Познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?»
проект (подготовительная группа) на тему

 

В нашей подготовительной логопедической группе № 1 был подготовлен и организован познавательно-исследовательский проект «Что скрывается в недрах Земли?». В начале проекта была организована большая предварительная работа: составили план проекта, изучили материалы по теме на различных сайтах, подобрали  необходимую литературу для изучения проекта, на первом родительском собрании в сентябре познакомили родителей с проектом, для реализации проекта создали развивающую среду организовали выставку Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы» коллекция полезных ископаемых, пополнили уголок  экспериментирования, подобрали и изготовили наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы).                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 81 «Гульчачак»

Познавательно-исследовательский проект

«Что скрывается в недрах Земли?»

(для детей подготовительной к школе группы 6-7 лет)

Подготовили:

Губьянова Галина Михайловна –

воспитатель первой квалификационной категории;

Набиуллина Гульшат Иршатовна –

воспитатель первой квалификационной категории;

Ахматханова Эльвира Куттусовна –

учитель-логопед

от 30.03.2017г.

г. Набережные Челны, 2017г.

Паспорт проекта

Название: «Что скрывается в недрах Земли?»

Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный- 10 дней

Участники проекта: воспитанники и воспитатели, учитель  - логопед, родители.

Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми  оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности.Приобщение детей к исследовательской деятельности  являетсясредством формирования у них любознательности, интереса и бережного  отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным,а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.

Задачи проекта:

Для детей:

Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами образования и добычи(песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ)                                            
 2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.

Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:

 - определять задач, исходя из поставленной проблемы;

- планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.

2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.

  1. Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.

Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом. 
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).                                                                                 3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.

Для родителей:

  1. Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
  2.  Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  1. Приобрели  знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки,  гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.                                            
         2. Умеют определять свойства и качества, знакомы со способами образования и добычи полезных ископаемых, знают о пользе их  в природе и жизни человека.
       3. Формированы  познавательный  интерес к окружающему миру, навыки  наблюдения и экспериментирования. 
  1. Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом. 
        5. Вызван  интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Для воспитателей:

  1. Внедрены инновационные технологии, современные формы и новые методы работы.
    2. Повышен теоретический уровень и профессионализм педагогов в вопросе организации поисково-исследовательской деятельности детей.

3.Совершенствована  развивающая  предметно – пространственная  среда.

Для родителей:

1.Созданы  благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито  совместное  творчество  родителей и детей;
3. Возникли  у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней; информированность о наиболее важных  психологических  процессах.                                                                                                      4.Владение практическими знаниями о помощи детям в познавательно-исследовательской деятельности детей.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: Подготовительный

Второй этап – Основной

Третий этап – Итоговый

Мини – музей

План работы с родителями.

  1. Ознакомление с проектом  на первом родительском собрании в сентябре.                                                                                               2.Консультации:
  • «Роль семьи в развитии  поисково -исследовательской  активности ребенка»,
  • «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком»                                                                                                 3.Памятка для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать»

4. Домашние задания:

- проведение опытов с полезными ископаемыми;

- сочинить сказку о полезных ископаемых;

- найти в нашем городе, что сделано из гранита;

- какие полезные ископаемые используют люди нашего города?

5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».

6.Презентация сюжетно – ролевой игры «Мы – геологи»

7.Обогащение развивающую предметно – пространственную  среду   дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.

8.Мини – музей

9.Сайт детского сада

Этапы

Подготовительный этап
    Цель: Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.

  • Составление плана проекта.
  • Изучение материалов по теме на различных сайтах
  • Подбор литературы
  • Знакомство родителей с проектом.
  • Создание развивающей среды (Мини – музей «» коллекция полезных ископаемых)
  • Пополнение уголка экспериментирования
  • Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала (схемы, таблицы)
  • Проведение диагностики детей

Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых  и их свойствах через экспериментально- исследовательскую деятельность.

Интеграция образовательных
областей

Виды деятельности

Познание:

 

 

ООД, Беседы
 «Что мы знаем о полезных ископаемых?»
 «Где используются полезные ископаемые?»
 «Драгоценные камни»

«Полезные ископаемые Татарстана»

Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)

Опытно-экспериментальная деятельность

Экспериментальная деятельность  по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
 «Можно ли менять форму камня и глины»

«Песочная страна»

«Фокусы с магнитами»

«Соль на проволоке»

«Исчезающий мелок»

«Извержение вулкана  - образование горных пород»

«Удивительные камни»,
«Камни, которые подарило море»,
-Показ презентации «Геологи»;

«Полезные  ископаемые Татарстана»

     Игровые эксперименты:
   "Пирамида из камней"
    "Тонет-не тонет?" 

Социально-коммуникативное развитие

-Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
 "Отыщи такой же камень",
 "Узнай на ощупь";
Пазлы«Что из чего сделано»;
Сюжетно-ролевые игра "Геологи" (знакомство с профессией    «геолог»)
Дидактическая игры: «Что лишнее?», «Что из чего?», «Найди пару», «Собери картинку», «Разложи по порядку» «Польза - вред»

Ребусы

Речевое развитие:

П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».
Чтение стихов, сочинение сказок о полезных ископаемых.

Физическое развитие:

Хождение по каменной  дорожке;
Физминутки
П\и«Гора и камешки».
П\и«Разрушение горы»

Художественно-эстетическое развитие:

ООД Ручной труд - Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
ООД Лепка  из глины
ООД Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней  (режимный момент)                                ООД Рисование песком

Итоговый этап
   Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.

Презентация  проекта «Что скрывается в недрах Земли?»

Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины "Что мы знаем о полезных ископаемых"
Мини-опрос родителей по пройденному материалу проекта.

Таким образом, диагностика знаний детей по теме «Что скрывается в недрах Земли?» проводилась в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое полезное ископаемое?
  • Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
  • Какие бывают полезные ископаемые?
  • Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных  ископаемых?
  • Что делают из песка, глины, нефти?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 1 детей (8,3 %) - Богдан,  а после завершения проекта на те же самые вопросы 11 детей (91.7%) ответили правильно. Один ребенок отсутствовал по болезни (Ваганов Семен).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...