Оформление музыкального уголка в группе.
консультация на тему

Трубицына Светлана Викторовна

Существенное влияние на формирование художественных вкусов детей оказывает окружающая среда. Музыкальное развитие ребенка обусловлено не  только организованной образовательной деятельностью с музыкальным руководителем, но и  возможностью самостоятельно играть, эксперементровать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учереждение

Детский сад № 501 «Медвежонок»

 

                                                                      Музыкальный руководитель:

                                                                            Трубицына СВ

                                                                                                    17.09. 2016г.

                                   Новосибирск.

                                                                                                     Организация музыкальной развивающей среды.

                                                   «Таланты создавать нельзя, но можно                                    создавать почву, на которой они особенно хорошо

произрастают»  

 Г. Нейгауз

Существенное влияние на формирование художественных вкусов детей оказывает окружающая среда. Музыкальное развитие ребенка обусловлено не  только организованной образовательной деятельностью с музыкальным руководителем, но и  возможностью самостоятельно играть, эксперементровать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием.

Музыкальная среда служит своеобразным стимулом к развитию музыкальной деятельности детей, источником получения информации, является для ребенка наглядно – зрительной опорой, без которой для большинства детей, учитывая массовый характер музыкального воспитания, формирование даже элементарных представлений и понятий о музыке было бы затруднительно. Чтобы привить детям интерес к музыкальной области и постоянно поддерживать его, нужно выделить в групповой комнате специальное место и оборудовать его музыкально – дидактическими играми, пособиями, музыкальными инструментами, средствами ТСО.

Требования к проектированию музыкальной предметно – развивающей среды.

  1. Музыкальная среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка, то есть, содержать как консервативные (уже известные ребенку) компоненты, так и  проблемные, подлежащие исследовании.
  2. Музыкальная среда должна быть динамична, эстетична, стимулировать развитие любознательности, стремление к эксперементированию.
  3. Должны быть созданы условия для активного взаимодействия детей с любым пособием и инструментами.
  4. Предметная среда должна быть сомаштабна глазу, действиям рук, росту ребенка.
  5. Должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

Роль воспитателя в организации музыкальной деятельности детей в группе.

Наличие красиво оформленной, наполненной музыкальной среды само по себе не решает задач воспитания.

Необходимо тактичное руководство воспитателя, прямо или косвенно направляющего музыкальную деятельность детей. Воспитатель не обучает детей – он старается заинтересовать их в слушании знакомой музыки, вовлекает детей в музыкальные игры. Вовлечение детей в музыкально – творческую деятельность культивируется воспитателем прежде всего через собственную эмоциональную активность и стимулирование творческой активности детей.

Эмоциональная поддержка, поощрение творческих устремлений детей – такой должна быть эмоциональная характеристика среды, в которой протекает нерегламентированная музыкально – творческая деятельность. Любое музыкальное общение с ребенком следует строить на партнерстве, совместной деятельности.  От компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения педагога к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет, сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности. И ребенку, и   взрослому должно быть комфортно.

В функции воспитателя входит:

Влияние на музыкальные впечатления детей, организация музыкальных игр, создание условий, способствующих развертыванию деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен следить за тем, насколько бережно дети обращаются с музыкальными игрушками.

Причина невостребованности у старших дошкольников музыкальных уголков.

  1. Статичность и однообразие материалов.

Воспитатель перестает привлекать внимание детей к материалам, представленным в музыкальном уголке, или вводит дополнительные, удобные для него самого правила их использования. Например, запрет на перемещение музыкальных инструментов с полки, на которой они хранятся, приводит к угасанию интереса детей к ним, к равнодушию. Редкая сменяемость материала делает их неинтересными для ребенка, вызывает нежелание использовать в своей деятельности.

  1. Несоответствие оборудования и материалов возрастным возможностям и актуальным интересам детей. Хранение образно-символических материалов (картинки и иллюстрации) в уголке в папках с завязками пресекает желание детей их рассматривать. Отсутствие в музыкальном уголке альбомов, детских качественно иллюстрированных книжек для восприятия зрительного ряда также привлекает внимание детей к объектам этой тематической зоны.
  2. Прямой словесный(«Положите на место металлофон, вы очень шумите») или негласный запрет на использование материалов и оборудования уголка в свободной самостоятельной деятельности.
  3. Эстетическая малопривлекательность материалов, их ветхость не стимулируют интереса детей к их применению в свободной деятельности.

Рекомендации по оформлению и использованию музыкальных уголков в группах.

  1. Уголок и отдельные его элементы должны выглядеть эстетично.
  2. В уголке должны присутствовать все необходимые пособия по данной возрастной группе.
  3. Руководство свободной музыкальной деятельнгостью детей со стороны воспитателя должно быть педагогически грамотным.
  4. Расположение уголка должно быть удобным для детей.

Классификация оборудования музыкальных уголков.

  1. Материал творческих сюжетно – ролевых игр – мягкие игрушки, иллюстрации, неозвученные музыкальные инструменты (бутафорские балалайка, пианино и т.д.), бутафорские музыкальные игрушки предназначены для создания игровой ситуации, пр которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.
  2. Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

-  с хроматическим, диатоническим, пентаническим ( металлофоны)

3. Музыкально – дидактические игры и пособия (нотное лото, лесенка и пр.)

4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, аудио, видио кассеты.

Перечень материалов для детей от 2, 5 до 4 лет

 (1 и 2-я младшие группы) :

•куклы-неваляшки;

•образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. п.) ;

•игрушки-инструменты с фиксированным звуком — органчики, шарманки;

• игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.) ;

•атрибуты к музыкальным подвижным играм;

•флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки и т. п. для детского танцевального творчества (по сезонам) ;

•ширма настольная с перчаточными игрушками;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей;

•поющие и двигающиеся игрушки;

•музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации.

 

Перечень материалов для детей 4—5 лет

 (средней группы детского сада) 

В музыкальной зоне для самостоятельной деятельности детей 4-5 лет имеются  пособия для младшей группы (перечисленные выше, а также дополнительно:

•металлофон;

•шумовые инструменты для детского оркестра;

•книжки-малютки «Мы поем» (в них яркие иллюстрации к знакомым песенкам) ;

•фланелеграф или магнитная доска;

•музыкально-дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «В лесу», «Наш оркестр», «Цветик-семицветик", «Угадай колокольчик» и др. ;

•арибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Курочка и петушок». «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др. ;

•музыкальные лесенки (трехступенчатая и пятиступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

•ленточки, цветные платочки, яркие султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям но сезону;

•ширма настольная и набор игрушек;

•музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования:

• магнитофон и набор программных аудиозаписей.

 

Перечень материалов для детей 5-6 лет

 (старшей группы детского сада) :

Дополнительно к материалам средней группы используется следующее:

• погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др. ;

•музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта) ;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр) ;

•портреты композиторов;

•иллюстрации из «Музыкального букваря»;

•музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросенка», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др. ;

•атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.) ;

• детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

•ширмы: настольная и ширма по росту детей;

•музыкальные лесенки трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные;

• атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

•разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

•атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т. д.) :

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

 

Перечень материалов для детей 6-7лет

(подготовительной группы детского сада) :

•музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, колокольчики, треугольники, флейты, барабаны и др.) ;

•портреты композиторов;

•иллюстрации по теме «Времена года»;

•картинки к пособию «Музыкальный букварь»;

•альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поем» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и полюбившихся песнях;

•графическое пособие «Эмоции» (карточки, на которых изображены лица с разными эмоциональными настроениями) для определения характера мелодии при слушании произведений;

•альбомы для рассматривания: «Симфонический оркестр», "Народные инструменты», «Танцы народов мира» и т. п. ;

•музыкальные лесенки (трех-, пяти- и семиступенчатые — озвученные) ;

•набор самодельных инструментов для шумового оркестра;

•музыкально-дидактические игры: «Три поросенка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Найди землянички», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. ;

атрибуты к подвижным играм (например, «Здравствуй, осень», «Космонавты» и т. п.) ;

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.) ; разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкальпо-танцевальных импровизаций;

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Рекомендации по наполняемости музыкального уголка.

В уголке должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструментов, 2-3 музыкально – дидактические игры, несколько игрушек самоделок, картинки, звуковые книжки, диски с записью музыки.

Обновлять уголки целесообразно 1 раз в 2 месяца.

В старших группах периодически помещают портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся.

В младших группах используются инструменты с фиксированным звуком или мелодией (барабаны, шарманки, бубны).

В старших группах добавляются металлофоны, цитры и т.д.

Уголки в младших группах имеют сюжетно – ролевую направленность, в старших – дидактическую.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Оформление музыкальных уголков в группе детского сада».

Консультация для воспитателей на тему: «Оформление музыкальных уголков в группе детского сада».Шишкина Елена Владимировна, музыкальный руководитель МАДОУ детский сад «Колобок»...

Кнсуьтация для воспитателей "Оформление музыкальных уголков в группах"

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельност...

Особенности оформления музыкального уголка в группах

Презентация "Особенности оформления музыкального уголка в группах"  для воспитателей  как своеобразная шпаргалка по всем возрастным группам....

Консультация: «Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе».

Консультация:  «Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе»....

Консультация для педагогов «Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе»

В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Успех музыкального во...

Оформление музыкального уголка в группах раннего возраста

Музыкальное развитие ребёнка в детском саду обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творч...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"...