Роль сюжетно–ролевых игр в развитии речевых навыков у дошкольников с ОВЗ.
статья (старшая группа) по теме

Тарасекина Надежда Леонидовна

Среди  многообразия  средств и методов  развития коммуникативных навыков  дошкольников  можно выделить

сюжетно-ролевую игру.Сущность  игры  как  ведущего  вид деятельности заключается в том, что дети отражают

в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей

действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzh-rol.docx290.39 КБ

Предварительный просмотр:

                    Роль сюжетно–ролевых игр в развитии      

       речевых  навыков у дошкольников с ОВЗ.

       

Вся наша жизнь проходит в общении - с собой и людьми. От того, ка умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства – зависит очень многое. Общение ребенка – это не только способность вступать в  контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание себя и

других людей в ходе общения.

Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные (неязыковые: мимика, жесты),что составляют диалогические умения ребенка. Коммуникативные компоненты формируются в течении жизни, а наиболее сензитивным для этого является период дошкольного детства.

У детей с ОВЗ чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, понижена речевая активность, бедность речевого общения.  (Рубенштейн С.Я.)

Нередко такие дети стараются избежать речевого общения, они молча действуют с предметами и игрушками, крайне редко обращаются к сверстникам и взрослым. В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником (взрослым) возникает, он бывает весьма кратковременным и неполноценным. Это связано с рядом причин:- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа.- бедный словарный запас;

- непонимание собеседника.

Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников  можно выделить сюжетно-ролевую игру.

Сущность игры как  ведущего  вид деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.

В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности, познавательные интересы, приобретает навыки общения.

Основное значение сюжетно – ролевой игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения.

Игра содействует  обогащению  кругозора  ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи, а так же нравственному развитию ребенка.

Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры в том, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

F:\Documents and Settings\Надя\Рабочий стол\фото сюж.-рол игра\IMG_20160323_163914.jpg

Роль взрослого в сюжетно – ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую роль, если у детей отсутствует опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а способствовать их развитию. Педагог является партнером по игре, ненавязчиво помогая применять им знания, побуждать к проявлению взаимопонимания, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

Таким образом, можно сделать выводы:

-сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

- в игре ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;

- в игре проявляется самостоятельность ребенка, он воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к событию;

- в игре происходит становление личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Речевое развитие» Речевое развитие

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. ОБразовательная область "Речевое развитие" Речевое развитие...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Уровень ДОУ 2019 г.

15 октября 2019 года  в нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". Воспитатель, Андреенк...

Семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития" Уровень ДОУ. 2019 г.

В нашем детском саду прошёл семинар-практикум "Развитие речевой активности детей посредством использования различных форм речевого развития". На семинаре педагогами ДОУ были представлены эфф...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...