Развития музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах
методическая разработка (старшая группа) на тему

Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Материал предназначен для педагогов и музыкальных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_muzykalnyh_sposobnostey_detey_.docx47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр развития ребенка – детский сад «Радуга»

 Развития музыкальных способностей детей

через игру на детских музыкальных

инструментах

Музыкальный руководитель

Майстренко Любовь Ивановна

Нарьян-Мар

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.         Теоретические основы вопроса развития музыкальности

       детей старшего дошкольного возраста.

  1.  Структура музыкальности. Характеристика музыкальных  

                        способностей …………………………………………………5

  1.  Возрастные особенности развития музыкальности детей

 старшего дошкольного возраста……………………………..6

  1.  Развитие музыкальных способностей детей дошкольного

 возраста в музыкальной деятельности……………………….8

        

Глава 2.         Система работы по развитию музыкальных способностей

детей старшего дошкольного возраста через элементарное

музицирование в ДОУ «ЦРР ДС «Радуга»

2.1.     Организация и содержание работы по развитию

музыкальных способностей детей 5-7 лет посредством

элементарного музицирования в ДОУ……………………….10

2.2.      Методика работы по обучению детей старшего

                       дошкольного возраста на детских музыкальных

 инструментах…………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………...17

Литература………………………………………………………………………19

Введение.

Издавна музыка признавалась важным средством формирования качеств личности, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыка оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие человека: формируется эмоциональная сфера, совершенствуются психические процессы, развиваются способности к музыкальным видам деятельности.

        Кардинальным для педагога является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения. Существует мнение, что музыкальность изначально присуща ребенку, что надо только не мешать ему саморазвиваться. Но теория и практика доказывают, что такого невмешательства мало.

        Отсутствие планомерной и систематической работы с детьми может негативно сказаться на общем музыкальном развитии детей в последующем. Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии.

        Ребенку необходимо, прежде всего, дать средства той выразительности, которой он начнет заниматься. Если он сочиняет стихи, то ему нужны знания и практика овладения художественным словом, если он стремится играть в детском оркестре, то ему необходимо дать определенный багаж знаний и умений в области элементарного музицирования, а так же помочь в развитии музыкальности.

        В современном обществе происходит стремительная переоценка ценностей и особое значение приобретают проблемы музыкального обучения детей, которое перестало выполнять лишь узко специальную роль и предоставляет шанс каждому человеку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.

        Элементарное музицирование открывает перед детьми новый мир звуков и красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке. Вопрос о широких возможностях элементарного музицирования в развитии музыкальных способностей детей неоднократно поднимался ведущими педагогами, психологами, теоретиками и практиками, среди которых Б.М. Теплов, К.Орф, Н.А.Метлов, Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер, Н.А.Ветлугина, В.В.Ищук, К.Линкявичус, Т.С. и В.Н.Шацкие, Е.А.Флерина и др.

        Доказано, что в процессе игры на музыкальных инструментах, совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства детей, волевые качества, психические процессы, музыкально-сенсорные способности.

        Игра на инструментах создает условия для развития музыкальных способностей детей, которые по разным причинам не умеют чисто интонировать, выразительно двигаться и активизируют всех детей, способствуют координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает творческие способности, музыкально-эстетический вкус.

        Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению занятий, дает педагогу возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с детьми, создавать условия для развития музыкальных способностей каждого ребенка.

 Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания детей. Многое закладывается именно в дошкольном возрасте, и через активное действенное понимание. Поэтому мы убеждены, что работу по развитию музыкальных способностей детей, формированию музыкально-эстетической культуры нужно начинать именно в дошкольном возрасте. Учитывая то, что элементарное музицирование является одним из интереснейших для детей видов музыкальной деятельности, мы приняли решение о поиске действенной методики музыкальной работы по данному направлению в ДОУ и разработали систему работы по развитию музыкальных способностей старших дошкольников, через элементарное музицирование.

        Цель работы: показать систему работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование в ДОУ.

        Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические подходы к

данной проблеме ведущих педагогов, психологов, теоретиков,

практиков.

  1. Раскрыть методику работы по развитию музыкальных способностей старших дошкольников через элементарное музицирование в ДОУ.
  2. Показать динамику развития основных музыкальных способностей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

Мы предполагаем, что создание определенных условий, систематическая и планомерная работа по элементарному музицированию в ДОУ, послужит развитию основных музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

        Глава 1. Теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

  1. Структура музыкальности, характеристика музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнения ребенком того или иного вида музыкальной деятельности.

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности, как комплекса природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки.

Известный психолог Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы музыкальных способностей. Способности Б.М.Теплов определяет, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить их легкость и быстроту приобретения.

«Музыкальность, пишет Б.М.Теплов, - это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью, в отличии от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности»

Он представляет музыкальность как комплекс музыкальных способностей, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения музыки и выделяет основные: ладовое, ритмическое чувство и музыкально-слуховые представления.

Ладовое чувство является основой эмоциональной отзывчивости и центром музыкальности – это эмоциональное переживание, которое проявляется в наличии интереса и любых музыкальных произведений, в различении минорного и мажорного лада, устойчивых и неустойчивых звуков (тоники), понимание характера музыки.

Музыкально-слуховые представления Б.М.Теплов определяет как «…способность к слуховому представлению, отражающему звуковысотное и ритмическое движение мелодии, которое проявляется в пении и подборе мелодии по слуху на музыкальном инструменте, запоминании музыкального произведения и воспроизведении его мелодии по памяти». Эта особенность, по его утверждению, является ядром музыкальной памяти и музыкального воображения.

Музыкально-ритмическое чувство представляется Б.М.Тепловым как координация слуховых и двигательных центров и проявляется в способности активно переживать музыку, эмоционально передавать ее характер, настроение в движении, действии в соответствии с темпом, динамикой, ритмом.

Все основные музыкальные способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонента. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении.

В своих работах Б.М.Теплов подчеркивает, что между всеми компонентами музыкальности существуют тесные взаимосвязи, что позволяет успешно развивать исполнительские умения: владение инструментом, голосом, телом.

Н.А.Ветлугина, поддерживая позицию Б.М.Теплова, определяет музыкальность как комплекс качеств, необходимых для успешного выполнения музыкальной деятельности. Она указывает на важность знания типологических и индивидуальных особенностей личности с ее интересами, волевыми процессами, складывающимися в музыкальной практике.

«Не в том дело, отмечает Н.А.Ветлугина, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности»

Дошкольный возраст – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного развития музыкального восприятия. И именно в этом возрасте, по нашему мнению, необходимо начинать систематическую и последовательную работу по развитию основных музыкальных способностей детей, из общей музыкальности.

  1. Возрастные особенности развития музыкальности детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальность как комплекс музыкальных способностей возникает и развивается в различных видах музыкальной деятельности ребенка дошкольного возраста.

По мнению известного музыкального теоретика А.Н.Зиминой, «…на самых первых этапах развития у детей отмечается равномерное проявление основных музыкальных способностей, а доминирование одних и отставание других обнаруживается лишь впоследствии».

Она считает, что раннее проявление музыкальных способностей у одних детей, в отличии от сверстников, говорит об их одаренности.

Уже на первом году жизни у детей развивается умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов, формируются зрительно-слуховые представления, певческие интонации, способность к эмоциональному переживанию музыки.

На втором и третьем годах интенсивно развивается музыкальное восприятие детей, умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать особенности ее характера. Продолжается развитие детского голоса, умения двигаться под музыку.

В четыре года формируется способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и пьесы, различать простые динамические и тембровые нюансы. Однако внимание еще не устойчиво, певческий голос еще не сформировался, дыхание поверхностное, чувство ритма развито относительно.

На пятом году, по сравнению с предыдущими годами жизни детей, происходит усложнение детской музыкальной деятельности, внимание становится более устойчивым. Развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети улавливают переданное в музыке настроение, узнают знакомые мелодии, песни, улавливают их ритмический рисунок, пытаются ритмично передать в движении, игре на музыкальных инструментах, учатся согласовывать свое исполнение с другими детьми.

На шестом году жизни у детей воспитывается более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления. В этом возрасте у них формируется способность понимать поставленную задачу, самостоятельно планировать ход выполнения задания. Восприятие приобретает более целенаправленный и комплексный характер. Дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Они анализируют музыкальные произведения, сравнивают их и обобщают, делают простые умозаключения. Формируются нравственные качества личности, основа музыкально-эстетического вкуса.

На седьмом году жизни познавательная деятельность приобретает более сложные формы. Восприятие становится более целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Более совершенным становится музыкальный слух. Ребенок может воспроизводить движение мелодии, различать повышение и понижение звуков, их длительность, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях, игре на инструментах.

В ходе анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности. Дети приобретают способность оценивать красоту музыки, Эмоциональное выразительное исполнение песен, плясок, игры в оркестре, как свое, так и других детей, творчески подходить к музыкальной деятельности. Именно в старшем дошкольном возрасте, по нашему убеждению, появляется возможность для более интенсивного развития музыкальных способностей детей.

  1. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Утверждение, что музыкальные способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогике и психологии. Многие зарубежные и отечественные педагоги, психологи и музыканты занимались изучением и исследованием музыкальных способностей детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности. Среди них известный музыкант и психолог Б.М.Теплов, немецкий ученый К.Орф, музыкальные теоретики и практики Е.А.Флерина, С.Т.Шацкая, Н.А.Метлов, О.П.Радынова, Н.А.Ветлугина и другие.

Известный немецкий музыковед К.Орф изучил влияние различных видов музыкальной деятельности, в частности игры на музыкальных инструментах, на общее развитие музыкальности детей, разработал специальный комплект инструментов для детского музицирования. Его многолетний исследовательский опыт послужил базисом для дальнейшей работы по данному направлению многим современным педагогам и теоретикам.

Известный музыковед Н.А.Ветлугина отмечает, что основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности детей, необходимы для осуществления всех видов музыкальной деятельности. Каждая способность, по ее утверждению, в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности, требующих восприятия и воспроизведения музыки.

Одним из инициаторов развития музыкальных способностей детей через игру на музыкальных инструментах стал известный теоретик и педагог Н.А.Метлов. Он отмечал значение приобщения детей дошкольного возраста к различным видам музыкальной деятельности и делал акцент на элементарном музицировании (игре на простейших музыкальных инструментах). Он разработал методику обучения игре на музыкальных инструментах, отобрал репертуар, удобный для исполнения в детском оркестре, предложил правила инструментовки этого репертуара. Н.А.Метлов, не уменьшая важности слушания музыки, пения и ритмических движений, подчеркивал значимость работы по элементарному музицированию с детьми дошкольного возраста, так как этот вид деятельности наиболее продуктивный и изобразительный для дошкольников.

Совместно с Н.А.Метловым,  вопрос о значении элементарного музицирования, рассматривали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Румер, Е.А.Тихеева, О.П.Радынова.

Е.А.Тихеева отмечала, что игра на музыкальных инструментах, как на занятиях, так и в повседневной жизни обогащает впечатлениями дошкольников, развивает их музыкальные способности, волю, воображение.

О.П.Радынова в методическом пособии «Музыкальное воспитание дошкольников» отмечает, что эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности, так как она необходима для осмысления музыкального содержания произведения.

Проанализировав подходы разных авторов к данному вопросу, мы пришли к убеждению, что музыкальные способности развиваются непосредственно в музыкальной деятельности. Важно чтобы педагог в своей работе осознал приоритетные цели и задачи, понимал в чем выражается основной эффект развития музыкальности детей.

Глава 2. Система работы по развитию музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.

2.1. Организация и содержание работы по развитию музыкальных способностей детей 5-7 лет посредством элементарного         музицирования в ДОУ.

        «Элементарное музицирование – первоначальная ступень в развитии музыкальности ребенка, его музыкального творчества. Приобщаясь к музицированию, ребенок открывает новое для себя, а для окружающих – новое в себе» (Н.А.Ветлугина)

        Изучив и проанализировав различные подходы к вопросу развития музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, мы определили для себя приоритетной работу по элементарному музицированию, в тесном взаимодействии с пением, движением, восприятием музыки.

        Любая работа требует системности, тщательного планирования, организации и создания соответствующих условий для реализации поставленной цели и задач. Поэтому нами была разработана система работы по данному направлению. За основу была взята программа К.В.Тарасовой «Гармония», раздел: «Игра на детских музыкальных инструментах», разработано тематическое планирование для работы со старшими дошкольниками.

        В основе программы лежит идея элементарного музицирования как синкретической деятельности. Наш собственный подход заключается в реализации этой идеи на основе принципа «удовольствия», который сегодня признается учеными не только как основа развития психики, но и жизни человека в целом. Мы считаем, что приобщение детей к музыке разных эпох и стилей, через игру на инструментах, ведет к удовлетворению их эстетических потребностей, развитию музыкальных способностей.

        Система работы по развитию музыкальных способностей детей, посредством элементарного музицирования, включает два приоритетных направления: обучение на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время.

        Каждое направление работы наполнено определенным содержанием и подчинено конкретной цели и задачам.

        Основная цель нашей работы: развивать музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста посредством игры на музыкальных инструментах.

Задачи:

  1. Помочь детям войти в мир музыки, ощутить и пережить ее чувственно;
  2. Способствовать развитию музыкальных способностей через практическое усвоение музыкальных знаний (игру на инструментах);
  3. Закреплять навыки совместной игры в ансамбле и оркестре детских музыкальных инструментов.

Мы убеждены, что осуществить поставленные задачи возможно лишь на основе комплексного развития музыкальности детей: эффективного развития ритмического и ладового чувства, тембрового, динамического, интонационного слуха, социально-коммуникативных качеств.

Поставленные задачи реализуются нами в условиях специально организованного учебно-образовательного процесса, основной формой которого является музыкальное занятие.

В зависимости от содержания музыкальных занятий, целей и задач, которые на них решаются, они подразделяются на несколько типов: традиционные, доминантные, тематические, комплексные.

Мы считаем, что применение разнообразных типов музыкальных занятий в определенной системе, позволяет сделать процесс музыкального воспитания наиболее эффективным. Традиционные музыкальные занятия позволяют, экономично используя время, приобщать детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая различные интересы и потребности детей. Здесь происходит обучение, повторение и закрепление определенных знаний в тесной взаимосвязи различных видов детской музыкальной деятельности (восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах).

Более углубленно подойти к решению задач элементарного музицирования помогает доминантное занятие. В структуре такого занятия преобладает один из видов музыкальной деятельности. Важная роль отводится восприятию музыки, кроме того, привлекаются другие виды музыкальной деятельности, если это необходимо для реализации проставленных задач.

Тематические музыкальные занятия отличаются тем, что весь музыкальный материал по всем видам музыкальной деятельности мы объединяем определенной темой. Активность детей на таком занятии значительно повышается. Помимо музыкального материала мы широко используем произведения устного народного творчества, предметы изобразительного искусства: картины, репродукции, художественные фотографии, все, что делает занятие ярким, привлекательным, запоминающимся.

Отличительной особенностью комплексных музыкальных занятий является синтез различных видов искусств, а характерным признаком – объединение учебных заданий и художественного материала вокруг определенной темы. Все виды художественной деятельности на таком занятии объединены единым художественным образом. Это позволяет детям постепенно осознать, что один и тот же образ или явление можно выразить разными художественным средствами в различных видах музыкальной деятельности.

В зависимости от поставленных целей и задач занятия подразделяются на фронтальные (решаются общие задачи для всей группы детей), подгрупповые (отрабатываются определенные навыки), индивидуальные (отработка сольных партий, приемов игры, наверстывание отставаний в развитии музыкальных способностей).

Наблюдая за развитием детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что двух музыкальных занятий в неделю для полноценного музыкального развития недостаточно. Знания и умения, полученные на занятиях, по нашему мнению, обязательно должны подкрепляться в  повседневной жизни.

Следовательно, нужно было искать другие формы работы по приобщению детей к игре на музыкальных инструментах, которые могли бы дополнить работу, проводимую на музыкальных занятиях. И такой формой стала музыкальная деятельность вне занятий, а именно: взаимное обучение детей, самостоятельная музыкальная деятельность в группе, организация концертной деятельности дошкольников, работа с педагогическим коллективом.

Для организации работы в свободное от занятий время, нами был составлен тематический план работы, где предусматривалось использование нетрадиционных форм сотрудничества детей и взрослых и активизация творческой деятельности всего педагогического коллектива.

Проводя исследование развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, мы стали чаще посещать группы с целью наблюдения за самостоятельной деятельностью дошкольников. Результаты наблюдения анализировали, предлагали варианты для проведения сюжетно-ролевых игр, методы и приемы педагогического руководства деятельностью детей.

Особое внимание в организации самостоятельной музыкальной деятельности мы уделяем наличию дидактического и наглядного материала, музыкальных инструментов, использованию технических, звуковых и экранных пособий, нотного и книжного материала по данному направлению в каждой возрастной группе.

Проводником музыки в повседневную жизнь детского сада является воспитатель, обладающий широким кругозором, понимающий задачи музыкального воспитания детей, обладающий музыкальной культурой. Чтобы научить детей, помочь им в проведении и организации музыкальных игр, он должен сам правильно исполнять детские песни, легко и красиво двигаться под музыку, играть на детских музыкальных инструментах. Поэтому нами планомерно проводятся занятия по обучению воспитателей пению, танцу и музицированию.

Совместно с руководством ДОУ была разработана схема работы музыкального руководителя с педагогическим коллективом. В течении нескольких лет воспитатели работали по данной схеме, с удовольствием отмечая растущий уровень музыкальных способностей детей, старались разнообразить музыкальную жизнь в детском саду.

Есть в саду хорошая традиция: бывшие воспитанники приходят в гости в детский сад. Многие из них занимаются в различных кружках, учатся в музыкальной школе. Мы стараемся использовать выступления учеников и ответные выступления детей нашего детского сада для обмена опытом и общего музыкального развития. Подобные встречи являются действенным средством в проведении параллели приемственности между ДОУ и школой. Дошкольники активно выступают и играют в оркестре на праздничных утренниках, развлечениях, перед другими детьми и родителями, на концертах в школах и других детских садах, принимают участие в городских и окружных конкурсах и фестивалях.

Вопросы о развитии музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, в том числе игре на музыкальных инструментах, регулярно выносится на родительские собрания, где родители получают консультации методического и практического характера, смотрят выступления детского оркестра.

Помимо вышеперечисленных форм работы, нами широко используется комплексный подход в закреплении умений игры на инструментах, на занятиях ИЗО, театрального кружка, хореографии. Дети исполняют знакомые музыкальные композиции для создания особой атмосферы таких занятий, иллюстрируют какой либо сюжет или исполняют музыкальное произведение для танца.

Мы считаем, что наличие разнообразных форм музыкальной деятельности в ДОУ, является важным условием развития музыкальности детей, способствует формированию собственного отношения к окружающему, созданию своего неповторимого в музыкальной деятельности.

2.2. Методика работы по обучению детей старшего дошкольного возраста игре на детских музыкальных инструментах.

        Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является подготовительным этапом для игры в оркестре. Подготовительная работа начинается с младшей группы, где мы знакомим детей с шумовыми музыкальными инструментами, учим простейшим приемам игры на них. В ходе обучения дети начинают осознавать ритмическую пульсацию музыки, учатся маршировать, хлопать в ладоши в такт музыке, притопывать одной ногой, выполнять равномерные удары в бубен.

        В средней группе дети могут показывать ритмический рисунок жестом в виде свободного тактирования или похлопывания по коленкам. Мы учим детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, нами используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх и вниз, на месте (музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок бабочка и т.д.)

        В зависимости от характера музыки ритм может исполняться на каком-либо ударном инструменте, впервые происходит знакомство с металлофоном и игра на одном звуке простых попевок.

        Наиболее синтезивным для развития музыкальных способностей детей считается старший дошкольный возраст. В этом возрасте совершенствуются все психические и волевые процессы, деятельность приобретает произвольность и планомерность, закрепляются знания и умения, полученные в предыдущих группах. Для закрепления понятия ритмического рисунка мелодии мы проводим аналогию с контуром рисунка в живописи. При этом обращаем внимание на то, что в ритмическом рисунке мы слышим короткие и долгие звуки, которые тоже можно записывать: короткая палочка – короткий звук, длинная – долгий звук.

        Наибольший развивающий эффект достигается при обучении старших дошкольников игре по слуху. Этот способ очень трудоемкий и требует постоянного развития ладового и ритмического чувства, серьезной слуховой подготовки. Для упражнений на развитие музыкального слуха используем упражнения из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной, представленного в виде попевок, подобранных по принципу постепенного сужения различаемых интервалов (от октавы до примы).

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах подразделяется нами на три этапа:

  1. этап – подготовительный;
  2. этап – основной;
  3. этап – этап закрепления знаний и умений.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах по слуху, построена на постепенном расширении диапазона исполняемых попевок. Пропевание мелодии помогает детям лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления. Поэтому важно побуждать детей подпевать во время игры, чтобы они могли ориентироваться на свое пение. Если ребенок интонирует не чисто, но может воспроизвести на металлофоне мелодию, состоящую из нескольких звуков, то одновременная с пением игра способствует постепенному подстраиванию голоса к звукам инструмента, то есть – чистому пению. Такой прием способствует развитию слуха и слуховой координации.

Одновременно с работой над развитием ладового и ритмического слуха, музыкально-слуховых представлений мы обучаем детей приемам звукоизвлечения. Учим правильно держать молоточек, направлять удар в середину пластины металлофона, не задерживать молоточек на пластине, а быстро снимать его (как подпрыгивающий мяч).

Для осознания соотношений длительности звуков мелодии, нами применяется прием моделирования на фланелеграфе с помощью длинных и коротких полосок, прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведения его на музыкальном инструменте. После того как дети научились передавать ритмический рисунок разных мелодий, построенных на одном звуке, освоили приемы игры на металлофоне, мы переходим к игре попевок на двух соседних звуках. Чтобы облегчить детям понимание расположения звуков по высоте, нами применяются следующие приемы:

  • выкладывание звуков – кружочков на разной высоте на фланелеграфе;
  • показ рукой движения мелодии;
  • прием «немой клавиатуры» (нарисованной), где ребенок показывает расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

Если детям сразу трудно найти первый звук, с которого начинается мелодия, около него мы наклеиваем цветной кружочек. Постепенно задания для детей усложняются, от игры на двух соседних звуках, до различения движения мелодии вниз через ноту, диапазон пьес для музицирования расширяется. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, мы учитываем возрастные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают простые мелодии, с другими требуется более детальная подготовительная работа.

После того как металлофон освоен, мы приобщаем детей к игре на  других мелодических инструментах: струнные, духовые. На этом этапе очень важно сочетание фронтальной подгрупповой и индивидуальной работы. Освоение новых инструментов мы начинаем с уже знакомых попевок и мелодий. Важно, чтобы дети почувствовали выразительные возможности новых инструментов, научились использовать разнообразие тембровых красок.

Итоговым этапом в обучении детей игре на музыкальных инструментах мы считаем музыкально-исполнительскую деятельность детей в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить их музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности. На этом этапе важно научить детей слышать  себя как часть общего оркестра, соотносить свою игру с игрой других детей, развивать чувство ансамбля.

Заключение.

        Обучая детей старшего дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах, по определенной системе в течении нескольких лет, мы регулярно отслеживаем уровень развития музыкальных способностей дошкольников (ладовое, ритмическое чувство, музыкально-слуховые представления). Диагностическое исследование проводилось нами в виде наблюдения за детьми на музыкальных занятиях и выполнения индивидуальных игровых заданий в свободное время.

        Предварительно, с учетом возрастных возможностей детей, нами были разработаны: диагностические таблицы, показатели развития музыкальных способностей детей, критерии оценки. Диагностическое исследование в подготовительной группе проводилось в три этапа: в начале учебного года (сентябрь) – вводная, середина года – промежуточная (январь) и в конце учебного года (апрель-май) – итоговая диагностика.

        Индивидуально с каждым ребенком, в привычной обстановке, проводилась игра «Помоги Незнайке». Дети выполняли игровые задания по трем показателям: развитие ладового чувства, ритмического чувства, музыкально-слуховых представлений. Данные, полученные при исследовании, фиксировались в соответствующих таблицах. Для определения музыкальных способностей мы использовали следующую систему оценки:

В – высокий уровень: ребенок правильно выполнил все задания самостоятельно или при незначительной помощи педагога;

С – средний уровень: ребенок не справился с одним заданием, а второе выполнил с помощью педагога;

Н – низкий уровень: ребенок не справился с двумя заданиями, а третье выполнил с помощью педагога.

        Данные, полученные в результате диагностического исследования, по каждому ребенку и всей группе детей в целом, тщательно изучались и анализировались. Полученные результаты диагностики учитывались в планировании, корректировке содержания обучения на перспективу и определении результативности работы на конец исследования.

        По результатам диагностики нами были составлены сводные таблицы и диаграммы развития способностей детей в динамике. Индивидуальная диагностика позволила нам спланировать работу с детьми по тем показателям, которые у них отстают от остальных и задерживают развитие музыкальности в целом. Групповая диагностика дала общую картину развития музыкальности всей группы детей и показала общие проблемы в музыкальном развитии, что помогло спланировать дальнейшую работу по данному направлению.

        Проанализировав начальный, промежуточный и итоговый диагностический срез, мы пришли к заключению, что уровень развития музыкальных способностей детей по всем трем показателям на конец исследования значительно вырос. Низкий уровень развития музыкальных способностей показали: на начало учебного года 13% детей, на середину года 0%, на конец года 0% детей. Средний уровень показали: на начало учебного года 77% детей, на середину года 77%, на конец года 39% детей. Высокий уровень на начало года – 6% детей, на середину года 23%, на конец года 61% детей.

        Представленные данные свидетельствуют о значительном росте музыкальных способностей детей на конец исследования, что подтверждает результативность нашей работы. Наше предположение о том, что создание определенных условий, систематическая и планомерная работа по элементарному музицированию в ДОУ, служит развитию основных музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста подтвердилось, цель достигнута, поставленные задачи решены. По результатам проведенной работы сделаны следующие выводы:

  1. Инструментальное музицирование является важным источником познания музыкальных явлений и закономерностей, постижения средств музыкальной выразительности, развивает воображение, внимание, волю к преодолению трудностей, чувство ответственности за общее дело.
  2. Интерес к игре на музыкальных инструментах у детей усиливается по мере того, как они овладевают этими инструментами и уверенно чувствуют себя при исполнении произведений.
  3. Инструментальное музицирование повышает интерес дошкольников к занятиям музыкой.
  4. Ансамблевая игра, сочинение и подбор мелодий по слуху позволяет успешно развивать у детей звуковысотный, тембровый и ритмический слух, а игра в ансамбле с другими инструментами – ладовое чувство. Что является основой музыкальности.

Так как игра на инструментах в ансамбле и оркестре является одним из самых любимых видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и в ней развиваются и реализуются музыкальные способности и исполнительские возможности всех детей, независимо от их одаренности, мы планируем в перспективе продолжить работу в данном направлении со средней до подготовительной группы.

Литература

  1. Агажанов А.П. Воспитание музыкального слуха  / А.П.Агажанов. – М.:Музыка, 1985. – 120с.
  2. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В.Асафьев. – Л.:Питер, 1999. – 98с.
  3. Бороздиков А. Обучение игре на детских музыкальных инструментах / Алексей Бороздиков // Дошкольное воспитание. – 1991. - №9. – С.106 – 108.
  4. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р.Болотина. – М.: Академия, 1997. – 232с.
  5. Бонфельд М.Ш. Вопросы методики, теории, истории музыкального воспитания / М.Ш.Бонфельд. – Архангельск: Правда Севера, 1995. – 129с.
  6. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1989. – 269с.
  7. Ветлугина Н.А. Детский оркестр / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1979. – 65с.
  8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь / Н.А.Ветлугина. – М.: Просвещение, 1990. – 129с.
  9. Девятова Т.Н. Звук-волшебник / Т.Н.Девятова. – М.: Линка-Пресс, 2006. – 206с.
  10. Доронова Т.Н. Детям об искусстве / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 1999. – 40с.
  11. Дубровская Е.А. Музыкальное развитие ребенка / Е.А.Дубровская. – М.: Школьная пресса, 2005. – С. 5-8.
  12. Дубровина И.В. Возрастная педагогическая психология / И.В.Дубровина. – М.: Академия, 1999. – 312с.
  13. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста / А.Н.Зимина. – М.: Владос, 2000. – 304с.
  14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 752с.
  15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А.Козлова. – М.: Академия, 2000. – 409с.
  16. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н.Г. Кононова. – М.: Просвещение, 2001. – 95с.
  17. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л.Кряжева. – Ярославль: Детство Пресс, 2000. – 208с.
  18. Метлов Н.А. Музыка детям / Н.А.Метлов. – М.: Просвещение, 1995. – С. 45-46.
  19. Мерзлякова С. Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста / Светлана Мерзлякова // Музыкальный руководитель. – 2007. - №5. – С.16.
  20. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А.Михайлова. – Я.: Академия развития, 2006. – 238с.
  21. Петрушин В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. – М.: Владос, 1997. – 384с.
  22. Радынова О.П. Слушаем музыку / О.П.Радынова. – М.: Просвещение, 1990. – 448с.
  23. Савченко Е.Г. Об эстетическом воспитании детей / Е.Г.Савченко. – М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. – 45с.
  24. Тарасова К.В. Музыкальное развитие детей / К.В.Тарасова. – М.: Просвещение, 1996. – 264с.
  25. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий способностей и одаренности / Б.М.Теплов. – М.: 1978. – 321с.
  26. Тютюнникова Т.Э. Элементарное музицирование с дошкольниками / Т.Э.Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – 2005. - №2. – С.2.
  27. Тютюнникова Т.Э. Вездесущий ритм / Т.Э.Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – 2004. - №2. – С.2.
  28. Тютюнникова Т.Э. Детская симфония «Игрушки-погремушки» / Т.Э.Тютюнникова // Музыкальный руководитель. – 2007. - №3. – С.2.
  29.  Элементарное музицирование: музыка, речь, движение: программа для  дошкольников / сост.Т.Э.Тютюнникова. – М.: Дрофа, 2003. – 34с.
  30. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия / П.М.Якобсон. – М.: Просвещение, 1984. – 205с.
  31. Ярошевский М.Г. Идеи Б.м.Теплова о переживании, как феномене культуры / М.Г.Ярошевский // Вопросы психологии. – 1997. - №5. – С.10-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

В данной статье рассказано о влиянии игры на ДМИ на музыкальное развитие детей дошкольного возраста...

Развитие мелкой моторики через игру на детских музыкальных инструментах

Чем раньше ребенок познакомится с миром музыки, тем ярче и многограннее будут его творческие способности. Его характер будет более доброжелательным и открытым, ведь музыка смягчает агрессивность...

Развитие музыкальных способностей детей через игру на детских музыкальных инструментах

Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде психического развития дошкольника в процессе творческой деятельно...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "Развитие музыкальности детей посредством обучения игры на детских музыкальных инструментах "

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Через восприятие красоты окружающего мира ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых формируются чувст...

Статья "Развитие чувства ритма у дошкольников через игру на детских музыкальных инструментах

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах   ...