Мастер-класс "Формирование нравственного и эстетического воспитания через экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

      Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и понимать зависимость жизни и состояние растений и животных от труда человека.

 При наличии программ, методических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников, недостаточно адаптированных пособий, позволяющих вести работу по данному направлению в условиях Сибири.

Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать и адаптировать имеющийся материал по теме экологического воспитания дошкольников, разработать ряд мероприятий, направленных на привлечение родителей к адаптивному сотрудничеству с дошкольным учреждением по данному направлению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель высшей категории

                                                                               Хохлова Ольга Павловна

                                                                                   г.Усть-Илимск     2016г

МАСТЕР - КЛАСС

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  Нам жить в одной семье,

  Нам  жить в одном кругу,

  Идти в одном строю,

  Лететь в одном полете...

  Давайте сохраним ромашку на лугу,

 Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

      Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных примеров взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство с разнообразной деятельностью взрослых в природе. Важно показать детям природоохранительную работу по сохранению и улучшению замечательных городских и пригородных ландшафтов, прекрасных Российских рек, дать информацию о местных заповедниках, памятниках природы, истории, культуры. Вместе с тем необходимо обращать внимание на факты отрицательного воздействия человека на природу.

      Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные ("хорошо-плохо", "добро-зло", "красиво-некрасиво" ит.д.). Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту, ценность живого существа.

      Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым объектам является желание детей ухаживать за ними, что позволяет дошкольникам наглядно прослеживать и понимать зависимость жизни и состояние растений и животных от труда человека.

      Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему.

      Педагоги и психологи А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. Н. Николаева, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина подчеркивают, что без эстетически направленного восприятия практически не возможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

      Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.

      Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

                                          Проблемы экологического воспитания:

      - уровень знаний детей о природе низкий, отношение к её объектам (бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;

      - семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание: родители, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;

      - при наличии программ, методических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников, недостаточно адаптированных пособий, позволяющих вести работу по данному направлению в условиях Сибири.

      Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать и адаптировать имеющийся материал по теме экологического воспитания дошкольников, разработать ряд мероприятий, направленных на привлечение родителей к адаптивному сотрудничеству с дошкольным учреждением по данному направлению.

      Таким образом, целью моей работы является сохранение и передача детям ценностей экологической культуры, воспитание чувства любви к природе родного сибирского края.

Задачи экологического воспитания:

      Содействовать накоплению эмоционально-чувственных представлений об объектах природы, о связи их с условиями среды обитания и другими живыми существами, о существенных признаках и потребностях живого

      Использовать имеющийся у детей опыт путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

      Формировать представления о многообразии сказочных и литературных образов  природы.

      Создать условия для понимания детьми экологического содержания произведений в процессе знакомства с ними,  используя виды деятельности (двигательная, музыкальная, художественно-эстетическая, исследовательская деятельность и т. д.).

      Формировать у детей умения использовать имеющийся опыт непосредственного общения с объектами природы в процессе создания сказки на основе известных сюжетов.

      Включать детей в процесс обсуждения сказки с экологических позиций различных  форм коллективного, индивидуального творчества  и сотворчества взрослого и ребенка.

      Использование методов экологического воспитания в комплексе (совместная деятельность, наблюдения, метод моделирования, исследования) позволяют мне успешно решать задачи экологического воспитания дошкольников.

      Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем активному  развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Я использую следующие формы организации работы:

      - комплексные занятия;

      - познавательно-исследовательскую деятельность;

      - детско-взрослое проектирование;

      - игровая деятельность;

      - самостоятельная деятельность в специально организованной развивающей среде;

      - инсценировка экологических сказок.

          Подбирая сказочные произведения для игр-театрализаций,     я учитываю:

 -  возрастные особенности детей;                                                                                                       - имеющийся у детей опыт непосредственного взаимодействия с объектами живой природы;                                                                                                                                                         -  индивидуальные предпочтения детей при обсуждении и видоизменении сказок экологического содержания;                                                                                                                     -  ценность сказочных произведений с экологических позиций.

Успешному решению задач экологического воспитания дошкольников содействует:

   Систематизация сказочных произведений: сказки о живой и неживой природе, сказки об объектах природы, живущих в различных экологических системах (луг, лес, водоём и пр.).

   Взаимосвязь разных видов детской деятельности на одной экологической основе (аппликации, рисования, игр-драматизаций, конструирования, движений и т.п.).

   В своей работе я активно использую игры экологического содержания:

Сюжетно-ролевые игры позволяют закрепить полученные знания, имеют большое воспитательное значение, обеспечивают ребенку возможность активно познавать окружающий мир, самому становиться частью этого мира, ощущать взаимосвязь между окружающей средой и собственным здоровьем.                                                       Дидактические игры дают детям дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношении человека с природой. Эти игры можно разделить на две подгруппы.

      1. Игры, расширяющие предметные представления о природе. Это разнообразные экологические и ботанические лото: "Что, где растет?", "Кто, где живет?", "Парочки." и др.

     2. Игры нравственной направленности, раскрывающие принципы взаимодействия с природой и пропагандирующие здоровый образ жизни: "Вкусная и полезная пища.", "Зеленая аптека.", "Помоги природе." и др.

      Игры-превращения. Дети превращаются в "Лекарственные растения", "Незнайку" и от их лица дают советы, отвечают на разнообразные вопросы. Использую эти игры в разных видах деятельности: на занятиях при ознакомлении с художественными произведениями, на прогулке, в театрализованной деятельности, при проведении развлечений, утренников.

      Игры-наблюдения и игры-погружения. Наблюдение за объектами живой и неживой природы во время совместных походов в лесную зону. Дети и родители с удовольствием погружаются в "лесные звуки", "пение ветра", "разговор сорок на ветке". Все это вызывает бурю восторга у детей и взрослых, надолго заряжает их положительными эмоциями.

      Дети с удовольствием ухаживают за комнатными растениями, проверяют какие растения нужно полить, у каких оборвать сухие ненужные листья, какие растения нуждаются в срочной помощи, В этом случае к детям может прийти Айболит, который окажет "медицинскую" помощь нужному растению. Приходит к нам и Незнайка, не понимая, что произошло с его комнатным растением: листья опущены, земля сухая. Ребята с удовольствием объясняют Незнайке, что цветок необходимо регулярно поливать водой набранной накануне, показывают, как нужно это делать и оставляют в группе для наблюдения.  

    Дети участвуют в выращивании "огорода на окне". Раз в неделю делают зарисовки, отмечают изменения в росте растений, Со временем лук и огурцы съедают, а модель остается - ее можно многократно рассматривать, как в свободное время, так и на специальных занятиях.  

   Большое удовольствие доставляют детям наблюдения за птицами. У детей формируется представление о том, что птицы, также как рыбы и комнатные растения нуждаются в определенных условиях жизни. Эти условия создает для них человек (воспитатель с детьми). С наступлением холодов дети участвуют в подкормке птиц, наблюдают за ними, ведут специальный календарь, заполняя его карточками с рисунками птиц, что позволяет детям знакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их облика и поведения.

     Считаю прогулку эффективным средством приобщения ребенка к миру природы. Во время прогулок, наблюдая за сезонными явлениями, учу детей подмечать специфичные изменения в природе, ведь для каждого сезона характерны свои, особые явления.

     На протяжении всего учебного года обращаемся к произведениям Е.Чарушина о животных, рассматриваем книги с его иллюстрациями, читаем рассказы о симпатичных детенышах. Это позволяет формировать у детей устойчивый интерес к наблюдениям природы, понимание природы, понимание того, что впечатление можно творчески представить другим людям - в форме рисунков и рассказов.

     Мы также обращаемся и к другим авторам: К.Ушинскому, С.Скрябину, В.Бианки, но книгам Чарушина отдаем предпочтение, т.к. они содержат доступные детям раннего возраста описание животных и их художественные образы.

      Работа с родителями занимает важное место в экологическом воспитании наших детей. Родители принимают активное участие в изготовлении с детьми поделок из природного материала, кормушек для зимующих птиц, пополнение зеленого уголка новыми комнатными растениями. Для родителей  проводим консультации, помещаем информацию в родительском уголке о разных временах года: "Золотая осень", "Здравствуй зимушка-зима", "Зачем люди ходят в лес и что нельзя делать в лесу" и др. Совместно с родителями оформили выставку овощей: "Во саду ли в огороде...", развлечение - "Красотой щедра ты осень"

     Активная позиция семьи и детского сада по воспитанию экологической культуры детей, доступными для их возраста средствами, позволяет эффективно влиять на формирование экологического сознания, нравственно-патриотических качеств личности, способствует формированию познавательных интересов, реальных достижений в интеллектуальной , эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой.

        В начале работы мною были выявлены следующие проблемы:

- уровень знаний детей о природе низкий, отношение к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;

- семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;

- при наличии программ, методических рекомендаций по экологическому воспитанию дошкольников нет адаптированных пособий, позволяющих вести работу по данному направлению в условиях Сибири.

     При помощи занятий: "Морские и речные камни в природе", развиваю у детей интерес к камням, сенсорные ощущения, умение обследовать камни с помощью органов чувств, дети называют их свойства и особенности (крепкий, твердый, неровный, гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др.). Даю детям представление о том, что камни в природе находятся в земле, по берегам рек, морей. Речные камни - неровные, разной формы, бывают с острыми краями. А вот морские камни всегда округлой формы, гладкие, такими их сделали морские волны.

     "Камень, рожденный деревом". На этом занятии закрепила знания детей об объектах неживой природы (уголь, мел). Познакомила с камнями, рожденными деревом - солнечным янтарем: цвет, происхождение, его свойства, использование. Воспитываю бережное отношение к янтарю, учу видеть красоту камня.

     Отдыхая у моря и озера Байкал, родители вместе с детьми собирали камни, затем приносили их в группу рассматривать. Таким образом, совместно с родителями собрали небольшую коллекцию природных и искусственных камней. Дети имеют возможность сравнивать камни, играя с ними, рассматривать искусственные украшения.

Выводы:

1.     Процесс формирования экологических знаний целесообразно сочетать с решением задач социализации детей.                                                                                                                          2.     Интеграция задач экологического и социального развития детей требует также интеграции содержания двух названных направлений работы.                                                   3.     Социальное развитие детей в первую очередь заключается в осознании природы как ценности, нуждающейся в сохранении.                                                                                               4.     Социальное развитие детей проявляется в усвоении детьми правил ухода за растениями, в способах кооперации выполнения этой работы.                                                  

5.     Наиболее успешными формами работы с детьми являлись интегрированные занятия, наблюдения, экспериментирование, организация коллективного труда в природе и др.     6.     Каждая из перечисленных форм работы должна использоваться в комплексной системе, которая обеспечивает постепенное формирование экологических знаний и социального развития детей.  

Литература

  1. Байкал в список мирового культурного и природного наследия // Сов. молодежь. - 1988. - 17 дек.
  2. Байкальскому ЦБК продлили на год разрешение сливать отходы в Байкал [Электронный ресурс]. - URL: http://livebaik.com/?IDE=(внешняя ссылка) 107804.
  3. Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, отходящих гот стационарных источников, в ряде городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/bll_ll/(внешняя ссылка)IssWWW.exe/Stg/dl/04-03(внешняя ссылка). Htm
  4. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей средыИркутской области в 2007 году. - Иркутск : Изд-во Бланкиздат, 2008. - 360 с.
  5. Источники загрязнения озера Байкал. История байкальской проблемы [Электронный ресурс]. - URL: http://www.baikal-center.ru/books/element(внешняя ссылка). php?ID=1199
  6. Природно-ресурсный потенциал Иркутской области / И. Л. Савельева [и др.]. - Иркутск : СО РАН, 1998. - 238 с.
  7. Природные ресурсы и охрана окружающей среды. Экономико-статистический сборник. 2010. - Иркутск : Иркутскстат, 2011. - 112 с.
  8. Синюкович В. Н. Уровненный режим оз. Байкал после зарегулирования // Закон Российской Федерации «Об охране озера Байкал» как фактор устойчивого развития Байкальского региона : материалы Междунар. науч. конф. Иркутск, 16-19 сент. 2003 г. - Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2003. - С. 117-121.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения, беседы в младшей группе по теме «Формирование начал экологической культуры через ознакомление детей дошкольного возраста с растительным миром»

Рассматривание листьев на прогулке. Цель: обратить внимание детей на листья (размер, форму, разноцвет-ную окраску). Приемы: Воспитатель берет в руки красивый лист, помахивая им над голо¬вой, начи...

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...