Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурно-исторические и семейные традиции
статья на тему

Коварда Светлана Владимировна

Педагогическое наблюдение в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурно-исторические и семейные традиции.

Современный мир меняется очень быстро. Наши дети с самого рождения получают огромный поток информации: в СМИ, детском саду, кино, Интернете. Родителей и педагогов заставляет задуматься о проблеме эффективного нравственного воспитания собственного ребенка и детей в группе. В дошкольном возрасте - малыши так восприимчивы к усвоению нравственных норм и требований. В динамическом ритме жизни и сами родители вынуждены ценить больше материальные, чем духовные ценности. Поэтому у многих детей искажены представления о добре, справедливости, милосердии, гражданственности и патриотизме. Так как же воспитать духовную личность? Возможно только, через современные усилия семьи и семейных традиций, которые быть может во многом утеряно, но по шажочку возвращаются в наши российские семьи. В этом им помогает культурные и исторические связи, историческая память народа, яркие примеры потомков.

Воспитательный процесс в детском саду необходимо строить на основе русской культурной традиции. Еще В. Г. Белинский отмечал в своих трудах: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.» Возрождение традиции семейного воспитания, православного(религиозного) воспитания детей и уклада. Благодаря этому дети накапливают знания о различных церковных праздниках и народных традициях. На праздниках используются все средства для эмоционального общения с детьми:  игры, сказки, музыка, живопись. К участию в праздниках привлекаются старшее поколение (бабушки, дедушки) и младшее поколение(братья, сестры) и самое главное родители. Такие праздники находят отклик во всех сердцах. В дошкольном возрасте дети усваивают моральные требования, социальные нормы и образец поведения на основе подражания. И таким образом малыши разделяют плохие и хорошие поступки, что нравственные законы незыблемы и едины для всех, что все заслуживают уважительного отношения к себе. Дети начинают оценивать поступки по их последствиям.

Современные педагоги О.Л.Князева и М.Д.Маханева в своей программе «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» говорили: «...обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок,  гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряд, верование, историю своих предков, и культуру.» Это поможет с уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является частью всестороннего воспитания ребенка и ступенькой возрождения отечественной культуры, семейных, а значит и общероссийских традиций.

Литература.

1.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника/Л.Ф.Островская -М.: Просвещение,1987.

2.Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания/Т.И.Петракова-М.,1997.

3.Маханева М.В. Нравственное патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.: Пособие-М.:2004 с.3

4.  https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8026


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»

Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по  приобщению дошкольников...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Познакомить детей с родным городом, краем, его историей и достопримечательностями.  Развивать интерес к прошлому своего края; развивать  познавательную активность, логическое мышление, вообр...

Патриотическое воспитание дошкольников с опорой на ознакомление с русскими-народными традициями и праздниками

В статье раскрывается необходимость  создания условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Использование элементов русского-народного фольклора в работе с деть...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...