Консультация для родителей в адаптационный период.
консультация (младшая группа) на тему

Балаганская Ирина  Александровна

Наличие у детей возможных навыков,  

облечающих адаптационный период

при поступлении в детский сад

(возраст от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наличие у детей возможных навыков,

облегчающих адаптационный период

при поступлении в детский сад

(возраст от 1 года 6 месяцев до 2 лет).

Навыки самообслуживания:

- самостоятельно ест ложкой, умеет пережёвывать пищу;

- перед едой моет руки;

- пользуется носовым платком. Салфеткой во время приёма пищи;

- своевременно просится на горшок;

- снимает расстегнутые и развязанные части своей одежды, обувь (шапку, варежки, носки и т.д.), пытается одеваться без застёгивания;

- узнаёт свои вещи;

- совместно со взрослым складывает игрушки в ящик или в пакет.

Индивидуальные особенности:

- любит, когда читают книжки;

- рассматривает картинки;

- любит слушать музыку;

- любит рисовать, так как умеет.

Навыки общения:

- понимает обращённую к нему речь;

- по просьбе взрослого может оказать помощь: подать полотенце, принести ложку;

- понимает слова «можно», «надо»;

- любит играть с другими детьми, иногда пытается вступить в контакт;

- обладает положительным опытом общения с посторонними взрослыми.

Игровая деятельность:

- самостоятельно делает несложные постройки из кубиков;

- повторяет в игре за взрослым увиденные действия;

- выполняет знакомое движение под музыку;

- играет с различными предметами, объединяя в одной игре два несложных действия (сажает в коляску и катает куклу);

- использует в игре предметы – заместители ( кружок вместо тарелки, кусочек меха вместо кошки).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                                                                                                                                    «Кризис 3-х лет»

Третий год жизни ребенка… Кажется…самое трудное позади, ребенок повзрослел, ста более самостоятельным, однако многие родители и не догадываются, что конец раннего возраста – один из труднейших периодов в жизни и ребенка , и взрослого. Ребенок все чаще говорит: «Я сам», «Я хочу» и т.п., все чаще закатывает истерики, устраивает бунт против окружающих, пытается добиться своего любыми способами. Такое поведение зачастую огорчает, беспокоит и ставит в тупик даже самых заботливых родителей.                                                                                                                                                                                         Итак, мы поговорим о кризисе 3-х лет.

Кризис – особый, относительно непродолжительный во времени период жизни, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Кризис 3-х лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2-2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться не замеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будут зависеть от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении сказывается начало посещения ребенком детского сада. Считается, что детей лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2-х лет или же около 4-х.                            

Кризис 3-х лет начинается с возрастанием самостоятельности ребенка, когда он старается выделить свое «Я» и установить новые отношения со взрослыми. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-то цели. В это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту.

По тому, на кого направлен кризис, можно судить о привязанностях ребенка. Обычно в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Необходимо помнить, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3-х лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш малыш очень резко изменился (и не в лучшую сторону), постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности  малыша и в пределах разумного дайте ему самостоятельность, чтобы он насладился ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет у вас – действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть,-можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, а у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь на него за это. «Эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание – это приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Ребенку трудно принять, почему изменяется система требований.                                                                                                                                                      И в отместку он твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.                                                                                    

 В 3 года самоуважению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для письма.                                                                                                                                                    

 Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный вам товарищ и друг.

Симптомы кризиса 3-х лет

  1. Негативизм                                                                                                                                                                         Это типичная протестная реакция малыша на излишнюю требовательность, жесткие ограничения и запреты, а также на дефицит внимания со стороны родителей. Выражается обычно в том, что ребенок игнорирует любые просьбы взрослых только потому, что они исходят именно от них. Это негативная реакция на взрослого, а не на содержание действий.                                                                                                                                                                                                                   При сильно выраженном негативизме можно получить отказ на любую просьбу, требование взрослого. Малыш даже может поступать вопреки своим эмоциональным переживаниям. Например, он очень хочет пойти в парк, но, услышав просьбу взрослого одеваться, резко отказывается. Поскольку он сам же от этого страдает, то такие протестные реакции могут сопровождаться как гневом, так и слезами. Ребенок может противоречить взрослому даже в абсурдной форме.                                                                                            Самая действенная рекомендация – оставить ребенка в покое или отвлечь от конкретной ситуации. Любой психически здоровый малыш, даже в фазе острого кризиса, отвлекаем. Иногда помогают инверсные просьбы (просьбы «наоборот»): «Мы сейчас никуда не пойдем, ты, пожалуйста, не одевайся сам». Главное, что должны показать родители ребенку, - спокойное, эмоционально-нейтральное поведение. Негативизм с возрастом уменьшается и проходит, если родители властно не подавляют ребенка.
  2. Упрямство                                                                                                                                                                           Следует отличать эту реакцию от настойчивости, Настойчивость – полезное волевое качество, позволяющее достигать цели, невзирая на трудности. Упрямство – это такая реакция. Когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что он потребовал.                                                                                                                                  Упрямство может стать и устойчивой чертой характера, если постоянно отмахиваться от ребенка, как от мухи, или идти на поводу у его желаний.                                                                                    

Безусловно, самое простое правило в этом случае – не запрещать, а объяснять. Ребенок  способен понять доводы взрослого. Важное правило – говорить правду.

  1. Своеволие                                                                                                                                                                             Проявляется  в том, что ребенок хочет делать все самостоятельно независимо от ситуации и своих возможностей: сам покупать товары в магазине, рассчитываться с кассиром, выбирать и принимать лекарства, переходить дорогу, не держась за мамину руку и пр. Естественно, такие желания маленького ребенка не вызывают восторга у родителей, однако в любой ситуации с малышом можно договориться. Самый лучший способ в данном случае – компромисс («Давай, я понесу тяжелую сумку за эту ручку, а ты – за другую»).                                                                                                                                                                             Если ребенку дают возможность что-либо сделать в значимой для него ситуации самому, конфликт с родителями быстро исчерпает себя. И наоборот – любой жесткий запрет приведет к усилению этих негативных проявлений.
  2. Строптивость                                                                                                                                                                      Внешне выглядит как негативизм, но безадресный. Это протест против всего привычного образа жизни. Ребенку перестают вдруг нравиться любимые игрушки и занятия, какие-либо традиционные в семье совместные игры, ритуалы и пр. ребенок негодует по поводу всего.                                                                                                                                                                                    Единственный выход -  не будьте консервативными, проявите максимум фантазии, поменяйте привычный уклад, естественно не в ущерб себе и ребенку. Любимая игрушка, например, может неожиданно поменять внешность и характер, стать на время для ребенка его «зеркалом». Дети очень быстро забывают про свои капризы и охотно включаются в новую игру. Самая желанная роль для ребенка – роль взрослого (мамы, воспитателя). Подыграйте ему, и вы увидите, что случилось чудо – ребенка будто подменили.

Остальные три симптома встречаются реже:

  1. Бунт против окружающих

Ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.

  1. Обесценивание ребенком личности близких

Говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть.

  1. Деспотизм

Поведение ребенка в этот период весьма противоречиво: с одной стороны, он старается быть автономным и решать, как взрослые, все сам, с другой – хочет снова стать маленьким, чтобы безраздельно владеть вниманием взрослых. Эти противоречия находят выход во властном поведении, когда ребенок начинает манипулировать взрослыми: «Нет, ты не пойдешь в гости, ты будешь со мной дома!», «Не говори по телефону, а играй со мной!» и пр. Самое время объяснить ребенку, что у каждого члена семьи есть свои дела, обязанности и желания, в которых ему, ребенку, тоже есть место: «Мы с тобой поиграли в мозаику, а теперь мне надо приготовить папе ужин, ведь он придет с работы голодный. Ты будешь мне помогать, и папе будет приятно, что мы вместе трудимся».

Если ребенок не чувствует себя вычеркнутым из родительской жизни, если нет противопоставления на «детские» и «взрослые» дела, малыш спокойнее отреагирует на ваш уход на службу или в гости.

В семье, где несколько детей, деспотизм может проявляться в виде ревности старшего к младшим. Дети, страдая от дефицита внимания со стороны родителей, вымещают свои отрицательные эмоции на младших детей, жестоко обращаясь с ними.

Рекомендации просты: ребенка заранее (все 9 месяцев беременности матери) следует готовить к рождению брата или сестры, потом, объединяя уже обоих детей во всех своих делах, матери рекомендуется выделять время для общения только со старшим ребенком. В этом случае ребенок не чувствует так остро свою отверженность.

Безусловно, этот возрастной период очень сложен и для ребенка, и для взрослых, но, зная, что многие симптомы естественны для малыша и со временем проходят, вооружившись терпением, можно преодолеть все бурные проявления эмоциональные проявления ребенка. Это период, когда у ребенка стремительно меняется отношение к окружающим его людям, к самому себе. И от того, насколько готовы меняться вслед за ребенком родители, зависят его гармоничное личностное развитие и взросление.

Родителям важно помнить. Что именно в этот период ребенок пытается заявить о себе какими-либо достижениями, поступками, словами, ожидая от родителей положительной оценки, похвалы. Помните, что одобрение пусть и маленьких, но самостоятельных попыток достичь результата в каком-либо деле – залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха. Тогда кризис пройдет незаметно.

Как НАДО вести себя родителям в период кризиса ребенка:

  • Взрослые должны сохранять положительное отношение ребенка к самому себе.
  • Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других.
  • Там, где возможно, дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности..
  • Уважайте замыслы малыша, отвечайте так. Чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах.
  • Если вы позволите ребенку с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения.
  • Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
  • Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность. Что в дальнейшем он будет вести себя лучшею
  • Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

При неблагоприятном течении кризиса может наблюдаться целый спектр невротических реакций: нарушение сна, аппетита, страхи, энурез, плаксивость, агрессивность и др.

Как НЕ НАДО вести себя родителям во время кризиса ребенка:

  • Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.
  • Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет».
  • Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повысится чувство ответственности.
  • Не приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в тоже время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Чтобы кризис прошел благополучно, любите своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конеч­ный результат - спокойный ребенок, с удо...

Консультация для родителей " Особенности адаптационого периода".

Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....

Консультация для родителей "Участники адаптационного периода"

laquo;Участники адаптационного периода»Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный ре...

Консультация для родителей: Тема «Адаптационный период у детей дошкольного возраста»

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано ...

Консультация для родителей на адаптационный период, когда ребенок впервые начал посещать детский сад

Консультация для родителей на адаптационный период для детей младшего возраста, которые впервые начали посещать детский сад....