Консультация для родителей "Как можно познакомить детей с русским фольклором"
консультация (младшая, средняя группа) по теме

Карченкина Алиса Агалямовна

Использование устного творчества при воспитании детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как можно познакомить детей с русским фольклором.
Автор: Карченкина Алиса Агалямовна, воспитатель МБДОУ детский сад «Голубой вагон», Республика Татарстан, п.Круглое поле, Тукаевский район.

Описание: Предлагаю Вашему вниманию рекомендации для родителей по знакомству с русским фольклором, данные рекомендации могут быть использованы воспитателями и педагогами в своей работе.

Цель: знакомство родителей с ролью русского фольклора в воспитании детей.

Задачи: 
- развивать эмоционально-положительное общение с ребенком;
- расширять взаимодействие с ребенком с целью активизации его речи;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Детство - начало жизни и его можно сравнить с утренней зарей розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день и мы говорим "Доброе утро!" И это утро во многом зависит от взрослых воспитывающих малыша с самого раннего детства. Прекрасно если родители и воспитатели наполнят жизнь ребенка светом добра и ласки, если они способны духовно обогатить среду в которой он растет и расцветает и смогут заложить в малыше предпосылки высоких человеческих начинаний. 
А что может духовно обогатить нашу среду? Народное, поэтическое слово - образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ бьющий из недр земли, к которому припадают поколения людей , наполняясь его живительной влагой доброты.
Огромную и неоценимую помощь в воспитании ребенка оказывает фольклор, разносторонне развивая и формируя основы этического, экологического и патриотического воспитания.
Фольклор для детей объединяет в себе стихи, песни, игры, танцы, потешки,заклички и т.д. Пользу малых поэтических данных доказывать не приходится, она очевидна.


Для знакомства детей с животным миром используйте сказки: "Курочка - пеструшечка", "Смоляной бычок", "Лиса и заяц", "Лисичка сестричка и серый волк". На этих сказках у детей закрепляются и обогащаются знания о животных и птицах. Часто образ из детства, того или иного животного сопровождает человека всю жизнь. 
С использованием фольклора у ребенка развиваются реалистические представления о животных и главное воспитывается гуманное отношение к ним на эмоциональной основе. Дети в доступной форме и на конкретных примерах из сказки узнают о значении животных в жизни человека: курочка несет яички, коровка дает молоко, на лошадке ездят, барашек дает шерсть.

Параллельно со сказками используйте потешки. Такие произведения показывают детям в доступном для их понимании, как человек заботится о животных : кормит, поит, ухаживает за ними.
"Уж как я ль свою коровушку люблю!
Свежей травкой я буренушку кормлю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была буренушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала." 

В этих словах дети чувствуют теплоту добрых чувств с которыми человек относится к своей коровушке - кормилице, у них возникает яркий образ этой коровушки и естественное, доброжелательное отношение к ней.
Потешка "Бычок", 
"Бычок, бычок, 
Смоляной бочек.
Бодучие рожки,
Резвые ножки..."

знакомит ребенка с детенышами домашних животных, передает радостное настроение, воспитывает доброе отношение к животным - братьям нашим меньшим, побуждает оберегать все живое. 
Фольклор дает возможность познакомить детей ближе с животными, которых они видели только на картинках (лиса, заяц, медведь, белка, ёж и так далее). На основе этих знаний у ребенка формируются представления о диких животных, птицах, их повадках и поведении.

Играя с ребенком в такие игры, как "Сорока - белобока", "У медведя во бору", "Хитрая лиса", "Пташки" вы ближе познакомите его с жизнью диких животных их особенностях, а образный язык народного слова помогает детям открыть много нового в мире животных. 
Деятельность и творчество детей тесно связанно с природой, временами года, с народными праздниками. Произведения детского фольклора, переходя из поколения в поколение утверждают в детях любовь к народному слову, окружающему миру и дают начальные знания о временах года. Знакомят с историей народных праздников, важно чтобы дети видели на только праздничный стол, но и слышали стишки и сказки о проходящем празднике.
Например в праздничные дни Нового года можно познакомить детей с колядками:
"Коляда - моляда,
Отворяй-ка ворота,
Подавай нам пирога, 
И кувшин творога.
А не дашь творога,
Мы коровку за рога,
Мы коровку за бока,
Уведем за ворота..."

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения русского фольклора интересно знакомят детей с погодными явлениями и временами года.

Многие незнакомые слова заинтересуют детей, постарайтесь правильно ответить на их вопросы, тем самым расширить их кругозор.
Весной хорошо разучить с детьми разные заклички, где прослеживается связь природы с трудом человека.
"Ау, ау , аукаем,
Весну за-а-укиваем.
Март, март - 
Солнцу рад.
Апрель, апрель -
Несет капель.
Май, май, 
Ниву засевай."

И о летнем периоде есть много потешек, приговорок, которые знакомят с различными явлениями и учат бережно относится не только к животным, но и к насекомым и растительному миру (ягодам, травам, грибам).
"Приходи, приходи летечко,
Приноси грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Солнышко в окошко."

А в этой потешке дети видят значимость дождя в природе.
"Радуга - дуга
Пролей дождя -
Из ведра лагуна,
на леса, на луга.."

Следующие потешки учат детей бережно относится к насекомым, вызывают интерес к их жизни.
о пчелках: 
"Пчелки, пчелки,
В поле летите,
С поля летите,
Медок несите!"

о божьей коровке: 
"Божья коровка, 
Полети вверх ловко.
Принеси нам с неба,
Меда и хлеба!"

Наша задача заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Русские фольклорные произведения учат детей понимать доброе и злое, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Через сказки, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворной взаимосвязи человека с природой и природы с ним.
Уже в младшем возрасте закладывается нами тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение природы и формироваться величие человеческого духа. И пусть это постижение будет освещено солнцем народного - поэтического творчества, а не телевизором и компьютером. Именно это творчество - русский фольклор, рекомендую широко использовать в течении всего воспитательного процесса детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы и методы ознакомления детей с русским фольклором

Считаю, что приобщение детей к народной культуре является средством развития у них патриотических чувств и духовности, неотъемлемой частью является и развитие речи детей. А.П.Усова писала о том, что в...

Использование пальчиковых игр при ознакомлении детей с русским фольклором

Представленный материал в помощь педагогам и родителям. В методических рекомендациях освещаются формы , методы , приёмы работы по развитию мелкой моторики детей. Игры. с которыми познакомятся дети, сп...

Вечер досуга «Дети и русский фольклор».

Этот материал может использоваться на вечере развлечений. Выход из проекта «Дети и русский фольклор». Способствует воспитанию интереса и любви к русскому народному творчеству....

ознакомление детей с русским фольклором

Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. Побуждать детей эмоционально отликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказкаками и потешками....

Развитие речи детей посредством русского фольклора

При организации проектной деятельности это материал окажет помощь воспитателям ДОУ...

Консультация для воспитателей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

laquo;Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»...

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»

laquo;Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора»...