«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
статья (старшая группа)

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился. Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви и привязанности к своей семье, своему дому, к своему детскому саду.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Формирование личности в процессе самостоятельной деятельности, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности – это цель современного дошкольного образования. Внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – К.Д. Ушинский.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. 

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О, Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы

Таким образом, дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Наблюдения за детьми группы  и диагностические обследования, проведенные в начале года, показали низкий уровень знаний детей о достопримечательностях нашего города, его истории, традициях и культуре.

Исходя из всего вышеизложенного, мной была поставлена цель  и задачи работы.

Цель:Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  • Развивать элементарные представления о родном городе, крае;
  • Способствовать возникновению интереса к родному городу, краю;
  • Активизировать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования первичных представлений о родном городе;
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ведущей педагогической идеей моей деятельности стало предположение о том, что дидактическая игра может стать эффективным средством, способствующим формированию представлений о малой Родине.

На начальном этапе работы продумала и дополнила развивающую предметно -  пространственную среду в группе,соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОСДО(насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, доступность, безопасность, вариативность):«Центр развивающих игр» дополнила играми:

Дидактические игры:«Собери картинку»,«Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я - фотограф», «Мой край родной», «Узнай, где я нахожусь», «Найди флаг и герб города Нижний Новгород», «Улицами родного города» «Птицы нашего города», «Узнай здание», «Лото», «Расскажи о здании», «Путешествие по городу», «Заколдованный город», «Узнай по силуэту».и др. Разместила макеты: улица,  площадь Минина и Пожарского, Кремль, Сормовский парк, «Русская изба», «Фермерское подворье», «Уголок родного края».  Появились игры, изготовленные мной совместно с детьми и родителями наших воспитанников, а так же наглядный и демонстрационный материал: картины по патриотическому воспитанию: «Защитники Отечества», «День Победы», «Ветераны», атрибутов и пособий для проведения  образовательной деятельности.В «Центр художественной литературы» внесла познавательную и художественную литературу о достопримечательностях родного края, фотоальбомы и лэпбуки: «Достопримечательности моего города», «Хлеб – всему голова!», «Животные Нижегородской области», «Мой город», «Моя семья», «Наш детский сад», «Государственная символика России», иллюстрации для рассматривания и обсуждения.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.Например, в игре «Найди достопримечательность», используем макет города Нижнего Новгорода с районами и достопримечательностями, игрушки – машины, памятники, фигурка кремля, заводов, театров.

Настольно-печатные игры – очень разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.Например: игра «Кубики». В ней 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города. Нужно  сложить один из видов города. Так же детям очень нравятся паззлы и разрезные картинки с изображением башен Кремля.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: Игра «Узнай, где нахожусь», цель которой: развивать ассоциативную память и закреплять знание города. Ведущий называет слова ассоциации, дети отгадывают, о каком месте города речь идет. Главная особенность, всех дидактических игр состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания.

Я предоставляю детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, я предоставляю детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за загруженности детей занятиями или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается. Этого нельзя допускать! Являясь эффективным средством обучения игры, могут быть составной частью занятия.

На занятиях использую те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

Стараюсь, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности.Дидактические игры в большинстве случаев провожу тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.Игры использую и для проверки знаний и умений детей. Устанавливаю, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети.

Организация дидактических игр мной осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Я готовлюсь к проведению дидактической игры поэтапно: 1.Отобрала игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; 2. Установила соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; 3. Определила наиболее удобное время проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); 4. Выбрала место для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу; 5. Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); 6. Подготовила необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки); 7. Подготовилась к игре сама:  изучила и осмыслила весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой.

Отбираю игры, определяю место и время, количество игроков. Готовлю материал.

На занятиях, во время бесед, прогулок, просмотров видеофильмов и презентаций дети  обогащаются знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Проведение дидактических игр осуществляю следующим образом:

1.Ознакомила детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре. На первом этапе происходил показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них;

2. Объяснила ход и правил игры.

На втором этапе  обращаю внимание детей на поведение в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

3. Показала игровые действия

На третьем этапе учу детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

4. Определила свою роль (роль воспитателя) в игре

Затем определяю своё участие в качестве активного партнёра или пассивного партнёра. Мера непосредственного моего участия в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, я направляю действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).

Пятый этап - это ответственный момент, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об  эффективности игры, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

В конце игры всегда спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и даю обещание, что в следующий раз можно будет играть в новую игру,она будет такой же интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведенной игры.

Направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогло совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Задания многих игр, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.

Дети играют с удовольствием. Так, изучая тему «Моя Семья» использовали игру «Укрась дерево», «Моя семья», «Мой уютный дом», где основной целью было расширять представления детей о членах семьи, их семейных обязанностях. Кроме того, в ходе режимных моментов мы постарались создать условия для возникновения желания поиграть вместе с воспитателем в игру «Кто что делает?», «Кто, чем занят?». В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли в с/р игру «Семья», «Ждем гостей» и др.

Изучая тему «Мой родной город» мы использовали такие игры, как «Узнай здание», «Лото», «Расскажи о здании», «Путешествие по городу». Основная цель этих игр – сформировать у детей первичные представления о родном городе, его названии, его достопримечательностях, его красоте. Игры старались делать яркими, привлекающими внимание детей.

В свободной деятельности дети не ограничивались дидактическими играми, с удовольствием играли в с/р игру «Строители», где строили дома для родного города, рисовали рисунки о родном городе и устраивали выставку работ.

При изучении темы «Мой край» и «Моя Страна», дети закрепляли знания в играх «Путешественники», «Собери картинку», «Назови правильно»

Планирование дидактических игр занимает особое место в планировании всей моей воспитательно-образовательной работы с детьми. Планируя дидактические игры, я забочусь об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).Опираясь на содержание образовательной  программы ДОУ и  пособие «Моя малая Родина» Н.Г.Комратовой и Л.Ф. Грибовой был разработан перспективный план по использованию дидактических игр, а так же собрана картотека игр.

Взаимодействие с педагогами

С педагогами нашего учреждения мною были проведены консультации: «Дидактическая игра – как средство ознакомления дошкольников с природой родного края», «Знакомим дошкольников с народными промыслами Нижегородской области с помощью дидактической игры»; мастер-класс «Мастерим сами своими руками»; семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности с помощью дидактических игр». А так же мною обобщен и представлен на педагогическом совете  педагогический опыт с использованием мультимедийной презентациина тему «Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста».

Взаимодействие с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Взаимосвязь  осуществляем на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «Уголке родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду, австречи в форме круглого стола, семинара, открытого занятия  помогают наладить контакт с родителями, привлечь их к решению поставленных задач. Я стараюсь использовать разнообразные формы общения с родителями для достижения максимального результата: мастер-класс для родителей «Мастерим сами своими руками»; совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей «День защитника отечества», «Весёлые старты», «Русские богатыри», «Папа, мама, я – спортивная семья». А так же я использую нетрадиционные формы взаимодействия: сайт детского сада, фотовыставки, фотомонтаж, выпуски семейных газет, проведение акций, проектов. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей».

Диапазон личного вклада.

  • Разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом посредством дидактических игр;
  • Создана картотека дидактических игр по ознакомлению с родным городом;
  • Разработаны памятки, буклеты по теме для педагогов и родителей;
  • Изготовлены новые дидактические игры по ознакомлению с родным городом.

Результаты.
Так проведя диагностику уровня знаний первичных представлений о малой Родине и Отечестве у детей средней группы. Мы выяснили, что по сравнению с первоначальными данными диагностики результаты значительно выросли. Большинство детей: знают свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; стараются заботиться об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками. Имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Работу по приобщению детей к народной культуре, знакомство с историей и природой родного края планирую проводить и в дальнейшем.Ведь полученные в детском саду знания, очень пригодятся ребятам не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о малой Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Именно в период дошкольного детства закладываются основы личности будущего человека и это время наиболее благоприятно для воспитания ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине-месту, где человек родился. Восхищаясь и удивляясь всему, что ребенок видит перед собой, находит отклик в его душе, а впечатления, пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого-любви и привязанности к своей семье, своему дому, к своему детскому саду.

Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Формирование личности в процессе самостоятельной деятельности, развитие собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности – это цель современного дошкольного образования. Внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А. Н., Эльконина Д. Б.) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – К.Д. Ушинский.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.Современные исследователи (О. И. Ковалева, Л. В. Кокуева и др.) в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. 

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов прошлого Ф. Фребеля, М. Мантессори, Е.И. Тихеева, А.И Сорокина и др. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место.

В советской же педагогике система дидактических игр была создана в 60-е годы её авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А, Венгер, А.Л. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последние время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О, Смирнова, А.К. Бондаренко, Н.Я. Михаленко, Н.А. Короткова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы

Таким образом, дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Наблюдения за детьми группы  и диагностические обследования, проведенные в начале года, показали низкий уровень знаний детей о достопримечательностях нашего города, его истории, традициях и культуре.

Исходя из всего вышеизложенного, мной была поставлена цель  и задачи работы.

Цель:Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  • Развивать элементарные представления о родном городе, крае;
  • Способствовать возникновению интереса к родному городу, краю;
  • Активизировать взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам формирования первичных представлений о родном городе;
  • Создать развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастными особенностями детей.

Ведущей педагогической идеей моей деятельности стало предположение о том, что дидактическая игра может стать эффективным средством, способствующим формированию представлений о малой Родине.

На начальном этапе работы продумала и дополнила развивающую предметно -  пространственную среду в группе,соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОСДО(насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, доступность, безопасность, вариативность):«Центр развивающих игр» дополнила играми:

Дидактические игры:«Собери картинку»,«Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Я - фотограф», «Мой край родной», «Узнай, где я нахожусь», «Найди флаг и герб города Нижний Новгород», «Улицами родного города» «Птицы нашего города», «Узнай здание», «Лото», «Расскажи о здании», «Путешествие по городу», «Заколдованный город», «Узнай по силуэту».и др. Разместила макеты: улица,  площадь Минина и Пожарского, Кремль, Сормовский парк, «Русская изба», «Фермерское подворье», «Уголок родного края».  Появились игры, изготовленные мной совместно с детьми и родителями наших воспитанников, а так же наглядный и демонстрационный материал: картины по патриотическому воспитанию: «Защитники Отечества», «День Победы», «Ветераны», атрибутов и пособий для проведения  образовательной деятельности.В «Центр художественной литературы» внесла познавательную и художественную литературу о достопримечательностях родного края, фотоальбомы и лэпбуки: «Достопримечательности моего города», «Хлеб – всему голова!», «Животные Нижегородской области», «Мой город», «Моя семья», «Наш детский сад», «Государственная символика России», иллюстрации для рассматривания и обсуждения.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки, реальные предметы.Например, в игре «Найди достопримечательность», используем макет города Нижнего Новгорода с районами и достопримечательностями, игрушки – машины, памятники, фигурка кремля, заводов, театров.

Настольно-печатные игры – очень разнообразны по своим видам: парные картинки, лото, домино и т.д.Например: игра «Кубики». В ней 6 кубиков, каждый из которых со всех сторон обклеен фрагментом фотографии с видом города. Нужно  сложить один из видов города. Так же детям очень нравятся паззлы и разрезные картинки с изображением башен Кремля.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Содержание игры заключается в том, что перед детьми ставиться задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Например: Игра «Узнай, где нахожусь», цель которой: развивать ассоциативную память и закреплять знание города. Ведущий называет слова ассоциации, дети отгадывают, о каком месте города речь идет. Главная особенность, всех дидактических игр состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания.

Я предоставляю детям возможность играть в разное время дня: утром до завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй половине дня. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, я предоставляю детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между занятиями. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью отдано игре. Иногда из-за загруженности детей занятиями или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается. Этого нельзя допускать! Являясь эффективным средством обучения игры, могут быть составной частью занятия.

На занятиях использую те дидактические игры, которые можно проводить фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления, систематизации знаний детей.

Стараюсь, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности.Дидактические игры в большинстве случаев провожу тогда, когда дети уже получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно осуществить игру.Игры использую и для проверки знаний и умений детей. Устанавливаю, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только способные, но средние и слабые дети.

Организация дидактических игр мной осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

Я готовлюсь к проведению дидактической игры поэтапно: 1.Отобрала игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; 2. Установила соответствие отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы; 3. Определила наиболее удобное время проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время); 4. Выбрала место для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу; 5. Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально); 6. Подготовила необходимый дидактический материал для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки); 7. Подготовилась к игре сама:  изучила и осмыслила весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой.

Отбираю игры, определяю место и время, количество игроков. Готовлю материал.

На занятиях, во время бесед, прогулок, просмотров видеофильмов и презентаций дети  обогащаются знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Проведение дидактических игр осуществляю следующим образом:

1.Ознакомила детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре. На первом этапе происходил показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них;

2. Объяснила ход и правил игры.

На втором этапе  обращаю внимание детей на поведение в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

3. Показала игровые действия

На третьем этапе учу детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

4. Определила свою роль (роль воспитателя) в игре

Затем определяю своё участие в качестве активного партнёра или пассивного партнёра. Мера непосредственного моего участия в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, я направляю действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).

Пятый этап - это ответственный момент, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об  эффективности игры, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

В конце игры всегда спрашиваю у детей, понравилась ли им игра, и даю обещание, что в следующий раз можно будет играть в новую игру,она будет такой же интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Анализ проведенной игры.

Направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это помогло совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволил выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Задания многих игр, предполагают сотрудничество ребят, совместный выбор картинок, игрушек, маршрутов, их сравнение, обсуждение особенностей предметом. Это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения задания происходит взаимный обмен знаниями, опытом.

Дети играют с удовольствием. Так, изучая тему «Моя Семья» использовали игру «Укрась дерево», «Моя семья», «Мой уютный дом», где основной целью было расширять представления детей о членах семьи, их семейных обязанностях. Кроме того, в ходе режимных моментов мы постарались создать условия для возникновения желания поиграть вместе с воспитателем в игру «Кто что делает?», «Кто, чем занят?». В самостоятельной деятельности дети с удовольствием играли в с/р игру «Семья», «Ждем гостей» и др.

Изучая тему «Мой родной город» мы использовали такие игры, как «Узнай здание», «Лото», «Расскажи о здании», «Путешествие по городу». Основная цель этих игр – сформировать у детей первичные представления о родном городе, его названии, его достопримечательностях, его красоте. Игры старались делать яркими, привлекающими внимание детей.

В свободной деятельности дети не ограничивались дидактическими играми, с удовольствием играли в с/р игру «Строители», где строили дома для родного города, рисовали рисунки о родном городе и устраивали выставку работ.

При изучении темы «Мой край» и «Моя Страна», дети закрепляли знания в играх «Путешественники», «Собери картинку», «Назови правильно»

Планирование дидактических игр занимает особое место в планировании всей моей воспитательно-образовательной работы с детьми. Планируя дидактические игры, я забочусь об усложнения игр, расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).Опираясь на содержание образовательной  программы ДОУ и  пособие «Моя малая Родина» Н.Г.Комратовой и Л.Ф. Грибовой был разработан перспективный план по использованию дидактических игр, а так же собрана картотека игр.

Взаимодействие с педагогами

С педагогами нашего учреждения мною были проведены консультации: «Дидактическая игра – как средство ознакомления дошкольников с природой родного края», «Знакомим дошкольников с народными промыслами Нижегородской области с помощью дидактической игры»; мастер-класс «Мастерим сами своими руками»; семинар-практикум «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности с помощью дидактических игр». А так же мною обобщен и представлен на педагогическом совете  педагогический опыт с использованием мультимедийной презентациина тему «Формирование представлений о родном городе у детей младшего дошкольного возраста».

Взаимодействие с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Взаимосвязь  осуществляем на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «Уголке родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.Между педагогами и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность и обиду, австречи в форме круглого стола, семинара, открытого занятия  помогают наладить контакт с родителями, привлечь их к решению поставленных задач. Я стараюсь использовать разнообразные формы общения с родителями для достижения максимального результата: мастер-класс для родителей «Мастерим сами своими руками»; совместные физкультурные досуги, праздники с участием родителей «День защитника отечества», «Весёлые старты», «Русские богатыри», «Папа, мама, я – спортивная семья». А так же я использую нетрадиционные формы взаимодействия: сайт детского сада, фотовыставки, фотомонтаж, выпуски семейных газет, проведение акций, проектов. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей».

Диапазон личного вклада.

  • Разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом посредством дидактических игр;
  • Создана картотека дидактических игр по ознакомлению с родным городом;
  • Разработаны памятки, буклеты по теме для педагогов и родителей;
  • Изготовлены новые дидактические игры по ознакомлению с родным городом.

Результаты.
Так проведя диагностику уровня знаний первичных представлений о малой Родине и Отечестве у детей средней группы. Мы выяснили, что по сравнению с первоначальными данными диагностики результаты значительно выросли. Большинство детей: знают свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; стараются заботиться об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеют договориться со сверстниками. Имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Работу по приобщению детей к народной культуре, знакомство с историей и природой родного края планирую проводить и в дальнейшем.Ведь полученные в детском саду знания, очень пригодятся ребятам не только в школе, но и в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...

Статья на тему: Формирование представлений о животном мире у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодей...

Доклад " Формирование интереса к родному городу у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности." ( из опыта работы)

Мы живем в большом и прекрасном городе - Москве. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с ...

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий.

Формирование представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования интерактивных экскурсий....