Роль воспитателя на праздниках
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для воспитателей, чтобы знать какие обязанности они должны выполнять на праздниках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_na_prazdnikah.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОПИТАТЕЛЯ НА ПРАЗДНИКАХ.

      Рассмотрим  одну важную форму музыкально – эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива.
    Праздник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений, можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. 

Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.

Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов. А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.

А теперь от эстетики перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия. Для кого-то я приведу прописные истины, но в нашем коллективе много начинающих педагогов, которые еще не знакомы со спецификой музыкальных занятий.


 После праздника дети долгое время вспоминают понравившиеся им выступления. Воспитатель может закрепить эти впечатления, связывая их с тематикой своих занятий. Он предлагает детям нарисовать или вылепить понравившегося героя, придумать новый сюжет с персонажами утренника, проводит беседы, повторяет в группе и на прогулке полюбившиеся песни, игры, танцы.

Воспитатель может самостоятельно разучить с детьми игру, поставить небольшое театрализованное представление, которые затем могут быть включены в музыкальное занятие или в программу праздничного утренника.

    Качество музыкальной работы воспитателя, развитие его активности, зависят не только от способностей и опыта его в данной области. Большую роль здесь играет умение музыкального руководителя учитывать особенности характера каждого воспитателя: одобрять застенчивых, вселять в них уверенность в своих силах. Важно, найти такую форму критических замечаний, которая не заденет самолюбия и вызовет желание исправлять допущенные ошибки. Необходимо приучать к пунктуальности тех, кто легкомысленно относится к взятым на себя обязанностям, побуждать к дальнейшему совершенствованию тех, кто успокаивается на достигнутом.

     Роль воспитателя в музыкальной деятельности, имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания дошкольников. Что касается обязанностей, не нужно проводить чёткой грани - это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды. Воспитателя важно заинтересовать и увлечь музыкальной деятельностью точно так же, как мы увлекаем в мир музыки детей. Нужно вызвать в нём желание учиться музыке, заниматься ею, тогда воспитатель будет вашим лучшим помощником.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАЗДНИКА

В зависимости от возраста детей:

- для самых маленьких 25-30 минут,

- для детей средней группы 35-40 минут,

- для старших дошкольников от 40 до 50 минут.

( исключения могут составлять новогодний праздник, где множество переодеваний, номеров и выпуск детей в школу, где звучат поздравления родителей)

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЕДАГОГОМ,

  1. Праздники планируются на весь год с точными датами и воспитатели обязательно переносят их в свой план.
  2. На совещании за месяц зачитывается и обсуждается план проведения утренника и все мероприятия при подготовке к нему. Сценарий может составлять как музыкальный руководитель так и воспитатель групп ( а музыкальный руководитель предоставляет педагогу лишь певческий и танцевальный репертуар). Воспитатель переписывает текст песен в особую тетрадь для закрепления слов с детьми в группе.
  3. Принимается сценарий с дополнениями и изменениями.
  4. Каждому члену коллектива поручается определенная работа – убранство зала, изготовление костюмов, ведение праздника и исполнение ролей в нем.

ПРИМЕР:

  1. Что делать, если персонаж запутался и перепрыгнул вперед, оставив позади музыкальные номера?
  2. Все ждут выхода персонажа, но он не выходит… Ваша реакция?
  3. Непредвиденный момент (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж). Как бы вы повели себя в этой ситуации?

Ведущий должен найти выход из затруднительной ситуации (шутка, загадка, приобщение родителей и детей к решению затруднений).

Ведущему следует побывать на предпраздничных музыкальных занятиях и репетициях с персонажами, чтобы в случае необходимости помочь детям в исполнении песни, танца, сценки.

Не только ведущий, но и воспитатель должен хорошо знать ход праздника, отвечать за порученный ему участок работы (раздать атрибуты, одеть костюмы и прочее). Всякое промедление или замешательство может нарушить стройность праздника, увеличить его продолжительность.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА:

  1. Ведущий и воспитатель группы должен знать песни; петь их с детьми 1- ой и 2 - ой младшей, средней групп, подпевать с детьми старших групп.    Дети     подготовительной группы поют сами, но воспитатель должен быть готов подсказать слова или мотив песни.
  2. Ведущий и воспитатель должны знать танцевальные движения: с малышами и детьми средней группы вставать на танец и в хороводы, детям старшей и подготовительной групп быть готовыми встать в пару или подсказать движение.
  3. Ведущий и воспитатель группы должны знать стихи и детей, которые их читают. Быть готовыми в любой момент подсказать текст.
  4. Ведущий не ограничивается знанием содержания праздника. Он, как и все отвечает за дисциплину, порядок переодевания, выставления декораций и прочее.
  5. Ведущий отвечает за работу с родителями (просьба изготовить костюм, выступить на празднике и прочее.).
  6. Ведущий создает на празднике атмосферу радости и доброжелательства.
  7. Ведущий несет ответственность за безопасность детей ( следит за поверхностью пола, ковра, натяжению лент или веревок, подвешивание украшений, использования электрических приборов; вентилятор, проектор и прочее.)

Итак:

  1. На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах чешки, девочки обязательно в юбочках.
  2. Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
  3. На занятие приходить за две - три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
  4. Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
  5. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т.д.
  6. Следить за правильным выполнением детьми движений.
  7. Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
  8. В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.

А сейчас пришло время поговорить о праздничных утренниках, которые регулярно проводятся в каждой возрастной группе. Это праздник Осени, Новый год, 8 Марта и выпускной бал в подготовительной к школе группе.

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т.д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

 Так что же должен знать ведущий?

-  знать последовательность сценария                              

- быть эмоциональным                              

- выразительно исполнять стихотворные тексты                            

-  уметь непосредственно общаться с детьми

- уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения

- задавать темп и общий настрой праздника.

    Что должен делать воспитатель, не выступающий в каких – либо ролях?

              - находятся с детьми своей группы

              - внимательно следят, как дети воспринимают то, или иное выступление

              - поют вместе с детьми

              - помогают детям, если это необходимо, в танцах  и при проведении игр

              - подготавливают атрибуты, детали костюмов

              - вовремя переодевают детей.

Что должен знать воспитатель, участвующий в сюрпризных моментах и ролях?

             - знать свой текст    

             - быть эмоциональным                              

             -  выразительно исполнять стихотворные тексты  

             - знать музыкальный материал своего выступления

             - участвовать в танцах и играх с детьми                              

             - уметь непосредственно общаться с детьми

             - уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения

Итак:

  1. На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.
  2. Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т.д.

  1. Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

  1. При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую - либо роль, стихотворение, и т.д.

  1. Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации.
  2. На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям.

  1. Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.
  2. Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике.

9. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

10. По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).

11. Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать  после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

12. Воспитатель должен ходить за стульями, для того чтобы одеть маску на ребенка или раздать музыкальные инструменты.

И напоследок хотелось бы сказать, что праздник – это, прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь, пожалуйста, к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится!

Артист - это мастер, искусник, человек, занимающийся одним из семи свободных искусств.

Воспитатель в ДОУ таковым и является. Праздник в детском саду включает все виды творческой деятельности непосредственно воспитателя, музыкального руководителя и детей. Праздник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений, можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса.

В нашем ГБДОУ достаточно сложившийся коллектив, много молодежи, которые активно участвуют в праздниках, развлечениях, досугах. Во время репетиций важно научить воспитателей свободно чувствовать себя в той или иной роли, не бояться ошибиться, ведь все мы, когда то идем через пробы и ошибки, а в процессе совершенствуемся. Совместная работа творческого коллектива приносит свои плоды - это аплодисменты детей и родителей. А значит, мы не зря стремимся к совершенству!

Список используемой литературы:

  1. Н. А. Ветлугина «Методика музыкального воспитания в детском саду»
  2. А. Н. Зимина «Основы музыкального воспитания в дошкольном учреждении  
  3. Т. С. Бабаджан « Музыкальное воспитание детей раннего возраста»
  4. Е. И. Юдина «Первые уроки музыки и творчества»
  5. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина « Музыка и движение»
  6. Журнал «Справочник музыкального руководителя»
  7. М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду»
  8. М. Б. Зацепина «Культурно - досуговая деятельность в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя на празднике

Что должен знать воспитатель, участвующий в детском празднике. Какова его роль?...

Роль воспитателя на праздниках

Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша...

Роль воспитателей на празднике для детей.

Музыка в жизни детского сада....

Консультация воспитателям " Роль воспитателя на празднике"

Консультация воспитателям " Роль воспитателя на празднике"...

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на празднике"

В консультации говорится о том, что роль ведущего на празднике очень ответственна, от него зависит настроение детей. Важно, чтобы ведущий вёл утренник эмоционально, чтобы он был находчивым,так как на ...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки праздников и развлечений. Роль воспитателя на празднике»

Консультыция для педагогов ДОУ «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в процессе подготовки праздников и развлечений. Роль воспитателя на празднике»...

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя на празднике»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? Все ли они осознают важность такого участия?Воспитатель осуществляет в основном всю педаг...