Консультации для родителей "Подготовка детей к школе"
консультация (старшая группа) по теме

Зинякова Галина Гелиевна

Подготовка детей к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsia_dlya_roditeley.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

               Консультация  для  родителей

 КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ШКОЛЬНУЮ ЗРЕЛОСТЬ РЕБЁНКА?

КАКИЕ  ВОПРОСЫ МОЖЕТ ЗАДАТЬ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ?

КОНСУЛЬТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ

ЗИНЯКОВОЙ  ГАЛИНОЙ  ГЕЛИЕВНОЙ

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ « РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ ДЕТЕЙ 5 – 8 ЛЕТ » АЛЯБЬЕВОЙ Е.А.

ТВОРЧЕСКИЙ ЦЕНТР « СФЕРА »  МОСКВА 20005

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 « Как готовить ребенка к школе »

Что же такое психологическая готовность детей к обучению в школе? Это очень широкое понятие.  Что оно включает?

1. Физическую готовность, т. е. состояние здоровья ребенка.

2. Интеллектуальную.

3. Личностную и социально-психологическую готовность.

4. Эмоционально-волевую.

5. Коммуникативную.

6. Уровень зрительно-моторной координации.

Шесть компонентов готовности, они очень объемны. Ребенок, чтобы учиться безболезненно, должен обладать ими. В первую очередь надо позаботиться о здоровье.

  1. Физическая готовность:  вес, рост, объем груди, состояние зрения, слуха, моторики, координации движений, состояние нервной системы - степень ее возбудимости и уравновешенности, общее состояние здоровья.

 Если ребенок часто болел перед школой, стоит поразмышлять - может быть, ему 1 год нужно пересидеть в детском саду и укрепить здоровье. Как выглядит здоровый ребенок - он активен, весел, у него хорошее настроение, прекрасный аппетит, крепкий сон, он легко просыпается, умеет сосредоточиться и минут 15 работать очень внимательно, не отвлекаясь. Он не "хлюпает" носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогание, головную боль и боли в животе, у него нет хронических заболеваний, постоянных простуд.

Много ли таких детей приходит в школу?  - 20-25%.

В наших социальных условиях трудно говорить о том, что залог здоровья - эмоциональный и психологический комфорт в семье, хорошее высококалорийное и витаминизированное питание. Сегодня не все это могут себе позволить. Но выполнить режим - это мы все можем обеспечить своему ребенку. Сбои в режиме дня - одна из важных причин, когда состояние здоровья ухудшается.

Поэтому на выходных следует придерживаться режима дня, принятого в детском саду. О физической подготовке детей к школе можно прочитать в книге С. П. Ефимовой "Как готовить ребенка к школе. Советы врача".

2. Личностная и социально-психологическая готовность

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возникает новая социальная позиция - позиция ученика, т. е. непосредственного участника одной из форм общественно значимой деятельности - учебной, которая оценивается.  Важно, чтобы ребенок мог отличать роль учителя от воспитателя детского сада, от мамы, бабушки.

Необходимо воспитывать в ребенке такие качества:

- организованность (без подсказки родителей приготовить все для труда, игры; соблюдать режим дня, порядок во всем, если ребенок не будет опаздывать в детский сад, значит, ему будет легче не опаздывать в школу);

- инициативность (поощрять даже незначительную инициативу),

- самостоятельность - актуально относиться к тому, что происходит в семье, детском саду, школе.

Воспитанию этих качеств способствуют выполнение детьми посильных постоянных обязанностей в семье.

  1. Эмоционально-волевая, или произвольная готовность

Воспитание воли, подчинение слову "надо", а не "хочу".

 Это развивается постепенно, через игру. В игре ребенок учится удерживать цель и достигать ее. Например: разработать план действий постройки из кубиков, рисования, аппликации и четко следовать этому плану.

  1. Коммуникативная готовность

Это умение общаться со взрослыми, сверстниками. Если вы видите, что ваш ребенок часто находится один, у него нет друзей - это сигнал тревоги. Потому что в школе легче адаптируются те дети, которые умеют общаться, даже если их интеллектуальный уровень ниже, т. к. школьное обучение - это непрерывный процесс общения (учитель - ученик, ученик - ученик).

Что же можно сделать для того, чтобы научить ребенка общаться? Прежде всего сформировать такие навыки:

- уметь слушать собеседника, не прерывая его;

- говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль;

- пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегать грубостей.

Это развивается только через подражание, на примере взрослых.

Часто наши дети не умеют разговаривать между собой, кричат, перебивают друг друга и вместе с тем стесняются обратиться к чужому человеку, не умеют разговаривать по телефону.

Все это можно организовать через игру, проигрывая ситуации "Мама звонит дочке", "Нужно вызвать врача", "Приглашаем на день рождения" и т. д. - это формирует умение вести диалог, разговор со взрослыми, сверстниками.

Также необходимо создавать условия для общения дошкольников с их сверстниками. Организация развлечений, детских праздников, разнообразные игры должны стать хорошей традицией каждой семьи. Дети учатся жить в коллективе, считаться с мнением других, уступать, делать другим приятное, помогать, подчиняться, лидировать.

И еще один совет. Учите ребенка слушать других, но и сами признавайте его право на собственное мнение. Общение не может строиться на основе авторитетного давления на ребенка и подчиняться формуле "взрослый всегда прав, потому что взрослый". Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать ошибки, извиняться.

Все это - залог того, что общение в любой среде не будет доставлять вашему ребенку огорчение.

  1. Мотивационная готовность

Это  наличие желания идти в школу (хочет или нет),почему он хочет, какой мотив главный:

  • учебный (т. е. хочет учиться, узнавать что-то новое),
  • игровой (общаться с детьми, играть),
  • социальный (учиться, чтобы потом получить профессию, работать),
  •  позиционный (занимать новую позицию),
  •  внешний (мама заставляет),
  •  мотив получения высокой отметки.

Мотивационная готовность формируется через беседы родителей с детьми о школе (о важности и необходимости учения), в рассказах родителей о своей учебе, экскурсии в школу.

 Главное представить школу как добрый гостеприимный дом, с которым будет связано много интересных дней. Не все в школе хорошо, но нельзя впадать в крайность и бездушно зачеркивать титанический труд учителя.

6. Интеллектуальная готовность:

а) речевая готовность,

б) развитие познавательных процессов.

Речевую готовность очень хорошо определит логопед и вы сами. Если у ребенка неправильное звукопроизношение, то необходимо устранить это.

Психологи выявили, что речевое развитие и развитие мышления, интеллекта взаимосвязаны.

Чтобы наши дети больше знали, необходимо больше читать книг познавательного характера. Сейчас таких очень много в детской библиотеке - о животных (н-р: "Можно ли обниматься с медведем"), об организме, о своей стране и о других странах, о профессиях, растениях, о своем крае и др.

Дети должны знать, как зовут родителей (Ф. И. О.), где работают, название профессии, свой домашний адрес. Если вы не выезжаете с ребенком за пределы района - приобретите карту, пусть ребенок знает, что г. Мурманск - это еще не вся наша страна, что рядом есть другие города.

Возьмите себе за правило - один раз в неделю прочитать ребенку какую-то книгу и обсудить прочитанное.

Многое делают воспитатели, чтобы ребята больше знали, умели, поэтому интересуйтесь, что нового сегодня было в детском саду, и обсудите это дома.

Хорошо, если ребенок много знает, всем интересуется - это большой плюс для первоклассника. Но также важно, чтобы у ребенка были развиты все познавательные процессы.

Мышление - как его развивать?

  • С помощью конструктора или кубиков делать различные постройки.
  • Придумывать недостающие части рассказа (начало, середина, конец).
  • "Говори наоборот" (Зимой холодно, а летом... Река широкая, а ручей... Дом большой, а конура... Силач поднимает не легкие предметы, а...)
  • Прочитать рассказ и вместе с ребенком придумать план рассказа, что было первым, вторым, третьим, а потом его зарисовать схематично.
  • "4 лишний" (астра, ромашка, незабудка, береза). Таким образом можно изучить все группы предметов: обувь (перечислить), мебель, овощи, фрукты, домашние и дикие животные, транспорт (воздушный, водный, наземный).
  • Логические задачи (кружок "Эрудит").
  • Установление причинно-следственных связей.

Продолжи:  весна – лето -…, утро - день - ...

Почему сейчас осень? Ребенок называет признаки осени: листья желтые, похолодало, день короче, теплее одеваемся и т. д.

  • Загадки.
  • "Найди сходство и различие" (журнал "Веселые картинки").
  • "Разложи по порядку".

Можно выполнять специальные упражнения на развитие внимания. "Чем отличаются картинки". "Найди такое же" - (книга о животных). "Внимание, угадай-ка" (Никитины).

Важно тренировать умение слушать и выполнять указания взрослого.  

  • Упражнение "Делай, как я" (ребенок точно повторяет действия взрослого).
  • Универсальное средство - "Графический диктант": на бумаге в клетку ребенок под диктовку рисует какой-либо узор.
  • "Корректурная проба": на старом газетном листе зачеркивать определенную букву, можно усложнить (2-3 буквы или разные элементы обозначения этих букв.) Таким образом,  развивается внимание.

Если один-два раза в неделю тренироваться, то дети научатся быть внимательными, слушать инструкцию взрослого.

 Как  развивать  память?

 Существует много видов памяти. Для того чтобы улучшить память, необходимо детям осваивать некоторые приемы запоминания. Когда у ребенка трудности при запоминании стихотворений, то стихотворный текст нужно разделить на мелкие строфы и учить их со значительными интервалами времени (выучить 1 строфу, следующую через полчаса или час, потом строфу на следующий день). Помогает запоминанию предварительный разбор смысла стихотворения и его зарисовка с помощью условных схем.

Упражнение на развитие памяти:

  • На столе 8-10 предметов. Ребенок их запоминает, затем предметы переставляют и просят поставить их, как было в первый раз.
  • Нахождение связей между словами, составление рассказа.

Пример. Запомни слова: школа - дом - девочка - книга - молоко.

Сам составь из этих слов предложение, н – р:

Девочка идет из школы домой, где будет читать книги и пить молоко.

  • Ассоциации. Запомни мои слова по выбранным тобой картинкам, н-р: набор картинок, к которым подбираются слова.

Медведь - лес.

Корова - молоко.

Тетрадь - школа - ручка.

Книга - библиотека - читать.

Развитие восприятия.

Собирать разрезные картинки, пазлы.

"Чудесный мешочек": на ощупь находить  какой-либо предмет, определять и описывать его свойства и т. п.

Подготовка руки к письму.

Упражнения, способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки:

  • лепка (обязательно дома в выходные по 15-20 мин.); чем больше заниматься лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения пальцев;
  • нанизывание бусинок на проволоку;
  • вышивание, вязание;
  • владение ножницами - плавное вырезание;
  • шитье иголкой;
  • мелкая мозаика;
  • застегивание,  расстегивание  пуговиц, замков, завязывание шнурков, Если ребенок не умеет это делать, сигнал дли вас - почему не развиты руки: ленится или что-то другое. К первому классу все это ребенок должен делать очень хорошо. Не умеет? Как же тогда он  будет писать?
  • пальчиковая гимнастика (элементарная);
  • игры с ручкой (ручку можно держать средним и указательным пальцем и т. п.);
  • "Золушка" (разложить два сорта культур - рис, пшено).

Ориентировка детей в пространстве.

Вы скажете: как пространство соединить с письмом? Оказывается, они очень связаны. Если ребенок плохо ориентируется в пространстве, он может путать элементы букв.

Что надо делать:

  • знать до автоматизма правую, левую руку;
  • соотносить части тела с правой, левой рукой;
  • перечислять предметы справа, слева;
  • знать предлоги "над", "под", "сзади", "спереди";
  • знать последовательность временных категорий;
  • ориентировка на листе бумаги в клетку;
  • Специальные "рисовальные" упражнения:

- штриховка (ежедневно);

- рисование по точкам;

- рисование по образцу;

- дорисовывание недостающих элементов;

- умение видеть строку (помечать ее).

Основная стратегия подготовки детей к школе.

Если вы хотя бы 15-20 мин. в выходные дни, 10 мин. в будни будете заниматься с ребенком, то можно сказать, что ребенок придет 1 сентября зрелым, готовым к школе, т. е. с таким уровнем развития, при котором обучение не приведет к нарушению здоровья.

Не надо насильно заставлять заниматься. Необходимо задание обыграть, чтобы ребенок принял его не как учебную задачу, а как игровую - близкую для него.

Консультация  для  родителей

 КАК ГОТОВИТЬ  РЕБЁНКА К  ШКОЛЕ?

ЧТО  ТАКОЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?

КОНСУЛЬТАЦИЯ СОСТАВЛЕНА УЧИТЕЛЕМ – ДЕФЕКТОЛОГОМ

ЗИНЯКОВОЙ  ГАЛИНОЙ  ГЕЛИЕВНОЙ

вопросник  ориентировочного теста школьной зрелости

Ярослава Иерасика

ЦЕЛЬ ВОПРОСНИКА

Исследовать умения ребенка определять понятия, выяснять причины, выявлять сходство и различие в объектах.

1. Какое животное больше — лошадь или собака:

а) лошадь — 0 баллов;

б) неправильный ответ —  минус 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем:

а) обедаете, вы едите суп, мясо — 0 баллов;

б) ужинаете, спите и другие ошибочные ответы —  минус 3 балла.

3. Днем светло, а ночью:

а) темно — 0 баллов;

б) неправильный ответ — минус  4 балла.

4. Небо голубое, а трава:

а) зеленая — 0 баллов;

б) неправильный ответ — минус  4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... — это:

а) фрукты — 1 балл;

б) неправильный ответ —  минус 1 балл.

6. Шлагбаум опускается раньше, чем пройдет поезд:

а) чтобы поезд не столкнулся с автомобилем — 1 балл;

б) чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) — 0 баллов;

в) неправильный ответ —  минус  1 балл.

7. Москва, Рязань, Санкт-Петербург — это:

а) города — 1 балл;

б) станции — 0 баллов;

в) неправильный ответ — минус 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах):

а) хорошо показано — 4 балла;

б) показаны только четверть, целый час, четверть и час, правильно — 3 балла;

в) не знает часов — 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это..., маленькая овечка — это:

а) щенок, ягненок — 4 балла;

б) только один ответ из двух — 0 баллов;

в) неправильный ответ — минус  1 балл.

10. На кого больше похожа собака, чем похожа и что у них общего:

а) на кошку, потому что у нее тоже четыре лапы, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) — 0 баллов;

б) на кошку (без приведения признаков подобия) — минус 1 балл;

в) на курицу —  минус 3 балла.

11. Почему у всех автомобилей есть тормоза:

а) две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте; остановиться в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) — 1 балл;

б) одна причина — 0 баллов;

в) неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) — минус 1 балл.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор:

а) два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, ими можно забивать гвозди) — 3 балла;

б) одно подобие — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

а) определение, что это животные, или приведение двух общих признаков (у них по четыре лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазать по деревьям) — 3 балла;

б) одно подобие — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

14. Чем отличаются  гвоздь и винт,   как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой:

а) у них есть разные признаки: у винта — нарезка (резьба, тонкая закрученная линия, вокруг зарубки) — 3 балла;

б) винт завинчивается, а гвоздь забивается; у винта — гайка — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это...:

а) спорт, физкультура — 3 балла;

б) игры (упражнения), гимнастика, состязания — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства:

а) три наземных транспортных средства, самолет и корабль — 4 балла;

б) только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться, — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого и какая между ними разница:

а) три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) — 4 балла;

б) одно или два различия — 2 балла;

в) неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) — О баллов.

18. Почему люди занимаются спортом:

а) по двум причинам  (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, стройными; они хотят добиться рекорда и т.д.) —  4 балла;

б) одна причина — 2 балла;

в) неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) — 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы:

а) остальные должны за него работать (или выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить — 2 балла;

б) неправильный ответ — 0 баллов;

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку:

а) так платят за пересылку, перевозку письма — 5 баллов;

б) получатель за письмо без марки должен был бы уплатить штраф — 2 балла;

в) неправильный ответ — 0 баллов.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, набранных по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

— 1 группа — от +24 и более;

— 2 группа — от +14 до +23;

— 3 группа — от 0 до +13;

— 4 группа — от —1 до —10;

— 5 группа — менее —11.

Выводы об уровне развития: по классификации положительными считаются первые три группы; дети, набравшие от +24 до + 13 баллов, считаются готовыми к обучению в школе.

УВАЖАЕМЫЕ  РОДИТЕЛИ!

ЗАДАЙТЕ ЭТИ ВОПРОСЫ РЕБЁНКУ ДОМА В СПОКОЙНОЙ ОБСТАНОВКЕ, ТАК, ЧТОБЫ ОН НЕ ЗАМЕТИЛ, ЧТО ВЫ ЗАПИСЫВАЕТЕ ЕГО ОТВЕТЫ. ПОДСЧИТАЙТЕ  БАЛЛЫ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ СЕБЯ САМИ.

ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ – НЕ ОТЧАИВАЙТЕСЬ.

ЕЩЁ МОЖНО ВСЁ ИСПРАВИТЬ. ГЛАВНОЕ – ЭТО ТО, ЧТО ВЫ ВЫЯВИЛИ ДЛЯ СЕБЯ, КАКИЕ  ЕСТЬ ПРОБЕЛЫ В ЗНАНИЯХ ВАШЕГО РЕБЁНКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ

ПОБЕСЕДУЙТЕ С РЕБЁНКОМ, ОБЪЯСНИТЕ ЕМУ ТАК, ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ МАТЕРИАЛ И ЗАПОМНИЛ.

ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СНОВА ЗАДАЙТЕ РЕБЁНКУ ЭТИ ВОПРСЫ, СЛЕДИТЕ, ЧТОБЫ ОТВЕТЫ БЫЛИ  ЧЁТКИМИ И ЯСНЫМИ. ПРИУЧАЙТЕ РЕБЁНКА ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОС ПОЛНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"

Психологическая готовность  детей к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В консультации рассматриваются пять компоне...

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"

Что же означает психологическая готовность ребёнка к школе?...

Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»

Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением...

Консультация: " Речевая готовность детей к школе"

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"  Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый кла...