Развитие физических качеств и оздоровление детей средствами музыкально-ритмических движений
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шелундова Светлана Геннадьевна

Консультация была подготовлена для педагогов дошкольного отделения и относится к разделу "Здоровьесберегающие технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fizicheskih_kachestv_i_ozdorovlenie_detey_v_do.docx21.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема консультации: «Развитие физических качеств и оздоровление детей средствами музыкально-ритмических движений».

Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Движения под музыку применялись в воспитании детей в Древнем Китае, Индии, Греции. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он ставил основной задачей развитие музыкальных способностей, пластичности и выразительности движений. В этой работе мы пойдем от обратного и рассмотрим ритмику, как способ оздоровить детей и развить их физические качества.

Для начала подчеркнем значение музыки для физического развития детей. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Музыка дает эмоциональный настрой, посыл, организует для коллективного движения. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогают активизировать умственную деятельность.

Музыка, а в ее основу заложен ритм, является одним из самых выразительных средств общения между людьми и их единения. Ритм в основе своей имеет моторную природу. Об этом с несомненностью говорят все наиболее фундаментальные экспериментально- психологические исследования, посвященные чувству ритма. Ритмика исходит из законов движения человеческого тела в пространстве. То есть, любая физическая деятельность, сопровождаемая музыкальным ритмом при правильно подобранной музыке, дает более заметный положительный эффект, чем просто физическая нагрузка. Но при этом нужно не забывать, что для достижения положительных результатов движение должно быть организовано в режиме дня, точно дозировано в распределении времени, пространства и силы в зависимости от возрастных особенностей детей.

Раньше виды музыкально –ритмических движений включали в себя упражнения, в том числе и физкультурные, работа над основными и танцевальными движениями, пляски, подвижные игры. Сейчас к ним в программы дошкольных учреждений добавляют дыхательные, логоритмические упражнения, пальчиковую гимнастику, игровой массаж под музыку.

В традиционном музыкальном занятии музыкально-ритмическим движениям отводится достаточно большое время, так как решается несколько задач: подготовка детского организма к танцевальным или игровым действиям, работа над одним или несколькими движениями, работа над координацией движения под музыку и ориентацией движения в пространстве и относительно других детей, проведение танца (пляски) или 2-3 танцевальных номеров, проведение подвижной игры или организация музыкально-игрового творчества детей. Так как добавились новые виды музыкально-ритмических движений, то, чтобы их включить в работу над физическим развитием детей, современное педагогическое сообщество находит выход в проведении фронтальных и тематических занятий, где все занятие посвящено только музыкально-ритмическим движениям или все виды музыкальной деятельности охвачены одной ведущей темой. А так же введение музыкальной деятельности с детьми в режимные моменты.

Всем известно такое выражение, как движение – это жизнь. Музыкально-двигательной активностью дети любят заниматься с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движении. Именно через движения они эмоциональней и глубже воспринимают музыку. Ранневозрастным детям быстрее дается выполнение определенных движений, чем пение или слушание музыки. Движение выполняется сначала по показу взрослых, затем по команде, а уже потом дети сопровождают музыку отдельными звуками, повторяющимися словами, короткими песенными фразами. То есть движение тела под музыку помогает малышу развить двигательные навыки голосового аппарата, а движение мелкой моторики, как известно, помогает умственному развитию ребенка. Занятия музыкально-ритмическими движениями доставляют детям радость, поднимают настроение.

Рассмотрим разные виды музыкально-ритмической деятельности и их значение для укрепления здоровья и физического развития детей.

Большое значение в оздоровлении детей уделяется упражнениям под музыку. Они помогают сформировать правильную осанку – ровную посадку головы, прямое положение спины, правильную постановку ног и укрепляют мышцы ног при ходьбе. Учат пространственной ориентировки при перестроениях и движениях в разных направлениях. Помогают научиться владеть своим телом при выполнении основных и общеразвивающих движениях, координировать движения, согласовывая их с движениями взрослого (в младших группа) или других детей (средние и старшие группы), развивать основные группы мышц. Закрепляют умение двигаться с предметами, концентрируя поначалу внимание на правильном положении предмета в руке, правильном положении руки с предметом в определенный момент времени, при этом, не забывая участвовать в общем движении. Параллельно развивается пространственное объемное мышление, реакция на смену музыкальных фраз, выразительное исполнение элементов движения, двигательная память.

К основным движениям относятся: ходьба, бег, прыжки, поскоки. К общеразвивающим добавляются – наклоны, повороты, приседания, движения головой, руками и корпусом. К танцевальным движениям относятся все элементы плясок, танцев. К игровым движениям относят все движения, имитирующие действия затронутого персонажа, в том числе и движения мимикой.

Нельзя переоценить значение дыхательной гимнастики:

  1. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз, мускулатура органов дыхания;
  2. Укрепляется диафрагма – самая главная мышца, участвующая в дыхании и в звукообразовании;
  3. Обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов на клеточном уровне;
  4. Увеличивается жизненная емкость легких;
  5. Развиваются мышцы грудной клетки.

А ритмичная музыка поможет выполнять упражнения с одинаковой нужной интенсивностью и в правильном ритме.

Главная задача лого-ритмических упражнений – устранение дефектов речи ребенка. Логоритмические упражнения включают в себя движения, речь и музыку, то есть это такие специальные упражнения, в которых движение сочетается с произнесением специально подобранных слов и звуков под музыку. Лучше, чтоб с ребенком занимался квалифицированный педагог. Но простые упражнения мы можем выполнять со всеми детьми, так как они развивают дыхание, чувство равновесия, правильную осанку, общую моторику и укрепляют мышцы. Уже говорилось о том, что развитие общей моторики способствует развитию речи детей.

Вспомните всем известную игру в «Ладушки», в которую играли еще наши далекие предки. Это не просто - народная пальчиковая игра под песенку – прибаутку. Это специальные упражнения для улучшения межполушарного взаимодействия, которые так же развивают мелкую моторику, стимулируют нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, регулируют деятельность полушарий головного мозга. Музыкальное сопровождение, опять же, оказывает дополнительное воздействие на деятельность мозга. Так же благодаря музыке и пению можно регулировать скорость выполнения упражнения, акцентировать сильные доли.

«Погладь мне спинку!» - это произносит каждый ребенок. Почему всем – и взрослым и детям нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Приемы массажа разработаны врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. Взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, а ребенка может научить грамотный и опытный педагог.

Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку – слова пропеваются, или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). Чтобы детям было еще интереснее, модно предложить им стать героями известных сказок, песен. Они могут вообразить себя скульпторами, художниками, которые «лепят» или «рисуют» свое тело или лицо.  

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: а игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, развиваются физические качества. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников, что способствует выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, воспитывает волевые качества – выдержку, смелость, решительность, умение справляться с отрицательными эмоциями. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач, что так же развивает физические качества ребенка.

В итоге мы видим, что музыкально– ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают интеллектуальные и физические качества, музыкальность и двигательные способности каждого ребенка, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому здоровью детей.

Подготовил: музыкальный руководитель Шелундова Светлана Геннадьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств и оздоровление дошкольников с использованием подвижных и дидактических игр

Подвижная игра – одно из средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка. В игре однов...

Проект «Расти здоровым, сильным, ловким» Тема: Развитие физических качеств и оздоровление дошкольников.

Создание оптимальных условий, способствующих развитию физических качеств и оздоровлению дошкольников. Анализс развития физических качеств и оздоровления дошкольников в педагогической литературе....

Формирование творческих способностей детей средствами музыкально-ритмических движений.

Одной из актуальных задач современной дошкольной педагогики является развитие творческих способностей детей....

Музыкальное развитие детей средствами музыкально- ритмической деятельности

В связи с ведением ФГОС ДО возросла потребность в эффективных методах художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важное место отводится музыкальному исполнительству. Одним из в...

Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников.

Методическое пособие «Физическое развитие детей второго года жизни» Л.Н. Волошиной, Л.В. Серых как эффективное средство развития физических качеств и оздоровления дошкольников....

«Эстетическе развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.  При правильном подходе Ритм и Гармония поселятся в душе ребенка, н...

Доклад "Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности"

laquo;Эстетическое развитие детей средствами музыкально-ритмической деятельности»  «Музыка - самое мощное оружие,                  ...