Патриотическое воспитание дошкольников с опорой на ознакомление с русскими-народными традициями и праздниками
статья (средняя группа)

Айтмаметова Гульнара Хабировна

В статье раскрывается необходимость  создания условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Использование элементов русского-народного фольклора в работе с детьми. Разработка и проведение фольклорных  праздников, погружениев русскую кульртуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников с опорой на ознакомление с русскими-народными традициями и праздниками.

Айтмаметова Гульнара Хабировна

ГБДОУ детский сад 133

 Адмиралтейского района СПб

Интерес к прошлому, к своим корням, к истории, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего. Основная задача педагогов в детском саду – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Национальное возрождение, воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, этнопедагогики. Этнопедагогика изучает процесс социального и общественного взаимодействия и воздействия, в ходе которого личность воспитывается и развивается, усваивает социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, в фольклоре, народных играх и игрушках, народном быте и традициях, воспитывает патриотизм.

Патриотизм — это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения,, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно-творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т. д.). Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение жизнь народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия — родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи...

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» (Д. С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры должны опираться на следующие приоритеты:

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Известный афоризм, завершающий «Сказку о золотом петушке» А. С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», должен использоваться как руководство к действию каждым воспитателем и родителем. Чтение или рассказывание ребенку сказки не должно превращаться только в развлечение (хотя русская народная педагогика никогда не выступала против развлечений), но «Делу время, потехе час», а стать поводом для незаметного педагогического воздействия на ребенка. Обсуждая вместе с ним только что прочитанную сказку, поведение героев и антигероев сказки, воспитатель сможет выявить степень понимания ребенком сказочного сюжета, выслушать его суждения относительно персонажей сказки, согласие или несогласие с завершением сказочного сюжета. Такая беседа после сказки позволит предложить ребенку образцы социально ценного поведения и составить основу своего рода «сказочного образования» дошкольника , а в дальнейшем сказка сможет стать поводом неоднократного возвращения к поступкам и проступкам ее героев в случае возникновения аналогичных ситуаций в детской жизни.

Персонажи русских народных сказок формируют в сознании ребенка нарицательные образы с ярко выраженными чертами, с помощью которых ему в будущем будет легче разбираться в поступках и поведении людей.

Нравственные представления и понятия формируются с помощью бесед, рассказов воспитателя о труде, о традициях, народном творчестве русского народа;  чтения книг о народах нашей страны,  знакомства со сказками, сказаниями, былинами, песнями, загадками, пословицами и поговорками, народными играми и игрушками, народными праздниками.

В России игры всегда были популярны, их называли забавами, развлечениями, потехами. Русская народная культура издавна богата играми, в которых сочетается веселье, удаль, выдумка и искрометность.

Игра - неотъемлемая часть народных праздников и гуляний. Народные игры, забавы всегда соотносились с природой (плелись венки и украшались березы, елки), с определенными этапами в жизни человека (день рождения, свадьба и др.).

Игра сопровождает ребенка на всех этапах его возрастного развития, начиная с «ладушек» и «сороки», игры в «дочки-матери» и «салки» до спортивных и компьютерных игр. Она несет в себе заряд радости и веселья, а потому широко применяется на празднике и в походе, на перемене и внеклассном мероприятии, на семейном торжестве.

Игра - явление многофункциональное. Не секрет, что с помощью игры мы приучаем ребенка к труду. В. Н. Терский отмечал, что игра - деятельность ребенка, постепенно перерастающая в трудовую деятельность. Отличие игры от труда обычно видят в том, что, трудясь, человек создает материальные ценности, а играя, таковых не создает. Но дети способны и в процессе игры создавать материальные ценности. И это очень хорошо, если игра перерастает в труд, и в то же время труд не теряет прелести игры.

Воспитывая в ребенке черты честного труженика, любящего труд, мы очень широко использовали игры, так как в хороших играх скорее и лучше всего можно воспитать любовь к труду и привычку понимать значение слов «надо» и «нельзя» и умение выполнять эти требования.

Игра вводит ребенка в общение с природой, с окружающими. «Игра, - говорил А.М.Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, – писал он, – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Также он считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является ещё и средством обучения и воспитания. Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его культуре своего народа. В народной игре имеется весь арсенал необходимых средств формирования человека, гражданина. «Практически нет такого качества личности, развить которое нельзя было бы с помощью народной игры, стоит только внимательно ее изучить». Народные игры позволяют ребенку быть участником игры, членом детского коллектива, быть принятым компанией сверстников, научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться и т. д. В игровой форме дети усваивают необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, исключаются из игры, а эта мера достаточно действенна на ребенка).  Они получают возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры и регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

К числу наиболее распространенных народных игр среди малышей можно отнести «Каравай». Цель этой игры в том, чтобы поздравить ребенка с днем рождения. Это, как и подобает народной игре, игра-хоровод, где родители, взрослые и дети берутся за руки, образуя круг. Виновник становится в центр круга. Кто-то из родных (либо воспитатель детского сада) начинает игру словами: «Как на Женины (Машины, Танины и др.) именины...» Играющие повторяют эти слова хором, держась за руки и двигаясь по кругу. Начинают поздравлять именинника: дарят ему подарки, цветы, поют песни, читают стихи.

Позже ребята играют в народную игру «Ручеек», «Золотые ворота», «Фанты», «Лапту» и др. Русские народные игры, как и игры других народов России, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, пробуждают интерес к народному творчеству, к истории своей Родины. Родина предстает перед ребенком в образах, звуках, красках, в играх, которые он принимает как эстафету предшествующих поколений. Воспитание любви к своей Отчизне является основным, ведущим принципом педагогики. Игра помогает увидеть и понять многонациональный характер игр, их самобытность. Не секрет, что многие детские игры давно потеряли свою «национальность», каждый народ их считает своими. Именно использование в воспитательном процессе игр разных народов позволяет «заложить крепкий фундамент» национального согласия в будущем наших детей, нашей страны. Игры помогают формировать высокие эстетические представления, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы и ее эстетические представления, умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы. Выбор входящего определен с помощью считалок, которые нравятся детям. Считалки всегда бывают рифмованными. Они могут быть веселыми, шуточными. Обычно кто-нибудь из ребят начинает говорить считалку и, произнося каждое слово, указывает последовательно на участников игры, стоящих в кругу. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить. Вот некоторые считалки:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты води!

Если народная игра предполагает соревнование двух команд, равных по численности и силам, обычно применяется способ сговаривания. Дети выбирают двух «маток», а сами попарно сговариваются о том, что каждый из них будет «обозначать» (цвет, дерево, цветок и т.п.). Попарно они подходят к «маткам» и спрашивают, например:

Ландыш душистый

Или одуванчик пушистый?

Колокольчик голубой

Или желтый зверобой?

Белую березу

Или красную розу?

Из речки ерша

Или из лесу ежа?

Подвижные народные игры способствуют укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности, смекалки, отлично закаляют тело и душу. Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется знакомству детей с традициями русских народных праздников. Почему мы обратились именно к праздникам?

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие способности. Эти праздники дают представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянина. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. Любой праздник, по определению, является первичной формой культуры. Культура праздника действительно слагается из культуры игры, слова, движения и музыкального звука, моды и костюма, этикета, обычая - словом, из совокупности разных культур. Возрождая праздничные народные традиции в дошкольном учреждении, мы преследуем конкретную цель - приобщение наших воспитанников к истокам русской народной культуры через организацию детских фольклорных праздников, дать возможность каждому ребенку раскрыться и проявить свои таланты.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, – писал он, – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях». Он считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.


Список литературы

  1. Акимова, Ю. Корни национальной памяти / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - N 2. - С. 21-23.
  2. Батурина, Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях / Г.И. Батурина, Т.Ф. Кузина // Преподаватель. - 1999. - № 1 (8). - С. 15-18.
  3. Выготский, Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. - Т.2: Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 540 с.
  4. Гришина, Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре / Г. Н. Гришина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. -№1.- С. 67-73.
  5. Евстратова, Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции / Л. Евстратова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № L - С. 17-20.
  6. Писарева, А. Е. Русские культурные традиции и нравственно-патриотическое воспитание дошкольника / А. Е. Писарева // Научно-практическая конференция "Патриотическое воспитание дошкольников" (реализация государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы) [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.portal-slovo.ru/rus/infant_education/115/4273/$print_text/?part=l
  7. Приобщение детей к истокам русской. народной культуры Программа Учебно-методическое пособие Издание второе, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации , Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс» 2010 ББК 74.100.5 К 54 Авторы: О.Л. Князева, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО, Москва; М. Д. Маханева, заведующая ДОУ № 117 ОАО «ГАЗ», Н.Новгород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: Воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с русскими народными обычаями, традициями, творчеством

Педсовет: Воспитание патриотических чувст у детей через ознакомление с русским народным творчеством, обычаями и традициями...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурно-исторические и семейные традиции

Педагогическое наблюдение в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников...

Патриотическое воспитание через приобщение детей и родителей к русским народным подвижным играм.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становиться патриотическое воспитание. В период среднего дошкольного в...