Система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Половая Людмила Николаевна

Педагогом представлена разработанная и апробированная система работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. Основной целью работы является формирование положительного отношения к труду. Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:

- ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результатам;

- организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Система работы по трудовому воспитанию проходит в интеграции с образовательной деятельностью в соответствии с календарно-тематическим планированием деятельности.

Работа содержит пояснительную записку, комплексно-тематическое планирование деятельности, формы работы в различных видах деятельности, критерии и результаты диагностики трудовых умений и навыков детей.

Данная система работы может быть использована воспитателями дошкольных образовательных учреждений для детей среднего возраста, а при необходимых доработках – в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_trudovomu_vospitaniyu_detey.docx55.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 25

Система работы по трудовому воспитанию детей

среднего дошкольного возраста.

Воспитатель:

Половая Людмила Николаевна

2017г.

Содержание

1. Пояснительная записка……………………………………………………3

2. Комплексно – тематическое планирование……………………………...4

3. Формы работы по видам деятельности…………………………………..5

4. Фотоотчет «Нам трудиться не лень»…………………………………….13

5.Вывод……………………………………………………………………….20

6.Литература………………………………………………………………….21

7. Приложения………………………………………………………………..22

    Приложение 1. Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста

    Приложение 2. Примерный перечень художественной литературы о профессиях и значимости труда

Электронные приложения:

   -Презентация для детей «Профессии»

  - Презентация для детей «Профессии наших родителей»

  - Видеообращение к родителям «Что важнее, научить детей учиться или   научить трудиться»

Пояснительная записка

                          Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни,

                          кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица,

                          тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час

                          у него найдутся воля его выполнить и силы для этого.

Жюль Верн

 

Одним из основных направлений в «Стратегии развития и воспитания в РФ на период до 2025г» является обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций. В данном направлении обозначена реализация трудового воспитания и профессионального самоопределения посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развитие навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста  - дело огромной важности. Уважение к труду и людям труда, трудолюбие необходимо воспитывать с детства. На пятом году жизни в игре закладываются основы общественно полезной деятельности, совершенствуются навыки самообслуживания. Постепенно дошкольники начинают относиться к труду как к серьезной деятельности, одобряемой и поощряемой родителями и воспитателями. Такое отношение к труду следует всячески поддерживать. К.Ушинский называл трудолюбие самым большим богатством, которое родители могут оставить детям в наследство.

Основной целью преставленной работы по трудовому воспитанию в среднем дошкольном возрасте является формирование положительного отношения к труду.

Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач: 

- ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результатам;

- организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Комплексно – тематическое планирование

Содержание организованной образовательной деятельности

Обеспечение интеграции по образовательным областям

Сентябрь

Темы: «Мой любимый детский сад»;

«Осень золотая».

1. Формировать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду.

2. Побуждать детей к оказанию помощи сотрудникам детского сада (протирание пыли со стульев, столов, замена полотенец и т.д).

3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по поддержанию порядка в группе и на участке детского сада (уборка игрушек, стирка одежды кукол; сбор листьев, ветхой растительности).

4. Экскурсия в детском саду «Работа повара на кухне».

Социально-коммуникативное развитие: напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться, благодарить, вежливо выражать свою просьбу, побуждать к стремлению всегда быть аккуратным, опрятным, воспитывать положительное отношение к труду.

Познание: развивать наблюдательность и любознательность, учить ориентироваться в помещении детского сада; расширять представления об окружающем мире.

Речевое развитие: вводить в словарь существительные, обозначающие профессии;

делиться впечатлениями от увиденного на экскурсии. Читать произведения о профессиях; рассматривать иллюстрации.

Художественно-эстетическое развитие: приобщать детей к восприятию искусства, побуждать узнавать и называть предметы окружающей действительности. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук. Учить использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации.

Физическое развитие: воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употребление в пищу полезных продуктов. Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

 Октябрь

Тема: «Я вырасту здоровым»

1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду.

2. Поощрять самостоятельное освоение трудовых навыков по поддержанию порядка в групповой комнате и на участке детского сада (уборка строительного материала, уход за игрушками, их мытье; сбор листьев, сухой растительности и т.п.)

3.Формировать навыки самостоятельной сервировки стола перед завтраком, обедом (размещение столовых приборов, чайной посуды).

4. Экскурсия в детском саду «Работа медсестры». Сюжетно- ролевая игра  «Больница».

Социально-коммуникативное развитие:

продолжать  учить соблюдать правила гигиены; формировать навык ответственного отношения к порученному заданию, закреплять умение безопасного использования столовых приборов, ножниц.

Познание: продолжать знакомить с различными профессиями, широким кругом предметов и обьектов; орудиями труда.

Речевое развитие:  пополнять и активизировать словарь названий предметов, их частей, материалов и т.п.; провести беседу о работе врача с показом иллюстраций, побуждать детей к обсуждению увиденного на экскурсии.

 Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать интерес к изодеятельности. Формировать умение рисовать отдельные предметы (инструменты медсестры)  и создавать сюжет, добавляя другие предметы. Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах.

Физическое развитие: формировать представление о необходимых человеку веществах и витаминах. Расширять представление о важности для здоровья (повышения умственной и физической работоспособности) сна, гигиены, движений. Продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки детей, умение использовать их в самостоятельной  двигательной деятельности.

Ноябрь

Темы: «Мой дом. Поселок»;

 «Моя семья».

1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, стирать кукольную одежду и просушивать ее с помощью взрослых.

2. Продолжать поощрять самостоятельное освоение трудовых навыков по поддержанию порядка в групповой комнате и на участке детского сада (уборка строительного материала, игрушек; уход за игрушками, их мытье; сбор листьев, сухой и ветхой растительности и т. п.).

3. Формировать навыки самостоятельной сервировки стола перед завтраком, обедом (размещение столовых приборов, чайной посуды).

4. Сюжетно-ролевая игра «Моя семья».

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать привычку следить за своим внешним видом; формировать первичные представления об обязанностях в группе, дома; формировать навыки безопасного использования и хранения инвентаря, необходимого для трудовой деятельности.

Познание: дать представление об особенностях труда в сельской местности с опорой на опыт детей. Знакомить с профессиями близких людей, расширять представления о трудовых действиях и результатах труда.

Речевое развитие: обсуждать значение труда взрослых в жизни общества, детского сада, семьи; учить составлять рассказы о профессиях людей нашего поселка. Читать произведения худ. литературы о значении труда взрослых; приводить примеры того, как важно ценить и уважать труд людей; рассматривать иллюстрации.

Художественно-эстетическое развитие: познакомить детей с архитектурой. Формировать понятие о том, что дома, детский сад, другие здания – архитектурные сооружения разные по форме, высоте, длине и т.д.

Формировать умение рисовать дома, выделяя особенности: высота, разные окна и т.п.

 Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строителя. В лепке учить приемам вдавливания (полая форма при  лепке посуды ).

Физическое развитие: формировать представления о здоровом образе жизни; значении физических упражнений для организма человека. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем.

Декабрь

Темы: «Мир вокруг нас»;

 «Здравствуй Новый год».

1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать одежду.

2. Побуждать детей к самостоятельной деятельности по поддержанию порядка в групповой комнате и на участке детского сада (расчистка снега на дорожках, посыпка их песком).

 3. Приобщать детей к уходу за растениями в уголке природы.

4. Сюжетно- ролевая игра «Салон красоты»

Социально-коммуникативное развитие:

 побуждать к выполнению индивидуальных и коллективных поручений, формировать умение распределять работу с помощью воспитателя.

 Познание: рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы их свойствах и качествах, расширять и обогащать представления о трудовых действиях и результатах труда.

Речевое развитие:  учить детей рассказывать, уточняя ответы детей, помогая логично высказывать суждение; активизировать употребление глаголов, характеризующих трудовые действия. 

Художественно-эстетическое развитие: побуждать узнавать и называть предметы окружающей действительности, поощрять стремление изображать их. Учить украшать изображенные предметы. Обучать вырезыванию и конструированию из бумаги. Познакомить с приемами использования стеки.

Физическое развитие: формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Развивать быстроту, силу, ловкость, пространственную ориентировку.

Январь

Темы: «Зимушка-зима»;

 «Книжкина неделя».

1.Побуждать детей к стремлению быть всегда аккуратными, воспитывать на личных

примерах.

2. Формировать навыки ухода за одеждой и обувью с помощью взрослого (чистить, просушивать).

3.Учить проявлять инициативу в оказании помощи воспитателю (мытье игрушек, стирка кукольной одежды).

4. Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Книжкина больница».

Социально-коммуникативное развитие:

 воспитывать желание доводить начатое дело до конца, стремление выполнить его хорошо, закреплять навыки бережного отношения к вещам,  использовать их по назначению, ставить на место.

Познание: познакомитьс библиотекой как центром хранения книг, созданныхписателями и поэтами; формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и профессиями.

Речевое развитие: рассказать о профессии почтальона, библиотекаря; читать произведения художественной литературы по теме, упражнять в умении пересказывать.

 Художественно-эстетическое развитие:

познакомить детей с профессией художника- иллюстратора, расширять знания о книжной иллюстрации. Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

 Физическое развитие: продолжать совершенствовать основные виды движений, учить выполнять ведущую роль в подвижной игре с соблюдением правил.

Февраль

Темы: «Все профессии важны»;

«Защитники Отечества».

1. Побуждать детей к самостоятельной деятельности по поддержанию порядка в групповой комнате и на участке детского сада (сезонные работы - расчистка снега на дорожках, посыпка их песком, чтобы небыло скользко).

2. Знакомить с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда.

3. Формировать навык выполнения обязанностей дежурных по подготовке материалов к занятиям под руководством воспитателя.

Социально-коммуникативное развитие:

продолжать развивать интерес к профессиям близких людей, воспитывать уважение к труду,  желание трудиться. понимать значение труда в жизни человека, формировать навык безопасного поведения во время расчистки снега.

Познание: рассказать о военных профессиях, подчеркивая значимость их труда; развивать первичные навыки исследовательской деятельности.

Речевое развитие: продолжать обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения, развивать умение пересказывать отрывки прочитанных произведений.

Художественно-эстетическое развитие:

рассматривать иллюстрации по теме, обсуждать детали; учить делать набросок, схематично изображать человека. Учить лепить фигуру человека, соблюдая пропорции. Продолжать обучать конструированию из бумаги. Закреплять навыки аккуратной работы.

Физическое развитие: развивать интерес к спорту, самостоятельность и творчество при выполнении движений. Совершенствовать умения детей в играх с мячами, скакалками, обручами.

Март

Темы: «8 марта»;

«Дорога рядом с нами»

1. Закреплять умения самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада.

2. Совершенствовать  умения самостоятельно одеваться, раздеваться, аккуратно складывать и вешать одежду.

3.Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой, дежурных по подготовке материалов к занятию (под руководством воспитателя).

4. Приобщать детей к посадке семян в уголке природы.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать умение проявлять заботу об окружающих; интересоваться, какие обязанности по дому есть у ребенка; формировать навык безопасного поведения  во время трудовой деятельности.

Познание: продолжать знакомить с профессиями, расширять представления о результатах труда;

познакомить с названиями цветов, которые высаживают в уголке природы.

Речевое развитие: развивать умение рассказывать, помогая логично высказывать суждение; продолжать активизировать в речи  употребление глаголов, характеризующих трудовые действия.

 Художественно-эстетическое развитие: развивать умение правильно передавать расположение частей при рисовании, лепке  предметов и соотносить их по величине. Приучать детей сохранять рабочее место в порядке, по окончании работы убирать  все со стола.

Физическое развитие: развивать  умение обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме; способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Апрель

Темы: «Безопасный мир вокруг»;

 «Весна»

1. Закреплять навыки исполнения функций и обязанностей дежурных, учить выполнять свою работу четко и правильно.

2. Приобщать детей к работе на участке совместно с воспитателем (подметание беседки, сбор ветхой растительности).

3. Закреплять навыки работы на участке.

4. Сюжетно- ролевая игра «Шофер».

Социально-коммуникативное развитие:

 развивать умение планировать последовательность действий, проявлять инициативу и самостоятельность во время дежурства, совершенствовать навык безопасного поведения во время дежурства в группе и на участке.

 Познание:  продолжать  рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы их свойствах и качествах, расширять и обогащать представления о трудовых действиях и результатах труда.

Речевое развитие: обсуждать наблюдения за работой шофера привозящего продукты в детский сад, закреплять умение составлять рассказ об увиденном.

Художественно-эстетическое развитие: усложнять содержание работ, расширяя возможности создания разнообразных изображений; увеличивать количество изображаемых предметов в рисовании, лепке, аппликации. В конструировании учить использовать детали разного цвета для создания и украшения построек. Продолжать  учить приводить рабочее место в порядок.

Физическое развитие: развивать интерес к участию в подвижных и спортивных играх; воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр.

Май

Темы: «День Победы»;

 «Народная культура»

1.Закреплять навыки самообслуживания.

2. Приобщать детей к уходу за высаженными растениями.

3. Закреплять знания о труде взрослых (почтальон, врач, повар, шофер).

4. Сюжетно-ролевые игры «Шофер», «Больница».

Социально-коммуникативное развитие:

 закреплять  умение договариваться с помощью воспитателя о распределении коллективной работы, поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым; закреплять умение ролевого поведения в игре.

 Познание: формировать представление об изменении видов труда на примере истории игрушки и предметов обихода; наблюдать за ростом растений, обмениваться впечатлениями.

Речевое развитие: продолжать знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, заклички и т.д.).  Закреплять умение рассказывать, выделяя характерные особенности и подчеркивая значимость данной профессии; продолжать активизировать в речи  употребление глаголов, характеризующих трудовые действия. Художественно-эстетическое развитие:  знакомить с произведениями народного искусства (изделия декоративно-прикладного искусства).

 Воспитывать бережное отношение к произведениям  искусства

 Физическое развитие: продолжать совершенствовать основные виды движений, развивать умение  выполнять ведущую роль в подвижной игре с соблюдением правил; воспитывать потребность в ежедневной двигательной деятельности. 

Формы работы по видам деятельности

(Предлагаемые формы работы могут дополняться и изменяться в зависимости от особенностей программы и контингента детей)

Виды деятельности

Формы работы

Трудовая деятельность

Самообслуживание:

- «Мы умеем одеваться», «Одеваюсь аккуратно, чтобы выглядеть опрятно» (алгоритм одевания);

- «Надо теплою водою руки мыть перед едою», «Надо помнить хорошенько, грязнули болеют частенько» (алгоритм умывания);

- «У кого в шкафу порядок» (самостоятельность, аккуратность);

- «Многое умею сам, даже помогу друзьям» (взаимопомощь).

Хозяйственно-бытовой труд:

- «Постираем кукле платье» (стирка кукольной одежды);

- «Игрушки в порядке – спасибо ребяткам» (мытье игрушек и строительного материала, поддержание порядка в шкафах);

- «Расти цветочек» (полив комнатных цветов, уход за крупнолистными растениями);  

- «Мы дежурные» (дежурство по столовой, выполнение индивидуальных поручений по подготовке к НОД, сбору игрового оборудования).

Труд в природе: 

- «Поможем дяде дворнику» (уборка опавшей листвы), - «Мы на луг ходили», «Листопад, листья желтые летят» (сбор семян, природного материала для поделок, гербария);

- «Зимушка – зима, много снега намела» (сметание снега со скамеек, расчистка дорожек от снега);

- «Оторожно гололед!» (посыпка  дорожек песком);

- «Покормите птиц зимой» (подкормка птиц).

Ручной труд:

- «Книжкина больница»  (ремонт книг, пособий);

- «атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

- «Мастерская Самоделкина»: «Домики для насекомых», «Ежик» и др. (изготовление поделок из природного материала);

-«Готовимся к празднику» ( участие в оформлении группы, участка).

Познавательная

деятельность

- Рассматривание иллюстраций, энциклопедий по теме;

- «Кто работает в детском саду?» (экскурсии);

- «Детский сад – наш дом» (моделирование поисковой ситуации: ориентировка в помещениях и на участке)

- «Профессии, какие они есть?» - просмотр презентации «Профессии»;

- «Будем как родители» - просмотр презентации «Профессии наших родителей»;

- «Кто нарисовал картинку в книге?», «Кто придумал сказку?» и др. – познавательные рассказы воспитателя (знакомство с творческими профессиями).

Коммуникативная

деятельность

- Отгадывание загадок о профессиях;

- Обсуждение после экскурсий, наблюдений;

- Ситуация общения («Обязанности членов семьи» …);

- Ситуативный разговор (на прогулке, во время экскурсии и т.д.);

- Беседы по вопросам;

- Беседы после чтения;

- Составление рассказов по картинкам;

- Чтение стихов по теме наизусть;

- Викторина по теме.

Продуктивная

деятельность

Рисование:

- раскраски по профессиям;

- Разные виды транспорта: наземный (легковой, грузовой, специальный, железнодорожный), воздушный, водный.

- «Посуда для повара»;

- «Дом, в котором я живу»;

- «Мы художники – иллюстраторы» (книжка- самоделка);

- «Витрина магазина»;

- «Украшаем старинную посуду» (элементы Хохломской росписи)

Лепка:

- «Посуда»;

 - «Мебель»

- «Пирожное» (соленое тесто);

- «Машина»;

- «Самолет», «Вертолет»;

- «Петушок» (дымковская игрушка- глина)

Аппликация:

- «Красивый ковер» (осенние листья);

- « Из какого магазина товар?» (коллективная работа);

- «Приглашения на праздники» (открытки);

- «Из чего сделаны предметы?» (коллективная работа);

- «Подарки для пап, мам, сотрудников детсада»;

- «Мастерим игрушки сами» (на елку);

- «Наша Армия сильна» (Коллективная работа);

- «Поздравительная газета для мам» (коллек. работа);

- «Наша улица».

Конструирование:

- «Овощехранилище»;

- «Мебель»;

- «Наш поселок»;

- «Дорога»;

- «Корабль»; «Танк»;

- « Робот».

Кулинария:

- «Всякому нужен обед и ужин» (приготовление салатов, бутербродов).

Игровая

деятельность

Дидактические игры:

- «Назови профессию» (игра с мячом);

- «Угадай профессию по описанию»;

- «Кому нужен такой предмет?» (чудесный мешочек);

- «Что сделано на заводе, а что выращено в поле»;

- «Кому что нужно?»

- «Кто как трудится?»

- «Для чего нужны эти предметы»

Настольно-печатные игры:

- «Профессии»;

- «Четвертый – лишний» (инструменты);

- «Делай, как мы» (слова – действия);

- «Магазин» (лото);

- «Дары природы» (природный, рукотворный мир);

- «Веселые машинки» (лото).

Сюжетно – ролевые игры:

- «Мы шоферы»;

- «Семья»;

- «Салон красоты»;

- «Почта»;

- «Библиотека»;

- «Больница».

Подвижные игры:

- «Поварята» ( кто быстрее соберет все необходимое для компота, салата);

- «Путешествие на машине (автобусе, поезде…);

- «Рыбаки»;

- «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем».

   В результате работы за 7 месяцев получены следующие промежуточные данные диагностики:

Результативность проведенной работы:

Интегративное качество

Развитие

трудовой

деятельности

Воспитание

ценностного отношения к труду

Формирование представлений о труде взрослых

период

уровень

сентябрь

Не соответствует возрастным критериям

18

20

16

Частично соответствует возрастным критериям

4

2

8

Соответствует возрастным критериям

-

-

-

Превышает возрастные критерии

-

-

-

февраль

Не соответствует возрастным критериям

3

3

4

Частично соответствует возрастным критериям

9

9

8

Соответствует возрастным критериям

7

5

5

Превышает возрастные критерии

20

18

Вывод

     В ходе работы  были созданы условия, обеспечивающие повышение интереса детей к трудовой деятельности посредством  эффективного использования игровых методов и форм работы во всех видах деятельности. В результате у детей вырос уровень трудовых умений и навыков. Родители были ознакомлены с презентацией о важности трудового воспитания, получили консультации по закреплению трудовых навыков у детей.

С целью отслеживания эффективности работы была  проведена диагностика с целью выявления качественных изменений в уровне трудовых умений и навыков. В сентябре 2016 года в среднем 82% детей находилось на уровне освоения трудовых умений, не соответствующем возрастным критериям; 18% детей – на уровне, частично соответствующем возрасту. Соответствия и превышения возрастных критериев не было.  В феврале 2017  в среднем всего 14% детей осталось не соответствующем возрасту уровне,  41% вышли на частично соответствующий возрасту уровень, 27% детей достигли соответствия возрастным нормам, а 18% детей освоили трудовые умения и навыки на уровне, превышающем возрастные критерии. Таким образом, в развитии детей отмечается положительная тенденция, можно предположить, что диагностика результатов в мае даст более высокий процент детей освоивших трудовые умения и навыки на соответствующем и превышающем возрастные критерии уровне. Эти результаты наглядно подтверждают целесообразность разработанной и примененной системы работы по трудовому воспитанию и позволяют утверждать о эффективном развитии трудовых умений и навыков детей, первичных представлений о труде, его роли и значимости в жизни человека, общества.

Литература

1. Л.В.Коломийченко.  «Дорогою добра»  Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников.  Изд-во «Сфера», 2015 г.

2. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования МБДОУ ДС № 25 пгт.Сибирцево.

3. Программа  «От рождения до школы» под  ред.Н.Е.Вераксы / «Мозаика – Синтез», 2015 г.

4. «Стратегия развития и воспитания в РФ на период до 2025г»  от  08.06.2015 г.

5. Щирова В.И. «Учимся, играя»  Владивосток,  2011 г.

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание. Критерии диагностики представлены в виде интегративных качеств.

Интегративное качество

Содержание:

Развитие трудовой деятельности:

- самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам:

-доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада          

-может оценить результат своей работы

- испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

- владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

 -имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

-имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд                                    

-бережно относится к тому, что сделано руками человека

Приложение 2

Примерный перечень  художественной литературы о профессиях и значимости труда

Сказки:

«Колосок» (украинская народная сказка)

«Три поросенка» (английская народная сказка)

«Морозко» (русская народная сказка)

«Мойдодыр»  К.Чуковский

«Зайкин клад», «Умелый  друг» В.Степанов

«Песенка мышонка» В.Сутеев

Стихи:

«Девочка – чумазая» А.Барто

«Новые правила для воспитанных детей» Г.Шалаева

«Строители» Б.Заходер

«А что у вас?»,  «Дядя Степа – милиционер» С.Михалков

«Чем пахнут ремесла?» Дж. Родари

«Кем быть?» В.Маяковский

Рассказы:

«Заплатка», «На горке» Н.Носов

«Сыновья»  В.Осеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по валеологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Пе...

Семинар для воспитателей «Организация работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста»

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования ...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С наукой экологии дети познакомятся в школе, однако экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...

Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобрели первостепенное значение. Особое внимание уделяется экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Именно в первые...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...

Опыт работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста.

В данной статье мы обобщили опыт работы по трудовому воспитанию....