Формы работы музыкального образования малышей средствами фольклора
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Павлова Светлана Геннадьевна

Представлены несколько видов работы с малышами на основе русской народной музыкальной культуры. Практическую интерпретацию можно увидеть на канале ю туб "Маленькие дети поют народные песни" (получил отклик-просмотр, вызвал интерес у 3750 респондентов), а на Всероссийском фестивале педагогического творчества получил статус обобщения педагогического опыта.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pavlova_s_g_festival.docx26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                              Ассоциация творческих педагогов России

       Всероссийский фестиваль педагогического творчества (2015-2016год)

Номинация: Педагогические идеи и технологии: дошкольное образование.

Название работы: Экспериментальная технология   развития   и воспитания малышей уникальными средствами русской   музыкальной культуры.

  В контексте развития приоритетных задач образования аспекты актуальности

и современности   кладезя русской национальной культуры занимают   ведущие

места. Уникальны по своей сущности «пестушки» -коротенькие стишки и песенки о окружающем ребенка мире с использованием движений, зачастую ритмических, соответствующих содержанию текста.     Еще   не   умеющий разговаривать малыш, воспринимает мир на высоком эмоциональном уровне через речевое общение с самым близким человеком-мамой, бабушкой. Кстати,

З. П. Васильева, характеризуя   пестушку, сравнивает ее с   режиссурой   и  театром одного актера, где близкий человек и спрашивает, и отвечает, и показывает, и играет, а я бы добавила, что это интерактивный театр, в котором малыш сразу вовлекается в процесс игровой технологии , уже с самого раннего возраста  пытаясь познавать и делать пока простейшие пестушечные   движения.  Не , случайно слово  пестушка   в  «Остромировом евангелии» (1056-1057) сравнивают с воспитателем, а текст пестушки обнаружен А. А. Медынцевой на стене Новгородского софийского собора, запись которой датируется 12-первой половиной 13веков)   Составленные   и сложенные, отредактированные    не    одним   тысячелетием и не одним  человеком,  а  пропитанные,  что  называется,   духовным богатством и эстетическими ценностями целого    этноса ,   апробированные   в естественных     условиях     народной    педагогики,   представляют     собой богатейший   материал   для   практики   современных   технологий   развития   и воспитания маленького человека.  

  В рамках программы музыкально-эстетического образования на площадке детского сада была апробирована экспериментальная технология развития и

воспитания малышей уникальными средствами национальной музыкальной культуры. За основу были взяты различные жанровые формы фольклорного творчества, и главным условием любого следующего   шага в представляемой технологии являлось обязательное участие каждого ребенка (  а  в некоторых формах и его семьи) в воспроизведении и действии предлагаемого материала

и получении от этого процесса положительного эмоционального отклика.

                                                      Этапы технологии

Жанры русского народного творчества

Формы

работы

Целевые

установки

Участники

1.Колыбельные    песни

Музыкальное занятие: слушание, пение и укачивание игрушки

Познакомить с характеристиками колыбельной песни: спокойная, тихая, ночная, добрая, помогает заснуть; мотивировать желание спеть, чтобы укачать любимую игрушку

Музыкальный руководитель, дети, воспитатель, желательно участие родителей

2.Игры с песнями народными

Музыкальные занятия, календарные народные праздники (масленица, новый год, коляда, иван купала, рождество)

Научить играть в музыкальные русские народные игры с использованием песен, движением, упражнениями под музыку,  формирование умения орииентировки в

пространстве, со-

гласованность с содержанием песни

Дети разновозрастных групп,

музыкальный руководитель, воспитатели

3.Пение

Музыкальные занятия,

все утренники и

развлечения,

физкультминутки,

конкурсы, во время гуляния и

дома,

участие в городских конкурсах

Научить владеть голосом как инструментом пения в

соответствии с

мелодией, звуко-

выми оттенками,

интонацией, артикуляционными

характеристиками

Дети,

музыкальный руководитель,

городской дом культуры железнодорожников

4.Пестушки и потешки

Музыкальные занятия, кружок

театральной студии, народные праздники, развлечения по группам, массаж

игровой по тексту

Научить петь потешки с одновременным ритмически организованным

телодвижением,

жестикуляцией,

использованием

мимики и динамическими оттенками народной песни;

театрализация по героям потешки и

соответствие показываемого героя( напр., козы,

петушка, гуся )

Дети, музыкальный руководитель, воспитатели,

руководитель театральной студии,

родители

5.Загадки

Все формы занятий, праздников, развлечений, гуляний

Научить находить ответ с заданными позициями самостоятельно и в работе с группой сверстников и взрослых

Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители

6.Оркестр русских народных инструментов

Музыкальное занятие, театральная студия, все формы массовых  и отчетных мероприятий, праздников, развлечений, индивидуальные занятия по группам, дуэтам, трио и соло

Познакомить детей с русскими народными инструментами, историей их возникновения,

спецификой и основам извлечения шумового и музыкального звуков; научить

играть в оркестре и по группам правильно и организованно для рождения народной мелодии

 

Дети, музыкальный руководитель,

специалисты учреждений дополнительного образования,

родители, играющие

на народных инструментах

   После прохождения всех этапов технологии и отслеживания результатов на разновозрастных группах детей от 3 до 6 лет удалось определить степень благо-

творного   воздействия   музыкально-поэтического творчества, как формы роста и саморазвития   на   воспитанников разного уровня восприятия,   мыслительных операций: обогащение словесного запаса и улучшение качества речевого аппарата, раскомплексованность в действиях, оптимизация потребности к пению и ритмическому движению, формирование нравственно-эстетических идеалов, единение и коммуникативная принадлежность к коллективу сверстников и своей семье, желание дальнейшего участия в подобных делах.

  Финалом   технологии развития малышей средствами народной культуры с тал

эксперимент   проведения на площадке детского сада   большого Фестиваля русской народной песни «Соловеюшка-2015» (февраль 2015 года). Положением было регламентировано участие абсолютно всей 2   младшей   группы( возраст3-4года)  в номинациях вокального творчества .В соответствии с индивидуальны-

ми особенностями дети были организованы в соло, дуэты, трио, квартеты и группы, каждый ребенок исполнял индивидуально 1 песню и 1песню общую в группе. Песенный репертуар включал лучшую коллекцию музыкально-поэтического творчества Руси: «Ладушки», «Петушок», «Жили у бабуси», «Перепёлочка»,    «Как у наших у ворот», «Кошкин дом», «Во поле береза стояла», «Веснянка» и  др.; родители и бабушки так же коллективно исполнили

 песню «Вдоль по улице метелица метет», используя не только вокал, но и танцы. Поддерживая интегративность и профессиональную филигранность праздника, стилистика единого образовательного пространства была дополнена

полновесным декорированием музыкального зала в русском народном стиле с использованием   рушников, самоваров, бубликов, полотенец , а все участники были одеты в шикарные необыкновенной красоты русские народные костюмы(причем он соответствовал теме песни: песню «Петушок» пел одетый в костюм петушка ребенок, «Во поле береза стояла» -в костюмах березок, «Василек»-в костюме василька) Между песнями дети играли в музыкальные русские игры «Сорока-ворона», «У медведя во бору».

Просто визуально зрительно воспринимая столь необычное и прекрасное зрелище, уже чувствуешь эстетическое наслаждение, а если при этом еще и поют, и танцуют трехлетние малыши, улыбающиеся, веселые, довольные проис-

Ходящим процессом,   соединяющие в своем творчестве многовековую историю

родного народа с современностью в союзе с педагогами и семьей, становится ясным и бесспорным, что именно подобные эксперименты, базирующиеся на

классической этнической педагогике вкупе с заданными     востребованными  задачами модернизации нынешнего образования способны реализовать возможности воспитания нового человека-созидателя будущего общества с самых юных лет.

    Фестиваль русской народной песни «Соловеюшка-2015» (среди малышей 3-4лет) получил широкий общественный резонанс: сюжет о необычном эксперименте был снят отделом новостей UFANET и выложен в YouTube; родители, присутствовавшие на   празднике   были   приятно   удивлены достижениями своих маленьких детей.  А в ноябре 2015 года с ансамблем русской народной песни «Голосистый петушок» театральной студии «Жар птица» нашего детского сада мы выступили на городском конкурсе «Золотой

граммофон-2015» на большой сцене Дома культуры железнодорожников с

необычным номером-исполнение русской народной песни «Как у наших у ворот» с использованием игры оркестра народных инструментов (владение

игрой на деревянных ложках,  трещотках,  бубне  и сочетание с пением и движением).Пятилетние артисты завоевали Диплом 1степени, очень обрадовались победе,  а когда пришли на следующий день в садик  первым

вопросом стал: «А когда будем опять петь народные песни и выступать?..»

  Экспериментальная технология развития и воспитания малышей уникальными

средствами русской национальной музыкальной культуры в форме проведения фестиваля маленьких исполнителей получила резонанс и на интернет ресурсах

в количестве 3500 просмотров на   You Tube откройте «Маленькие дети поют русские народные песни».

   

   

 

   

   

 

 

 

     

Автор Павлова Светлана Геннадьевна, музыкальный руководитель МДОАУ «Детский сад №60 комбинированного вида», город Орск, Оренбургская область


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нетрадиционные формы работы с семьей, как средство формирования активной позиции родителей в развитии игровой деятельности детей»

О создании семейного клуба, как нетрадиционной форме взаимодействия родителей и дошкольного учреждения...

Из опыта работы "Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного слова»

Цель опыта работы:Развитие математических представлений средствами фольклора и художественного словаУсвоение  математических знаний представляет определённую трудность для дошкольников.В своей ра...

Опыт работы "Современные формы работы музыкального руководителя с родителями"

Опыт работы "Современные формы работы музыкального руководителя с родителями"презентация...

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Консультация "Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования".

Суть взаимодействия музыкального руководителя и семьиЗаключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого потенциала.В основе такого взаимодействия ...

Консультация "Музыкальное образование малыша - с чего начать?"

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем ...