Нравственность – основа устойчивого здоровья общества и человека
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гамова Светлана Валентиновна

Реферат на тему: «Нравственность – основа устойчивого здоровья общества и человека» 

Нравственное здоровье складывается в процессе формирования нравственности человека, его нравственного развития и накопления им своего нравственного опыта. Этот процесс предполагает нравственное образование и его постоянную модернизацию. «Результатом» нравственного развития можно считать полноценную нравственную личность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат

на тему:

 «Нравственность – основа устойчивого здоровья

общества и человека»

Санкт-Петербург

2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение        3

Глава 1. Теоретические основы понятия нравственности как основа устойчивого здоровья общества и человека        5

1.1.        Анализ исследований понятия нравственности в современном обществе        5

1.2.        Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»        9

Заключение        13

Список литературы        15


Введение

Понятие «нравственное здоровье» в последнее время всё чаще возникает на устах большинства граждан нашей страны. Можно услышать различные высказывания, предположения и рассуждения о «нравственном здоровье людей», «нравственном здоровье общества», «государственном благе». Но далеко не всегда люди осознают, в чём же состоит смысл данных понятий.

Само понятие «здоровье» означает нормальную, правильную деятельность организма, его психическое благополучие (из словаря С. И. Ожегова).

В древности выражение «хороший человек» было связано с представлениями о человеке гармоничном, т. е. развитом физически и психически, уравновешенном, знающем и следующим законам нравственности, готовым к жизни во благо общества.

Нравственное здоровье складывается в процессе формирования нравственности человека, его нравственного развития и накопления им своего нравственного опыта. Этот процесс предполагает нравственное образование и его постоянную модернизацию. «Результатом» нравственного развития можно считать полноценную нравственную личность. Но это, говоря точнее, не результат, а процесс, хотя в нём есть как относительно стационарные составляющие, так и динамичные. К первым относятся нравственные ориентиры и ценности, нравственные качества, общие жизненные принципы и идеалы. Наиболее динамичной частью морального сознания человека является его нравственный опыт. Личная нравственность этически зрелой личности находится в соответствии с правилами и нормами поведения, общепринятыми в социуме.

В основе нравственного здоровья лежит позитивное восприятие окружающего мира. Это – позиция достойного гражданина своей страны, обладающего развитым нравственным сознанием, осознающим свои действия и поступки. Такая личность ориентирована на созидание, творчество, на стремление к самосовершенствованию и творение добра.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье является самым главным фактором в жизни человека. И каждый должен заботиться о своем здоровье: не только физическом, но и нравственном. Насколько бы вперед не ушла современная медицина, она не сможет помочь нам избавиться от болезней, без нашего участия. Необходимо с самого раннего возраста закалять свой организм, быть активным, есть правильную пищу, соблюдать правила личной гигиены и, конечно же, не забывать о нравственности и морали. Только так можно добиться гармонии между физическим и нравственным здоровьем. Никто не считает, что физическое здоровье не влияет на нравственное, но нельзя отрицать и обратного процесса. Как нельзя лучше этот принцип отражает древняя мудрость: «Оберегай свой дух покоем, и тело само исправится».


Глава 1. Теоретические основы понятия нравственности как основа устойчивого здоровья общества и человека

  1. Анализ исследований понятия нравственности в современном обществе

В Конституции РФ весьма размыто представлена информация о воспитании нравственности и формирования нравственной культуры в обществе. Так ст. 21-25 являются наиболее существенными в плане конституционно-правового закрепления моральной, нравственной, религиозной и в целом духовной свободы и автономии личности [1].

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ очень скупо затронута проблема нравственного воспитания молодого поколения. В законе нет определения понятия «нравственное воспитание». Однако в ст. 12. «Образовательные программы» сказано: «Содержание образования должно … обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [3].

Однако вопросы формирования нравственных ценностей и воспитания нравственности волновали общество всегда и во все времена и многими психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Э. Эриксон, А. Маслоу, З. Фрейд, А. Адлер, К. Роджерс и др.) и педагогами (Б.Т. Лихачев, Д.К. Ушинский, И.П. Подласый, А.К. Бондаренко, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Т.А. Куликовой, А.В. Запорожец и др.).  

В большом академическом словаре русского языка понятие нравственности описывается как совокупность принципов и норм поведения человека по отношению к обществу и другим людям [7, с. 611].

В педагогическом словаре нравственность определена так: «Нравственность – это особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости. Нравственность – это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь» [13, с. 156].

Большой толковый словарь современного русского языка также описывает нравственность как совокупность норм, определяющих поведение человека, который соблюдает требования морали [8, с. 550].

В других источниках говорится о том, что нравственность чаще всего употребляется в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики [24].

При этом мораль (от лат. mores – общепринятые традиции, негласные правила) – это принятые в обществе представления о хорошем и плохом, неправильном и правильном, зле и добре, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений [23].

Если обратиться к психолого-педагогическому словарю Е.С. Рапацевича, то можно обнаружить, что нравственность рассматривается как совокупность норм и правил, которые регулируют отношения людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность [20, с. 188].

В педагогическом словаре дается следующее понятие: «норма – это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации» [13, с. 163]. Получается, что нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запретить или предостеречь от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

 В кратком философском словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (лат. mores - нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16, с. 191].

В Толковом словаре русского языка конца ХХ века мораль описывается как совокупность норм поведения, принятых в каком-либо социальном слое, сообществе, коллективе [21, с. 401].

Большой толковый словарь современного русского языка дает такое толкование морали – нравственное учение, свод правил нравственности, этики [8, с. 459].

 В толковом словаре В.И. Даля мораль определяется как нравственное ученье, правило для воли, совести человека» [11, с. 345].

В.И. Логинова и П.Г. Саморукова рассматривают понятие «мораль» в прямом значении этого слова – нрав, обычай, правило. А в качестве синонима используют понятие этики. Соответственно от того как освоена человеком мораль, соотнеся свое поведение и убеждения с действующими моральными принципами и можно судить об уровне нравственности человека. Другими словами, нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет такие качества человека, регулирующие индивидуальное поведение: честность, правдивость, доброта, порядочность, трудолюбие [17, с. 92].

Исходя из выше сказанного можно сделать выводы, что понятия «мораль», «нравственность» близки друг другу по значению и являются предметом изучения этики.

Этика (от др. греч. etos – нрав, обычай) – философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность [25].

Таким образом, слова «мораль», «нравственность», «этика» имеют одинаковое лексическое значение (обычай, нравы, порядок, уклад, норма поведения). Однако в философии под этикой понимается исследование и изучение морали, а термины «нравственность» и «мораль» определяют форму общественной жизни и культуры.

«Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное» [22, с. 86].

Что же такое нравственное воспитание? И как происходит формирование нравственных представлений?

По мнению Г.Н. Эйсмонт-Швыдкой в отечественной педагогике воспитание нравственности рассматривается как активный целенаправленный процесс, в результате которого происходит формирование высокого сознания, нравственных чувств, привычек морального сознания и поведения с первых лет жизни [6, с. 64].

Автор воспитательной системы всестороннего развития личности педагог и новатор В.А. Сухомлинский обоснованно считал, что нравственное воспитание – это системообразующий признак для гармоничного развития человека [15, с. 29].

В.В. Линьков предмет нравственного воспитания рассматривает в виде системного единства взаимосвязанных и развивающихся компонентов, входящих в структуру нравственного сознания и нравственного поведения, определяющих положительные качества личности и влияющих на моральный климат групп, сообществ [12, с. 202].

Существует ли проблема формирования нравственных качеств в обществе? Возможно ли воспитать в ребенке, в человеке нравственные качества?  Нужно ли начинать воспитывать в дошкольный период и как это может повлиять на развитие личности в целом?

О воспитании нравственности писал И.П. Подласый: «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения» [19, с. 163].

В ходе воспитания нравственности формируются нравственные ценности.

В большом энциклопедическом словаре понятие ценности определена как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом [7, с. 649].

По мнению С.А. Козловой каждый взрослый к моменту встречи с ребенком имеет большой социально-нравственный опыт, в котором соединяются все то, что было накоплено человечеством в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком. Ребенок, общаясь со взрослым, наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Однако нравственные ценности у дошкольников будут формироваться в том случае, когда взрослые преднамеренно демонстрируют ребенку свое отношение и поступки, делая себя образцом для подражания [14, с. 35].

В результате анализа исследований можно сделать следующий вывод: нравственное воспитание – это незаученные моральные нормы, а активный жизненный процесс постоянных и систематических решений, процесс выстраивания отношений и взаимодействий, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними, которые закладываются ещё в дошкольном возрасте. Вопрос воспитания нравственности с детства является одним из важных составляющих в современном мире, т.к. правовое общество с высокой культурой отношений между людьми определяется социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Нравственное основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности, и требует формирования в уже с дошкольного периода эстетических, физических, умственных и трудовых качеств ребенка.


  1. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье — это состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Это определение приводится в Преамбуле к Уставу Всемирной Организации Здравоохранения и с 1948 года это определение не менялось [2]. Т.е. это и физическое и социально – психологическое, и духовно – нравственное здоровье.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

До недавнего времени под “здоровьем” в преобладающем числе случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого – педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич, Л. С. Кобелянская, М. Я. Виленский, И. О. Мартынюк, Р. Дитлс и др.) здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы – укрепление здоровья индивидуума [9, с.12].

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека. Достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой, формах жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни – это «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [4, с. 27].

Под здоровым образом жизни подразумевается образ жизни, который основан на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, а также защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье. Здоровье – понятие многогранное, оно включает в себя не только физическое здоровье, но еще и духовное [18, с. 53].

Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский в своих трудах определяли, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой. Они выделили три основных компонента здорового образа жизни:

  • объективные общественные условия;
  • конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;
  • система ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность.

Здоровый образ жизни – это грань образа жизни, органически присущая обществу и направленная на заботу о людях. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Существует три вида понятия «здоровье»:

  • Физическое здоровье – это такое состояние организма, при котором все органы и системы человека хорошо функционируют, и человек чувствует себя здоровым.
  • Психическое здоровье – под этим понятием понимается состояние головного мозга, эмоциональной устойчивостью, мышлением, развитием памяти.
  • Нравственное здоровье – которое зависит от моральных принципов, являющихся основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определённом человеческом обществе.

Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются:

  • сознательное отношение к труду;
  • овладение сокровищами культуры;
  • активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами. Нравственным умом обладают люди, чьей главной жизненной установкой, регулятором действий является мораль, нравственность. А как мы уже знаем, понятия эти нередко рассматриваются как синонимы, означающие свод не писанных, веками выработанных, признанных человечеством правил.

Потому высоконравственное образование имеет возможность существовать предопределено как единичный процесс обучения:

  • высоконравственных эмоций (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
  • высоконравственного вида (упорства, милосердия, кротости, незлобивости);
  • высоконравственной позиции (возможности к различению блага и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению житейских тестирований);
  • высоконравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, повиновения, хорошей воли).

Соблюдение правил сохранения только физического здоровья является недостаточным. Человек — это часть Вселенной. Разрушая окружающий мир, человек разрушает и себя. Поэтому важнейшими правилами сохранения здоровья являются бережное отношение к природе и сохранение гармоничных отношений с окружающими людьми. Здоровье, здоровый образ жизни — это нравственный образ жизни, построенный по законам Любви и Добра.

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Древние говорили: “Здоровый дух в здоровом теле”, подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами – если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не может не следить. Но в практику нашего физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как “в здоровом теле – здоровый дух”, а значит, телесное как бы ставится на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств, совсем не так.

Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования, организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно-вещного, природного, социокультурного и духовного компонентов, социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности рядового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленных, производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов.

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.


Заключение

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив – осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека.

Понятия «нравственное здоровье» и «нравственная культура» нужно рассматривать как взаимосвязанные. Показатель нравственного здоровья есть выработанные человеком нравственные качества. Как определить нравственно здорового человека? Это не просто тот, кто желает другим людям добра, а тот, кто способен на сострадание, дружбу, любовь, добрый поступок, кто умеет понять другого человека, оказать помощь в трудной ситуации, защитить других в трудных ситуациях.

Нравственно здоровый человек в первую очередь должен быть достойным гражданином общества, вызывать чувство уважения у окружающих, обладать важным нравственным качеством – достоинством. Достоинство – особое чувство, которое называют «чувством собственного достоинства». Это осознание индивидом своей свободы и ответственности, это готовность к созиданию добра и его защите. Переживание собственной гражданской и нравственной ценности и ответственности, их практическое подтверждение возможно вопреки обстоятельствам. Достойный человек – это человек, обладающий добродетелями, соответствующий общепринятым нравственным образцам. Другими важными чертами нравственно зрелой личности являются стойкость и мужество. Человек, умеющий противостоять низменным влечениям, человек, умеющий стойко и мужественно встречать выпадающие на его долю испытания, достоин уважения, и он получает право на самоуважение.

Нравственно здоровый человек – это внутренне свободный человек, который осознаёт, принимает и добровольно следует нравственным законам. Такой человек должен думать не только о себе, он не унижается сам и не унижает других, в каждом индивиде видит человека, а не врага или жертву, партнера, а не соперника. Таким образом, нравственно здоровый человек соответствует определённым нравственным требованиям. На педагогов и родителей ложится огромная задача, они призваны направлять детей на путь нравственного развития умными, отнюдь не лобовыми и назидательными методами. Главное, чтобы дети научились осознавать свои действия и поступки, задумывались бы над тем, каков моральный смысл их решений и поступков, чтобы они вырабатывали навыки анализа своих ошибок и способы их исправления.

Как отмечалось, в основе нравственного здоровья общества лежит нравственное здоровье его членов. Если моральный дух нации сломлен, то никакая гуманитарная или иная помощь не спасёт страну от развала, а народ от гибели. Народ здоровый, духовно богатый не развалится никогда, выдержит любые испытания, выпавшие на его долю. Болезни общества заключаются в нарастании в нём негативных процессов. Их признаки легко видеть в росте преступности, распространении социально обусловленных болезней; показателем нравственной деградации становятся коррупция, рост социального расслоения, появление бездомных, бродяг и нищих, разгул порнографии и сексуального рабства, и т. д. Общественные пороки – не абстракции, за каждым из них стоят пороки отдельных людей. На путь нравственного падения могут подтолкнуть социальная несправедливость, бюрократический произвол, неправедный суд, зависть, жестокость, ненависть к инакомыслящим, равнодушие и т. д.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Самым крепким бастионом на пути нравственной деградации должна быть семья. Семья для ребёнка – исходная ячейка общества.

Семья как таковая может существовать только на основе доверия, уважения, любви, взаимопомощи и взаимопонимания. Основные моральные качества человека – любовь, забота, доброжелательность, долг, сострадание, ответственность, честность и многие другие – формируются в семье.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Можно говорить, как о нравственном здоровье отдельной личности, так и о нравственном здоровье общества в целом. В основе нравственного здоровья государства лежит нравственное здоровье народа. Народ, который, как говорили наши предки «духом силён», перенесёт любые испытания, выпавшие на его долю. Нравственное здоровье общества основывается на братских взаимоотношениях людей, взаимоуважении, сознательном отношении к труду, человеколюбии, уважении к другим народам и их культурам.

Таким образом, нравственное здоровье общества и нравственное здоровье человека базируются на общих нравственных принципах, принятых во всех цивилизованных обществах. Человек живёт и действует не только для себя, но и во благо общества отдаёт свои дарования и энергию развитию и укреплению общества. Нравственный человек – это счастливый человек, он способен получать полное удовлетворение от своего труда, стремится к творчеству и самосовершенствованию.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Устав Всемирной Организации Здравоохранения, принятый Международной конференцией здравоохранения, Нью-Йорк, 19-22 июня 1946 г.; подписанному 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Official Records of the World Health Organization, no. 2, p. 100) и вступившему в силу 7 апреля 1948 г.
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст. 12.
  4. Амосов Н.М., Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. – ACT, Сталкер; Москва, Донецк; 2004.
  5. Апанасенко Г.Л. Здоровый образ жизни. Л., 1998.
  6. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Крон-Пресс, 2010.
  7. Большой академический словарь русского языка изд-во Наука. - Москва, СПб, 2008, т.12, с. 653.
  8. Большой толковый словарь современного русского языка, Д.Н. Ушаков, М.: «Альа-Принт», ООО изд. «Дом. ХХI век.», 2008, - VIII, 1239с.
  9. Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. – М: Большая всероссийская энциклопедия, 1998.
  10. Власов А. Большой и спорт совсем маленький. - МГАФК, Москва, 2000.
  11. Даль В.И. Толковый словарь. М.: Энциклопедия, 1979.
  12. Каташев И.А., В.В. Линьков. Критерии нравственного развития // Наука и школа. – М.: МПГУ – 2016. - №2. – с. 216.
  13. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2009.
  14. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2008.
  15. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. Москва, Просвещение, 1982, - с. 447.
  16. Краткий словарь по философии. - М.: Энциклопедия, 2012.
  17. Логинова В.И., Лейкина Б.С. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. В 2-х ч. Ч.1. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2009.
  18. Михайлов Д.Ю. Нравственное здоровье в системе этического образования, 2011.
  19. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. Учебное пособие для вузов. М.: ВЛАДОС – пресс, 2004. – с. 365.
  20. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово, 2012.
  21. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения. Под ред. Скляревской Г.Н. Российская академия наук, Институт лингвистических исследований. Изд-во Фолио-пресс, Санкт-Петербург, 1998, с. 701.
  22. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие для уч. средних учеб. заведений /И.Ф. Харламов. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Академия, 2010.

Интернет ресурс:

  1. Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Мораль
  2. Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность
  3. Википедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/Этика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

художественно - творческая деятельность с детьми младшего дошкольного возраста - основа формирования художественной культуры человека

Данная статья раскрывает значение ИЗО деятельности для младших дошкольников, как деятельности, направленной на развитие эстетического отношения человека к действительности. Именно в этом возрасте, с п...

"Вам года - не беда" социально-нравственный проект ко Дню пожилого человека

В статье  представлен опыт работы дошкольного учреждения  по воспитанию внимания и заботы к старшему поколению, так как мы хотим воспитать личность, которой не чужды такие качества, как любо...

Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.

Составленный план, ход мероприятия  на тему: "Массленница"- по  развитию культуры и народным традициям!...

Семинар- практикум «Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора» 2021г.

laquo;Духовно -нравственные основы патриотического воспитания на основе народных традиций и фольклора»...

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Гражданско-патриотическое воспитание сего

     Символы государства имеют собственную историю. В своем развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Пр...

Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.

В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...

Дыхание – основа жизни и здоровья человека

Дыхание – основа жизни и здоровья человека...