Статья "Формирование речевого этикета у старших дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_chast1.docx13.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Часть 1

Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этике, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучать речевому этикету в дошкольном детстве.

В качестве средства гуманизации взаимоотношений дошкольников с окружающими людьми рассматривается процесс усвоения ими средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – сенситивный период для того, чтобы ребёнок овладел основными средствами речевого этикета.

Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.

В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.

Речевой этикет – это «микросистема национально-специфических вербальных единиц, принятых и предписываемых обществом для установления контактов собеседников, поддерживания общения в желательной тональности соответственно правилам речевого поведения (правилам этикета)».

Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.

Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.

К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...

НОД по речевому этикету в старшей группе «В мире вежливых слов»

Закрепление  умений употреблять различные формы словесной вежливости; активизировать полученные на занятиях речевой культуры знания, умение применять их в жизни, развивать творческое вообра...

В помощь воспитателям. Этикет для старших дошкольников.

В данном разделе я предлагаю подборку игр из личного опыта по теме: "Этикет" Я разделила все на несколько отдельных подтем:«Игры, в которых дети запоминают правила речевого этикета»«Игры, в которых де...

Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников»

Именно в детском саду мы имеем возможность начать работу по формированию основ этикета и тем самым положить начало пути  по избавлению общества от невежества. С малых лет ребенку необходимо приви...

Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников» за 2017-2018 учебный год.

Над темой по самообразованию я работаю второй год , работу свою строю согласно мною  намеченного плана: работа с методической литературой, работа с детьми, с педагогами и с родительской обществен...

Комплекс дидактических игр по освоению речевого этикета в старшей группе

Комплекс дидактических игр по освоению речевого этикета в старшей группе....