Сказочная безопасность : как учить детей правилам безопасности по народным сказкам"
методическая разработка по обж (старшая группа) по теме

Назаркина Елена Владимировна

безопасность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chemu_uchit_skazka.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

   В современном мире никто не застрахован  ни от социальных потрясений  ни от стихийных бедствий , но предотвращение негативных ситуаций , происходящих с  детьми ,часто в наших руках .Решение проблемы безопасности в РФ во многом зависит от повышения уровня знаний у населения по ОБЖ. Поэтому одной из важнейших задач государства следует считать организацию обучения всего населения , начиная с дошкольного возраста . Сейчас перед педагогами дошкольных учреждений ставятся задачи: формировать у дошкольников опыт безопасного поведения в различных ситуациях , знаниях о правилах безопасного поведения , умение действовать в негативно сложившейся ситуации ; оценивать собственные возможности по определению опасности ; вырабатывать привычку соблюдать меры предосторожности . Программа ОБЖ в дошкольном учреждении включает в себя следующие разделы :

- ребенок на улицах города ;

-ребенок и другие люди /ребенок и здоровье .

-безопасность в быту .

-ребенок и природа .

   Общеизвестно , что опыт , заложенный в детстве во многом определяет жизнь взрослого человека . В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни-родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе , эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается , у него возникает доверие к миру и окружающему .Как же уберечь детей от опасности? Как помочь им разобраться в многообразии жизненных ситуаций и прийти к разумному решению.   С детьми нужно разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения . Поскольку дети  мыслят образами, то усвоить нужный материал им легче с помощью сказок ,историй, игр.

    Некоторые сказки  в доступной и в увлекательной форме знакомят детей с правилами безопасного поведения дома , на улице , у водоемов , в лесу , с незнакомцами, с безопасным общением  с домашними животными . Данные сказки размещены в брошюре Т.А. Шорыгиной «Безопасные сказки».

   Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научаете ребенка и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь. А если вдруг попадешь в переделку - как из нее выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

Чему научит сказка

   Вот вам для примера темы для бесед и игр по русским сказкам: - Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно ("Гуси-лебеди"). - Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения... Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет ("Кот, петух и лиса"). - Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна ("Зайкина избушка", "Волк и семеро козлят"). - На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла. Дружно можно любого врага победить ("Зимовье зверей"). - Не бывает безвыходных ситуаций. Что бы ни случилось, как бы ни складывались8 обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать ("Гуси-лебеди", "Лисица и волк", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и др

   - Зри в суть, ищи причину, почему у тебя что-то не получается и что надо сделать, чтобы получилось. ("Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо"). Помните? Как ни старался Иван, как ни бился, а все отрубленные у Чуда-Юда головы прирастали снова. Что делать? Иван понял, что надо срубить огненный палец, это он наполняет зло новой силой. Чем не полезный урок, когда что-то не получается, когда не везет, когда неприятности так и сыплются на тебя - не падай духом. Не маши мечом зазря - ищи истинную причину своих неудач. Найди и устрани - и тогда удача к тебе вернется. 1. Ребенок в общении с другими людьми.

Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми.

На занятиях мы  рассказываем об опасности контактов с незнакомыми взрослыми, учитывая, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет. Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые.

Мы используем примеры из знакомых сказок и литературных произведений (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем).

Также рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объясняем детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек». Цель воспитателя - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Разъясняем  детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Также на занятиях разыгрываем разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».

2. Ребенок и природа

В этом разделе знакомим детей с проблемами загрязнения окружающей среды, объясняем, как ухудшение экологических условий сказывается на человеке и живой природе.

Ухудшение экологической ситуации представляет определенную угрозу здоровью человека. Необходимо объяснить детям, что выполнение привычных требований взрослых (пей кипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь.

С детьми старшего дошкольного возраста организовываются опыты с микроскопом, лупой, фильтрами для наглядной демонстрации того, что содержится в воде. Это способствует формированию чувства брезгливости к «грязной» воде.

Необходимо объяснять детям, что можно делать и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

Рассказываем  детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах и которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем картинки, наглядные материалы. Объясняем детям, что надо быть осторожными и отучиться от вредной привычки пробовать все подряд (ягоды, травинки), так как в результате ухудшающейся экологической обстановки, например кислотных дождей, опасным может оказаться даже неядовитое растение.

Для закрепления этих правил используем настольные игры-классификации, игры с мячом в «съедобное - несъедобное» , соответствующий наглядный материал, а в летний сезон наблюдения на участке.

Тема 3. Ребенок дома

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Воспитатель объясняет, что предметами первой группы могут пользоваться, только взрослые, детям нельзя.  Здесь, уместны прямые запреты. Ребенок, ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые  запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, Кошкин дом»  С. Маршака, «Путаница» К. Чуковского, «Жил на свете слонёнок» Г. Цыферова или более сложные произведения Б. Житкова, Л. Толстого), играми драматизациями.

4. Ребенок на улицах города

Воспитатель знакомит детей с правилами поведения на улицах города: рассказывает о правилах дорожного движения; объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города: беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улице, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре. Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты. Например, о том, как дети зимой катались на санках с горки, один мальчик выехал на проезжую часть, машина не успела затормозить и наехала на мальчика, его увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно. Дети играли в мяч рядом с проселочной дорогой, машин не было, и они вышли на середину дороги, вдруг из-за поворота показался грузовик, дети едва успели отбежать, а мяч попал под колеса и лопнул.

Воспитатель  предлагает детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации-загадки: воспитатель описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Взрослому  не следует торопиться с собственной оценкой. Лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы типа «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?».

Воспитатель  рассказывает детям о том, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Детей старшего дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Их знакомят с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»); запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»); предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»); информационно-указательными  («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»). Объясняет, что означает каждый знак, разыгрывает дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

С этой целью знакомим детей со следующими произведениями :

С. Михалков «Бездельник светофор ; П. Синявский «Жили были автомобили», С.Волков «Про правила дорожного движения», В .Арбеков «Про умных зверюшек».

Воспитатель  знакомит детей с правилами поведения в транспорте. Объясняет, что входить в автобус, трамвай, троллейбус нужно через заднюю дверь, а выходить через переднюю; маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь; маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте. Разговаривать надо тихо, чтобы не мешать другим. Нельзя стоять у дверей - это мешает входу и выходу пассажиров. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

По разделу «Безопасность в быту» решаем вопросы , связанные с предметами домашнего быта , являющимися источниками потенциальной опасности для детей . С этой целью знакомим детей со следующей художественной литературой :

К. Чуковский  «Телефон», «Айболит» ;

Е. Хоринский  «Спичка-невеличка» ,

«Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»,

Мультфильмы : «Спасик и его команда». «Уроки тетушки Совы» , «Вежливые уроки»

   Разбирая с ребенком возможные причины возникновения пожаров , важно познакомить его с мерами пожарной безопасности , сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров , научить осторожно обращаться с огнем .         Беседуя об этом ,важно прочитать ребенку  книги  С. Маршака : «Рассказ о неизвестном герое» , «Кошкин дом», «Пожар» и т.д

Чтобы лучше запомнили

Простые правила:

 - Прежде чем рассказывать-читать новую сказку, определите для себя: какие полезные уроки для ребенка зашифрованы в ней. - Рассказывайте сказки.

Можно, конечно, и читать, но - устный строй речи отличается: он более теплый, более доверительный.

- Покажите свое отношение к героям, к происходящим событиям. Но вспомните: вы осуждаете не самого сказочного героя, вы осуждаете его поступок. А самого героя вы жалеете, восхищаетесь им и т. п

- Не перестарайтесь. Не стоит увлекаться и рассказывать историю страшным и заунывным голосом, рыдать над бедным героем. Малыш перехватит вашу реакцию и тогда уж точно перепугается. Ваша задача - не испугать, а научить держать ушки на макушке.

- Обращайте внимание на иллюстрации. У детей эйдическая память (это значит образная, яркая). Баба-Яга, созданная воображением ребенка, и нарисованная Баба-Яга - вещи разные. Детская психика "подстраховывается": она не создаст ужасно страшную картинку. А вот то, что малыш увидел, - так и будет стоять у него перед глазами

-Задавайте вопросы. Если ребенок пока говорить не умеет (или разговаривает еще плохо), он все равно вас поймет. Суть вопроса ведь даже не в том, чтобы сразу получить правильный ответ. Вопрос подчеркивает главное, заставляет задуматься. А вам (нам) как раз это и надо. - Побуждайте малыша задавать вопросы вам (впрочем, у них это получается без проблем, тут главное - не отойти от темы.

- Реагируйте эмоционально. Маленькие дети способны спрашивать и отвечать жестами, звуками, действием. Они реагируют эмоционально, а то, что прожито через эмоции, глубже остается в нас.

- Повторяйте. Не старайтесь комментировать сказку каждый раз, когда ее читаете. Но время от времени возвращаться к такому обсуждению желательно.

- Закрепление пройденного проводите по-разному. Много времени и сил у вас это не отнимет. Нужно только одно: ваш хороший настрой.

        Обобщая сказанное ,нужно отметить, что разрешение проблемы безопасности требует скоординированных действий педагогов и родителей. Вместе мы должны выработать привычку в соблюдении правил пожарной безопасности,   сформировать опыт безопасного поведения,   который позволит им предвидеть опасность, по возможности избегать ее ,при необходимости –действовать!

Структурное подразделение «Детский сад №7 комбинированного вида»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  «Радуга» комбинированного вида»

Сообщение на тему :

«Сказочная безопасность : как учить детей правилам безопасности по народным сказкам»

Выполнила: воспитатель

первой категории

Назаркина Е.В

Рузаевка 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим ребенка перессказывать русские народные сказки

В данной статье даны рекомендации о том, как учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать небольшие лите­ратурные произведения без помощи вопросов воспитателя; пере­давать диа...

Образовательный проект "ЭТОТ СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА" (посредством знакомства с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый и масленый")

Цель:Формирование интереса детей и родителей к миру театра, развивая творческую активность и раскрывая ценности их совместного сотрудничества.Проект «Этот сказочный мир театра!» создал бла...

Конспект НОД для детей второй группы раннего возраста по реализации образовательной области "Развитие речи" по теме "Знакомство детей с русской народной сказкой Колобок"

Формировать у ребенка умение внимательно слушать и слышать рассказ взрослого, не перебивать говорящего; воспитывать положительные качества личности- умение сопереживать персонажам сказки. Проявлять ин...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Консультация для родителей «Учим детей пересказу русских народных сказок с помощью мнемотехники»

Материал для ознакомления родителей с возможностями приемов мнемотехники....

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата Тема: чтение р. н. с. «Лисичка-сестричка и волк»Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый в

Цель: ознакомление детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и  серый волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. Обучающая ...

НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки» Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:

НОД : Развитие речи Тема: «В гостях у сказки»Цель: - закрепить знания детей о русских народных сказках; Задачи:формировать умение узнавать и называть их по отдельн...