«Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр».
статья (младшая группа) на тему

Виноградова Ирина Олеговна

Итоги проведённой работы в рамках программы самообразования

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактических игр».

(Итоги проведённой работы в рамках программы самообразования).

Виноградова Ирина Олеговна,

воспитатель МБДОУ №26 « Ласточка», г. Выкса, Нижегородская область.

Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития. 

Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Работа по сенсорному воспитанию младших дошкольников  в условиях ДОУ  не  может обойтись без использования дидактических игр.

Игры, направленные на сенсорное воспитание, должны быть увлекательными для дошкольников, позволяющими незаметно для них усваивать нужный материал и получать богатый чувственный опыт.

 Дидактические игры, направленные на  сенсорное развитие ребёнка, могут быть разными, как простыми, так и более сложными, и совсем не обязательно  дорогими , многие можно изготовить самостоятельно.

Для накопления чувственных представлений нужно проводить опытническую деятельность  с водой, снегом, льдом, песком, глиной  в  уголке экспериментирования.

      Очень интересны и привлекательны для детей  игры и упражнения с сенсорным содержанием: «Узнай на ощупь», «Домик», «Поймай киску»,  «Что внутри», «Найди такую же ткань, дощечку», «Узнай по запаху».

Также увлекательны авторские игры :  «Геометрическое лото»,  «Веселый шнурок», «Лабиринты».

     Большой отклик у детей нашли игры на развитие мелкой моторики руки: раскладывание бусинок по ячейкам, «Смешивание красок», игры с водой: «Взбивание пены», «Выжимание губки».

Игры «Музыкальная бутылочка», «Волшебное мешочек»,  можно использовать для  звукового восприятия .

 Для формирование у ребенка зрительного контраста, между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве хорошо подходят игры: «Найти предмет указанной формы», «Коврик», «Какая фигура лишняя?», «Палочки в ряд», «Какого цвета не стало?».

      Режимные моменты давали уникальную возможность в свободной непринужденной обстановке развивать сенсорные навыки и умения. Так, собираясь на прогулку дети сравнивали свои шарфики по длине, сапожки по высоте и длине, ощупывали  у кого из какой ткани курточка, шапочка, штанишки.

Придя с прогулки, дети с удовольствием отгадывали, что сегодня приготовили на обед (по запаху).

    В уголке художественного творчества  дети отображали свои ощущения и впечатления  различными изобразительными средствами.

 В качестве повторной диагностики применялась авторская разраборка- лепбук «Сенсорика».

По итогам проведенной работы можно отметить следующие качественные изменения в поведении и деятельности детей:

  • Внимательность и наблюдательность
  • Самостоятельность и целеустремленность
  • Возрастание интереса к организованной образовательной деятельности.
  • Появление вопросов поискового, уточняющего характера
  • Желание отразить свои ощущения и впечатления в продуктивных видах деятельности.

   Нельзя отпускать на самотёк процесс развития ребенка с раннего возраста, важно уделять внимание каждый день и каждый час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

газета "Мои педагогические находки" «Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством системы дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное  учреждениедетский сад  комбинированного вида № 114  «Чебурашка»  г. Брянск...

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»Сенсорное развитие происходи...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Консультация для родителей первой младшей группы на тему: «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное воспитание -  это развитие восприятия ребенком, и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так ...