Авторская программа по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького гражданина"
рабочая программа на тему

Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторская программа "Воспитание маленького гражданина" (для детей 3–5 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками

         В новых социально-исторических условиях от гражданской активности и грамотности населения страны, её народа действительно зависит его судьба. Поэтому именно гражданское воспитание становится чрезвычайно важным.

         С.А.Козлова дает следующее определение гражданственности: “Интегрированный комплекс качеств личности, который определяет ее социальную направленность, готовность к достижению социально-значимых и индивидуально необходимых целей в обществе, государстве”. [6]

        Исследования А.В.Беляева позволяют выделить в определении гражданственности пять основных аспектов:

 - социально-правовой, определяющий нормы и принципы взаимодействия государства с отдельными гражданами;

 - педагогический, раскрывающий гражданственность как интегративный комплекс качеств личности, определяющих ее социальную направленность в соответствии с имеющимися общественными и государственными условиями, с личными возможностями и потребностями, с принятыми правовыми и моральными нормами;

 - социально-педагогический, конкретизирующий гражданственность через понятие “гражданская культура”;

 - социально-психологический, раскрывающий гражданственность через единство со страной, обществом, решимость и стойкость в преодолении трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленный на достижение общественного благополучия, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости;

 - морально-этический, определяющий гражданственность через уровень нравственной культуры общества, проявляющейся в ответственности, чувстве долга, гуманности, милосердии, актуализации собственного достоинства. [2]

        Г. Кершенштейнер отмечает, что гражданственность, как сложное личностное образование, в структуре отношений состоит из ряда свойств и качеств. Наиболее значимые из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, культура межличностного и межнационального общения. [3]

Е.А.Казаева одним из компонентов гражданственности определяет патриотизм. Патриотизм рассматривает как преданность и любовь к своей Родине, своему народу, как привязанность к месту жительства. [5]

          Гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни. Гражданское поведение предполагает сформированность определенных черт личности: активности, самостоятельности, способности принимать решения, инициативности. Основы гражданского воспитания закладываются в период дошкольного детства. Воспитание навыков гражданственности начинается у ребенка с отношения к самым близким людям: матери, отцу, дедушке, бабушке, сестре, брату. Ребенок впервые открывает Родину в семье. Развитие привязанности и любви к родному дому – первая ступень гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

          Особых усилий в период дошкольного детства требует формирование отношения ребенка к другим людям, природе, культуре своего и других народов. Именно этот аспект педагогической работы определяет в конечном счете эффективность всех затрат на гражданское воспитание в будущем.

          Таким образом, гражданское воспитание складывается из нескольких направлений работы, в ходе которых формируются следующие знания:

 - знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека;

 - основы правовой культуры и культуры межличностного общения;

 - позитивные модели поведения в обществе;

 - позитивное и ответственное отношение к себе и окружающим;

 - наличие знаний о жизни человека в сообществах;

 - определенные личностные качества;

 - коммуникативная компетентность;

Опираясь на вышесказанное, можно констатировать, что гражданское развитие личности представляет собой важнейшую составляющую образовательного процесса.

         Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания?

         Для решения данных вопросов была разработана программа дополнительного образования “Воспитание маленького гражданина”.

Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

 - расширять представление о семье, родных и близких;

 - обогащать знания о родном крае;

 - расширять представление о русском народном быте;

 - формировать у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими;

 - развивать навыки игрового взаимодействия детей.

Содержание программы разработано на основе парциальных программ: “Наследие” (авт. Е.В.Соловьева, Л.И.Царенко, М.Ю.Новицкая), “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (авт. О.Л.Князева, М.Д.Маханева), “Программа социального развития” (авт. Л.В.Коломейченко). [6, 10]

          Отличительной особенностью выступает форма реализации содержания. Формирование гражданской культуры у детей дошкольного возраста осуществляется средствами сюжетно-ролевой игры, поскольку задачи гражданского воспитания органично вписываются в воспитательные задачи сюжетно-ролевой игры.

         Игра является единственным видом деятельности ребенка – дошкольника, где он практически осуществляет вычленение правил общественного поведении того или иного взрослого человека. Беря на себя в игре роль летчика, врача, ребенок изображает носителя этой профессии вообще. Игра не только включает в себя знания детей об окружающей их социальной действительности, но, делая их предметом переживания ребенка, поднимает их на более высокий уровень зрелых социальных отношений.

        Система планирования сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем возрасте направлена на решение задач гражданского воспитания. Развитие сюжетно-ролевой игры предполагает и расширение социальной роли ребенка. Через организацию игры, игровых ситуаций каждый ребенок овладевает различными социальными ролями и игровыми действиями, а также обеспечивается воспитание гражданско-патриотических чувств через:

 - воспитание любви к семье, родным и близким;

 - обогащение знаний о родном крае;

 - расширение представлений о русском народном быте;

формирование у детей понятий о своем “Я” и взаимодействии с окружающими.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее благоприятным средством воспитания гражданско-патриотических чувств в дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра.

         Учитывая возрастные периоды психического развития детей дошкольного возраста, в программе были определены три направления работы.

         Мир людей – раскрывающее вопросы о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые, в рамках которого актуализируется проявление заботы, уважения к ближайшему окружению.

Малая родина - раскрывающее вопросы знакомства детей с родным городом, обеспечивающее проявление бережного заботливого отношения к достопримечательностям города.

Истоки народной культуры – раскрывающее вопросы о русском народном быте, традициях, что способствует развитию интереса к культуре своего народа и результатам культурного творчества. (Приложение 1)

В соответствии с данными направлениями подобрана тематика и разработано содержание сюжетно-ролевых игр на младший и средний дошкольный возраст, направленных на решение задач гражданского воспитания.

         Подобраны параметры оценки гражданственности и развития сюжетно-ролевой игры в младшем и среднем дошкольном возрасте. В соответствии с параметрами подобран диагностический инструментарий. Технологическое сопровождение программы (перспективные планы, конспекты сюжетно-ролевых игр, пакет диагностических материалов).  Технология программы предполагает реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

          Реализация программы осуществляется на протяжении младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и рассчитана на 2 года. Воплощение содержания программы предусмотрено ежедневно в рамках игровой и совместной деятельности. В совместной деятельности идёт накопление и расширение знаний детей об окружающей действительности. Игровая деятельность организуется как по желанию детей, в зависимости от условий предметно-развивающей среды, так и по инициативе педагога. Обязательным условием при организации игр является проигрывание каждым ребенком всех социальных ролей.

В результате реализации программы у детей будут сформированы следующие навыки гражданственности:

 - владеет представлениями об отдельных элементах народной культуры;

 - устанавливает простейшие связи между благополучием человека и его отношением к природе, к труду, к человеку;

 - проявляет сопереживание, сочувствие к героям народных сказок и к окружающим;

 - использует народные песни, танцы, водит хороводы;

 - использует полученную информацию в специально организованной под руководством взрослого и самостоятельной деятельности;

- владеет основами правовой культуры и культуры межличностного общения;

 - с интересом воспринимает информацию о родном городе;

 - использует полученную информацию в самостоятельной деятельности;

 - владеет разнообразными, адекватными приемами, согласованности своих действий с действиями своего партнера по игре;

 - имеет дифференцированное представление о членах семьи, о доминирующих интересах родственников разного пола, осознает право каждого на любимое занятие.

Отслеживание результатов проделанной работы осуществляется два раза в год (сентябрь, май). Уровень гражданского воспитания определяется по критериям Л.В.Коломийченко, а сюжетно-ролевой игры - в соответствии с критериями Б.Эльконина. (Приложение 2, 3, 4) Отслеживание уровня взаимоотношений и детских предпочтений осуществляется через наблюдение и социометрическое обследование. Основными методами получения результатов является наблюдение и беседа. Оценивая навыки гражданственности особое внимание нужно обращать на становление поведения, на развитие чувств и эмоций.

         Формы подведения итогов реализации программы осуществляются средствами открытых просмотров игровой деятельности, показа детских спектаклей, наблюдений самостоятельной деятельности детей и беседы с педагогом и родителями.

         Реализация содержания осуществляется в рамках совместной и игровой деятельности с детьми, что обеспечивает вариативность использования данной программы в сочетании с другими комплексными программами.

Тематический план

Содержание работы

Тематический план

Направления

Количество игр
в младшем возрасте

Количество игр
в младшем возрасте

Мир людей

5 игр

6 игр

Малая родина

7 игр

9 игр

Русская культура

6 игр

8 игр

Итого

18 игр

23 игры

          Гражданское воспитание в младшем дошкольном возрасте складывается из трех направлений работы:

1) Мир людей.

2) Малая родина.

3) Русская культура.

          В рамках данных разделов формируются:

 - позитивные модели поведения в обществе;

 - позитивное отношение к себе и окружающим;

 - наличие знаний о жизни человека в сообществе;

 - определенные личностные качества;

 - коммуникативная компетентность.

Позитивная модель поведения предполагает, что ребенок способен:

 - разрешать конфликтные ситуации;

 - учитывать желания, потребности других;

 - произвольно контролировать свое поведение.

Позитивное отношение к себе и окружающим включает:

 - стимулировать проявление потребности в ориентации на социально одобряемые поступки взрослых как образцы своего поведения;

- способность принимать других с особенностями их характера, внешнего вида.

Под личностными качествами имеются в виду:

 - активность, инициативность, самостоятельность;

 - способность свободно осуществлять выбор, принимать решения.

Коммуникативная компетентность предполагает:

 - умение использовать переговоры, излагать ясно свои предложения;

 - владение элементарными правилами поведения в повседневном общении в детском саду и семье, во время игры;

 - проявляет сопереживание, сочувствие, стремление помочь, чувства любви и привязанности к близким людям, сверстникам, работникам детского сада, литературным персонажам.

Методические рекомендации.

         Основной формой гражданского воспитания с детьми 3-5 лет выступает сюжетно-ролевая игра и совместная деятельность педагога с детьми. В работе с детьми рекомендуется использовать игровые приемы.

        Для осознания детьми моральной стороны своих поступков эффективным приемом выступает разыгрывание с помощью игрушек педагогом сценок, точно воспроизводящих нежелательные действия ребенка.

        Воображаемая постановка себя на место другого.

        В основе педагогического приема лежит принятие ребенком роли того, кто страдает от действий и включение положительных форм поведения в представления детей о себе.

       Включение положительных форм поведения в представление о себе.

       Позволяет на основе представлений о себе, положительно влиять на поведение детей.

      Встреча с интересными людьми.

     Данный приём позволяет расширить представление детей о социальной действительности, поупражняться в приемах общения с людьми разных профессий, установить простейшие связи между человеком и его отношением к труду.

         Решение проблем игрушек.

        Данный прием позволяет в практической деятельности поупражнять детей оказании помощи окружающим, разрешении элементарных проблемных ситуаций.

        Беседа “Поговорим о хорошем”.

        Способствует формированию позитивной модели поведения. Педагог хвалит каждого ребенка за незначительные достижения в области поведения, взаимоотношений, хороших поступков, приобретении новых знаний.

        Распределение маленьких подарков.

       Данный прием используется не менее двух раз в неделю в вечерний отрезок времени. Педагог показывает равные права каждого ребенка, подчеркивает особенности каждого воспитанника. Его уникальность в чем-то малом.

       Оформление альбомов “Мы их знаем”.

       Позволяет закрепить знания детей о людях разных профессий, атрибута, показать значимость труда для других.

       Наряду с организацией сюжетно-ролевой игры большое внимание уделяется совместной деятельности, в которой и закладываются основы формирования гражданственности.

       В рамках обогащения сюжетной игры с детьми проводятся экскурсии, обыгрываются игровые ситуации, анализируется содержание художественных произведений, русских народных сказок, организация народных праздников и развлечений, встречи с интересными людьми, что обеспечивает не только обогащение игровых представлений, но и расширяет представление детей о социальной сфере. Разучивание с детьми русских народных подвижных, хороводных игр, песенок, потешек позволяет обогатить знания о родном крае, “малой родине”, русским народным бытом, традициями, праздниками.

       Важным направлением работы по воспитанию ребенка-гражданина выступают традиции группы. Сообщество в целом и каждый из его членов может спокойно и комфортно жить, если в нем существуют установленные традиции. В группе установлены следующие традиции:

 - утро радостных встреч;

 - сладкий вечер;

 - празднование дней рождения детей.

Немаловажное значение играют и групповые нормы. В группе существуют три обязательных правила:

 - нельзя бить и обижать людей;

 - нельзя ломать и портить результаты труда других;

 - нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Для того чтобы сформировать у ребенка личностные качества, необходимые для гражданского поведения, взрослым в дошкольном образовательном учреждении необходимо строить общение с детьми на основе уважения и терпимости. Это означает:

 - создавать условия для выражения ребенком собственной воли;

 - спрашивать мнение ребенка к принятию решений;

 - привлекать детей к планированию деятельности и обсуждению результатов;

 - создавать условия выбора.

Развивающая среда группы предполагает создание игрового уголка в стиле русской народной избы, внесение предметов обихода, утвари, быта. Подбирается игровое оборудование в соответствии с сюжетом игр, предметы - заместители, модели.

          Организацию работы по гражданскому воспитанию необходимо строить в тесном содружестве с семьей. Привлекать родителей к участию в праздниках, экскурсиях, изготовлению игрового оборудования.

         Организация сюжетно-ролевой игры планируется еженедельно. В основе руководства игрой лежат взгляды Н.Я. Михайленко, где педагог выступает непосредственным участником игры. Проводится в соответствии с методическими требованиями к организации, структуре игры. Педагогическая работа по развитию игры включает четыре направления:

 - подготовка детей к принятию роли;

 - обогащение индивидуальной ролевой игры ребенка;

 - расширение диапазона принимаемых ребенком ролей;

 - подготовка ребенка к ролевому взаимодействию.

Приемы руководства педагога соответствуют этапу работы над сюжетной игрой.

Литература

        Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 9. – С. 64.

Доронова Т.Н. Защита прав и достоинства маленького ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 8. – С. 6.

Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России): учебно-методическое пособие. – М., 2006.

Жариков А.Д. Растите детей патриотами: Книга для воспитателя детского сада. – М., 1986.

Казаева Е.А Гражданственность как интегрированное качество личности. // Дошкольное воспитание . - 2005. - № 5. – С. 85.

Князева О.Л., МаханеваМ.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, Программа развития личностной культуры дошкольников. - Н.Новгород, 1997.

Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1993.

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.,1998.

Козлова С.А Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. – С. 98.

Коломийченко Л.В. Программа социального развития детей дошкольного возраста. - Пермь, 2002.

Комратова Н., Грибова Л. О гражданском воспитании дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. – С. 10.

Маханева М. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. // Управление ДОУ. - 2005. - № 1. – С. 45.

Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 11. – С.51.

Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня. // Дошкольное воспитание. - 1995. -№ 8. – С. 8.

Суслова Э.К. Растим гражданина. // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. – С. 82.

Суслова Э.К. Растим гражданина // Дошкольное воспитание. - 1999. -№ 2. – С. 86


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по патриотическому воспитанию «Воспитываем маленького гражданина»

Цель программы: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию....

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Программа нравственно- патриотического воспитания детей "Маленький гражданин большой страны"

Цель программы: Формирование основ нравственно-патриотической воспитанности детей дошкольного возраста, развитие социальной и культурной компетентности личности ребенка, на отечественных традициях, с ...

Программа кружка по правовому воспитанию «Я – маленький гражданин большого мира»

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о...

Авторская программа по патриотическому воспитанию "Родничок"

Авторская программа по патриотическому воспитанию "Родничок"...

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ВОСПИТЫВАЕМ МАЛЕНЬКОГО ГРАЖДАНИНА» (рассчитан для детей старшего дошкольного возраста)

   Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать па...

Авторская программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (4-7 лет) «Югорский край любимый!»

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников   «Югорский край любимый!».Цель Программы  Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства...