Игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений.
картотека (подготовительная группа) на тему

Орлашова Ольга Викторовна

Игры и упражнения, способствующие развитию основных коммуникативных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения,

способствующие развитию основных

коммуникативных умений

Игры, направленные на знакомство с основными эмоциями человека. Они помогают лучше осознавать собственные эмоциональные проявления, а также понимать и чувствовать эмоции других людей.

«Настроение»

В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. Ведущий (взрослый) бросает его одному из детей, называя при этом, какое – либо настроение, состояние или эмоцию. Ребёнок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение.

Например:

  • весёлый – грустный;
  • добрый – злой;
  • тёплый – холодный;
  • ясный – тёмный (мрачный);
  • медленный – быстрый;
  • тихий – шумный;
  • красивый – безобразный;
  • сильный – слабый.

«Мое настроение»

Развитие     умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо  цветком, животным, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Мимическая гимнастика»

Ребёнку предлагается выполнить несколько простых упражнений для развития мимических мышц лица

  • сморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться;
  • сдвинуть брови, нахмуриться  (недовольны, сердимся) расслабиться;
  • полностью расслабить брови, закатить глаза (равнодушие), расслабиться;
  • расслабить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, всё тело напряжено (страх), расслабиться;
  • расслабить веки, рот, щёки, опустить уголки губ (лень), расслабиться;
  • расширить брови, сморщить нос (брезгливость), расслабиться;
  • сжать губы, прищурить глаза (презрение), расслабиться;
  • улыбнуться, подмигнуть (робость, веселье).

 

Эти игры способствуют развитию языка жестов, мимики и пантомимики ребёнка, направлены на понимание того, что кроме языка, речи существуют и другие не менее важные средства эффективного взаимодействия.

«Испорченный телефон»

Эта игра для группы детей. Участники игры садятся в одну линию. Их задача передать слово, которое задумал первый ребенок, по цепочке как можно быстрее, шёпотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участник произносят начальный и конечный вариант задуманного слова. Дети сравнивают, насколько изменился его смысл, для чего каждый участник сообщает, что он слышал от своего товарища.

Игра направлена на понимание значения правильной, грамотной речи для общения с собеседником.

«Угадай-ка»

Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов, он изображает какой – либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.д.)  ребёнок пытается угадать, кого он показывает.

После нескольких сценок ребёнок сам пытается изобразить предметы без слов.

        Это упражнение помогает ребёнку осознать возможность и богатство «бессловесных движений».

Упражнения, направленные на осознание ребёнком самого себя, собственной индивидуальности. Игры способствуют развитию внимания к себе, своим чувствам, мыслям и переживаниям.

«Анкета»

Ребёнок отвечает на вопросы, взрослый записывает их. Перед тем, как дать анкету ребёнку, попробуйте заполнить её сами, отвечая за него. Сравнивая свои ответы с ответами вашего ребёнка, вы поймёте, на сколько хорошо вы его знаете и понимаете.

Вопросы:

  1. Мне сейчас… лет.
  2. Больше всего я люблю, когда…
  3. Я очень не люблю…
  4. Когда я выросту, я стану…
  5. Лучше всего я умею…
  6. У меня пока не получается…
  7. Я очень хочу научиться…
  8. Моё любимое время года…
  9. Моё любимое занятие…

10. Моя любимая игрушка…

11. Моя любимая игра…

12. Моего лучшего друга (подругу) зовут…

13. Моя любимая телепередача…

14. Мой любимый мультфильм…

15. Мой любимый цвет…

16. Моя любимая книга…

17. Моя любимая песня…

18. Мой любимый писатель…

19. Больше всего я люблю быть с…

     

Эти игры направлены на двигательное раскрепощение и преодоление замкнутости, пассивности, скованности ребёнка во время общения.

«Зеркальный танец»

Встаньте с ребёнком в пару. Включите музыку, которая вам больше всего нравится. Взрослый начинает танец, выполняя несложные движения. Задача ребёнка – повторить их, как будто в зеркальном отражении. Когда ребёнок почувствует себя более свободно, предложите ему стать ведущим в паре.

«Изображаем животное»

В течение нескольких минут вы, и ваш ребёнок превращаетесь в животное (любое). Вы должны стать этим животным, переняв его движения и издаваемые звуки. Ползайте, прыгайте, скачите, летайте, кричите, чувствуйте себя свободно и раскрепощено.

«Превращения»

Ведущий по кругу передает предмет (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Игры и упражнения, помогающие ребёнку увидеть и понять другого человека, партнёра по игре и общению. Они способствуют развитию навыков совместной деятельности, чувства общности, единения с группой, помогают сформировать внимательное и доброжелательное отношение к другим людям.

«Бюро находок»

Игра проводится с группой детей. Каждый ребёнок «теряет» какую-нибудь свою вещь (ботинок, шнурок, игрушку, пуговицу, заколку и т.д.) Все вещи собирает «Бюро находок». Директор бюро берёт по одной вещи, спрашивает водящего: «Что должен сделать этот растеряша?». Водящий стоя спиной, даёт задание каждому ребёнку (спеть, станцевать, рассказать стихи и т.д.), выполнив которое он получает из бюро свою вещь.

Игра помогает детям увидеть и оценить возможности и способности друг друга.

«Слепой и поводырь»

Упражнение выполняется в парах. Одному из игроков завязывают глаза. Второй участник водит «Слепого» по комнате, преодолевая вместе с ним различные препятствия. Важно показать и помочь почувствовать ту ответственность, которую несёт ведущий за состояние и благополучие ведомого.

Упражнение развивает чувство ответственности за другого человека, доверительное отношение друг к другу.

               

Игры и упражнения, направленные на осознание отношений внутри семьи, формирование тёплого отношения к членам семьи, сохранение чувства близости с родителями при естественном повышении самостоятельности ребёнка на осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими членами семьи.

«Разыгрывание ситуации»

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые сами выполняют различные роли. Для разыгрывания можно использовать следующие ситуации:

  • Вечер в семье;
  • Праздник в семье;
  • Мама и папа поссорились, попробуй их помирить;
  • Как поднять родителям настроение.

«Дочки - матери»

Эта игра полезна, как для девочек, так и для мальчиков, которые охотно выполняют в ней «мужские» роли. Как известно, дети в своих играх подражают тому, что видят в своём окружении. Поэтому, наблюдая за игрой вашего ребёнка, вы в зеркале, видите те образы поведения, которые сами демонстрируете ему.

«Нарисуй семью»

Эта игра может очень многое рассказать о вашем ребёнке и его отношениях с родителями.

Задание: ребёнок должен нарисовать всю семью.

Упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими

«Кто лучше разбудит»

Один ребёнок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами, разными прикосновениями), но всякий раз ласково.

В конце упражнения дети все вместе решают, кто будил «кошечку» наиболее ласково.

«У кого больше «любимок»?»

Ведущий говорит о том, что у каждого человека есть много «любимок» - людей, которых они любят. Предлагается конкурс: назвать как можно больше своих «любимок», то есть любимых людей. При обсуждении делается вывод о том, как хорошо, когда у человека много людей, которых он любит.

«Покажу, как я люблю»

Ведущий говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в её сыночка, и они показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внучка» и т.д.

В конце упражнения  обсуждается, кто и как сумел удачнее всех показать, «как он умеет любить».

«Подарок на всех»

(Цветик-семицветик)

Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?»

Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад и восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешся ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы….

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание.

Упражнения, направленные на повышение самоуважения ребёнка

«Здравствуй, я котик!»

Ведущий держит в руках мягкую игрушку – котёнка. Он предлагает детям по очереди поздороваться с котиком. Каждый ребёнок жмет ему лапу и представляется, называя себя ласковым именем, например: «Здравствуй, котёночек, я Сашенька».

«Ау!»

Один ребёнок поворачивается спиной к группе – он потерялся в лесу. Другие по очереди кричат «Ау!». Потерявшийся ребёнок должен догадаться, кто его позвал, кто о нём позаботился.

«Кто в домике живёт?»

Дети «забираются» в домики – для этого каждый ребёнок смыкает руки уголком над своей головой в виде крыши. Ведущий «стучится в каждый домик» со словами: «Кто-кто в домике живёт?» Ребёнок называет своё имя. Потом ведущий спрашивает каждого ребёнка: «Что ты любишь больше всего?», «В чем ты самый – самый лучший?» и т.д., а ребёнок отвечает на эти вопросы.

«Волшебный стул»

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные,  ласковые слова.

Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят  о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

«Книга моих подвигов»

Цель содействовать повышению самооценки детей.

       
Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как ребенок совершает подвиг — побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это происходит. После этого каждый ребенок придумывает и рисует «свой собственный подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.

Упражнения, направленные на снижение

 у детей агрессивности и страхов

«Мячик»

Ребёнок садится на корточки, голову прижимая голову к коленям. Взрослый «лепит» из него мячик, поглаживая его с разных сторон. Если ребёнок легкий, «мячик» можно поднять несколько раз верх. Если присутствующих двое (взрослых), «мячик» можно покидать друг другу.

«Кто лучше разбудит»

Ведущий изображает дрессировщика, а дети – дрессированных собачек, лошадей, потом – тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика, а тигры даже рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика, но он заставляет их делать это. Потом дети и взрослый меняются ролями, роль дрессировщика они выполняют по очереди.

«Прогони Бабу - Ягу»

Ребёнка просят представить, что в стул залезла Баба – Яга, надо обязательно прогнать её оттуда. Она очень боится громких криков и шумов. Ребёнку предлагается прогнать бабу – Ягу, для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.

«Конкурс художников»

         Цель разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
       
Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые игрушки и т.п.
При этом можно устроить конкурс — чей персонаж выглядит добрее всех? 

«Картинная галерея»

Ведущий предлагает детям выбрать самого страшного персонажа и нарисовать его портрет таким, чтобы, взглянув, можно было рассмеяться. Портреты развешиваются на доске, и экскурсовод (ведущий) проводит экскурсию по картинной галерее, рассказывая о портретах так, чтобы вызвать смех.

«Я могу защитить…»

Цель формировать у детей способность использовать агрессивные действия в социально желательных целях.

Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить...». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры и упражнения как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Под театрализованными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».Было установлено, что театрализованные...

Игры и упражнения, способствующие развитию словесного творчества в старшем дошкольном возрасте.

     Дошкольный возраст важный период развития речи ребёнка. Именно  в  этом возрасте закладывается любовь и внимание к родному слову.  Старшие  дошкольники у...

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

Рекомендации в адрес родителей по развитию мышления у детей младшего и старшего дошкольного возрста....

Информационный буклет «Игры и упражнения способствующие развитию пространственных представлений будущего первоклассника».

Памятка для родителей по развитию пространственных представлний детей старшего дошкольного  возраста...

Мастер-класс "Театрализованные игры и упражнения, как средство формирования коммуникативных умений"

В материале отражена актуальноссть театрализованных игр.Даны примеры игр и упражнений на развите коммуникативных навыков....

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушение коммуникативных навыков»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙНА ТЕМУ: «Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушение коммуникативных навыков»...