки  разноцветными полосками (филимоновская роспись).
  7.  Физ.минутки «Мы игрушки расписные», «Эй, лошадки все за мной», «Зарядка».
  8.  Конструирование «Дом,в котором находится мастерская».
  9.  Лепка «Барыня».

Методы и приемы:

Практические: Д/и «Подбери картинку к игрушке», игровое упражнение «Давайте сделаем», пальчиковая игра «Петушок стоит весь яркий», физ.минутка «Мы игрушки расписные», физ.минутка «Эй, лошадки все за мной», игровое упражнение «Отгадай, сколько», физ.минутка «Зарядка».

Наглядные: рассматривание филимоновских игрушек, рассматривание картинок с изображением дымковской, каргопольской и филимоновской игрушек.

Словесные: стихотворение «Веселая белая глина», история филимоновской игрушки, стихотворение «Ой, свистулечка какая», загадки об игрушках.

Материалы и оборудование: филимоновские игрушки, картинки с изображением дымковских, каргопольских  и филимоновских игрушек, гуашь зеленого, красного, голубого, черного и желтого цвета, кисти, ватные палочки, спички, банки с водой, салфетки.

Ход занятия:

1. Выход детей змейкой  под музыку

2. Воспитатель: 

Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.


        Добрый вечер, гости званные и желанные! Я очень рады видеть Вас в добром здравии и хорошем настроении. Сегодня у нас очередные посиделки и  мы с Вами поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались и как отдыхали.

(пригласить детей присесть к теплой уютной печи)

- на улице зима, а у нас у печи тепло, в старину не было специальных приборов чтобы узнавать погоду,  и люди пользовались различными приметами, а какие приметы вы знаете?

 (Если кошка греется на печи, то это к стуже; 

Ясное небо — морозная погода.

Большие хлопья снега- к потеплению.

Кошка морду лапой прикрывает- к метели

Кошка долго и крепко спит - к теплу.

Дым из трубы стоит столбом - морозу)

Воспитатель:

- Зимними вечерами как развлекались наши предки? (пели песни, плясали, стишки сочиняли да шутки-прибаутки разные...

Шутки – прибаутки

 1. (выходят 2 мальчика)

1й мальчик: Федул, что губы надул?

 2й мальчик: Кафтан прожёг!

1й мальчик: Починить можно?

 2й мальчик: Да иглы нет.

1й мальчик: А велика дырка?

 2й мальчик: Остались ворот, да рукава.

 2. (Выходит девочка и мальчик)

 Девочка: Скажи слово «иду»

Мальчик: Ну иду

Девочка: У тебя нос в меду!

 Мальчик: А ты скажи «медь»

Девочка: медь

 Мальчик: Твой отец медведь!

Девочка: А ты скажи «двести»

 Мальчик: Двести

Девочка: У тебя голова в тесте!

 Мальчик: Ой, у тебя под ногами грязь!

Девочка: наклоняется чтобы посмотреть под ноги

 Мальчик: Не кланяйся, я тебе не князь!

 3. (Выходят девочка и мальчик)

 Девочка: Степан, ты пирог ел?

 Мальчик: Нет, не ел!

 Девочка: А вкусный он был?

 Мальчик: Очень!

Воспитатель: Ребята, а еще они придумывали  разные заклички.

 Заклички – это стихотворные обращения к природе или другим явлениям , небольшие песенки.

Давайте  с вами разучим одну такую закличку.

Приходи, Зима,
Приходи, красна!
С морозами трескучими,
Снегами сыпучими,
С Рождеством, с Колядой,
С Масленицей молодой!

Ксюша:

 А давайте сыграем в игру "Зима и дети"

давайте но чтобы нам выбрать Зиму нужно посчитаться :

Рушана считалкой выбирает Зиму:

Ехала телега темным лесом

 За каким-то интересом.

 Стук, звон, выйди вон!

Дети стоят в кругу.

 Зима встает в центре. Дети идут, держась за руки, по кругу.

Раз, два, три, четыре, пять,

Давай, зима, скорей играть.

Зима, зима,

Где ты была?

Дети сужают круг.

Зима, зима с чем ты пришла?

Дети расширяют круг.

Зима:

В мешке стужу несла.

Зима и дети двигаются по кругу, «несут» тяжелый мешок.

На землю холод трясла,

Все стоят и потряхивают кистями рук.

Руки, ноги познобила,

Все «греют руки», потирая их, постукивая ногой о ногу.

Дети:

Уж ты, Зимушка-Зима,

Я прошу тебя:

«Не морозь меня!»

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Зима «морозит» детей - пятнает тех, кто не успел спрятаться (присесть)

Ксюша:

 Умеешь позабавиться, умей и дело доделать

В нашей мастерской, незаконченное дело осталось

  • София: Стих о филимоновской игрушке

Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.

И живут там мастерицы                                    
Что добро в дома несут. 
И добро там не простое,
И не злато, серебро. 
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.

Дети проходят к мольберту, вместе с воспитателем,  вспоминают цвета и элементы филимоновской росписи, как правильно наносится рисунок(тонкая полоска наносится кончиком кисти, толстая всей кистью, рисование круга всей кистью).

Воспитатель приглашает детей за стол для раскрашивания барынь (слепленных на предыдущем занятии) филимоновской росписью.

за работой: проводится беседа

- Скажите ребята, а какие вы знаете зимние праздники: (новый год, рождество, святки, масленница), а давайте с вами подумаем, что мы с вами будем делать на следующих наших посиделках..... обсуждение, как можно украсить группу к новому году....

после работы:

Диана

Посмотри, как хороша

Эта девушка-душа:

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет...

Воспитатель:

Всегда славился русский народ своим гостеприимством, да угощением знатным. Пока мы веселились да трудились  в нашей печи подошли пироги  (София угощает гостей пирожками) Ведь, как говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Вот и подошли к концу наши посиделки. Поработали, повеселились, пора и честь знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Развитие речи детей средствами устного народного творчества".

Актуальность проекта: Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальн...

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА».

Народные сказки несут в себе народную мудрость, вырабатывают у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми. Ск...

Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Краткосрочный проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»...

Краткосрочный проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»

Краткосрочный проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЯКУТСКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ

   Устное народное творчество давно является одним из наиболее эффективных средств формирования и развития речи у детей. В особенности это актуально для детей, изучающих якутски...