Консультация для родителей на тему: "Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Рабданова Ольга Дмитриевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования МО «Еравнинский район»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства

«Воспитатель года – 2017»

Консультация для родителей на тему

«Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Выполнила:Рабданова О.Д.

МБДОУ «Ручеек»

с.Сосново-Озерское

2017г

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это психосоциальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Поэтому тема гендерной идентификации детей дошкольного возраста в ДОУ в условиях введения ФГОС и в семье особенно актуальна в настоящее время.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей.

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства девочки и мальчики воспитываются в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного гендерного самосознания.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

В истории человечества воспитание детей разного пола осуществлялось в соответствии мужскими и женскими социальными ролями. Мужчина выступал в роли добытчика и обеспечивал материальное благополучие семьи, а женщина – мать и хранительницей домашнего очага. Воспитание детей разного пола зависели от культурных традиций и экономического развития общества.

Гендерный подход в педагогике предполагает изучение того, как социально определенные роли и обязанности формируются в различных сообществах и образовательной системе в целом, каким образом у одного пола (девочек или мальчиков) возникает преимущество над другим и при каких обстоятельствах складываются взаимоотношения девочек и мальчиков как равноценных партнеров (Е. И. Каменская, И. С. Клецина, Л. И. Столярчук, Л. В. Штылева и др.) [8, с. 12-22].

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования. В данный момент, это попытка содействовать восприимчивости и развитию понимания ребенка по отношению к себе, что в целом может решить проблемы, связанные с гендерной идентификацией и самореализацией.

Половая идентификация ребенка происходит уже к 3-4годам, ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает и не понимает, какими должны быть «мальчик» и «девочка». Дети 4-х лет часто полагают, что пол можно изменить т. к. представления о собственной принадлежности к определенному еще не стойкие.

В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что «пол» не изменяется: мальчики повзрослеют и станут мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не поменяется, в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Половое развитие — это результат не только биологических особенностей пола, сколько социальных требований общества к мальчикам и девочкам со стороны членов семьи, а также воспитателей и сверстников, с которыми они себя идентифицируют.

Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери – образ будущей избранницы. Отношения родителей служат моделью взаимоотношения полов. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают и понимают индивидуальные особенности развития своих детей, основные признаки их «отклонений», индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие.

Особый интерес в современной педагогике представляет изучение процесса гендерной социализации дошкольном возрасте. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Следует заметить, что последние годы внимание многих специалистов (И. С. Кон, Т. А. Репина, В. А. Крутецкий, Ш. Берн, В. Е. Каган) привлекают гендерные аспекты детства.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

- когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании своего ролевого поведения (Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, И. С. Кон, Т. А. Репина);

- эмоциональный – полоролевые предпочтения, интересы, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д. В. Колесов, А. Е. Ольшанникова, Н. Б. Сельверова, Т. П. Хризман);

- поведенческий – усвоение модели поведения, типичной для пола (И. С. Кон, Д. В. Колесов, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина) [10].

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В исследованиях по проблемам полового воспитания Т. А. Репина определила ряд факторов, которые способствуют эффективности полового воспитания [7]:

Без решения проблемы гендерной социализации невозможно разработать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола с целью формирования у них таких качеств, как мужественность и женственность, которые необходимы им и для успешного выполнения в будущем функций в своих собственных семьях.

Л. В. Коломийченко и О. В. Прозументик, проведя тщательный анализ психолого-педагогических исследований Л. А. Арутюновой, Л. В. Градусовой, Е. А. Кудрявцевой, Н. К. Ледовских, выполненных под руководством Т. А. Репиной, пришли к выводу, что процесс полоролевой социализации не должен протекать стихийно. В воспитании ребенка должны учитываться индивидуальные и половозрастные особенности становления личности мальчиков и девочек, что обуславливает саморазвитие, самореализацию, самосовершенствование женской или мужской роли.

 Работа по полоролевому воспитанию требует от родителей педагогического просвещения.

1. Рекомендации родителям

- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному, но обязательно очень любить.

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

- Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина - девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними - неверно и бесполезно.

- Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней - бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают, сначала разберите, в чем ее ошибка.

- Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может длительно удерживать эмоциональное напряжение, его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга), мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

- Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов, а если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить, бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

- Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать, стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

- Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

- Для успешного воспитания мы должны превратить свои требования в желания  ребенка.

Мальчик и девочка - два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они - будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция долгосрочного развития до 2020г.

3. .Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014г. – 368 с.

5. Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО (1995 г.)

6. Коломийченко Л. В., Конышева Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации. Монография Пермь ПГГПУ, 2013. – 187 с.

7. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. – М. : Издательство Московского психолого–социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

8. Стрелова, М. Раздельное воспитание: за и против / М. Стрелова // Дошкольное воспитание. – № 4. – 2000. – С. 12-22.

Интернет ресурсы:

9. Википедия – свободная Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

10. Теоретические основы процесса гендерной социализации детей младшего дошкольного возраста – образовательные документы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://12fan.ru/512445411.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Социальные изменения, произошедшие в обществе за последние годы, разрушение традиционных стереотипов женского поведения, выход женщины на деловую арену, ее, ставшее в...

Сценарий педагогического совета по теме: «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Представлен сценарий педагогического совета по теме «Психолого – педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» в форме аукциона...

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

В период дошкольного детства ведущим видом деятельности является игра. Это связанно с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знания...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      В настоящее время в системе дошкольного образования возникла серьезная проблема по вопросам гендерного воспитания. Современные требования не могут игнорировать гендер...

Статья на тему "Психолого-педагогические условия реализации образовательных программ для детей дошкольного возраста"

В статье говориться о том, что такое психолого-педагогические условия в ДОО согласно нормативным законодательным актам и примерной основной образовательной программе....

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...