семинар "Исследовательская деятельность у дошкольников"
консультация на тему

Муртазина Розалия Решатовна

материалы к семинару

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminarword.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

                СЕМИНАР

Тема: « Исследовательская деятельность у дошкольников»

                                        План:

1.Актуальность и значимость познавательно – исследовательской деятельности в развитии ребенка.

2.Практика педагогической  образовательной  деятельности с использованием познавательно – исследовательской деятельности.

3.Заключение.

4. Литература.

        « Прежде чем давать знания,

        Надо учить думать,

        Воспринимать, наблюдать».

        В.Сухомлинский

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста? Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые предметы, стремятся узнать не только их название, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами  наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к её пониманию. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения , на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в  раннем детстве в недрах предметно – манипулятивной  деятельности, представляя собой просто, как бут – то «бесцельное» экспериментирования с вещами.

        В возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно –символического материала.

        В 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а  образно – символический материал начинает занимать  больше места.

        В 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно – символическому материалу могут  вводиться простейшие элементы нормативно- знакомого материала.

        В 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.

Рассмотрим детей в возрасте от 2 до 3 лет. Их исследовательские действия встроены в предметно –  манипулятивную  деятельность. Дети находятся во власти  внешней ситуации, их действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы должны быть представлены яркими и привлекательными,  чтобы вызвать интерес ребенка.  Объекты с подчеркнутыми физическими свойствами ( цвет, форма, величина ). К таким объектам относятся : наборы объёмных геометрических тел, различные по цвету и величине, доски – вкладыши с основными формами ( круг, квадрат, треугольник ), крупные цветные мозаики, пирамидки, шнуровки , молоточки).Полезно включить несколько игрушек – забав с  простой, однозначной зависимостью эффекта ( светового, звукового ,двигательного ) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, манкой, фасолью. Для детей данного возраста необходимы простые материалы. Это наборы картинок с изображениями простых  геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, парные картинки для сравнения. Размещение материала для познавательно – исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов может быть стационарно расположено на специальном дидактическом столе. Экспериментирование осуществляется во всех  сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание .

Подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, листопад. Провести простейшие опыты с водой: - Почему осенью бывает грязно?

Материал: Пульверизатор с водой, чашка с землей.

Ход опыта: В чашку с землей набрызгать воды ( идет дождик ). Пощупали руками образовавшуюся грязь.

Сделали вывод: При соединении воды с землей образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.

Наблюдая сильный дождь из окна  , дети видели, как стекает вода по стеклам, какие лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает  разный ( холодный, теплый, моросящий, ливневый ).Чаще всего дождь идет тогда, когда  на небе появляются тучи, но  бывает иногда  светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он теплый и быстро проходит. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из-под крана и лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а  из лужи для питья, не подходит . Зато в этой луже может помыть свои крылья воробей. Чтение стихотворения А . Барто  «Воробей».

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно  – исследовательную функцию , создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Например: в ходе реализации образовательного  проекта «Осень», при знакомстве с овощами провести с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого проекта дети узнают, что картошка тонет, а  помидор и лук плавают.

При знакомстве с овощами дети определяли  их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая.  И из рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья. При знакомстве с цветами исследуют не только форму цветов, форму листьев, но и запахи. При решении социально – проблемной  ситуации в повседневной жизни  на прогулке, была смодулирована проблема «Как достать листик». В ходе этого эксперимента, часть детей подпрыгивали, другие использовали подручный материал: палочки, веточки, скамейку. А часть детей так и не смогли решить эту проблему.

Н.Н.Поддьяков  выделяет два основных вида ориентировочно – исследовательской деятельности:

1.Активность исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строит свою деятельность.

2.Ориентировочно – исследовательская деятельность организуется взрослым.

На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.

        Литература:

1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной  программе дошкольного образования. Приказ от 23 ноября 2009 года № 655.

2.Акимова Ю.А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. Творческий Центр Сфера 2007 год.

3.Дыбина О.В. Неизведанное  рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.

4.Рыжова Н. Игра с водой и песком.

5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под. ред. Л.Н.Прохоровой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников «Жидкости и растворы».

Конспект НОД опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников   «Жидкости и  растворы»....

Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».

Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками для старших дошкольников «Дети войны»

Цель: формирование патриотических чувств, интереса к прошлому России.Задачи:-Расширить представления детей о Великой Отечественной войне.-Закрепить знания детей о тех, кто и как защищал нашу Роди...

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников как средства социализации дошкольников.

Модель организации игровой деятельности младших дошкольников (далее – Модель) представляет из себя некую систему компоновки игр различного вида и направленности, демонстрирует педагогическим раб...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группе

Конспект НОД по изобразительной деятельности, с учётом интеграции театрализованной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: «Волшебный лес».Цель: Развитие творческой самостоятель...