Сообщение по теме самообразования «Духовно – нравственное воспитание дошкольников посредством сказки».
статья (старшая группа) на тему

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших дошкольников является русская народная сказка.  Использование сказок для формирования духовно-нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.

Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_po_teme_samoobrazovaniya.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Сообщение из опыта по теме самообразования

 воспитателя Горовенко А.Г.

«Духовно – нравственное воспитание  дошкольников  посредством  сказки».

Актуальность: Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших дошкольников является русская народная сказка.  Использование сказок для формирования духовно-нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время.

Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Цель работы по самообразованию 

повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, повысить профессиональную компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки.

Задачи работы по самообразованию 

- подобрать соответствующее методическое обеспечение по теме;

- применять полученные теоретические знания в практической деятельности;

- вовлекать родителей воспитанников в педагогический процесс.

      Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и  волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.   Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Актуальность проекта состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка.. В игре незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй, диалогическая речь, ее грамматический строй.

       Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.    Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь, уроки доброты  и для больших, и для маленьких.

      Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, которые помогают ребенку запомнить сказку.

В процессе реализации плана самообразования с детьми были организованы следующие виды деятельности:

  • Реализация педагогического проекта «По страницам русских народных сказок»
  • Подбор литературы,
  • Альбом мнемотаблиц,
  • Картотека дидактических игр,
  • Картотека по русским народным потешкам.
  • Продуктивная деятельность- рисование любимой сказки, раскрашивание раскрасок по русским народным сказкам

Для воспитателей ДОУ была подготовлена:

  • Консультация для педагогов: «Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников».
  • Доклад «Духовно-нравственное воспитание детей  дошкольного возраста посредством русских народных сказок» 
  • Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка — ложь, да в ней намек…»
  • Методические рекомендации «Сказка - мир, в котором живет ребенок»

      Для родителей подготовлены советы родителям» Влияние русской народной сказки  на развитие ребенка»

       В результате проделанной работы дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

      Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, методических объединениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

Тема по самообразованию : «Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Перспективный планЦель: Формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентаций детей.Задачи:• Воспитывать любовь и привязанность к своей семье, дому.• Приобщать к элементарны...

Отчет по самообразованию на 2020-2021 уч. год. Тема: «Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»

laquo;Развитие духовно-нравственного воспитания дошкольников посредством сказки»Актуальность темы определяется тем, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и ...

План работы по самообразованию на 2021-2022 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Воспитание духовно-нравственных качеств детей раннего возраста посредством русских народных сказок»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе духовно – нравственного воспитания детей раннего возраста посредством русских народных сказок....

Отчет по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание детей посредством классической музыки».

Отчет по теме самообразования «Духовно-нравственное воспитание детей посредством классической музыки»....

Отчёт по теме самообразования " Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников" 2021 -2022 уч.г.

Отчёт по теме самообразования " Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников" 2021-2022 уч.г....

План самообразования воспитателя по теме «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».

План самообразования на 2022 – 2023 учебный годТема: «Сохранение духовно-нравственного потенциала общества, через формирование у детей художественного вкуса и любви к искусству».Цель...