Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Говори правильно»
проект по развитию речи (старшая группа)

Петрова Ирина Валерьевна

         Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_rechi.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовск детский сад № 56«Северяночка»

Краткосрочный проект

По развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

«Учимся красиво говорить»

Подготовили:

Петрова И.В.

 

г. Нижневартовск

       Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего.

         Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

         Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Возраст участников проекта: дети 5-6 лет

Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Сроки реализации: 3 недели

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Актуальность проекта:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Она является естественной средой развития детей. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игровой форме, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты.

Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. Игра успокаивает, лечит, а в моем случае стимулирует речь детей. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. С их помощью создается эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор (потешки, прибаутки, загадки, перевертыши, построенные на диалоге). Дидактические игры предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи).

Педагогическое сопровождение игр направлено на сохранение самостоятельной игры и побуждения игрового творчества. Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является театр, который есть в арсенале моей группы (пальчиковый, теневой, настольный и др.) Даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет. Все это благоприятно влияет на развитие речи детей.

Цель проекта:

развивать связную речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.

Образовательные задачи:

- Закрепить умение детей развивать связную речь при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, отгадывании загадок, проговаривании скороговорок, пересказе сказок.

Развивающие задачи :

- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли; обогащать словарный запас; развивать связную и диалогическую речь;

- Формировать навыки культурного речевого общения; развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение)

Воспитательные задачи:

- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- Порадоваться вместе с детьми успехами, результатами деятельности.

Предполагаемый результат:

- Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности с родителями по развитию связной речи ребенка.

- Ребенок познакомится с разнообразием игр, направленных для развития связной речи.

- Ребенок научится самостоятельно играть в настольные – дидактические игры.

- Участие в проекте будет способствовать формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции у детей старшего дошкольного возраста.

Методы проекта : беседы, чтение стихотворений и рассказов, заучивание чистоговорок, рассматривание иллюстраций, развивающие игры и упражнения; работа с родителями, взаимодействие с педагогами с целью передачи опыта.

Совместная деятельность с родителями:

- принять участие в выборе темы проекта;

- ознакомиться со структурой проекта, его образовательными задачами для детей и педагогическими задачами для родителей;

- выполнять (по желанию) совместные задания к проекту во время нахождения ребенка не только в ОУ;

- принимать посильное участие по формированию предметно-развивающей среды к проекту;

Работа с педагогами:

- Методические рекомендации педагогов для работы по теме проекта;

- Обмен методической литературой.

Этапы проекта:

I этап – организационно-подготовительный

-Подбор и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта.

- Подбор и систематизирование игры и игровых упражнений.

- Оформление в группе речевого уголка.

-Выявление уровня развития связной речи детей.

- Изучение насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

- Изготовление дидактического пособия, необходимого для реализации проекта.

II этап – технологический (основной)

-Пополнить атрибутами развивающую среду.

-Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.

-Познакомить детей с искусством театра и его видами.

-Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

-Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Перспективный план работы с детьми старшей группы :

Сроки проекта Работа с детьми Задачи

1 неделя 1. Чтение и пересказ сказки

«Хаврошечка» А. Н. Толстой;

2. Д/ И: «Поиграем в сказку», «Дополни предложение».

3. Беседа с детьми «Секрет волшебных слов».

4. Отгадывание загадок для детей 5-6

5. Продолжи пословицу (повторение пословиц).

6. Чтение рассказа К. Паустовский «Кот - ворюга».

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству. Развитие умения пересказать сказку, опираясь на её пространственно – временную модель.

2. Cовершенствование умения пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно.

3. Сформировать у детей представление о различных формах вежливого общения между людьми.

4. Вызвать интерес к предметному миру; учить детей логически мыслить, выделять основные признаки предметов.

5. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.

6. Упражнять в придумывании однокоренных слов. Обогащать словарь детей, развивать умение понимать характеры героев и мотивы их поступков.

2 неделя 1. Д/ И: «Где начало рассказа?»,

«Исправь ошибку».

2. Знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» М. Булатов.

3. Заучивание чистоговорок.

4. Заучивание стихотворения А. Н. Плещеев «Весна»

5. Беседа с детьми «Театр».

6. Д/ И: «Испорченный телефон». 1. Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

2. Дать детям представление о происхождении русских народных сказок.

3. Закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память.

4. Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

5. Познакомить дошкольников с миром театра, со спецификой правил поведения в театре, стимулировать их интерес к театральному искусству.

6. Развитие слухового внимания.

3 неделя 1. П/ И: «Мы веселые ребята», «Гуси-гуси».

2. Беседа с детьми «Моя любимая книга».

3. Пересказ рассказа Л. Н. Толстой «Лев и собачка»;

4. Рисование «Любимый герой сказки».

5. Сюжетно – ролевая игра: «Театр» и постановка кукольного театра «Теремок».

6. П/ И: «Зайцы и волк». 1. Упражнять в беге, развивать речь, воспитывать честность, справедливость.

2. Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности от реализации проекта.

3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному творчеству. Развитие умения пересказать рассказ.

4. Формировать и расширять представления детей о мире сказок при помощи средств изобразительной деятельности.

5. Закреплять представление детей о театре. Развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке «Теремок».

6. Упражнять в беге, в прыжках, учить действовать в соответствии с текстом.

Перспективный план работы с родителями:

Сроки проекта мероприятия

1 неделя Беседа с родителями «Развитие речи детей в повседневной жизни».

2 неделя Консультации на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 5-6 лет».

3 неделя Памятка для родителей «Игры для развития речи детей дома».

1-3 недели Чтение литературных произведений, разучивание стихотворений.

1-3 недели Игры с родителями: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Назови детенышей?», «Эстафета», «Испорченный телефон» и т. д.

III этап - заключительный

-консультации по теме проекта для педагогов ДОУ;

-создание тематических папок с приобщением родителей;

-выявить знания родителей о значении связной речи у детей старшего возраста.

Список используемой литературы

1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991г.

2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика Синтез, 2007г.

3. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.

4. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку»

Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку» В.  а.  сухомлинский:«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ...

Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»

Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Цель проекта: способствовать развитию речи детей через игровую деятельность...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам».

Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.Содействие развитию познавательной сферы дете...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему "Моя семья"

Цель проекта - формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников на материале «Моя семья»....

Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Учимся красиво говорить»

Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать ...