Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Шопанова Динара Исаевна

Цель проекта: способствовать развитию речи детей через игровую деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_rechi.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью игровой деятельности»

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.

Цель проекта: способствовать развитию речи детей через игровую деятельность.

Задачи проекта:

- активизировать и расширять словарный запас детей;

- развивать разговорную и связную речь;

- развивать коммуникативные и познавательные интересы;

- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу.

Участники проекта:

- Дети старшего дошкольного возраста;

- воспитатели группы;

- родители;

- музыкальный руководитель.

Тип проекта: обучающий, игровой.

Продолжительность: среднесрочный (сентябрь 2016 – апрель 2017 г.)

Интеграция образовательных областей в данном проекте:

- физическая культура;

- здоровье;

- познание;

- коммуникация;

- чтение художественной литературы;

- труд;

- безопасность;

- социализация;

- музыка;

- художественное творчество.

Виды игр:

- Дидактические: настольно-печатные, словесные, игры с предметами.

- Сюжетно-ролевые;

- игры-драматизации, игры инсценировки;

- режиссёрские игры;

- подвижные;

- хороводные;

- музыкальные.

Этапы:

I. Подготовительный.

- определение целей и задач проекта;

- изучение необходимой литературы;

- подбор методического материала;

- разработка тематического плана для реализации проекта.

- приготовление необходимого инвентаря.

II. Практический.

- Дидактические игры: «Весёлые буковки», «Полслова за вами», «Опиши предмет», «Я знаю», «Сочини сказку о предмете», «Подружи букву» и т. д.

- Инсценировка – «Рождественская ёлочка».

Инсценирование песен: «Патока с имбирём», «Скок, скок, поскок.», «Где был Иванушка».

- Режиссёрские игры: «Инопланетный гость», «Волшебный огород».

Русские народные игры: «Ваня-простота», «Селезень и утка», «Репка».

Игры под инструментальную музыку: «Птички и ворона» муз. А. Кравцович, «Козочки и волк» муз. из кинофильма «Звуки музыки», «Разноцветная игра» муз. Б. Савельева.

- Сюжетно-ролевые игры: «парикмахерская», «шоферы», «школа», «день рождения», «буфет» и т. д.

- Художественное творчество «Рисование»: «Как мы играем». Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.

- Лепка: «герои сказки «теремок»», для разыгрывания сказки. Изготовление героев и атрибутов для режиссёрских и сюжетно-ролевых игр.

- Физическая культура: игра «Путешествие на лесную полянку» (с элементами развития речи)

III. Заключительный

Подготовка и проведение викторины «Вопрос на засыпку»

Цель: активизировать познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствовать развитию интереса к интеллектуальным играм.

Задачи:

Развивать умение логично излагать материал, отвечать на вопросы точно, кратко, понятно.

• Формировать способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации) .

Развивать смекалку, зрительную память и воображение, внимание и сообразительность.

• Формировать умения делать выводы и умозаключения.

• Воспитывать умение работать в коллективе, формировать умение выстраивать конструктивное взаимодействие.

• Прививать дружеские отношения к партнерам по игре, уважение друг к другу.

Результаты работы:

- у детей увеличился словарный запас;

- улучшилась разговорная и связная речь;

- дети научились работать в коллективе, действовать слаженно, соблюдать правила.

Вывод проекта:

Интегрировав все образовательные области, в процессе планомерной, целенаправленной, последовательной игровой деятельности детей и воспитателя происходит постоянное и непрерывное формирование грамматического строя речи у детей, в результате чего познаётся целостная картина мира.

Проектная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Учимся говорить красиво».

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС ДО, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Связная речь выполняет важнейшую социальную функцию: помогает ребенку установить связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Это показатель общей речевой культуры человека.

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.

Одна из самых главных задач речевого развития – научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг, используя многообразие речевых средств.

Проводя диагностику развития речи детей, убеждаюсь в том, что с каждым годом количество детей, не умеющих связно и последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы по картине, по серии сюжетных картин, а тем более рассказы из личного опыта, не уменьшается, а даже увеличивается. Дети не могут составить рассказ даже с помощью логопеда. Предложения простые, нет развернутых ответов, в основном односложные, а бывает и просто набор слов. При составлении рассказа наблюдается нарушение последовательности, скудность изложения, ограниченность лексических средств языка. Таким образом, выявилась проблема: развитие связной речи детей не соответствует возрасту.

Проблема: уровень развития связной речи детей не соответствует возрасту.

Возникла необходимость поиска новых дополнительных форм работы в этом направлении. Такой формой мною был выбрана проектная деятельность «Учимся говорить красиво».

Получить полный текст 

Подписаться на рассылку! 

Цели и задачи проектной деятельности:

Цель: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).

Задачи:

1.Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразным дидактическим материалом.

2.Разработать перспективный план работы кружка.

3.Осуществить взаимодействие с родителями и воспитателями с целью обогащения речевой активности детей.

4.Развивать речь детей. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Активизировать словарь.

5. Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинам ;

- развивать умение составлять описательные рассказы.

Вид проекта: познавательный.

Срок реализации проектной деятельности: долгосрочный с октября 2015 по май 2016 г.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет (10 человек).

Форма работы: совместная деятельность детей с учителем-логопедом.

Время проведения: один раз в неделю, продолжительностью - 30 мин.

Ожидаемые результаты:

-дети знают алгоритм составления рассказов по картине, по серии сюжетных картин, умеют дополнять их описаниями и диалогами;

-значительно увеличился словарный запас;

- - повысился уровень речевого развития детей;

-умеют использовать монологическую и диалогическую формы речи;

-активизировалась познавательная деятельность детей;

-повысился интерес к занятиям.

План проектной деятельности «Учимся говорить красиво»

Срок

Тема

Содержание работы

Работа с родителями и воспитателями

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа;

Активизация и обогащение словарного запаса детей

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии («Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня»).

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Круглый стол для родителей «Развиваем речь, играя»

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Январь

Чтение и обсуждение, пересказ сказок В. Сутеева («Мешок яблок»,

Обучение связному пересказу с последовательным изложением событий. Беседа по вопросам. Составление мнемодорожек к рассказу.

Февраль

Составление рассказов по картине «Ежи».

Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

Формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием. Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. Развивать внимание, память

Проведение семинара-практикума для педагогов

Март

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Развивать память, внимание

Проведение открытого занятия для педагогов по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Апрель

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок на новый лад».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. Показ сказки детям младших групп..

Май

Конкурс чтецов. С участием родителей

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку»

Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку» В.  а.  сухомлинский:«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ...

Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»

Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам».

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.Содействие развитию познавательной сферы дете...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья"

Цель проекта - формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников на материале «Моя семья»....

Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Говори правильно»

       Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из р...

Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Учимся красиво говорить»

Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать ...