Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка в обществе.
статья на тему

Плесковская Евгения Валерьевна

семейное воспиттание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка в обществе.
        Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится на людях, каковы его манеры. Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения в обществе. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. 
        Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
        Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.
        Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.

В соответствии с этими компонентами можно выделить следующие задачи  воспитания культуры поведения у детей, которые стоят перед родителями:
        1. Формирование культуры деятельности.
        Она проявляется в поведении ребенка на занятиях, в свободной деятельности, в выполнении трудовых поручений дома и в детском саду, в привычке доводить до конца начатое дело, в воспитании уважения к людям и результатам их труда.
        2.  Формирование культуры общения. 
        Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
        3. Формирование культуры речи.
        Подразумевает наличие достаточного запаса слов, умение говорить, выражать свои мысли, сохраняя спокойный тон. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, воспитанность. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску, смысл сказанного.
        4. Формирование навыков личной и общественной гигиены. 
        Ребенок должен уметь следовать элементарным правилам личной гигиены, следить за чистотой и опрятностью своих вещей и внешнего вида.
        Решение всех задач по формированию культуры поведения помогает общению ребенка с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями.
        Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
        Чтобы воспитать культуру поведения у ребенка, родителям, прежде всего надо самим вести себя культурно.
        Ребенок копирует поведение взрослых, подражает им, берет с них пример. Поэтому родители воспитывают, прежде всего, своим собственным поведением, отношениями с другими членами семьи и друг с другом. Дети видят и то, что мы хотим скрыть от них.
        
Правили этики общения с ребенком в семье.
Не подозревайте дурного; не высмеивайте; не выслеживайте; не выспрашивайте; не подшучивайте; не принуждайте к откровенности; создавайте атмосферу покоя, доверия, безопасности в доме; созидайте навыки общения в доме по принципу открытости; давайте право на собственный опыт.

        Фактически так у ребенка в семье  формируются культура деятельности, общения и речи, а также навыки личной гигиены. Кроме того, семья закладывает основу нравственного поведения. С детских лет каждый из нас знает «что такое хорошо и что такое плохо». И все это благодаря родителям и другим близким родственникам. Формирование любознательности и творческих интересов тоже формируется в семье. Каждый ребенок любознателен.

         У детей дошкольного возраста любознательность проявляется в виде бесконечных вопросов об окружающем мире, отвечая на которые родители стимулируют познавательный интерес своего ребенка. С дошкольником можно ходить в музеи и на выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение таких мероприятий прививает любовь к культуре и искусству, а также развивает творческие интересы ребенка. Обучение развитие познавательных способностей начинается гораздо раньше, чем думают некоторые родители: улыбка матери новорожденному ребенку; уход за ним; ответы на вопросы маленького почемучки; совместное чтение книг; просмотр развивающих телепередач; даже обычное общение обучают ребенка. Эти простые занятия рассказывают детям о жизни в семье и большом мире за ее пределами. Но семейное воспитание не всегда приносит положительные результаты  и благотворно влияет на развитие личности ребенка. Иногда взаимоотношения с родителями оказываются травмирующими и по прошествии лет вспоминаются уже взрослым человеком как некий печальный опыт. Многое при этом зависит от стиля семейного воспитания.

Список использованной литературы:

1.Бодалев А.А. Популярная психология для родителей. - М., Педагогика 1988.

2.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1995.

 3.Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников // Вопр. психол. 1984. № 3. С. 53—59.

4. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание. - М., Просвещение 1990г.

5. Матейчек З. Родители и дети.- М., 1992.

6. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. - М., 1990.

7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.. 1996.

Якобсон С. Г. Становление психологических механизмов этической регуляции // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «О воспитании культуры поведения ребенка в семье»

О человеке вежливом, внимательном к окружающим, скромном, умеющим красиво держать себя, мы говорим: "Хорошо воспитанный человек"....

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Дети являются гордостью своих родителей...

«Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка»

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребёнок ведёт себя, как держится н...

консультация для родителей«Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка»

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые н...

Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

Что делать родителям, чтобы их ребенок вырос культурным....

Доклад «Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка»

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые н...