Доклад на педагогической конференции. Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Дубоносова Наталья Анатольевна

   «Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание      ребенка     так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели». В.А. Сухомлинский  
Использование технологии проектирования помогает нам в работе с русскими народными сказками, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. 

В содержании  сказочных проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах.

 Были реализованы следующие проекты:

Проект №1 «Чему учит сказка».

Проект №2 «Этот волшебный мир сказки».

Проект №3 «Чудеса превращений».

Проект №4. «Герои русских народных сказок».      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Детский сад №14 города Шахтёрска.

Углегорского муниципального района Сахалинской области.

Доклад на педагогической конференции.

Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

Воспитатель: Дубоносова Наталья Анатольевна.

Август 2016г.

Слайд №1   Тема моего выступления «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

Сайд №2                                               

   «Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание      ребенка     так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели». В.А. Сухомлинский  

 В круг чтения детей дошкольного возраста чаще других жанров входит русская народная сказка.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес. Она поднимает самые важные вопросы: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Именно на это мы опираемся, работая со сказкой.

В настоящие время сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, заметно утратило свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы, часто искажающие первоначальный смысл, превращающий сказочное действие, из нравственного - поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки и наша задача попытаться вернуть детям в руки книгу.

Слайд№3. Исходя из этого, была поставлена цель работы: Формировать у детей ценностное отношение к жизни, обеспечивающее устойчивое и гармоничное развитие личности.

 Для достижения цели были определены следующие задачи:

1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

2.Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия.

 3.Приобщать детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации.

  4.Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других людей, делать нравственный выбор.

5.Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Слайд №4. Чтобы достичь поставленной цели была разработана собственная система работы по эффективному использованию русских народных сказок.

Важным звеном системы является метод проектирования.

Использование технологии проектирования помогает нам в работе с русскими народными сказками, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Слайд №5. Работая над  сказочными проектами,  стараемся  развивать у каждого ребёнка:

- творческое начало, воображение, изобретательность;

- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

- способность ставить проблемы и находить их решение.    

Чтобы детское проектирование было успешным, соблюдаем следующие условия:

-учет интересов каждого ребенка;

-деятельность детей без принуждения;

-предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;

-совместное со взрослым поэтапное достижение цели;

-тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Отличительной чертой использования метода проектов в нашей группе является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую.

В содержании  сказочных проектов были включены разнообразные мероприятия, с применением различных форм и методов работы: непосредственно-образовательная деятельность, праздники, экскурсии, игры. Публичное представление продукта проектной деятельности происходило на выставках, конкурсах.

 Были реализованы следующие проекты:

Проект №1 «Чему учит сказка».

Проект №2 «Этот волшебный мир сказки».

Проект №3 «Чудеса превращений».

Проект №4. «Герои русских народных сказок».      

      Слайд №6.  Цель проекта «Чему учит сказка»: воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и других духовно-нравственных качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека через знакомство с русской народной сказкой.

Дети с интересом  принимали участие в создании макета русской избы, приняли решения и сделали книжку-самоделку с полезными советами для героев сказок.  

С большим интересом оформляли совместно с родителями выставки книг "Русские народные сказки", "Мои любимые сказки", оформили коллекцию сказок из киндер-сюрпризов "Сказка на ладошке". Заучивали пословицы и поговорки, потом проводили аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становился им доступным.

Очень интересные и поучительные советы давали героям  в игре "Как бы ты поступил на месте героя? ".

Совместно с сотрудниками городской детской библиотеки, была проведена литературная викторина «Из какой мы сказки?»

Была проведена образовательная деятельность: путешествие в сказку «Яблоня послушания».

В самостоятельной деятельности разыгрывание придуманные сказки  и истории с игрушками кукольного театра.

     Заключительным этапом провели совместно с детьми и родителями  праздник День матери.  Детьми была показана сказка «Репка на новый лад»,  которую придумали сами  дети с воспитателем.

Слайд №7.  В рамках проекта   «Эти волшебные сказки!» был проведён ряд мероприятий, направленных на формирование - развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства. 

Наши воспитанники узнали много нового и интересного о русских народных сказках их многообразии, научились их классифицировать.  С   увлечением слушали волшебные сказки, присказки,  с интересом играли в игры «Придумай конец сказки», «Узнай сказку по зачину», «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку», «К какому герою подходит пословица?».

Слайд№8. Дети с интересом рассказывали сказки, которые сочинили дома с родителями «Сказка на новый лад». Был проведён конкурс на тему «Самый лучший Театр, сделанный руками детей, родителей, воспитателей и их помощников.

Слайд №9.Совместно с родителями организована выставка творчества «Мой любимый сказочный герой» из бросового и природного материалов     Участвовали  в выставке творческих работ на тему «Книжки- малышки своими руками».

Слайд №10. Итогом проекта стала  викторина «Что за чудо эти сказки!» (дети и родители).     

Участие детей и родителей в проекте позволило сплотить  родителей и детей, родителей и педагогов в вопросах духовно - нравственного воспитания.

     Проект «Чудеса превращений»  был разработан в преддверии празднования 8 марта.  

Цель: через образ Бабы-Яги научить детей проявлять милосердие, приходить на выручку.

Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему: в детский сад пришло письмо-просьба от Бабы Яги. После прочтения дети высказали свои предположения о том, как помочь Бабе Яге. Было разработано решение проблемы: нужно найти сказки, где одним из персонажей является Баба Яга. В уголке для родителей была размещена информация о проекте.    

Слайд №11. Проект  включает в себя,  ряд мероприятий:

Чтение разных сказок; где одним из персонажей является Баба Яга.

Выставка книг: "Русские народные сказки, в которых одним из героев является Баба Яга".

Компьютерная презентация: «Образ Бабы Яги в русских народных сказках».

Участие в телепередаче «Творим добро».

Интервью у бабы- Яги.

Сочинение нового конца к сказкам «Баба Яга», «Гуси- лебеди».

Самостоятельное сочинение сказок и рассказывание сказок собственного сочинения  «Добрая Баба Яга».    

Прослушивание музыкальных произведений: М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках » из сборника  «Картинки с выставки», П. Чайковский  « Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», Э.Григ « Утро» из сюиты  « Пер Гюнт», П. Чайковский  « Баба- яга» из сборника « Детский альбом»

Слайд№12  Конкурс рисунков «Чья баба яга самая добрая»

 Коллективная лепка "Лес, где живет Баба-Яга".

  Конкурс рисунков «Чья баба яга самая добрая»

Слайд№13. Оформление книги «Сказки о доброй Бабе Яге» сочинённые детьми.

Итоговое мероприятие - Развлечение «Путешествие в сказку».    

В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети,) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сами сочинять сказки, сопереживать героям, находить пути выхода из трудных ситуаций. Групповая библиотечка пополнилась новыми книгами сказок.

 Цель проекта «Герои русских народных сказок»- на примере героев русских народных сказок Ивана-царевича и Василисы прекрасной  довести до сознания детей такие духовно-нравственные ценности как доброте, любовь, послушание, уважение к родителям, трудолюбие.

В начале проекта перед детьми была поставлена проблемная ситуация- выяснить кто один из самых популярных героев русских народных сказок. Дети вспоминали и называли полюбившихся героев сказок, рассказывали почему их полюбили.

Были  проведены беседы: "Герои-патриоты в сказках" (защитники родной земли, добра, мира) ,  "Трудные ситуации, в которых оказались герои сказок",  «Положительные герои русских народных сказок», «Чудеса и превращения в сказках».

Проведены НОД Тема: Образы Ивана – царевича и Василисы Премудрой в русской народной сказке «Царевна -лягушка».

НОД Тема: «Иван царевич в сказке «Иван- царевич и серый волк»», которые помогли узнать и охарактеризовать этих героев

Итоговый продукт:

1. Конкурс рисунков и поделок по сказкам.

  2.Итоговая образовательная деятельность: «Как Иванушка потерялся».

   Слайд№14   Таким образом, в результате использования метода проектов  в работе с русскими народными сказками дети стали  более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

 Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок произошли качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам, а так же нашли решение «тупиковым» ситуациям благодаря активному взаимодействию с воспитателями и психологом.

                                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам

Слайд 2

«Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели» В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Задачи 1.Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. 2.Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия. 3.Приобщать детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации.

Слайд 4

Система работы со сказкой Правиль ный отбор сказок Традион ные формы и методы Нетрадиционные методы и формы Тематические дни и недели Метод проектов Взаимодействие с родителями.

Слайд 5

Условия для успешного проектирования -учет интересов каждого ребенка; -деятельность детей без принуждения; -предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы; -совместное со взрослым поэтапное достижение цели; -тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.

Слайд 6

« Чему учит сказка» В сказку «Репка» мы играли А из сказки той узнали: Дружным нужно быть всегда И тогда любое дело Будет лёгким для нас всегда . Вот так репа!

Слайд 7

Дидактическая игра к нам на помощь поспешит всегда. Сказку помогает лучше нам понять, и героев угадать. «Эти волшебные сказки»

Слайд 8

Разные виды театров

Слайд 9

Перед вами книжки Книжки-малышки. Эти маленькие книжечки Сделали мы сами, А родители нам помогали.

Слайд 10

В викторину с родителями мы играем. На вопросы вместе отвечаем. А ответственное жюри Баллы честно расставляет. И в итоге той игры Дружба побеждает.

Слайд 11

«Чудеса превращений» Передача «Творим добро»

Слайд 12

Совместное творчество родителей и детей

Слайд 13

Инсценирование сказок собственного сочинения

Слайд 14

Общие результаты мониторинга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Маленькие волшебницы», как средство приобщения детей к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Данный материал основан на опыте работы кружка "Маленькие волшебницы" МБДОУ ЦРР д/с №109 "Колокольчик" г. Волжский. Используемый опыт может помочь педагогам других дошкольных учреждений....

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Презентация "Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам"

Использование технологии проектирования помогает нам в работе с русскими народными сказками, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослог...

Проект "Развитие творчество у детей через русскую народную сказку"

Проект "Развитие творчество у детей через русскую народную сказку"...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...

Дополнительное образование как средство приобщения детей к русской народной культуре

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о с...