Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста .
статья (старшая группа) на тему

Черная Анна Ивановна

Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе семья является институтом первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Особенности семейного воспитания, стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление нравственного опыта личности в целом и социального интеллекта в частности. Семья, являясь первичным институтом социализации, является важным условием формирования у ребенка различных схем взаимодействия в межличностном пространстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В современном обществе семья является институтом первичной социализации ребенка. Родительство имеет социокультурную природу и характеризуется системой предписанных культурой и обществом норм и правил, регулирующих распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Особенности семейного воспитания, стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление нравственного опыта личности в целом и социального интеллекта в частности. Семья, являясь первичным институтом социализации, является важным условием формирования у ребенка различных схем взаимодействия в межличностном пространстве.

На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ и семьи входит в разряд самых актуальных. Ведь за ребенка и за его воспитание несут ответственность, прежде всего родители, а дошкольное образовательное учреждение только поддерживает и дополняет их воспитательную деятельность. Даже в законе РФ «Об образовании в Российской федерации» ст. 18 п. 1 говорится что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». А в этом им помогут дошкольные учреждения. В современных дошкольных образовательных организациях имеется широкий арсенал разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи.

Современные педагоги выделяют все эти формы на несколько блоков :

  Информационно-аналитические

 Познавательные

 Досуговые

 Письменные

 Наглядно-информационные

Рассмотрим подробнее некоторые из них:

 Информационно-аналитические формы

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, о наличии у них необходимых педагогических знаний, об отношении в семье к ребенку, о запросах, интересах и потребностях родителей в психолого- педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

 К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести:

 анкетирование,

 интервьюирование,

 проведение опросов,

 беседы

Анкетирование – один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Опрос – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Интервью и беседа – характеризуются одним ведущим признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т. п. (все то, что не подвластно изучению другими методами), с другой — делает эту группу методов субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной достоверности информации).

Досуговые формы. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной форме взаимодействия с родителями можно отнести:18  Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования) - помогают создать эмоциональный комфорт  в группе, сблизить участников педагогического процесса.

 Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи - демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей.

 Совместные походы и экскурсии - укрепляют детско- родительские отношения.

Письменные формы Они подразделяются на:

 Еженедельные записки - записки, адресованные непосредственно родителям, сообщают семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

 Неформальные записки - воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; в них могут быть записи детской речи, интересные вы- сказывания ребенка; семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

 Личные блокноты - могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду; семьи могут извещать воспитателей о таких семейных событиях, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

 Письменные отчеты о развитии ребенка – эта форма может быть полезна при условии, если она не заменяет личных контактов. Наглядно- информационные формы Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя[19]

 К таким формам взаимодействия с родителями относятся:

 Информационно-ознакомительные - направлены на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, через сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, рекламу в средствах массовой информации, информационные проспекты, видеофильмы «Из жизни одной группы детского сада»; выставки детских работ; фотовыставки и информационные проспекты.

 Информационно-просветительские - направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста; из специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию тематических выставок; информационные стенды; записи видеофрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов; фотографии, выставки детских работ, ширмы, папки-передвижки. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников позволяет изменить характер взаимодействия педагогов с родителями. Родители становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в проекте развития социально-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста "Уроки Доброты"

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения  собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающе...

Доклад «Интеграция образовательных областей в процессе духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Современное общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду может стать интеграция его содержания в повсе...

Использование проектной деятельности в процессе организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Представлен опыт работы по патриотическому воспитанию детей через использование проектной деятельности....

Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...

Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

В современном мире тема  социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...