"Проектно-творческая деятельность как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа) на тему

В работе представлен опыт работы по вопросу  реализации гендерной социализации дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

                                             

                                              ТЕМА:

«Проектно-творческая деятельность

 как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Воспитатель МДОУ «ДС № 369 г. Челябинска»

Комарова  Марина Ивановна

Челябинск

Наш педагогический коллектив находится в постоянном творческом поиске, необходимом для совершенствования системы работы с детьми. Многие современные пособия, содержащие теоретический и практический материал, сориентированы больше на «концептуальные», «научно-методические» установки, чем на живые интересы и потребности ребёнка в период дошкольного детства. Это значительно снижает возможности их использования в реальном педагогическом процессе.

А в современном мире теперь необходимо знакомить детей с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаются изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

В поисках наиболее эффективных средств обучения и воспитания на всех «этапах» системы российского образования сегодня вновь обращаются к методу проектов. Метод учебных проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Проектная деятельность имеет ряд позитивных качеств, отвечающих возрастным особенностям детей. Среди них можно выделить непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов, возможность достичь объективно и субъективно значимого результата. И наш педагогический коллектив работал над внедрением проектного метода в педагогический процесс. В рамках реализации годовых задач детского сада было запланировано включение детей старшего дошкольного возраста в творческую проектную деятельность.

Выбор мною темы для проекта был обусловлен осознанием актуальности  проблем дошкольного детства и заинтересованностью выбора поиска новых подходов в личностном развитии ребёнка.

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка. Среда ДОУ, как правило, не содействует полоролевой социализации мальчиков и девочек, не содержит элементов, способствующих проявлению способов поведения. Поэтому сегодня вопрос учёта и формирования пола является наиболее актуальным, с одной стороны, и наименее разработанным – с другой. И конечно на выборе темы дифференцированного подхода в воспитании детей сказалась большая работа педагогического коллектива ДОУ по гендерному воспитанию в предшествующие годы.

Главная задача – мотивирование проекта в большей степени на процесс творческой деятельности, нежели на воплощение наработанного (за время решения годовых задач) содержания. В этом смысле ведущая роль в создании и реализации проекта изначально принадлежала детям, а мной, как воспитателем, определялась степень значимости и интересов, поскольку от заинтересованности детей в проекте зависел результат творческой деятельности.

Целью моей  работы было создание условий для формирования ролевого поведения мальчиков и девочек,  их успешной дальнейшей социализации в современном обществе.

В соответствии с целью, мною были поставлены следующие задачи.

- осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;

- развитие социальных  качеств в соответствии с полом и возрастом детей;

- овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов;

- формирование адекватной полу модели поведения,  правильному пониманию роли мужчины и женщины в обществе.

 В своей работе я руководствовалась принципами: доступность и  последовательность сообщаемого материала, наглядность, вовлечение в работу детей, педагогов – специалистов и родителей.

Исходя из поставленной  цели и задач, работа осуществлялась поэтапно и  проводилась по направлениям:

- поиск эффективного содержательного компонента по  формированию у детей гендерной компетенции;

- создание в группе предметно – развивающей среды, соответствующей половым различиям;

- популяризация гендерного воспитания среди родителей.

На первом этапе (подготовительном) мною ставились  задачи:

  1. Изучение литературы по проблеме гендерной социализации детей.
  2. Проведение  анкетирования для детей и  родителей по теме             «Различия в воспитании мальчиков и девочек ».
  3. Создание мотивации участникам (дети – воспитатель – специалисты ДОУ – родители)
  4. Наблюдение за сюжетно – ролевыми играми детей, за общением между детьми.
  5. Создание проекта «Я – девочка, Я – мальчик».

Проводя собрание в группе,  и задавая вопрос родителям: «Чем отличаются  методы воспитания мальчиков и девочек?», я  видела удивленные глаза. Ответы родителей носили,  в основном, поверхностный характер. Ответить конкретно на мой вопрос не смогли. Напрашивался вывод: чтобы воспитать будущих мужчину и женщину, надо знать о мальчиках и девочках как можно больше (см. приложение).

Родителям была дана психологическая характеристика отличий мальчиков от девочек в поведении, в общении, в обучении. Раскрыты приёмы личностного взаимодействия полов.

Опрос среди детей на начальном этапе работы  показал низкий, примитивный уровень знаний о полоролевых позициях мужчин и женщин, о функции и  ценности семьи, дома. Можно было отметить бедность  словаря в назывании качеств присущих женщинам и мужчинам.

Во время сюжетно-ролевых игр («Дочки – матери»,  «Семья», «Больница») у детей наблюдалась агрессивность по отношению друг к другу,  они не умели уступать в спорах, не возникало диалога между мальчиками и девочками.  

Данные  опросов и наблюдений были проанализированы и дальнейшая работа строилась с учётом этих результатов.

Для реализации поставленных задач  был разработан долгосрочный  проект по полоролевому воспитанию детей «Я - девочка, Я - мальчик» (см. приложение).  Целью проекта было:

а) создание условий для овладения детьми полоролевым опытом, способами полоролевого поведения;

б) стимулирование толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола;

в) развитие качеств соответствующих полу;

г) дать знания об  обязанностях ребенка в семье.

Проект реализовывался несколькими блоками:

1 блок « Мальчики и девочки наше будущее».

2 блок « Мастера своего дела».

3 блок « Мои особенности».

4 блок « Мальчики и девочки, будущие родители».

На втором этапе (основном – реализация проекта) ставились задачи:

  1. Разработать  систему воспитательных мероприятий по формированию у детей моделей поведения.
  2. Создание информационной базы для консультирования родителей и педагогов.
  3. Создание в группе предметно-развивающей среды по полоролевому воспитанию.
  4. Организовать совместные мероприятия с родителями  для расширения социального опыта детей.

Реализация поставленных задач  проходила через совместную деятельность с детьми, родителями и специалистами ДОУ.

Мною был разработан цикл тематических бесед, целью которых являлось: уточнение знаний детей о социальной  роли в семье  мужчины и женщины; расширение знаний детей  о специфических чертах личностей мужчины и женщины; формирование моделей поведения адекватной полу  («В чем сила мальчиков и слабость девочек?», «Каким я буду», «Я помощник (ца)» и др.).

Вместе с детьми мы обыгрывали различные  жизненные ситуации  («Мама устала», «Уступи место» и др.), воспитывающие культуру взаимоотношений, развивающие самостоятельность детей и умение замечать эмоциональное состояние других людей. Проводилась релаксация для снятия агрессии, застенчивости у детей.

     С детьми организовывались игры на развитие коммуникативных навыков («Здравствуйте», «Маленькие – большие»), которые способствовали умению детей выражать сочувствие, отзывчивость, желание оказать помощь. В результате наблюдалось улучшение поведенческого взаимоотношения между детьми.

В своей работе я так же использовала дидактические игры, направленные на  развитие культуры поведения («Оцени поступок», «Найди правильное действие»); на знакомство с различными профессиями («Кому, что нужно для работы», «Рассеянный художник»); на  определение эмоционального состояния («Настроение», «Ссора и примирение»); на развитие представлений о себе («Части тела», «Собери картинку»).

Вместе с детьми мы создали игру-пособие «Цепочка жизни», направленное на определение последовательности жизненных циклов человека (младенец - мальчик- подросток- юноша- мужчина- папа- дедушка; младенец – девочка – девушка – женщина – мама – бабушка).

 В работе использовались и  словесные игры (см. приложение): « Кто кем является» (Мальчик – сын, внук, брат, отец, дядя; девочка – дочь, внучка, сестра, мать, тётя.), «Назови женские (мужские) имена» и др. В процессе игр дети учились употреблять слова и выражения, отражающие нравственные представления (сочувствие, сострадание), а так же пользоваться средствами интонационной выразительности темпом и стилем речи, знакомились с правилами речевого этикета: приветствие, прощание, благодарение, утешения и др.

Очень большой интерес вызывали у детей  упражнения направленные на развитие фантазии: «Какая я буду мама», «Каким я буду папой», «Моя будущая профессия» и др..  Их рассказы записывались в Книгу Желаний. Мамам и папам было очень интересно  прочитать фантазии  своих  детей.

     Вместе с детьми и родителями мы постарались наполнить предметно - развивающую среду группы предметами мужского и женского мира. Были созданы центры труда «Мастерилка», «Хозяюшка», в них находились разнообразные инструменты для труда, различные карточки и модели для самостоятельного пользования («Как прибить гвоздь», «Пришивание пуговицы»).

В группе  с детьми мы организовали  «Уголок мужских (женских) дел». В нём хранились предметы, иллюстрации, альбомы, а так же фотографии детей  участвующих в различных видах деятельности.

 В литературно-речевом центре была создана библиотека. Большое внимание мною уделялось подборке художественных  произведений для мальчиков и девочек: рассказам, пословицам, стихотворениям.

В группе есть «Музей кукол», в котором собраны куклы, разных поколений, выполненные из разнообразного материала. Вместе с родителями дети изготавливали куклы - обереги, куклы  - настроения для своих близких и друзей.

Совместно с детьми, родителями были разработаны и внесены в предметно-развивающую среду алгоритмы, модели, правила, схемы действий («Чем ты можешь помочь другу», «Последовательность действий») ролевого поведения, которые стимулировали детей на  их выполнение (см. приложение). Используя их, дети составляли рассказы,  придумывали истории, высказывали свою точку зрения на поступки людей  («А как бы ты поступил»).  

Физкультурный центр был оснащён разнообразными тренажерами, информационными плакатами о женских и мужских видах спорта, разнообразными фотографиями детей «Всё в наших руках», «На пути к победе»; для девочек и мальчиков создали картотеку силовых упражнений и комплексы ритмической гимнастики.

Предметно-игровая среда организовывалась  так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом

Во время проведения праздников «День Матери», «День защитника Отечества» дети с удовольствием читали стихи, ставили инсценировки.  Вместе с детьми был проведён КВН «Сказочный мир», викторина на знание пословиц о дружбе, семье, доме; изготавливали, газеты, альбомы, открытки на различные праздники, оформлялись выставки поделок, фотографий, рисунков: «Это я!», «Моя семья», «Из чего же сделаны наши…».

Гендерный подход в воспитании девочек и мальчиков прослеживался и через различные занятия: физкультурное, музыкальное, изобразительную деятельность, театральную деятельность. На физкультурных занятиях дети выполняли действия в соответствии с полом. Проводились спортивные  праздники и досуги («Богатыри», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зверобика»).

Мною были использованы и другие подходы к решению проблемы в воспитании черт будущего семьянина, например, через ознакомление с трудом взрослых: дети готовили разнообразные кулинарные изделия, салаты; организовывался совместный труд на участке с родителями (уборка участка, снежные постройки, оформление клумб)  и т.д.

Работа с родителями тоже носила творческий характер, так как заинтересовать современных родителей в настоящее время бывает очень сложно.

 Для родителей была создана библиотека, где были подобраны книги по разделам: «Советы для пап и мам», «Игры для девочек и мальчиков», «Безопасность», «Мальчики и девочки: два разных мира», «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях», «Гигиена мальчиков и девочек».

С помощью родителей были  составлены картотеки: пословиц и поговорок, подвижных игр, национальных игр, стихотворений к мужским и женским профессиям, пальчиковых игр.

В родительском уголке, для повышения культуры родителей по вопросам гендерной социализации, были представлены консультации специалистов:

- психолога («Психологические отличия мальчиков от девочек»);

- инструктора по физическому воспитанию («Физические различия мальчиков и  девочек»);

- руководителя изобразительной деятельности («Как и чем, увлечь мальчишек и девчонок»);

- музыкального руководителя («Праздники мальчиков и девочек») и т. д.

- социолога («Родословное древо семьи).

В работе  с родителями были проведены   консультации - практикумы, мастер-классы:

- «Играя – учимся, играя – познаём», где родители узнали о разнообразии игр с детьми, их особенностями, важностью и способами обыгрывания дома, помогающими вовлечь ребёнка в разные виды деятельности.  Родителям были предложены игровые задания для активизации творчества детей дома: «Фруктовая фантазия», «Мир глазами ребёнка»;

- Родители писали сочинение - рекомендацию «Как Я воспитываю дочку (сыночка)», где обменивались  собственным опытом по воспитанию детей;

- Фотовыставки, организованные родителями и детьми по темам:  «Будем знакомы!», «Учимся, играя!», «Зимние забавы», «Движение – это жизнь!» с использованием рассказов  детей;

В совместной работе с детьми мы провели различные конкурсы: «Конкурс причесок», «Театр моды», «Я - умелец», «Лего-го». Стало традиционным проведение «Дня здоровья»  и «Малых Олимпийских игр»; празднование Дня матери.

Еще одна форма  нашей групповой работы -  это тренинг детско-родительских отношений. Тренинг  вызывал самые положительные отклики со стороны родителей и детей. Целью таких встреч было  увидеть, что есть общего в проблемах семей, формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать другого, доверять друг другу. Дети с нетерпеньем ждали наших тренингов. Темы тренингов: «Мальчики и девочки: два разных мира», «Игры мальчиков и девочек», «Влияние родительских установок на гендерную принадлежность ребенка - дошкольника», «Типы полоролевого поведения» (см. приложение).

Все это позволило родителям самим дойти до понимания необходимости разных подходов при  воспитании девочек и мальчиков. Посещая наши мероприятия, родители стали осознавать, что именно в семье формируются основы гендерного сознания ребенка, в воспитании детей должны принимать участие оба родителя.

Как итог работы с родителями был издан журнал «Родительский вестник» (советы, рекомендации, консультации специалистов).

Третий этап (итоговый).

Контрольное интервьюирование детей и родителей, а так же итоговая выставка и занятие показали, что у детей расширился кругозор, увеличился объём знаний о гендерной идентификации, повысился интерес к окружающим людям и ровесникам, их взаимоотношениям. Дети изменили представление о роли мужчины и женщины в семье, научились понимать различия между мальчиками и девочками, стали проявлять заботу друг о друге и о своих мамах. Девочки научились видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, оказывать помощь в совместной деятельности.  У детей сформировалось эмоционально - положительное отношение к выполнению будущей социальной роли и  изменилось  отношение  родителей к своим детям.

Заключение.

В итоге реализации проекта были получены ожидаемые   результаты: повысился уровень знаний, создана предметно-развивающая среда с учётом интересов мальчиков и девочек, выросла культура общения между детьми, поэтому считаю, что поставленные мною цель и задачи реализовались в полной мере. Проект позволил интегрировать сведения из разных областей знаний и решить задачи: познавательную и воспитательную. Дифференцированный подход к воспитанию девочек и мальчиков дал возможность задействовать различные виды детской деятельности. В проекте дети выполняли конкретные дела, а не только оперировали отвлечёнными понятиями.

Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключалась в том, что проект не был «привязан» к программе и не имел чётких границ. Дети, как и воспитатель, были свободны своём творчестве. Результат проекта показал возможность свободного выбора и варьирования приёмами, методами и содержанием. При его реализации возникали новые творческие идеи.

Таким образом, мой опыт работы показал, что проектная деятельность один из наиболее эффективных методов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, наиболее целесообразная форма для решения задач гендерной социализации и других сторон в воспитании дошкольников.

Перспектива дальнейшей работы состоит в продолжении реализации проекта, пополнении предметно-развивающей среды адекватной полу, пополнении педагогической копилки, в создании родительских клубов для пап и мам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендер...

Презентация "Гендерная социализация детей дошкольного возраста"

      Гендерную роль дети принимают на себя в процессе социализации. Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет осо...

Практико-значимая работа из опыта работы «Сюжетно-ролевая игра, как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста».

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действова...

Сообщение из опыта работы "Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."

quot;Гендерная социализация детей дошкольного возраста в условиях сельского детского сада."...