Экологическое воспитание дошкольников
статья на тему

Игнатьева Татьяна Юрьевна

Экологическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников.

Человек стал человеком, когда услышал

шепот листьев и песня кузнечика, жур-

чание весеннего  ручья и звон серебряных

колокольчиков в бездонном летнем небе,

шорох снежинок и завывание вьюги за

окном, ласковый плеск волны и торже-

ственную тишину ночи, - услышал, и за-

таив дыхание, слушает сотни и тясячи

лет чудесную музыку жизни.

                                                       В.А. Сухамлинский.

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды- одна из важнейших.

Задача воспитателя дошкольного учреждения на основе эмоционально- эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представлении, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам необходимы знания о природе, о роли человека в ней.  Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослым.

Любовь к природе у детей надо воспитывать через все виды деятельности.

Необходимо общими усилиями создать творческую атмосферу в коллективе воспитателей, что является важным условием для положительного эмоционального фона и свободы деятельности.

Важнейшим средством умственного воспитания ребёнка является окружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание , заставляет включаться в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания- ощущения и восприятия.

Много  внимания воспитанию человека в раннем детстве уделил великий чешский педагог Я. А. Каменский. Основной задачей этого периода, по мнению ученого, является накопление конкретных представлений об окружающем мире. « Начало познаний,- писал Я. А. Каменский,- … всегда вытекает из ощущений… А потому следовало бы начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними»( Избранные педагогические сочинения)И далее  «… если мы желаем… привить истинное и прочное знание вещей, вообще нужно обучать всему через личное  наблюдение и чувственное доказательство». Итак, познание любого предмета, любого явления должно начинаться с непосредственного его восприятия органами чувств: «… видимое- для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи- обонянием, что можно вкусить- вкусом, доступное осязанию- путём осязания. Если какие- либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами»

Итак, начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятие. Формирование и совершенствование ощущений  и восприятий- сенсорное воспитание- составляют неотъемлемую часть любой детской деятельности. В своей практической работе мы уделяем внимание прежде всего организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий  многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельности.

Самые первые наблюдения организуем с детьми 3-4 лет: за изменениями температуры- на улице тепло, холодно, жарко; за осадками- идет дождь, снег  и т.д. При этом не просто констатируем факты, а используем различные приёмы, чтобы задержать внимание детей  на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Предлагаем детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю. Внимание малышей неустойчиво, и организовать всю группу сразу трудно. На первых порах мы проводим работу по подгруппам из 2-3 человек.

Во время наблюдений за растениями дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра.

Организуя наблюдения со старшими дошкольниками, увеличиваем подгруппы до 5-6 человек. Также удлиняем сроки наблюдения и расширяем тематику. Например, не только отмечаем характер погоды, но и обращаем внимание на небо: голубое, чистое, без облаков; в такой день ярко светит солнце. Это ясное небо. Если на небе тучи и оно темное , то будет пасмурный день.

Изменяется и характер наблюдения за растениями, отмечается окраска листьев, цветков, вид посадки ( рядами, одиночные растения).

При наблюдении за птицами дети указывают: большая или маленькая, летает или ходит, как клюёт и т.д.

Проводим наблюдения за комнатными растениями, сравниваем размер, форму и окраску листьев, цветков, обращаем внимание на появление новых листьев.

Наблюдение за одними и теми же объектами периодически повторяем. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

В значительной мере закреплению полученных в ходе наблюдений конкретных представлений способствует зарисовки. На занятиях по изобразительной деятельности даем задания нарисовать то, что дети видели во время прогулки. Чтобы ребенок мог более точно воспроизвести наблюдаемое  явление, предмет, с помощью вопросов предлагаем сначала устно его описать, а затем уже нарисовать. На первом занятии работы детей, как правило, неполные, неточные. Но уже на следующем этапе подготовки к изображению знакомого предмета зарисовки становятся более детальными.

Особое место занимают игры с природным материалом. Их преимущества в том , что дети оперируют самими предметами природы, а не моделями, изображениями, копиями. В играх с природным материалом создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждается мысль, совершенствуется речь.

Многочисленные игры с песком. Дети делают из него разнообразные « кулинарные» изделия, строят «крепости» перевозят песок к месту постройки и т.п. В этих играх они узнают о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма: влажный- лепится, Сухой- рассыпается.

Со свойствами снега дошкольники знакомятся во время игр в снежки, при сооружений построек из снега. Они узнают, что он бывает влажным , сыпучим, как и песок, приобретает форму предмета, в который насыпан.

Воспитание бережного отношения к природе невозможно без активного сотрудничества с родителями , без их поддержки. К сожалению, ещё многие родители не придают должного  внимания этому вопросу, порой сами потребительски  относятся к родной природе. Поэтому мы ведем большую работу с родителями. Выпускаем педагогические консультации, рекомендации по охране природы, знакомим пап и мам с растениями, которые занесены в Красную книгу. На родительском собрании перед родителями ставятся следующие задачи:

  1. Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (Ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы на газонах и клумбах)
  2. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать помощь.
  3. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.

В беседах с родителями мы учим их обращать внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор детей. Если во время прогулок систематически наблюдать за насекомыми , птицами, животными, то у них накопятся определенные знания в этой области.

Воспитание действенной любви к природе будет эффективным лишь тогда, когда дети ежедневно общаются с природой и когда это общение направлено взрослыми.

Любовь к природе у детей надо воспитывать через все виды деятельности.

Необходимо общими усилиями создать творческую атмосферу в коллективе воспитателей, что является важным условием для положительного эмоционального фона и свободы деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

Экологическое воспитание дошкольников (план недели по экологическому воспитанию)

Экологическое образование дошкольников - это не просто дань "модному" направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нем...