Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Довыдова Маргарита Васильевна

В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы  со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития. Возрастная группа: старшая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prog._ssd_fonem._starshaya_-_kopiya.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МО г. Саяногорск детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин»

                                                                                                                                  «Утверждаю»

                                                                                                            Заведующий МБДОУ                                                              

                                                                                                                     _______ (Л.М.Зубова)

Рабочая учебная программа

по развитию речевого (фонематического) восприятия

группы детей со сложной структурой дефекта

с I уровнем речевого развития

Возрастная группа: старшая

                                                                                          Автор: Довыдова М.В.  

                                                                                             учитель – логопед

г. Саяногорск, 2012

Пояснительная записка

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется прежде всего когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребёнка.

Обучение и воспитание ребёнка со сложной структурой дефекта, с сочетанными нарушениями представляет одну из актуальнейших проблем в коррекционной педагогике. К её решению исследователи подходят с разных сторон, так как понятие «сложная структура дефекта» и «сочетанный дефект» очень широкие. Сюда относятся категории детей, которые глубоко отличаются друг от друга картиной нарушений, и которых объединяет только один общий признак: все они, как правило, имеют интеллектуальное недоразвитие, выраженное в разной степени, что обуславливает трудности в их обучении и воспитании.

 Известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитие ребёнка. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника.

Нарушения речевого развития у детей с нарушением интеллекта проявляются в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует или поздно появляется  лепет; первые слова в активной речи – после двухлетнего возраста; фразовая речь – после трех лет. Временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у детей с нарушением интеллекта более длительный, чем у нормально развивающихся детей.

У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное  нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена однословными и двухсловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. В речи типичны аграмматизмы, нарушено словообразование,  слабая  сформированность связной речи или её отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций.

Способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память вырабатывается в результате постепенного  речевого развития. Трудности  становления фонематической системы у детей с ССД проявляются в недостаточности слухоречевого слуха и нарушении динамического праксиса. Ребёнок может  не различать неречевые звуки, нарушены невербальные слуховые функции, он с трудом различает длительность звука, воспринимает его тембр, локализует звуки в пространстве. Ему трудно сливать звуки, слоги, построить фразу. Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем: дети не чётко различают на слух фонемы в собственной речи и чужой речи; допускают  ошибки при передаче ритмического рисунка слова.

Под воздействием коррекционного обучения речь умственно отсталых детей дошкольного возраста значительно совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает  ребенку общение с окружающими и обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта является необходимым условием подготовки детей к школьному  обучению, а также в будущем у него больше перспектив для личного образования.

Рабочая  программа  разработана  в соответствии  программы  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. В основу

Обучение на занятиях проводиться в соответствии с основными принципами дидактики: в определённой системе, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, при постепенном и последовательном усложнении содержания.

Основывается на комплексном тематическом принципе построения образовательного процесса.

Цели  по развитию речевого восприятия

- развитие речевого слуха, внимания, памяти;

- развитие фонематического восприятия (звуки речи);

- развитие и совершенствование артикуляционной  моторики;

- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация в слогах, словах;

- формирование звуко-слоговой структуры слова;

- развитие ритма.

В соответствии с этой целью ставятся основные задачи:

- развивать фонематическое восприятие;

- расширять понимание речи;

- расширять понимание обращенной речи;

- формировать и обогащать словарный запас;

- совершенствовать фразовую речь;

- развивать понимание грамматических основ;

- развивать навыки связной речи.

Индивидуальные логопедические занятия по развитию речи  проводятся 1раза в неделю по 20 минут. Общее количество занятий – 35 занятий в год.

Содержание программы

Дети с системными нарушениями речи должны усвоить тот объем знаний, речевых умений и навыков, которые обеспечат им дальнейшее обучение в школе.

 Программа по  речевому (фонематическому) развитию дошкольников с нарушением интеллекта состоит из ряда разделов:

  1. Развитие слухового, зрительного и фонематического восприятия, внимания, памяти;
  2. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
  3. Формирование по формированию и обогащению словаря;
  4. Формирование лексико-грамматических средств языка;
  5. Развитие навыков связной речи.

Тематическое планирование

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь

Диагностика

Обследовать уровень развития речи на начало учебного года

Октябрь

1

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками, органами артикуляции

Познакомить с речевыми и неречевыми звуками, учить определять звуки различных предметов, музыкальных инструментов. Познакомить с органами артикуляции. Развивать слуховое восприятие речи.

2-3

Звук  А.

Части тела

Формировать правильное произнесение звука А. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука А. Развитие слухового восприятия.

Формировать и обогащать словарь по теме (название основных частей тела, их функции).

Формировать лексико - грамматич. средства языка:  

 - образование сущ. мн. ч. от ед.ч. (рука – руки);

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксами (нога - ножка);

-согласование сущ. с местоимениями в роде и числе (мой нос, мои глаза).

Развивать навыки связной речи (составление предложения по демонстрируемым действиям).

Воспитывать  желание быть опрятным, аккуратным.  

4

Звук  А.

Осень. Признаки осени

Формировать правильное  произнесение звука А.

Формировать и развивать артикуляционный праксис звука А. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме. Учить называть основные признаки осени.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование мн. ч. сущ. (лист – листья);

-  образование сущ. с уменьш.- ласкатель.  суффиксом;

- закреплять  умение согласовывать прилагательное с сущ. (дождь холодный, ветер сильный);

-  глагол с сущ. (листья падают, желтеют; дождь капает, льёт, мочит).

 Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам.

 Воспитывать любовь к природе.

5

Звук  А.

Овощи

Закреплять правильное   произнесение звука А. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «Овощи».

 Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

-образование мн. ч. сущ. (огурец - огурцы);  

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- закреплять  умение согласовывать прилагательное с сущ. (помидор – красный, круглый);

 - употребление предлогов: в, на.

Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам.

Ноябрь

6

Звук У.

Фрукты

Формировать правильное произнесение звука У. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука У. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «Фрукты».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- учить отвечать на вопросы;

- -образование мн. ч. сущ. (груша - груши);  

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- употребление предлогов: в, на.

Составление рассказа «В саду» по опорным предметным картинкам.

Воспитывать любовь к природе.

7

Звук У.

Игрушки

Формировать правильное произнесение звука У. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука У. Развитие слухового восприятия.

Формировать и обогащать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «Игрушки».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ. мн. ч.;

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- усвоение категории творит. падежа един. числа (я играл с Мишкой);

-  употребление предлогов: в, на, под, за.

Составление рассказа-описания игрушки по опорным вопросам.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

8

Звук У.

Детский сад

Закреплять правильное произношение звука У.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: для чего нужен детский сад, кто в нём работает, что есть в детском саду; закрепить обобщающее понятие «Детский сад».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ. мн. ч.;

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- усвоение категории творит. падежа един. числа (я играл с Мишкой);

-  употребление предлогов: в, на, под, за.

Составление рассказа-описания игрушки по опорным вопросам.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

 

9

Звук А, У.

Домашние животные

Закреплять слуховой образ звуков: А, У, дифференциация звуков А.У. Развитие слухового восприятия.

Расширять и уточнять знания о дом. животных (кошка, собака);  чем они питаются; какую пользу приносят;

 -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные»;

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ. в разных пад. (род.п.; дат. п.);

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- закрепление понятий одушевлённости и недушевлённости;

- упражнять в употреблении приставочных глаголов.

Составить рассказ «Домашнее животное» по плану:

1.Цвет.2.Части тела.3. Жилище 4. Чем питается 5. Круг 6. Польза.

  Воспитывать добрые чувства к окружающему миру.

Декабрь

10

Звук И.

 Домашние животные и их детёныши

Формировать правильное произнесение звука И. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука И. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о дом. животных и их детёнышей, их отличительные признаки; чем они питаются.

 -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные и детёныши»;

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- составление предложений по картинкам с предлогом у, за, с;

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- закрепление понятий одушевлённости и неодушевлённости;

- упражнять в употреблении приставочных глаголов.

Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л.Н. Толстого «Жучка и кошка» с демонстрацией действий.

  Воспитывать добрые чувства к окружающему миру.

11

Звук И.

Дикие животные  

Формировать правильное произнесение звука И. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука И Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о диких животных и  их детёнышей; части их тела, где живут, чем они питаются;

 -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные и детёныши»;

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ. в разных пад. (род.п.; дат. п.);

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- закрепление понятий одушевлённости и недушевлённости;

- упражнять в употреблении приставочных глаголов.

Составить рассказ  «Дикое животное» по плану:

1.Цвет.2.Части тела.3. Жилище 4. Чем питается 5. Круг 6. Польза.

Воспитывать добрые чувства к окружающему миру.

.

12

Звук И.

Дикие животные и их детёныши

Закреплять правильное произношение звука И.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о диких животных и  их детёнышей: их отличительные признаки; чем они питаются,

- способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные и детёныши»;

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- составление предложений с однородными членами;

-усвоение категории творит. п. с предлогом с;

- согласование числит. с сущ;

- закрепление понятий одушевлённости и неодушевлённости;

Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л.Н. Толстого «Жучка и кошка» с демонстрацией действий.

  Воспитывать добрые чувства к окружающему миру.

13

Звуки А, У, И.

Профессии

Закреплять слуховой образ звуков: А, У, И, дифференциация звуков А.У, И.  Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме, учить называть различные профессии и инструменты для работы.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- употребление сущ. в дат. падеже;

- формирование глагольного словаря по теме.

 Учить пересказывать небольшой текст о профессии с опорой на предметные картинки.

 Воспитание уважения к людям любой профессии.

14

Звук О.

Транспорт

Формировать правильное произнесение звука О. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука О. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме, знакомство с различными видами транспорта, уточнить названия частей транспорта и его назначение; профессии людей, работающих на транспорте. Способствовать усвоению обобщающего понятия «Транспорт»

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- усвоение предложного падежа с предлогом на;

- употребление приставочных глаголов (уехал, приехал, отъехал, подъехал);

- согласование числит.  с  сущ.

Составить рассказ – описание  «Грузовик».

Воспитание уважения к людям любой профессии.

Январь

15

Звук О.

Новый год. Ёлка

Формировать правильное произнесение звука О. Формировать и Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме, знакомство с особенностями праздника и что такое зимние забавы.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ мн. ч.(я вешаю на ёлку шишку, шарик);

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже (один подарок т.д.);

- употребление предлогов: к, от, перед, между.

Составление рассказа по опорным предметным картинкам.

Воспитание эмоциональной отзывчивости

16

Звук О.

Зима. Признаки зимы

Закреплять правильное произношение звука О.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме, знакомство с основными признаками зимы.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ мн. ч. в род. пад.;

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- согласование прилаг. с сущ. в роде, числе (белые снежинки);

- согласование числит. с .сущ.

 Составить рассказ «Зима» по предметным картинкам. Воспитание любви к природе.

17

Звуки А,У,И, О.

Одежда

Закреплять слуховой образ звуков: А, У, И, О, дифференциация звуков А.У, И, О. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.   Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: назначение и основные виды одежды, названия обуви,  закрепить обобщающее понятие «Одежда» «Обувь». Различие одежды для мальчика и девочки.  

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ мн. ч. в имен. п.(шуба – шубы);

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- употребление приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одеваться-раздеваться);

- - согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже. Составление  рассказа «Оденем куклу» (описание предметов одежды).

Воспитывать бережное отношение к труду людей

Февраль

18

Звук М.

Обувь

Формировать правильное произнесение звука М. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука М. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.   Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: назначение и основные виды одежды, названия обуви,  закрепить обобщающее понятие «Одежда» «Обувь». Различие одежды для мальчика и девочки.  

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ мн. ч. в имен. п.(шуба – шубы);

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- употребление приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одеваться-раздеваться);

- - согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже. Составление  рассказа «Оденем куклу» (описание предметов одежды).

Воспитывать бережное отношение к труду людей

19

Звук М.

Мебель

Формировать правильное произнесение звука М. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука М. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: знать основные предметы мебели, их названия и назначении, закрепить обобщающее понятие «Мебель».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- упражнять в употреблении предлогов: в, на, за, под, перед;

- формирование глагольного словаря по теме.

Составление сравнительного рассказа (стул и табурет).

Воспитание бережного отношения к предметам.

20

Звук М.

Посуда

Закреплять правильное произношение звука М.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.   Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: основные названия предметов посуды, виды посуды, из чего она сделана, закрепить обобщающее слово «Посуда».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ мн. ч. в имен. п. (чашка –чашки);

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- образование един. ч. сущ. в винит. п. (поставлю чашку, тарелку);

- образование прилагат. от сущ. (чай – чайная).

Составление описательного рассказа по опорным  схемам: как называется посуда, размер, цвет, форма, детали, материал, назначение.

Воспитание бережного отношения к предметам.

21

Звук Б.

Продукты питания

Формировать правильное произнесение звука Б. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Б. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: названия продуктов питания, из чего сделаны, что из них можно приготовит, где их хранят, закрепить обобщающее понятия «Еда, пища».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:

- образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксов;

- усвоение категории творит. п.;

- усвоение категории род. п. един. числа.

Пересказ небольшого текста с опорой на предметы – заместители.

Воспитание слушать и правильно выполнять задания.

Март

22

Звук Б.

Мамин праздник

Формировать правильное произнесение звука Б. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Б. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: состав семьи (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук); родственные связи в семье; кто что делает; понятие «дружная семья». Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- использование в речи местоимений (мой, моя, мои);

- усвоение категории творит. п. с предлогом: с;

- понимание смыслового соотнесения глаголов.

Составление рассказа на тему «Моя семья» по плану:

1.Твоё имя. 2.Имена родителей и членов семьи. 3.Профессия папы, мамы. 4. Бабушка, дедушка. 5. Кто тебе помогает?

Воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.

23

Звук Б.

Моя семья 

Закреплять правильное произношение звука Б.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: состав семьи (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук); родственные связи в семье; кто что делает; понятие «дружная семья». Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

- использование в речи местоимений (мой, моя, мои);

- усвоение категории творит. п. с предлогом: с;

- понимание смыслового соотнесения глаголов.

Составление рассказа на тему «Моя семья» по плану:

1.Твоё имя. 2.Имена родителей и членов семьи. 3.Профессия папы, мамы. 4. Бабушка, дедушка. 5. Кто тебе помогает?

Воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.

24

Звук С.

Бытовая техника

Формировать правильное произнесение звука С. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука С. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: основные названия, для чего нужно, закрепить обобщающее понятие «Бытовая техника».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ мн. ч. в имен. п.;

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

-  формирование глагольного словаря по теме.

Составление описательного рассказа по опорной схеме: как называется техника, материал, назначение.

Воспитание бережного отношения к предметам.

25

Звук С.

Инструменты

Формировать правильное произнесение звука С. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука С. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: названия различных инструментов и их назначение, закрепить обобщающее слово «Инструменты».

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование сущ мн. ч.;

-  образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом;

-  формирование глагольного словаря по теме.

Составление описательного рассказа по опорной схеме: как называется инструмент, материал, назначение.

Воспитание бережного отношения к предметам.

Апрель

26

Звук С.

Домашние птицы

Закреплять правильное произношение звука С.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.   Развивать артикуляционную моторику.

Расширять и уточнять знания о птицах и их детёнышах, и их образа жизни;

 -способствовать усвоению обобщающего понятия

 «Домашние птицы»;

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

 -уточнить  произношения в звукоподражаниях (га-га, ко-ко, кря-кря, кукареку);

- расширять глагольный словарь:  (сидит, клюёт, пьёт, щипает, крякает, гогочет, кукарекает, пищат);

-учить употреблять предлоги:  на, за, в;  

- употреблять в речи существительные в родительном падеже;

 Воспитывать добрые чувства к окружающему миру.

27

Звук Р.

Домашние птицы и их детёныши

Формировать правильное произнесение звука Р. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Р. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.   Развивать артикуляционную моторику.

Расширять и уточнять знания о птицах и их детёнышах, и их образа жизни;

 -способствовать усвоению обобщающего понятия

 «Домашние птицы»;

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

 -уточнить  произношения в звукоподражаниях (га-га, ко-ко, кря-кря, кукареку);

- расширять глагольный словарь:  (сидит, клюёт, пьёт, щипает, крякает, гогочет, кукарекает, пищат);

-учить употреблять предлоги:  на, за, в;  

- употреблять в речи существительные в родительном падеже;

 Воспитывать добрые чувства к окружающему миру.

28

Звук Р.

Дикие птицы

Формировать правильное произнесение звука Р. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Р. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.   Развивать артикуляционную моторику.

Расширять и уточнять знания о птицах: названия нескольких птиц (ворона, воробей, дятел, синица); их отличительные признаки; где живут и чем питаются; из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.

 -способствовать усвоению обобщающего понятия

 «Дикие птицы»;

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

 - закрепление понятий «одуш. и неодуш.

- усвоение категории род. п. в ед. и множ. ч.;

-учить употреблять предлоги: на, за, в;  

- согласование числит. с сущ.

 Воспитывать добрые чувства к окружающему миру.

29

Звук Р.

Весна. Признаки весны

Закреплять правильное произношение звука Р.

Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме. Учить называть основные признаки весны.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- образование мн. ч. сущ. (лист – листья);

-  образование сущ. с уменьш.- ласкатель.  суффиксом;

- закреплять  умение согласовывать прилагательное с сущ. (дождь холодный, ветер сильный);

-  глагол с сущ. (листья падают, желтеют; дождь капает, льёт, мочит).

 Составление рассказа «Весна» по опорным предметным картинкам.

 Воспитывать любовь к природе.

30

Звук Ш.

 Мой дом

Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

Формировать и обогащать словарь по теме: названия основных частей дома (стены, крыша, дверь, окно и т. д.);  для чего он нужен; понятия один этаж, много этажей.

Формировать лексико-грамматич. средства языка:  

- составление предложений  по образцу логопеда;

- образование относительных прилагательных (дом из брёвен – бревенчатый);

- усвоение категории предложного падежа ( в домике есть мебель, одежда);

- упражнять в употреблении предлогов: около, из, из-за, под, между.

Пересказ сказки «Три поросёнка» по вопросам логопеда.

Воспитание любви к своему дому.

.

Май

31

Звук Ш.

Повторение пройденного материала

Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

 

32

Звук Ш.

 Повторение пройденного материала.

Закреплять правильное произношение звука Ш.

Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику.  Развивать артикуляционную моторику.

33-35

Диагностика

Обследовать уровень развития речи на начало учебного года

Требования к уровню подготовки детей

Дети должны научиться к концу четвертого года обучения:

- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

- понимать обращенную речь;

- пользоваться фразовой речью;

- понимать и использовать в активной речи предлоги;

- овладеть простыми правилами словоизменения, словообразования;

- составлять небольшие рассказы пересказывать небольшие тексты и сказки.

Способы проверки знаний, умений и навыков

        В сентябре проводится вводная диагностика детей группы с целью выявления уровня развития речи. В мае проводится итоговая диагностика с целью определения динамики развития речи. Диагностика проводится  по методике Е.А. Стребелевой  «Методика обследования речи детей» и Коненковой «Обследование речи дошкольников»

        Методы диагностики: наблюдение за детьми, беседа с ребёнком по картинкам, использование реальных предметов и игрушек.

        На основании диагностических данных дается индивидуальное логопедическое заключение, составляется индивидуальный коррекционный план работы с ребенком.

Список средств обучения

  1. Технические средства обучения (магнитофон,   мультимедийный проектор)
  2.  Учебно-наглядные пособия (картинки, модели, игрушки, дидактические игры и т.д.).

        

Список литературы

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» 2003г.
  2.  Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева  «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» 2009г.
  3. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина  «Комплексное планирование для групп детей разноуровнего развития»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут в группе детей со сложной структурой дефекта

Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченн...

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия детей со сложной структурой дефекта от 3 до 7 лет...

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта...

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей сос сложной структурой дефекта

Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"

В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта

Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта...