Формирование навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения
консультация (младшая группа) на тему

Татьяна Анатольевна Грищенко
Родители должны понимать, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых. Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 37 «Теремок»

компенсирующей и оздоровительной направленности»

Консультация для родителей:

«Формирование навыков самообслуживания

у детей с нарушением зрения»

Подготовила:

тифлопедагог
Татьяна Анатольевна  Грищенко.

Уважаемы Мамы и Папы, Бабушки и Дедушки!

Для ребенка с нарушением зрения необычайно важно эмоциональное общение с Вами, Ваше доброжелательное, ласковое отношение, поощрение и поддержка. Это позволяет ему быть уверенным в себе, чувствовать себя защищенным. В то же время не должно быть чрезмерной опеки,  выражающейся в предупреждении любого желания ребенка. Недооценивая возможности Вашего ребенка, Вы подавляете проявления активности и самостоятельности. Это может привести к тому, что ребенок вырастет эгоцентричным, неприспособленным к жизни, полностью зависимым от окружающих. Отрицательно сказывается на развитии ребенка и проявление другой крайности: когда Вы переоцениваете его возможности, предъявляете к нему завышенные требования. Это может сформировать у ребенка чувство неуверенности, он становится беспомощным даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Родители должны понимать, что в отличие от нормально видящих сверстников, ребенок с нарушением зрения не может овладеть многими навыками спонтанно, т.е. самостоятельно, без участия взрослых.

В программе II младшей группы говорится, что у малышей нужно формировать простейшие навыки самообслуживания: научить их есть самостоятельно, умываться, одеваться и раздеваться. Эти требования умещаются в программе в нескольких строках, но какую нужно вложить кропотливую работу, чтобы их реализовать! Необходимо продумать все мелочи, важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Например, детям гораздо удобнее пользоваться маленьким куском мыла, целесообразно разрезать кусок мыла пополам, опыт показывает, что это самая удобная величина.

Самообслуживание включает в себя следующее: освоение навыков приема пищи, раздевания и одевания, гигиены тела, опрятности. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха, мышления, внимания.

Мы пользуемся этими умениями каждый день, часто забывая, что для маленького ребенка преодолеть трудности и учиться, скажем, есть ложкой, пить из чашки или застегивать пуговицы на рубашке – огромное достижение.

Почему малышу ток трудно осваивать всякое новое действие? Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить действие, ребенку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета.

Что произойдет, когда ребенок научится выполнять действия уверенно? Это будет означать, что он хорошо представляет себе конечный результат, ориентируется в свойствах предметов, владеет движением, контролирует свои действия. Ребенку легче будет освоить и другие подобные действия, они станут разнообразнее. В итоге ребенок становится все более и более самостоятельным.

Итак, самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Вы хотите научить ребенка какому-либо навыку. Для этого нужно выбранный навык разбить на отдельные составляющие (шаги). Один из способов, позволяющий определить шаги, - несколько раз, записывая все детали, проделать то, чему вы хотите научить ребенка. Количество шагов в каждом случае определяется индивидуально.

Ключ к успеху – это, во-первых, четкое понимание того, какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания, и, во-вторых, медленное продвижение вперед.

Например, умение мыть руки можно разбить на четыре шага:

  1. включать воду;
  2. намыливать руки;
  3. споласкивать руки;
  4. выключать воду.

Сначала вы делаете первый, второй, третий шаги. Ребенок сам только заканчивает задание – выключает воду (четвертый шаг). Помогите ему взяться за кран, для того чтобы, как только вы скомандуете: «Марш!», он смог бы выключить воду и таким образом легко и быстро завершил бы весь процесс умывания.

Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой?

Возьмите пластмассовую мисочку. Для того чтобы она не скользила по столу, под нее можно подложить влажное бумажное полотенце. Бывают также миски с «Присасывающимся» донышком.

Начинаем обучение с блюд, которые легко есть ложкой. Это может быть картофельное или яблочное пюре, каша, овощи.

Усадите ребенка за стол на стул такой высоты, которая обеспечивала бы ему во время еды надлежащий комфорт.

Встаньте за спиной ребенка, поместите ложку в его руку, и другую его руку положите сбоку от миски. На протяжении всего времени приема пищи держите его руки своими.

  1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева направо).
  2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!».
  3. Опустите ложку в миску и дайте ребенку время проглотить пищу.
  4. После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.
  5. Повторяйте все пункты этой части программы до тех пор, пока ребенок не закончит есть. Так кормите ребенка да тех пор, пока не почувствуете, что ребенок усвоил всю последовательность действий во время еды ложкой.
  6. Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».
  7. Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будет примерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на руку ребенка и помогите ему возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».
  8. Отпустите его руку, как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его и вместе с ним наберите пищу в ложку.  Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!».

Теперь ваш ребенок усвоил все действия, кроме одного, необходимого – зачерпнуть ложкой еду. Этот шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на данном этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продолжать держать руку ребенка, на все менее крепко, до тех пор, пока он не научится зачерпывать еду сам с почти незаметной вашей помощью. После  этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов, совсем отпустите его руку, и он все будет делать сам.

Помните, что семья — первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, моральные представления, привычки, жизненно необходимые навыки. Ребенок, умеющий сам себя обслуживать, хорошо чувствует себя в коллективе, у него больше времени для игр и общения со сверстниками. Для формирования любого действия ребенку с нарушением зрения необходимо  многократное упражнение в его выполнении. Ваше терпение и регулярность – вот необходимые условия воспитания ребенка.

Когда вы учите ребенка быть самостоятельным, самое трудное - не сделать за него то, что он должен сделать сам (у вас ведь получится гораздо быстрее). Если малыш пытается есть сам, процесс кормления становится невероятно медленным, все вокруг пачкается. А как трудно позволить ребенку самому надеть носок в то время, как все домашние спешат - кто на работу, кто в школу! Некоторое время такие трудности испытывают все родители. Встанут они и перед вами. Однако всегда нужно помнить о будущем: чем независимее станет ваш ребенок, тем свободнее будете вы.

В следующей публикации будут представлено пошаговое описание овладения навыками самообслуживания: пьет из чашки, ест ложкой, надевает носки, снимает брюки, надевает брюки , надевает блузу/рубашку/пальто, обувает ботинки, ест вилкой, намазывает ножом,  режет ножом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметной развивающей среды, как условие развития навыков общения детей с нарушением зрения

Предложенная консультация окажет помощь в организации развивающей среды коррекционных групп детей с ОВЗ...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...

Паспорт проекта «Формирование графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения»

в паспорте проекта разработан план работы на год по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

«Формирование двигательных умений и навыков у детей с нарушением зрения путем интеграции музыки и физической культуры»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....