Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
статья (младшая, средняя группа)

Павлючек Людмила Николаевна

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактическая игра390.02 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». Выполнила: Воспитатель ГБДОУ ДС №15 Петродворцового района Санкт Петербурга Павлючек Л.Н.

Слайд 2

Пояснительная записка. Адресат: Для детей младшего дошкольного возраста и воспитателей

Слайд 3

Цели и задачи Цель: Формирование у детей представления о сенсорных эталонах посредством дидактических игр Задачи: 1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности. Помогать им обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. 2 . Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ними: обводить руками части предмета, гладить их и т.д. 3 . Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч – маленький синий мяч ). 4. Учить детей называть свойства предмета.

Слайд 4

Ожидаемые результаты - повышение у детей уровня сенсорного развития. -формирование у детей устойчивого интереса к д/играм, способствующим сенсорному развитию. -обогащение предметно –развивающей среды по сенсорному развитию в группе.

Слайд 5

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Слайд 6

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель (1782-1852), Е.И.Тихеева (1867-1943), М. Монтессори (1870-1952), Ж. Декроли (1871-1932), А.П.Усова (1898-1965), Н.П. Сакулина (1898-1975), А.В. Запорожец (1905-1981) и другие считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Слайд 7

Отечественные психологи А.Н.Леонтьев (1903-1979), С.Л. Рубинштейн (1889-1960), Н.Н. Поддъяков (род. 1929 году) и другие утверждали, что нужно учить видеть, воспринимать предметы и объекты нас окружающие. При этом нужно развивать целенаправленное восприятие, умение направлять свое внимание на ту или же другую сторону, выделять в предметах и явлениях самое основное и существенные, а так же характерные признаки и свойства.

Слайд 8

Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов осуществляется в результате действий восприятия, которые направлены на обследование формы, цвета, отношений по величине и других свойств и отношений, которые впоследствии должны приобрести значение образцов.

Слайд 9

В процессе сенсорного воспитания формируются представления о: ЦВЕТЕ ФОРМЕ ВЕЛИЧИНЕ ПРИЗНАКАХ И СВОЙСТВАХ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Слайд 10

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по разному . Методика проведения дидактических игр в группах младшего дошкольного возраста. 1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. 2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение детей . 3 . Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. 4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. 5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

Слайд 11

Восприятие формы, величины, цвета традиционно ознакомление детей со свойствами предметов предполагает выделение формы, величины, цвета как особых свойств предметов, без которых не могут быть сформированы полноценные представления. В младшем дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, квадрат, треугольник), величины (длинный — короткий, высокий — низкий, толстый — тонкий и др.), цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности. В своей работе я использую дидактические игры, которые значительно повышают эффективность работы.

Слайд 12

Дидактические игры Цель: Развитие сенсорных эталонов

Слайд 13

Дидактическая игра по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК

Слайд 14

Цель игры : Обогащать сенсорные ощущения детей Задачи : Образовательные -формировать цветоразличение, формовосприятие , умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам. -формировать у детей зрительные способы обследования предметов - продолжать знакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник Развивающие: - развивать тактильную чувствительности и сенсорные ощущения; - развивать формирование навыка подражания, усвоения действий по показу и образцу; - развивать функциональные возможности кистей и пальцев рук: - укреплять мышцы пальцев и кистей рук, - развивать познавательную функцию речи, расширять пассивный и активный словарь

Слайд 15

Воспитательные: - воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу. - формировать умение слушать и понимать инструкции педагога. - создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», развитие эмоционального общения Предполагаемый результат : -повышение у детей уровня сенсорного развития. -формирование у детей устойчивого интереса к д/играм, способствующим сенсорному развитию.

Слайд 16

Материал: сухой бассейн с фасолью (мелкие игрушки, геометрические формы разного цвета: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; разноцветные прищепки, варежки, матрешки).

Слайд 17

Предлагаются 2 варианта дидактической игры: 1 вариант : в волшебном сундучке могут лежать сюрприз – игрушки( дикие или домашние животные, овощи, фрукты, посуда) «Найди предмет и назови» Цель : развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, развитие речи. Ход игры : Взрослый говорит, что в сундучке что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!» «Найди предмет и назови его ласково». Цель: развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, развитие речи. Ход игры : Предложить детям достать любую игрушку и ласково ее назвать(чашка – чашечка, тарелка – тарелочка)

Слайд 18

« Дождик» Материал : сухой бассейн с фасолью Цель : обогащать сенсорные ощущения детей Ход игры: Ребёнок держит фасоль ( сильно зажав её в кулачке, т. е. с напряжением. Это «тучка». Затем кисть постепенно расслабляется и фасоль медленно падает на поверхность «бассейна». Это «дождик». Внимание ребёнка привлекается к издаваемым при этом звукам. Кисть можно раскрывать с разной скоростью, или вначале медленно, а потом быстро. Соответственно, «капли» будут падать медленно или быстро: «Капля раз, капля два, Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом.»

Слайд 19

2 вариант : в волшебном сундучке могут лежать сюрпризы: геометрические фигуры- треугольники, квадраты, кружки, а также разноцветные варежки, матрешки, машинки) «Собери светофор» Материал : Картинка с колобком и дорогой ( кружки разных цветов) Цель: продолжить знакомство с формой круг; развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: Ход игры: Колобок не может перейти дорогу. Давайте поможем ему. А что нам может помочь перейти дорогу? Правильно Светофор Ребенку необходимо выбрать из сундучка соответствующий кружок и правильно собрать светофор.

Слайд 20

Вывод Использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, способствует развитию сенсорных эталонов. Работы с дидактическим материалом и играми способствует развитию познавательных способностей. На основе использования игр, обогащающих чувственный опыт, у детей развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста через дидактический набор «Дары Фрёбеля».

Аннотация   Данная статья содержит исследование, посвященных формированию некоторых сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактического набора «Дары...

Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Проект по самообразованию "Развитие сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"...